Тема 1. Предмет и задачи курса «Финансовый менеджмент» .
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1. Предмет и задачи курса «Финансовый менеджмент» .

Лекция № 2. Финансовый менеджмент в системе управления предприятием.

 

1. Место, роль и взаимосвязь дисциплины "Финансовый менеджмент" с другими учебными курсами.

2. Значение финансового менеджмента в обеспечении эффективного управления, его практическая значимость. Рыночная среда и финансовый механизм предприятия.

3. Финансовый менеджмент как система управления. Финансовый механизм и его основные элементы. Основные направления финансового менеджмента на предприятии.

1. Место, роль и взаимосвязь дисциплины "Финансовый менеджмент" с другими учебными курсами.

 

Интенсивное развитие промышленности в начале ХХ века потребовало создания соответствующих законодательных основ взаимодействия отдельных хозяйствующих субъектов и банков. Управление финансами на предприятии тогда главным образом сводилось к обеспечению предприятия необходимыми средствами для его текущей деятельности, а также средств для роста предприятия. Осуществление безналичных расчетов обеспечивалось банками, они же принимали на себя в определенной степени и организацию фондового рынка. С ростом объемов и интенсивности денежного оборота, денежных выплат и поступлений через счета предприятий и кассу возникает необходимость упорядочения, регламентации функций управления денежными потоками.

Мировой экономический кризис 20-30-х годов со всей очевидностью показал необходимость эффективного, рационального управления экономическими процессами как в масштабах национальной экономики, так и на каждом конкретном предприятии. Крупное промышленное производство не могло далее развиваться без фондового рынка, коллективных форм владения собственностью, акционерного капитала.

Управление финансами как наука «финансовый менеджмент» сформировалось в 50-е годы ХХ столетия. Имея исключительную практическую направленность, финансовый менеджмент, вместе с тем, в основе своей предлагает современную теорию управления и финансов, бухгалтерский учет и финансовые вычисления, прочное правовое обеспечение.

Финансовый менеджмент может быть представлен как наука и как система управления.

Финансовый менеджмент как наука представляет собой систему знаний по эффективному управлению денежными фондами и финансовыми ресурсами предприятий и организаций для достижения стратегических целей и решения тактических задач. Как система управления, финансовый менеджмент организует, таким образом, взаимоотношения предприятия как внутри, так и за его пределами во имя достижения поставленной цели. В свою очередь это предполагает соответствующую мотивацию сотрудников предприятия, отвечающих за организацию и состояние финансов предприятий, соединения целей предприятия и субъекта управления – финансового менеджера, обеспечивает благодаря его личной заинтересованности в росте доходности через рост собственного благосостояния, а также возможностей карьерного роста.

Финансовый менеджмент позволяет ответить на вопросы: каки­ми должны быть структура активов, соотношение товарно-мате­риальных ценностей и денежных ресурсов, как организовать оборот­ные средства с целью наиболее эффективного их использования на всех стадиях кругооборота. Управление пассивами означает не толь­ко поиск возможных источников средств, но и формирование их оптимальной структуры, обеспечивающей максимальную отдачу на каждую единицу капитала предприятия.

 

Тема 2. Информационное обеспечение финансового менеджмента.

Тема 3. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски.

Решение задач.

Задача 1

Возможный ущерб в случае отсутствия сбыта продукции: по первому варианту — 10 млн. руб., по второму варианту — 5 млн. руб.

Вероятность реализации проекта вложения средств по первому варианту — 0,75, по второму варианту — 0,95.

Определить величину риска вложения средств по каждому из двух вариантов и выбрать наиболее приемлемый из них.

Задача 2

Возможный ущерб в случае отсутствия сбыта продукции: по первому варианту — 37 млн. руб., по второму варианту — 4 млн.руб.

Вероятность реализации проекта вложения средств по первому варианту — 3,56, по второму варианту — 3,78.

Определить величину риска вложения средств по каждому из двух вариантов и выбрать наиболее приемлемый из них.

Задача 3

Актив

Пассив

Основные средства 350 Собственный капитал 1 530
Запасы 1 380 Долгосрочные кредиты 400
Краткосрочная дебиторская задолженность 1 400 Краткосрочные кредиты 640
Краткосрочные финансовые вложения 490 Краткосрочная кредиторская задолженность, 1 250
Денежные средства 200 в том числе поставщикам 1 020
Баланс 3 820 Баланс 3 820

 

По данным баланса рассчитать показатели платежеспособности.

 

Задача 4

Актив

Пассив

Основные средства 250 Собственный капитал 1 250
Запасы 1 490 Долгосрочные кредиты 500
Краткосрочная дебиторская задолженность 1 800 Краткосрочные кредиты 270
Краткосрочные финансовые вложения 320 Краткосрочная кредиторская задолженность, 1 960
Денежные средства 330 в том числе поставщикам 1 110
Баланс 2 620 Баланс 4 390

По данным баланса рассчитать показатели финансовой устойчивости.

 

Тесты для самопроверки:

 

1. Основным принципом управления фондовым портфелем предприятия яв­ляется:

a. диверсификация структуры портфеля.

b. максимизация доходности портфеля.

c. максимизация надежности портфеля.

2. Кредитные риски характерны для деятельности:

a. только лицензированных банков;

b. любых банков и небанковских институтов;

c. любых предприятий.

3. Наиболее распространенным вариантом стратегии управления финансо­выми рисками предприятия выступает:

a. высокорисковая стратегия.

b. стратегия диверсификации рисков.

c. стратегия минимизации рисков.

4. Наиболее опасной формой потерь от наступивших рисков выступают:

a. дополнительные затраты.

b. прямой ущерб.

c. упущенная выгода.

5. Наиболее распространенным методом профилактики финансовых рисков предприятия выступает:

a. диверсификация рисков по группам клиентов.

b. диверсификация рисков по видам операций.

c. эффективный маркетинг.

6. Наиболее распространенным методом компенсации потерь от наступив­ших финансовых рисков предприятия выступает:

a. создание собственного финансового резерва.

b. страхование финансовых рисков.

c. использование заемных средств.

7. Наиболее эффективным методом противодействия финансовым рискам предприятия выступает:

a. их профилактика.

b. наименее затратная компенсация возможных потерь.

c. полный отказ от рискованных операций.

8. Инвестиционный портфель, сформированный по критерию максимизации уровня инвестиционной прибыли в текущем периоде вне зависимости от темпов прироста инвестируемого капитала, в долгосрочной перспективе представляет собой:

a. портфель дохода.

b. портфель роста.

 

Контрольные вопросы:

1. Перечислите виды анализа оценки финансовых рисков.

2. Какие факторы влияют на степень риска?

3. Какими методами производится качественный анализ?

4. Методы определения размеров отдельных рисков при количественном анализе.

5. Перечислите ряд ограничений метода страхования.

6. В чем заключается суть самострахования?

7. Что позволяет минимизировать механизм диверсификации?

8. Перечислите виды диверсификации.

9. Пути снижения валютного, депозитного и инвестиционного рисков.

Решение задач.

Задача 1

Рассчитать величину цены капитала фирмы при следующих условиях: общая величина капитала — 11200 руб., в том числе уставный капитал — 2 000 руб., нераспределенная прибыль — 800 руб., долгосрочные креди­ты — 7 400 руб. При этом: доходность акций фирмы — 30%; цена нерас­пределенной прибыли — 34%; средняя распечатанная ставка процента по долгосрочным кредитам — 25%.

Задача 2

Фирма «Импекс» имеет следующие финансовые показатели в отчетном году:

Показатели Сумма, руб.
Совокупные активы 28893923
Собственные средства 19689167
Средняя величина активов 16117590
Средняя величина текущих активов 11746273
Выручка от реализации (без НДС, акцизов 64299289
Прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы 18070715

 

Необходимо определить рентабельность продукции.

Задача 3

В отчетном периоде по сравнению с базисным затраты на сырье снизились на 10% (в структуре себестоимости базисного периода они составляли 60%) и был изменен объем производства продукции. Другие составляющие удельных переменных издержек и общие постоянные издержки остались неизменными, но удельные совокупные издержки снизились на 8400 руб. Следует определить, на сколько процентов был изменен выпуск продукции, если в базисном периоде удельные совокупные издержки составили 84600 руб., а удельные постоянные издержки – 24200 руб.

 

Тесты для самопроверки:

1. Цена капитала фирмы показывает:

a. выраженную в процентах плату за использование определенного объема финансовых ресурсов.

b. сумму средств, которая показывает стоимость использования дан­ного объема финансовых ресурсов.

2. Величина стоимости (цена) привлеченного капитала определяется как:

a. отношение расходов, связанных с привлечением ресурсов к сум­ме привлеченных ресурсов.

b. сумма уплаченных процентов по кредитам.

c. сумма процентов по кредитам выплаченных дивидендов.

3. Оптовая цена предприятия – это:

a. цена изготовителя продукции, по которой он реализует произведенную продукцию другим предприятиям и организациям.

b. цена, которая применяется подразделениями и дочерними предприятиями одной и той же фирмы при совершении коммерческих операций.

c. цена реализации товаров в розничной сети предприятиям, организациям, населению.

 

Контрольные вопросы:

1. Разновидностью чего является биржевая цена?

2. Какую форму товародвижения выработала мировая практика?

3. Чем характеризуются спрос и предложение?

4. Сущность специфической разновидности оптовых цен.

5. На чем базируется ценовая политика предприятия?

6. В какой зависимости находятся рыночная цена товара и его предложение?

Решение задач.

Задача 1

Рассчитать эффект финансового рычага по следующим данным: эконо­мическая рентабельность — 20%; средняя расчетная ставка процентов по кредиту — 16%; собственный капитал — 400 тыс. руб.; заемный капитал — 300 тыс. руб.; ставка налога на прибыль — 24%.

 

Задача 2

Определить коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага), если по данным бухгалтерской отчетности заемный капитал — 15 200 тыс. руб., собственный — 10 800 тыс. руб., оборотный капитал — 14 800 тыс. руб.

Задача 3

Затраты по содержанию одного видеомагнитофона на складе магазина за квартал составляют 43,2 руб., затраты на поставку одной партии в магазин – 400 руб. Ежеквартально магазин продает в среднем 2160 магнитофонов данного типа. Заказ на поставку выполняется в среднем в течение недели. Кроме того, в связи с возможностью непредвиденных задержек менеджеры магазина считают необходимым создавать страховой запас, увеличивая каждую партию на 15 единиц аппаратуры одного вида. Каков оптимальный размер одного заказа? Каков размер заказа с учетом возможных непредвиденных задержек?

 

Задача 4

Рассчитать эффект финансового рычага по следующим данным: эконо­мическая рентабельность — 20%; средняя расчетная ставка процентов по кредиту — 12%; собственный капитал — 650 тыс. руб.; заемный капитал — 260 тыс. руб.; ставка налога на прибыль — 24%.

Тесты для самопроверки:

1. Определить коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага), если по данным бухгалтерской отчетности заемный капитал — 15 200 тыс. руб., собственный — 10 800 тыс. руб., оборотный капитал — 14 800 тыс. руб.:

a. 1,41.

b. 0,71.

c. 0,57.

2. Финансовый леверидж позволяет оценить:

a. структуру затрат на производство и реализацию продукции.

b. финансовую устойчивость предприятий.

c. рентабельность затрат в организации.

3. Эффект финансового рычага способствует росту рентабельности соб­ственного капитала, если:

a. цена заемных средств выше рентабельности вложений капитала.

b. цена заемных средств ниже рентабельности вложений капитала.

c. цена заемных средств равна рентабельности вложений капитала.

4. Определить коэффициент финансовой зависимости, если соотношение собственных и заемных средств по балансу составляет 1: 2:

a. 0,3.

b. 1,5.

c. 0,33.

5. Финансовый леверидж представляет собой:

a. соотношение между заемным и собственным капиталом.

b. соотношение между долгосрочными и краткосрочными источни­ками финансирования.

c. соотношение между заемным капиталом и внеоборотными активами.

6. Эффект финансового рычага характеризует:

a. степень чувствительности чистой прибыли к изменению объема прибыли от реализации продукции;

b. зависимость величины чистой прибыли и прибыли от реализации;

c. зависимость величины чистой прибыли и прибыли от реализации продукции;

d. темп изменения чистой прибыли.

7. Эффект финансового рычага определяет:

a. рациональность привлечения заемного капитала.

b. отношение оборотных активов к краткосрочным пассивам.

c. структуру финансового результата.

8. Рассчитать эффект финансового рычага по следующим данным: эконо­мическая рентабельность — 20%; средняя расчетная ставка процентов по кредиту — 16%; собственный капитал — 400 тыс. руб.; заемный капитал — 300 тыс. руб.; ставка налога на прибыль — 24%:

a. 2,28%.

b. 4,04%.

c. -2,28%.

9. Какая степень финансовой деятельности отражается трехмерным ком­плексным показателем S = (0, 1, 1):

a. нормальная устойчивость.

b. абсолютная устойчивость.

c. кризисное состояние.

 

Контрольные вопросы:

1. Что включает управление себестоимостью продукции предприятия?

2. Планирования затрат на производство и реализацию продукции.

3. К прямым материальным затратам относят?

4. К прямым трудовым затратам относят?

5. Ключевыми элементами операционного анализа являются?

6. Сила операционного рычага зависит?

7. Совокупное действие операционного и финансового рычагов выражается?

8. Задачи снижения совокупного риска предприятия.

9. Сущность действие операционного рычага.

 

Управление запасами.

 

Определение необходимого объема финансовых средств для формирования запасов товарно-материальных ценностей осуществ­ляется путем выявления потребности в них, для чего их предварительно группируют как:

- производственные запасы (запасы сырья и материалов);

- запасы готовой продукции.

Потребность каждого вида определяется раздельно как запасы:

- текущего хранения (постоянно обновляемая часть запасов, рав­номерно потребляемых в производстве);

- сезонного хранения (в связи с сезонными особенностями про­изводства и закупки сырья, а также потребления готовой продук­ции);

- целевого назначения (определены специфическими целями деятельности предприятия).

Основное внимание уделяется определению потребности в запа­сах текущего хранения, так как на большинстве предприятий они представляют единственный вид запасов товарно-материальных цен­ностей.

Минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов пред­ставляет собой оптимизационную задачу, решаемую в процессе их нормирования. Для производственных запасов она состоит в опреде­лении оптимального размера партии поставляемого сырья и матери­алов. Чем выше размер партии, тем ниже размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их приемке. Однако высокий размер партии поставки определяет высокий средний размер запаса: если закупать сырье один раз в два месяца, то средний размер запаса составит 30 дней, а если размер партии сократить вдвое, т.е. закупать сырье один раз в месяц, то средний размер запаса составит 15 дней. В этих условиях снизится размер текущих затрат по хранению за­пасов.

Расчет оптимального размера партии поставки, при котором минимизируются совокупные текущие затраты по обслуживанию запасов, осуществляется по формуле, известной как модель Уилсона:

ОРпп = (2 * Зг * ТЗ1) : Т32,

где      ОРпп - оптимальный размер партии поставки;

 Зг — необходимый объем закупки товаров (сырья и материалов) в год (квартал);

            ТЗ1 — размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров

и их приемке в расчете на одну партию;

            Т32 — размер текущих затрат по хранению единицы запасов.

Для запасов готовой продукции задача минимизации текущих затрат по их обслуживанию состоит в определении оптимального размера партии производимой продукции. Если производить опре­деленный товар мелкими партиями, то затраты по хранению его за­пасов в виде готовой продукции будут минимальными. В то же время существенно возрастут текущие затраты предприятия, связанные с частой переналадкой оборудования, подготовкой производства и т.п. Минимизация совокупного размера текущих затрат по обслужива­нию запасов готовой продукции также может быть осуществлена на основе модели Уилсона (с иным содержанием показателей ТЗ, и Т32). В этом случае вместо необходимого объема закупки товаров исполь­зуется планируемый объем производства или продажи готовой про­дукции.

Как в первом, так и во втором случае расчеты могут быть уточ­нены с учетом минимальной нормы отгрузки (железнодорожным или автомобильным транспортом), создания на предприятии определен­ного размера страхового запаса, альтернатив в выборе средств транс­портирования и других условий.

Своевременное вовлечение в хозяйственный оборот излишних запасов товарно-материальных ценностей осуществляется на основе мониторинга текущей финансовой деятельности (сопоставления нор­мативного и фактического размера запасов). Мероприятия в этом случае разрабатываются совместно со службой производственного менеджмента (при нормализации запасов сырья и материалов) или со службой маркетинга (при нормализации запасов готовой продук­ции). Основная цель этих мероприятий — высвобождение части финансовых средств, омертвленных в сверхнормативных запасах.

В практике финансового менеджмента для отражения реальной стоимости запасов может быть использован метод LIF О (последний пришел — первый ушел). В соответствии с ним запасы направляются в производственное потребление или на реализацию по ценам, по которым было зафиксировано их последнее поступление. В отличие от метода FIF О (первый пришел — первый ушел), когда использова­ние запасов осуществляется по ценам их первоначального формиро­вания, метод LIF О позволяет получить реальную оценку этих резуль­татов в условиях инфляции и эффективней управлять стоимостной формой движения запасов.

В практике зарубежных фирм при решении задач управления запасами используются логистические подходы. Построить управле­ние предприятием в соответствии с моделью децентрализованной логистики можно путем использования программных продуктов, например LS LIPRO SISTEMS , — интегрированного решения плани­рования ресурсов предприятия. Эта система представляет собой гиб­кое и масштабируемое решение для управления средними предпри­ятиями, состоящее из сети модулей с различной функциональностью (для сбыта, закупок, основных производственных данных, централи­зованного управления материалами, управления складами, производ­ственной логистики и др.), в которой осуществлены принципы де­централизованной логистики.

С применением этой системы сложная деятельность предприя­тия разворачивается в простую структуру децентрализованных моду­лей производственной логистики (Р L ). Точное планирование и управ­ление запасами подчиняется производящей структурной единице. Планирование изготовления, управление материалами с учетом брут­то- и нетто-факторов, контроль наличия на складе и обратная связь находятся под контролем соответствующих модулей Р L .

Таким образом, модуль Р L , являясь ядром системы точного управ­ления, выполняет задачи планирования и точного управления зака­зом, материального менеджмента на складах, управления производ­ственными данными и передачи данных потребности в материалах.

Решение задач.

Задача 1

Предприятие имеет внеоборотные активы на сумму 5 000 тыс. руб., долгосрочные обязательства — 3 000 тыс. руб., текущие (оборотные) активы — 8 000 тыс. руб., уставный капитал — 4 000 тыс. руб., соб­ственный капитал — 7 000 тыс. руб. Чему равен собственный оборотный капитал.

 

Задача 2

Определить коэффициент обеспеченности оборотных средств собствен­ными оборотными средствами, если по данным бухгалтерской отчетно­сти собственный капитал составляет 10 800 тыс. руб., внеоборотные активы — 9 200 тыс. руб., оборотный капитал — 14 800 тыс. руб. Ито­го активы — 26 000 тыс. руб.

 

Задача 3

Валюта баланса — 17 200 тыс. руб., в том числе стоимость внеобо­ротных активов — 9 400 тыс. руб.; собственный капитал составляет 11 200 тыс. руб. Чему равен коэффициент обеспеченности оборотных активов соб­ственными средствами.

 

Задача 4

Определить собственный оборотный капитал, если капитал и резервы составляют 1200 тыс. руб., долгосрочные обязательства — 100 тыс. руб., внеоборотные активы — 900 тыс. руб., краткосрочные обязательства — 600 тыс. руб.

 

Тесты для самопроверки:

 

1. Ускорение оборачиваемости оборотного капитала предприятия обеспе­чивает:

a. увеличение массы прибыли.

b. сокращение потребностей в заемных ресурсах.

c. оба указанных выше ответа справедливы.

2. Основным направлением сокращения «омертвленного» капитала высту­пает:

a. оптимизация запасов и незавершенного производства.

b. минимизация остатков средств на расчетном счете и кассовой наличности.

c. сокращение низкодоходной части фондового портфеля.

3. Определить коэффициент обеспеченности оборотных средств собствен­ными оборотными средствами, если по данным бухгалтерской отчетно­сти собственный капитал составляет 10 800 тыс. руб., внеоборотные активы — 9 200 тыс. руб., оборотный капитал — 14 800 тыс. руб. Ито­го активы — 26 000 тыс. руб.:

a. 0,73.

b. 0,06.

c. 0,11.

4. Предприятие имеет внеоборотные активы на сумму 5 000 тыс. руб., долгосрочные обязательства — 3 000 тыс. руб., текущие (оборотные) активы — 8 000 тыс. руб., уставный капитал — 4 000 тыс. руб., соб­ственный капитал — 7 000 тыс. руб. Собственный оборотный капитал составит:

a. 2000 тыс. руб.

b. 3000 тыс. руб.

c. 1000 тыс. руб.

5. Экономический результат ускорения оборачиваемости оборотных средств состоит в:

a. увеличении выпуска продукции.

b. обеспечении роста производительности труда.

c. росте объема реализуемой продукции и прибыли.

6. Замедление оборачиваемости оборотных активов приводит к:

a. росту остатков активов баланса.

b. уменьшению остатков активов баланса.

c. уменьшению валюты баланса.

7. Как влияет на оборачиваемость оборотных средств использование в оценке материально-производственных запасов метода ЛИФО:

a. оборачиваемость замедляется.

b. оборачиваемость ускоряется.

c. оборачиваемость остается без изменений.

8. Наибольший период оборота имеют:

a. товарно-материальные ценности.

b. основные средства.

c. готовая продукция.

9. В состав оборотных средств предприятия не включаются:

a. предметы труда.

b. готовая продукция на складах.

c. машины и оборудование.

d. денежные средства и средства в расчетах.

10. Показатели оборачиваемости характеризуют:

a. деловую активность.

b. Платежеспособность.

c. рыночную устойчивость.

 

Контрольные вопросы:

1. Модель Миллера-Орра в управлении денежными активами предприятия.

2. Модель Баумола в управлении денежными активами предприятия.

3. Расчет объема финансовых средств, авансируемых на формирование запасов товарно-материальных ценностей.

4. Расчет оптимального размера партии поставки.

5. Перечислите основные компоненты функций управления складских запасов.

6. Что представляет собой минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов?

7. В чем заключается цель дифференциации?

8. Самый простой способ продажи товаров.

9. Что представляет собой оценка вероятности безнадежных долгов?

 

Сущность, состав текущих финансовых потребностей (ТФП) и особенности их финансирования. Варианты стратегии финансирования ТФП.

 

Текущая деятельность – это совокупность разновидностей производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия, которая не носит капитального и иного долгосрочного характера. Финансирование текущей деятельности предприятия осуществляется путем обеспечения его текущих финансовых потребностей (ТФП). Существование таких потребностей для работающего предприятия носит постоянный характер.

Характер ТФП определяется внутренними и внешними факторами: особенностями и результатами производственной и финансовой деятельности предприятия, наличием сезонных потребностей, текущих кассовых разрывов в поступлении и расходовании денежных средств, ценами, расчетно-кассовым обслуживанием, платежной дисциплиной, организацией поставок и продаж, валютным курсом рубля, инфляцией и т. п. Последние два фактора выступают в качестве основных причин непрерывного общего возрастания денежных затрат на финансирование текущих финансовых потребностей.

Финансирование ТФП – это финансирование нужд предприятия, связанных с формированием: производственных запасов; фондов обращения в виде запасов готовой продукции на складе и средств в расчетах (дебиторской задолженности); накоплений денежных средств для авансирования хозяйственный оборот; краткосрочных финансовых вложений. Совокупность этих вложений (размещений средств), произведенных за счет всех источников, и предстает перед финансовым менеджером в качестве текущих активов. Таким образом, финансирование ТФП предприятия может трактоваться как финансирование (формирование) его текущих или краткосрочных активов. На финансирование таких активов привлекаются текущие пассивы, состоящие из источников формирования собственных средств и приравненных к ним оборотных средств (оборотного капитала) и заемных краткосрочных источников. Финансирование текущих активов вовсе не означает, что текущие финансовые потребности предприятия это его текущие активы. ТФП охватывает, например, бюджетные и внебюджетные платежи, которые часто не входят в дебиторскую задолженность. Уплата таких платежей может осуществляться в порядке непрерывного общего денежного кругооборота средств предприятия.

Наличие и потребность в денежных средствах, в том числе во временно свободных, включая остатки на расчетном счете (после поступления выручки и ее последующего авансирования для возобновления производственного цикла), есть важный компонент ТФП предприятия и основа их реального финансирования.

В связи с этим пред финансовым менеджером встают две проблемы: определение в оперативном плане величины превышение текущих расходов над поступлениями денежных средств и выбор источников покрытия той части ТФП, которая оказалась необеспеченной деньгами. Первая проблема разрешается на основе систематического составления, корректировки и контроля за исполнением платежного календаря, вторая – на основе сочетания собственных и заемных средств, краткосрочных и долгосрочных источников финансирования.

Таким образом, текущие финансовые потребности управляемые и подлежат определению, регулированию, планированию и контролю со стороны финансовых служб. Особое значение в управлении ТФП имеет уровень организации финансовой работы на предприятии. Он определяется состоянием планово-прогнозной и контрольно-аналитической работы, регулярным составлением, уточнением и контролем за выполнением текущего и оперативных финансовых планов.

Методология управления и финансирование ТФП отлично от методологии баланса. Финансирование текущей деятельности за счет собственных оборотных средств регулируется расходными статьями годового (с разбивкой по кварталам) или квартального (с разбивкой по месяцам) финансового плана – баланса расходов и доходов предприятия. Этот баланс выступает планово-прогнозной базой комплексного управления финансами предприятия, его активами и пассивами, основными оборотными средствами (капиталом). Доходные и расходные статьи финансового плана предприятия отличны от балансовых и не повторяется в оперативных финансовых планах – прогнозах. Последние подкрепляют исполнение текущего баланса доходов и расходов более детальной оперативной финансовой работой по выявлению и обеспечению финансированию всех текущих расходов.

2. Потребность в краткосрочном финансировании и методы ее определения.

Возникновение, изменение и финансирование ТФП органически связано с производством и ведением бизнеса. Формирование текущих финансовых потребностей и их финансирование осуществляются в процессе оборота и кругооборота денежных средств. ТФП выступают как потребности предприятия в краткосрочных финансовых и кредитных ресурсах. Внешним проявлением формирования, распределения и использования финансово-кредитных ресурсов являются безналичный и налично-денежный обороты предприятия. Денежные средства и формы их проявления – финансово-кредитные ресурсы и денежные фонды аккумулируются предприятием и расходуются на финансирование текущих финансовых потребностей. Это покрытие денежных расходов выступает как целевое финансирование производства за счет источников финансирования текущей деятельности, включая временно свободные остатки денежных фондов и амортизацию. При этом финансирование ТФП осуществляется в порядке авансирования денежной формы стоимости в производство или иные виды деятельности.

Финансирование (покрытие) текущих финансовых потребностей может быть полным и частичным. Размер ТФП и степень полноты их покрытия источниками финансирования не могут быть установлены по данным баланса, поскольку он не является оперативным документом, отражающим ТФП предприятия. Баланс не содержит данных о нормативной основе текущего движения денежных средств, а также о потребности финансирования оборотных средств по вновь введенной производственной мощности, построенного и готового к запуску цеха, технологической лини и т. п. За пределами баланса находятся истинные размеры и колебания наличных финансовых ресурсов и других денежных поступлений. Баланс как итоговый и важнейший отчетный документ бухгалтерского учета показывает нефинансовые потребности, а сальдовые остатки по оборотам счетов учета источников и их размещения на отчетную дату. Баланс не дает полного представления обо всех составляющих текущей деятельности предприятия, например об операциях по формированию и финансированию текущих затрат на производство и реализацию продукции. ТФП находят полное сущностное и точное количественное проявление лишь при разработке и непрерывном уточнении прогнозных значений показателей текущих и оперативных финансовых планов предприятия.

Для полного покрытия ТФП необходимы адекватные оборотные средства. Текущие финансовые потребности отражают только потребности предприятия собственных и заемных оборотных средствах для финансирования текущей деятельности предприятия. Отметим, что не ТФП выступают экономической и финансовой категорией, а оборотные средства (оборотный капитал). Правильное понимание ТФП не посредственно связано с денежным оборотом и природой функционирования двух родственных финансовых категорий – оборотного капитала и оборотных средств.

Текущие финансовые потребности предприятия определяются денежными расходами, минимально необходимыми для осуществления непрерывной финансово-хозяйственной деятельности. Обеспечение текущих финансовых нужд предприятия есть финансирование его минимальной (в пределах совокупного норматива) и дополнительной потребности в оборотных средствах. Финансирование дополнительной финансовой потребности может осуществляться путем денежного авансирования в сверх нормативные запасы, а также на покрытие ненормируемых текущих потребностей, связанных с мобилизацией денежных средств и нахождением части их в расчетах. Минимальная потребность в собственных оборотных средствах (оборотном капитале) не равна текущей финансовой потребности в них, последняя всегда больше.

Для обеспечения дополнительного финансирования оборонных средств предприятия привлекают краткосрочные банковские кредиты и другие заемные источники. В результате сложения собственных и приравненных к ним оборотных средств предприятие получает приращение в размере суммы основного долга до срока его возврата. В качестве источника дополнительного финансирования текущих потребностей могут выступать долгосрочные банковские кредиты и займы, если они не связаны с финансированием капитальных вложений и иных долгосрочных инвестиций. В упрощенном виде текущий финансовые потребности предприятия могут быть представлены как потребности в собственных и приравненных к ним оборотных средствах или в чистом оборотном капитале (оборотных активах без текущих обязательств) для непрерывного финансирования текущей финансово-хозяйственной деятельности.

 

Содержание финансовых блоков системы комплексного управления денежным оборотом.

 

Финансовому менеджеру важно определить степень объективности оборота денежных средств на предприятии и выявить имеющиеся резервы ускорения их оборачиваемости. Резервы ускорения одного оборота оборотных средств предприятия должны быть вскрыты по стадиям их прохождения в процессе кругооборота. Для эффективного управления денежными потоками финансовый менеджер должен обеспечить эффективное функционирование современной системы денежного оборота на предприятии.

Комплексное управление денежным оборотом на предприятии представляет процесс основанный на нормах, нормативах и лимитах, автоматизированной системе учета, получения и обработки финансово-экономической информации, финансового анализа и расчетов, вариантном финансовом прогнозировании и краткосрочном финансовом планировании, реализующийся в оптимизации денежного оборота и высвобождении дополнительных денежных и материальных ресурсов. Важнейшими финансовыми блоками системы управления длительностью и эффективностью денежного оборота предприятия выступают:

- система осуществления затрат на производство и реализацию продукции и ее нормативная база управления (финансовая политика предприятии по управлению издержками производства);

- система нормативного авансирования денежных средств на создание и поддержание минимально необходимого уровня производственных запасов материальных ценностей и готовой продукции (политика нормирования собственных оборотных средств);

- система мониторинга сбора и взыскания авансированных денежных средств в расчеты, т. е. в дебиторскую задолженность (кредитная политика предприятия);

- система авансирования временно свободных денежных средств предприятия (управление свободным остатком денежных средств);

- система финансовой сигнализации об отклонениях параметров протекания процессов в блоках (внутренний контроль за оборотом денежных средств).

Важнейшее место в системе управления финансированием текущей деятельностью предприятия занимает политика нормирования. Она включает: нормирование собственных оборотных и приравненных к ним средств; нормы амортизации; сдельные и повременные ставки, нормы и нормативы оплаты труда; нормативы образования денежных фондов и резервов; нормирование дивидендов; сметные нормы и расценки для капительного строительства; нормы и нормативы расходов для содержания объектов непроизводственной сферы; нормативы уровня материальных затрат на один рубль товарной продукции; базовые цены по номенклатуре выпускаемой продукции; выбор исчисления норм прибыльности (доходности); нормирование скидок и надбавок к отпускным ценам на продукцию; нормы эффективности размещения временно свободных денежных средств; предельные процентные ставки по привлеченным заемным средствам.

Для проверки финансово-экономических расчетов финансовый менеджер постоянно контролирует: плановые нормы использования производственных мощностей, нормативы фондоотдачи, производительности и фондовооруженности труда; нормы отпуска материальных ресурсов со складов в производство; нормативы потерь от брака и возвратных отходов; лимиты потребления топливно-энергетических ресурсов для нужд производства и непроизводственных целей; норы отпуска бензина и дизельного топлива и автотранспорта, строительных машин и механизмов. В зависимости от сроков установления норм и нормативов финансовая политика нормирования на предприятии может быть краткосрочной и долгосрочной.

Для эффективного краткосрочного финансового управления материально-производственными запасами финансовый менеджер использует методологические основы их оценки и отражения в балансе. Материально-производственные запасы могут находиться на предприятии на праве собственности, хозяйственного ведения, а также оперативного управления. Оценка материально-производственных запасов выступает важным элементом системы нормативного регулирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

 Материально-производственные запасы представляют собой часть имущества предприятия, которая используется им при производстве продукции, а также для управленческих нужд. Срок использования такого имущества ограничен 12 месяцами или операционным циклом, если он превышает 12 месяцев. Важнейшая составная часть материально-производственных запасов – это нормированные оборотные средства предприятия. Материально-производственные запасы оцениваются по сумме фактических затрат на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и других возмещаемых налогов, т. е. по фактической себестоимости.

Финансовый менеджер отслеживает фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов, в состав которых входят: суммы, уплачиваемые продавцу по договору поставки; вознаграждение посреднической организации, участвующей в процессе приобретения запасов; оплата информационных и консультационных услуг в отношении приобретения запасов; таможенные пошлины; невозмещаемые налоги, уплачиваемые покупателем отдельно в связи с приобретением запасов; затраты по их заготовке и доставке до места использования, включая расходы по страхованию; другие затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов. В фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов не включаются: затраты по доработке и улучшению технических характеристик запасов, не связанные с производством продукции; расходы, непосредственно не связанные с приобретением запасов. В тех случаях, когда материально-производственные запасы не покупаются, а изготовляются силами предприятия, их фактическая себестоимость определяется исходя из фактических затрат на производство в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.  

 

Контрольные вопросы:

1. Сущность финансирования ТФП.

2. Финансирование текущей деятельности за счет собственных оборотных средств        регулируется?

3. Что необходимо для полного покрытия ТФП?

4. Что выступает в качестве источника дополнительного финансирования текущих потребностей?

5. Политика нормирования включает?

6. Важнейшая составная часть материально-производственных запасов.

 

Решение задач.

 

Задача 1

Длительность одного оборота основных материалов за полугодие увели­чилась на 3 дня. Себестоимость израсходованных материалов за этот же период составила 9 720 тыс. руб., объем продаж 12 600 тыс. руб. Рассчитать относительное высвобождение (дополнительное вовлечение) оборотных средств.

Задача 2

Длительность одного оборота дебиторской задолженности в отчетном году увеличилась на 2 дня. Себестоимость реализованной продукции от­четного года равна 9 720 тыс. руб., объем продаж — 12 600 тыс. руб. Рассчитать относительное высвобождение (дополнительное вовлечение) оборотных средств.

Задача 3

Определить длительность одного оборота оборотных активов, если про­изводственные запасы составляют 2 890 тыс. руб., дебиторская задол­женность — 1 020 тыс. руб.; денежные средства — 400 тыс. руб., се­бестоимость реализованной продукции отчетного года — 9 600 тыс. руб., выручка от продаж отчетного года — 12 680 тыс. руб.

 

Задача 4

Определить коэффициент оборачиваемости оборотных активов (в обо­ротах), если производственные запасы составляют 2 890 тыс. руб., де­биторская задолженность — 1 020 тыс. руб., денежные средства — 400 тыс. руб., себестоимость реализованной продукции — 9 600 тыс. руб., выручка от продаж — 12 680 тыс. руб.

 

Тесты для самопроверки:

1. Ускорение оборачиваемости оборотных средств приводит:

a. к высвобождению части оборотных средств.

b. к привлечению в производство дополнительных оборотных средств.

2. Из какого фонда осуществляется финансирование капитальных вложений производственного назначения:

a. фонда потребления.

b. фонда накопления.

c. резервного фонда.

d. добавочного капитала.

3. Структура оборотных средств представляет собой:

a. совокупность элементов, образующих оборотные фонды и фонды обращения.

b. соотношение отдельных элементов оборотных производственных фондов и фондов обращения.

c. совокупность предметов труда и средств труда.

d. совокупность денежных ресурсов.

4. Эффективность использования оборотных средств характеризуется:

a. выручкой от реализации продукции.

b. оборачиваемостью оборотных активов.

c. остатком денежных средств на расчетном счете.

5. Дифференциал финансового левериджа характеризуется:

a. сумму заемных средств, используемых предприятием, в расчете на единицу собственных средств.

b. разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит.

c. разницу между суммой собственных и заемных средств предприятия.

 

Контрольные вопросы:

1. В каком процессе осуществляются формирование текущих финансовых потребностей и их финансирование?

2. Характер ТФП определяется?

3. В чем измеряется объем ТФП?

4. В качестве источника дополнительного финансирования текущих потребностей выступают?

5. Сущность материально-производственных запасов.

6. Для эффективного краткосрочного финансового управления финансовый менеджер использует?

7. Что входит в состав фактических затрат на приобретение материально-производственных запасов?

Решение задач.

 

Задача 1

Предприятие может инвестировать на расширение производства 1 млн. руб. собственных средств и 500 тыс. руб., взятых в кредит. Ставка процентного займа с учетом обслуживания долга составляет 30%. Экономическая рентабельность – 45%, ставка налога на прибыль – 35%. Требуется определить:

1) плечо финансового рычага.

2) дифференциал финансового рычага.

3) ожидаемый эффект финансового рычага.

4) ожидаемую рентабельность собственных средств.

5) силу финансового рычага.

Задача 2

Предприятие может вложить инвестиции в размере 2 млн. руб. с учетом привлечения заемных средств. Ставка процентного займа с учетом обслуживания долга составляет 40%. Экономическая рентабельность предприятия – 65%. Ставка налога на прибыль – 35%. Значение плеча финансового рычага – 1,4. Требуется рассчитать конкретные величины заемных средств, налога на прибыль и эффекта финансового левериджа.

Задача 3

Менеджмент компании планирует увеличить выручку от продаж на 10% (с 40 тыс. руб. до 44 тыс. руб.) не выходя за пределы релевантного периода. Общин переменные издержки для базового варианта составляют 31 тыс. руб.; сумма постоянных издержек равна 30 тыс. руб. Рассчитать сумму операционной прибыли соответствующую новому уровню продаж:

1) традиционным способом.

2) с помощью опреционного левериджа.

Задача 4

Разработан и утвержден проект на строительство кирпичного завода сметной стоимостью 10 млн. руб. и проектной мощностью 10 млн. шт. в год. Срок строительства по проекту – 3 года. Согласно проектной документации цена реализации одной тысячи кирпича составляет 2000 руб., а себестоимость производства и реализации – 1800 руб. Ставка по налогу на прибыль составляет 24%. Определить проектную экономическую эффективность капитальных вложений и эффективность при условии сокращения срока строительства на 0,5 года.

 

Тесты для самопроверки:

 

1. Рабочая формула эффекта операционного левериджа имеет вид:

a. НРЭИ / Маржинальный доход.

b. Маржинальный доход / НРЭИ.

c. Выручка * НРЭИ.

d. НРЭИ * Маржинальный доход.

e. Выручка / Маржинальный доход.

2. Порог рентабельности для многопрофильного бизнеса определяется по формуле:

a. Выручка / (Цена – Суммарные переменные расходы/ Выручка).

b. Суммарные постоянные расходы / (Цена – Суммарные переменные расходы/ Выручка).

c. Суммарные постоянные расходы / (Суммарные переменные расходы/ Выручка – Цена).

d. Суммарные постоянные расходы / (1 – Суммарные переменные расходы/ Выручка).

e. Выручка * (Цена – Суммарные переменные расходы/ Выручка).

3. Экономический смысл эффекта операционного левериджа выражается формулой:

a. % изменения затрат / % изменения объемов продаж.

b. %изменения НРЭИ / % изменения объемов продаж.

c. %изменения НРЭИ * % изменения объемов продаж.

d. % изменения объемов продаж / %изменения НРЭИ.

e. % изменения выручки / % изменения объемов продаж.

4. Запас финансовой прочности определяется как

a. разница между максимальным и фактическим объемом продаж.

b. разница между порогом рентабельности и фактическим объемом продаж.

c. сумма порога рентабельности и фактического объема продаж.

d. разница между фактическим и максимальным объемом продаж.

e. разница между фактическим объемом продаж и порогом рентабельности.

5. Механизм воздействия на сумму прибыли за счет изменения соотношения постоянных и переменных издержек представляет собой:

a. операционный леверидж.

b. финансовый леверидж.

c. леверидж активов.

 

Контрольные вопросы:

1. Преимущества лизинга.

2. Недостатки лизинга.

3. Что позволяет включить лизинг в себестоимость продукции?

4. Какие стадии включает процесс предоставления долгосрочного кредита?

5. Перечислить перечень определенных докумен­тов, характеризующих претендента.

6. Что теряет арендатор на повышении остаточной стоимости?

7. Что способствует развитию рынка долгосрочного кредитования?

8.Непременным требованием современной системы кредитования является?

9. Что относится к принципам кредитования?

 

Решение задач.

Задача 1

Определить среднюю стоимость заемного капитала — краткосрочного кредита банка (в % к общей сумме кредита), если в течение отчетного года организация трижды использовала кредит:

- сумма кредита 500 тыс. руб. на срок 60 дней с годовой ставкой 50%;

- второй кредит в сумме 300 тыс. руб. на срок 50 дней с годовой став­кой 40%;

- сумма кредита 400 тыс. руб. на срок 80 дней с годовой ставкой 60%.

Задача 2

Рассчитать величину средней взвешенной цены капитала хозяйствую­щего субъекта, используя следующую информацию: общая величина капи­тала 5 600 тыс. руб., в том числе уставный капитал — 1 000 тыс. руб., нераспределенная прибыль — 900 тыс. руб. и долгосрочные обязатель­ства — 3 700 тыс. руб.; доходность акций предприятия - 30%, цена не­распределенной прибыли — 34%; финансовые издержки по обслуживанию долгосрочных обязательств — 25%.

 

Задача 3

Компания имеет два подразделения – «А» и «Б», каждое из которых использует заемные средства на 30%, привилегированные акции на 10%, остальное финансирование осуществляется за счет собственного капитала. На рынке установилась ставка процента на заемный капитал на уровне 15%, а ставка налога, уплачиваемого компанией, составляет 40%. Доход от продажи акций может достигнуть 13%. Фирма хочет установить минимальный уровень прибыли для каждого подразделения в зависимости от его риска, что определит стоимость капитала. Компания планирует использовать для этого модель САМР и нашла для подразделения, для которых наиболее вероятные значения «фактора бета»: 0,9 – для подразделения «А» и 1,3 – для подразделения «Б». Безрисковая ставка – 12%, ожидаемая прибыль от рыночного портфеля – 17%. Какие значения средней взвешенной необходимой нормы прибыли вы бы определили для этих подразделений?

 

Задача 4

Рассчитать величину цены капитала фирмы при следующих условиях: общая величина капитала — 11200 руб., в том числе уставный капитал — 2 000 руб., нераспределенная прибыль — 800 руб., долгосрочные креди­ты — 7 400 руб. При этом: доходность акций фирмы — 30%; цена нерас­пределенной прибыли — 34%; средняя распечатанная ставка процента по долгосрочным кредитам — 25%.

 

Тесты для самопроверки:

1. Стоимость капитала фирмы равна:

a. альтернативной доходности, которую акционеры могли бы получить, осуществляя инвестиции равного уровня риска.

b. ставке дисконтирования, применимой к денежным потокам фир­мы.

c. средневзвешенной стоимости различных компонентов долгосроч­ного капитала.

2. Рассчитать величину цены капитала фирмы при следующих условиях: общая величина капитала — 11200 руб., в том числе уставный капитал — 2 000 руб., нераспределенная прибыль — / 800 руб., долгосрочные креди­ты — 7 400 руб. При этом: доходность акций фирмы — 30%; цена нерас­пределенной прибыли — 34%; средняя распечатанная ставка процента по долгосрочным кредитам — 25%:

a. 27,3.

b. 30,0.

c. 29,7.

3. Цена капитала фирмы показывает:

a. выраженную в процентах плату за использование определенного объема финансовых ресурсов.

b. сумму средств, которая показывает стоимость использования дан­ного объема финансовых ресурсов.

4. Величина стоимости (цена) привлеченного капитала определяется как:

a. отношение расходов, связанных с привлечением ресурсов к сум­ме привлеченных ресурсов.

b. сумма уплаченных процентов по кредитам.

c. сумма процентов по кредитам выплаченных дивидендов.

5. Средневзвешенная стоимость капитала предприятия рассчитывается исходя из:

a. стоимости собственного капитала.

b. стоимости заемного капитала.

c. структуры заемного и собственного капиталов.

6. Рассчитать величину средней взвешенной цены капитала хозяйствую­щего субъекта, используя следующую информацию: общая величина капи­тала 5 600 тыс. руб., в том числе уставный капитал — 1 000 тыс. руб., нераспределенная прибыль — 900 тыс. руб. и долгосрочные обязатель­ства — 3 700 тыс. руб.; доходность акций предприятия – 30%, цена не­распределенной прибыли — 34%; финансовые издержки по обслуживанию долгосрочных обязательств — 25%:

a. 27,3.

b. 30,0.

c. 29,7.

7. Определить среднюю стоимость заемного капитала — краткосрочного кредита банка (в % к общей сумме кредита), если в течение отчетного года организация трижды использовала кредит:

- сумма кредита 500 тыс. руб. на срок 60 дней с годовой ставкой 50%;

- второй кредит в сумме 300 тыс. руб. на срок 50 дней с годовой став­кой 40%;

- сумма кредита 400 тыс. руб. на срок 80 дней с годовой ставкой 60%:

a. 9,31%.

b. 10,52%.

c. 11,66%.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие условные ограничения в свою модель ввели Ф. Модильяни и М. Миллер?

2. Чему равна цена акционерного капитала финансово зависимой фирмы?

3. Какие положения обосновали Ф. Модильяни и М. Миллер?

4. Чему равна рыночная стоимость компании?

5. Понятие средне­взвешенной стоимости капитала.

6. Формула текущей рыночной стоимости предприятия.

7. Что представляет собой чистая прибыль?

Решение задач.

 

Задача 1

Рассчитать сумму дивидендов, если текущая доходность акций — 20%, рыночная стоимость акций — 1 млн. руб., балансовая стоимость акций — 500 тыс. руб.

 

Задача 2

Рассчитать рыночную стоимость акций, если текущая доходность составляет 10%, дивиденды по обыкновенным акциям — 100 тыс. руб., балансовая стоимость акций — 800 тыс. руб.

 

Задача 3

Организация выплатила по акциям 100 млн. руб. дивидендов. Рыночная стоимость акций составляет 4 млрд. руб. Определить текущую доход­ность (дивидендный доход) акций предприятия (в обращении находятся 40 тыс. акций).

 

Задача 4

Размещено и оплачено 120 тыс. акции, в том числе 80 тыс. — обыкновенных. Номинал акции составляет 1 тыс. руб. Прибыль предприятия в отчетном году составила 1200 тыс. руб. На выплату дивидендов от­ведено 420 тыс. руб., в том числе по привилегированным акциям — 150 тыс. руб. Чему равен дивиденд на обыкновенную акцию.

 

Тесты для самопроверки:

 

1. При формировании дивидендной политики предприятия необходимо обес­печить:

a. приоритет интересов собственников предприятия.

b. приоритет интересов предприятия.

c. рациональный баланс указанных выше интересов.

2. Рассчитать сумму дивидендов, если текущая доходность акций — 20%, рыночная стоимость акций — 1 млн. руб., балансовая стоимость акций — 500 тыс. руб.:

a. 200 тыс. руб.

b. 166 тыс. руб.

c. 100 тыс. руб.

3. Рассчитать рыночную стоимость акций, если текущая доходность составляет 10%, дивиденды по обыкновенным акциям — 100 тыс. руб., балансовая стоимость акций — 800 тыс. руб.:

a. 9091 тыс. руб.

b. 1000 тыс. руб.

c. 880 тыс. руб.

4. Дивидендная (текущая) доходность акции выражается отношением:

a. сумма дивиденда, выплачиваемая по акции: рыночная цена акции.

b. сумма дивиденда, выплачиваемая по акции: номинальная цена акции.

5. На акцию номиналом в 1 тыс. руб. выплачивается дивиденд в размере 3 тыс. руб. При 75% ставке ссудного процента рыночная цена акции составит:

a. 4000 руб.

b. 3000 руб.

6. Организация выплатила по акциям 100 млн. руб. дивидендов. Рыночная стоимость акций составляет 4 млрд. руб. Определить текущую доход­ность (дивидендный доход) акций предприятия (в обращении находятся 40 тыс. акций):

a. 0,025 руб.

b. 0,25 руб.

c. 2500 руб.

7. Распределению среди акционеров подлежит 20 млн. руб. чистой прибыли организации. В обращении находится 1 тыс. обыкновенных акций. Диви­денды, выплаченные по привилегированным акциям, составили 5 млн. руб. Определить доход (прибыль) на одну акцию:

a. 15 тыс. руб.

b. 20 тыс. руб.

c. 25 тыс. руб.

 

Контрольные вопросы:

1. Как определяется уровень дивидендных выплат на одну обыкновенную акцию?

2. Как рассчитывается показатель дивидендного дохода?

3. Способ расчета коэффициент соотношения цены и дохода по акции.

4. Как рассчитывается коэффициент соотношения рыночной цены и прибыли?

5. Правила дивидендной политики в США и Великобритании.

6. Важным фактором, влияющим на дивидендную политику, является?

7. Что нельзя игнорировать при проведении дивидендной политики?

Тема 11. Долгосрочное финансовое планирование .

Лекция № 12. Финансовое планирование и прогнозирование: цели, принципы и этапы реализации.

 

1. Финансовое прогнозирование на предприятии: цели, задачи, методы. Этапы финансового прогнозирования.

2. Роль финансового прогнозирования в разработке модели денежных потоков.

3. Финансовый план как раздел бизнес-плана предприятия.

Решение задач.

Задача 1

За отчетный период чистый денежный поток фирмы составил: от фи­нансовой деятельности (- 2,98) млн. руб., от инвестиционной деятельнос­ти (- 13,05) млн. руб. Величина притока и оттока по основной (текущей) деятельности составляет соответственно 164,74 млн. руб. и (- 147,95) млн. руб. Остаток денежных средств на конец отчетного периода 4,68 млн. руб. Определить остаток средств на начало периода.

 

Задача 2

Рассчитать среднегодовую величину кредиторской задолженности, если продолжительность финансового цикла составляет 71,38 дн., продол­жительность операционного цикла — 115,99 дн., годовой объем затрат на производство продукции — 100,47млн. руб.

 

Задача 3

Средняя длительность одного оборота дебиторской задолженности составляет 12 дней, производственных запасов — 30 дней, незавершенно­го производства — 15 дней, кредиторской задолженности — 14 дней. Определить длительность операционного (производственно-коммерчес­кого) цикла.

 

Тесты для самопроверки:

 

1. В денежные потоки/оттоки от финансовой деятельности входит:

a. финансирование хранения товарно-материальных запасов.

b. выдача заработной платы.

c. эмиссия акций.

d. начисление амортизации.

e. погашение кредитов.

2. Денежные оттоки компании уменьшает

a. продажа или сдача в аренду внеоборотных активов.

b. реструктуризация дебиторской задолженности в финансовые инструменты.

c. отсрочка платежей по обязательствам.

d. использование частичной предоплаты.

e. приостановка выплаты дивидендов.

f. привлечение внешних источников краткосрочного финансирования.

 3. Главная задача финансового планирования:

a. обоснование производственно-технологической и инновационной политики предприятия.

b. определение необходимого объема финансовых ресурсов с учетом разумных резервов в рамках оптимальной структуры капитала.

c. оптимизация организационной структуры предприятия.

d. обеспечение маркетинговой стратегии.

4. Долгосрочные финансовые вложения - это:

a. эмитированные предприятием акции.

b. долгосрочные банковские ссуды.

c. долгосрочные инвестиции в ценные бумаги.

d. стоимость незавершенного капитального строительства.

5. Стратегическими целями финансовой политики являются:

a. обеспечение финансовой устойчивости.

b. повышение инвестиционной привлекательности.

c. контроль за финансовым состоянием предприятия.

d. увеличение доходов и способы их мобилизации.

 

Контрольные вопросы:

1. Чего требует современная система управления финансами?

2. Дать понятие процессу бюджетирования.

3. Какие принципы заложены в системы бюджетирования?

4. Дать характеристику каждому из принципов.

5. В виде чего разрабатывается финансовая часть бизнес-плана?

6. В какой последовательности разрабатывается прогноз по подпериодам?

7. Что определяет прогнозирование оттока денежных средств?

8. Из чего получают информацию по объему про­даж?

Решение задач.

Задача 1

Для реализации инвестиционного проекта требуется вложить 1 млн. руб. Ежегодно ожидаемый чистый денежный поток — 250 тыс. руб. Ежегод­ный ожидаемый объем продукции — 1,5 млн. руб. Определить срок окупа­емости средств.

 

Задача 2

Определить требуемую сумму вклада, чтобы через год получить накоп­ления в сумме 100 тыс. руб. Банк начисляет проценты по ставке 25% годовых.

 

Задача 3

Вкладчик положил на депозитный вклад 100 тыс. руб. Через два года сумма вклада составила 120 тыс. руб. Определить годовую простую про­центную ставку.

 

Задача 4

Вкладчик положил на депозитный вклад 100 тыс. руб. Через два года сумма составила 120 тыс. руб. Банк начисляет сложные проценты один раз в год. Определить годовую процентную ставку.

 

Тесты для самопроверки:

1. Дисконтирование — это:

a. процесс определения будущей стоимости денег, связанный с их наращиванием.

b. процесс приведения будущей стоимости денег к их настоящей (сегодняшней) стоимости.

2. Компаундинг — это:

a. процесс приведения настоящей (сегодняшней) стоимости денег к стоимости в будущем периоде.

b. процесс приведения будущей стоимости денег к настоящей сто­имости.

3. Каково будет наращенное значение 100 тыс. руб., инвестированных на пять лет по номинальной ставке 25% годовых, при двухразовом начис­лении в год:

a. 305,18 тыс. руб.

b. 324,73 тыс. руб.

4. Инвестиционные вложения считаются приемлемыми, когда:

a. чистая текущая стоимость инвестиций равна нулю.

b. чистая текущая стоимость инвестиций отрицательна.

c. чистая текущая стоимость инвестиций положительна.

5. Чтобы через два года капитал инвестора составил 75 млн. руб. при годо­вой ставке доходности в 25%, какую сумму должны составлять перво­начальные вложения:

a. 48 млн. руб.

b. 50 млн. руб.

c. 60 млн. руб.

6. До какой величины снизится покупательная способность денег в сумме 100 тыс. руб. через полгода при среднемесячных темпах инфляции в 2,5%:

a. 85 тыс. руб.

b. 86,95 тыс. руб.

c. 86,23 тыс. руб.

 

Контрольные вопросы:

1. Понятие инвестиционной привлекательности.

2. На какие периоды делятся циклы развития предприятия?

3. Сколько времени составляет общий период жизненного цикла пред­приятия?

4. Что определяет понятие цикла жизни предприятия?

5. В результате чего осуществляется стадия жизненного цикла предприятия?

6. В процессе чего производится оценка финансовой деятельности предприятия?

7. Какие показатели применяются для анализа и оценки оборачиваемости активов?

8. Какие показатели используют для оценки финансовой устойчивости предприятия?

9. Какие показатели используют для анализа ликвидности активов?

Решение задач.

Задача 1

Доходы от инвестиций на три года составили: в первый — 200 млн. руб., во второй —- 350 млн. руб., в третий — 480 млн. руб. при годовой ставке дисконта 20 %. Какова величина приведенного дохода от инвестиций, полученного за три года.

 

Задача 2

Определить величину приведенного дохода от инвестиций за два года, если в первом году получено 100 млн. руб. доходов, во втором — 200 млн. руб. Годовая ставка дисконта 60%.

 

Задача 3

Организация имеет 350 тыс. руб. Руководство хотело бы удвоить эту сумму через четыре года. Определить минимально приемлемое значение процентной ставки.

 

Задача 4

Банк предлагает 17% годовых за размещение денежных средств на открываемых им депозитных счетах. Используя формулу дисконтирова­ния, рассчитать размер первоначального вклада, чтобы через четыре года иметь на счете ISO тыс. руб.

Тесты для самопроверки:

 

1. Влияние инфляции на баланс предприятия:

a. проявляется в равной мере на всех статьях и разделах баланса;

b. проявляется разнонаправлено на разделах и статьях актива;

c. проявляется разнонаправлено на разделах актива и пассива ба­ланса.

2. Концепция временной стоимости денег означает, что:

a. источники финансирования не могут быть безвозмездными.

b. стоимость денежной единицы сегодня и денежной единицы той же номинальной стоимости различаются в разные периоды вре­мени.

c. денежные средства могут инвестироваться только под ставку слож­ного процента.

3. Метод чистого приведенного эффекта (чистой приведенной стоимости) используется для:

a. прогнозирования возможного банкротства фирмы.

b. анализа рентабельности собственного капитала предприятия

c. оценки эффективности инвестиционного проекта.

d. оценки фондоотдачи.

4. Чистая приведенная стоимость проекта представляет собой:

a. разность между дисконтированными притоками и оттоками де­нежных средств от реализации проекта.

b. рыночную оценку стоимости проекта.

c. расчетную величину расходов на осуществление проекта.

d. стоимость проекта за минусом прибыли инвесторов.

5. Метод расчета внутренней нормы доходности проекта основан на:

a. расчете рентабельности основного капитала.

b. дисконтировании чистых денежных потоков.

c. дисконтировании чистой прибыли от реализации проекта.

d. расчете периода окупаемости собственного капитала.

6. Метод расчета внутренней нормы доходности может быть использо­ван для:

a. расчета стоимости капитала предприятия.

b. анализа рентабельности собственного капитала предприятия.

c. оценки эффективности инвестиционных проектов.

7. Оценка инвестиционных проектов различной продолжительности производится на основе:

a. вычисления среднего арифметического значения продолжитель­ности проекта.

b. вычисления среднего геометрического значения продолжитель­ности проекта.

c. цепного повтора проектов в рамках общего срока их действия.

d. цепного повтора проектов до достижения полной окупаемости.

 

Контрольные вопросы:

1.Что является предпосылкой формирования инвестиционной стратегии?

2. Цель изучения инвестиционной привлекательности отраслей экономики и регионов?

3. Показатели оценки уровня перспек­тивности развития отрасли.

4. Что важно учитывать в процессе оценки и прогнозирования инвестиционной привле­кательности отраслей?

5. Что характеризует фаза рождения?

6. Что определяет фаза зрелости?

7. Что завершает фаза спада?

Решение задач

Задача 1

Определить коэффициент финансовой независимости (коэффициент автономии), если по данным бухгалтерской отчетности собственный капитал составляет 10 800 тыс. руб., итого активы — 26 000 тыс. руб., долгосрочные обязательства — 1000 тыс. руб.

 

Задача 2

Определить коэффициент маневренности собственного капитала, если по данным бухгалтерской отчетности собственный капитал равен 10 800 тыс. руб., внеоборотные активы — 9 200 тыс. руб., итого ак­тивы — 26 000 тыс. руб.

 

Задача 3

Определить коэффициент платежеспособности, если по данным бух­галтерской отчетности остаток денежных средств на начало года со­ставил 80 тыс. руб., поступило денежных средств — 4 100 тыс. руб., направлено денежных средств — 4 000 тыс. руб.

 

Задача 4

Определить тип финансовой устойчивости исходя из ситуации: произ­водственные запасы больше величины собственных оборотных средств, но меньше всех возможных источников их финансирования.

Тесты для самопроверки:

1. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает:

a. какую часть краткосрочных обязательств организация может по­гасить в ближайшее время.

b. какую часть всех обязательств организация может погасить в бли­жайшее время.

c. какую часть долгосрочных обязательств организация может пога­сить в ближайшее время.

2. По балансу определить коэффициент текущей ликвидности:

a. итого по разделу II баланса минус сумма строк 220,230 баланса: сумма строк 610, 620, 630, 660 баланса.

b. итого по разделу II баланса: итого по разделу V баланса.

c. итого по разделу II баланса: итого по разделу V баланса минус сум­ма строк 630, 640, 650 баланса.

3. Коэффициент критической ликвидности показывает:

a. какую часть долгосрочных обязательств организация может погасить, мобилизовав абсолютно ликвидные и быстро реализуемые активы.

b. какую часть краткосрочных обязательств организация может по­гасить, мобилизовав абсолютно ликвидные и быстро реализуе­мые активы.

c. какую часть краткосрочных обязательств организация может по­гасить, мобилизовав все оборотные активы.

4. В величину срочных обязательств, принимаемых в расчет коэффициен­тов ликвидности, не включается статья:

a. расчеты по дивидендам.

b. прочие краткосрочные пассивы.

c. расходы будущих периодов.

5. Коэффициент финансовой независимости рассчитывается как отношение:

a. собственного капитала к валюте баланса.

b. заемного капитала к собственному капиталу.

c. заемного капитала к валюте баланса.

6. По балансу рассчитать коэффициент финансовой зависимости:

a. сумма строк 590, 610, 620, 630, 660: строка 700.

b. сумма строк 610, 620, 630, 660: строка 700.

c. строка 590: строка 700.

7. Что относится к медленно реализуемым оборотным активам:

a. запасы + НДС + дебиторская задолженность + прочие оборотные активы.

b. внеоборотные активы.

c. уставный капитал.

Контрольные вопросы:

1. Дать понятие денежного обязательства.

2. Дать понятие внешнему управлению.

3. Дать понятие конкурсному производству.

4. Дать понятие арбитражному, внешнему и временному управляющим.

5. Виды иностранных инвестиций.

6. Что представляет собой досудебная санация?

7. В каких формах может происходить реорганизация?

8. Чему должны соответствовать формы и методы реструктуризации?

9. С чем связаны меры по предотвращению банкротства?

 

Тема 14. Планирование инвестиций.

Практическое занятие № 13. Разработка основных разделов бизнес-плана.

 

1. Выбор оптимального варианта бизнес-плана.

2. Финансовая модель бизнес-плана.

3. Решение задач.

    1. Выбор оптимального варианта бизнес-плана.

Бизнес-план представляет максимально компактный документ, который позволяет принять обоснованное решение и указать после­довательность действий для его успешного воплощения. От правиль­ности составления документа зависят одобрение и жизнеспособность проекта.

Для среднесрочных и долгосрочных проектов разработка бизнес-планов — центральный этап инвестиционного планирования, вклю­чающий следующие виды работ:

- развитие концепции и дальнейшую разработку основного со­держания проекта;

- установление деловых контактов и изучение целей участников;

- структурное планирование;

- организацию и проведение торгов, заключение контрактов с
основными исполнителями;

- получение одобрения на продолжение работ.

Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжи­тельных по срокам реализации, все этапы и работы совмещаются на прединвестиционной фазе.

Для разработки стратегии крупного предприятия составляется корпоративный (глобальный) бизнес-план.

Предприятия, работающие в стабильной ситуации и производя­щие продукцию для достаточно устойчивого рынка, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и снижение издержек. Эти предприятия предусматривают модерниза­цию производимой ими продукции в локальных бизнес-планах.

 

2. Финансовая модель бизнес-плана.

Финансовый план реализации проекта готовится после того, как подготовлены план маркетинга и производственный план. Он должен включать краткий обзор условий, в которых будет дей­ствовать предприятие, данные по объему продаж, валовой прибыли, затратам на оборудование, оплату труда и другим затратам, а также подробный анализ доходов и расходов, формирования чистой при­были и рентабельности предприятия. Этот раздел бизнес-плана мо­жет быть составлен только после того, как определены рамки (грани­цы) проекта с учетом непредвиденных расходов и инфляции.

Рамки (границы) проекта подразумевают определение:

- всех видов деятельности, которые должны быть представлены
на заводской площадке;

- дополнительных операций, связанных с производством, использованием природных ресурсов, очисткой сточных вод и выбросов;

- внешнего транспорта, складов для сырья и материалов и готовой продукции;

- дополнительных видов деятельности (профессиональной подготовки, общеобразовательных программ, сооружения рекреацион­ных объектов).

Непредвиденные расходы бывают материальные и финансовые. Материальные расходы связаны с точностью прогнозирования продаж, проектных требований, материалов и услуг и составляют от 5 до 10% сметной себестоимости объекта.

Финансовые расходы связаны с инфляцией, изменением базо­вой ставки ссудного процента и другими факторами.

Для учета инфляции используют:

- общий индекс внутренней инфляции, определяемый на основе систематически корректируемого рабочего прогноза;

- прогноз валютного курса рубля;

- прогноз внешней инфляции;

- прогноз изменения цен на продукцию и ресурсы (газ, нефть, энергоресурсы, оборудование, строительно-монтажные работы, сы­рье, материалы), а также прогноз изменения уровня средней заработ­ной платы и других показателей на перспективу;

- прогноз ставок налога, пошлин, ставок рефинансирования Банка России и других финансовых нормативов государственного регулирования.

С помощью этих данных необходимо исследовать влияние инф­ляции на ценовые показатели, потребность в финансировании и оборотном капитале.

Составление финансового плана проходит в несколько этапов:

1. Прогноз объема продаж на рынках для каждого года.

2. Расчет затрат на реализуемую продукцию и услуги на основе прогноза объемов продаж, действующих нормативов, ценовой поли­тики и условий реализации.

3. Описание контрагентов, их надежности, распределение кон­трактов по времени, затраты по контрагентам.

4. Расчет обеспеченности сырьем, энергией, водой (технической и питьевой), запасными частями и эксплуатационными материалами на ближайшие 5 лет, обеспеченность трудовыми ресурсами.

5. Прогноз издержек (условно-постоянных, условно-переменных и суммарных) по годам.

6. Расчет планируемой прибыли для каждого года.

7. Анализ точки критического объема реализации — точки безубыточности.

8. Описание источников финансирования по следующей схеме:

- источники формирования ресурсов (собственные и заемные средства);

- политика распределения прибыли после уплаты налогов (доля прибыли, направляемая в фонд накопления, выплата дивидендов);

- мероприятия по контролю за платежами потребителей; финан­совая политика по страхованию кредитов;

- критерии оценки эффективности;

- способы страхования.

Если для финансирования проекта планируется использовать кредит, то в бизнес-плане дается расчет порядка и сроков его полу­чения, возврата, а также выплаты процентных платежей.

Таким образом, в бизнес-плане составляются три базовые фор­мы финансовой отчетности: отчет о прибыли, отчет о движении де­нежных средств и балансовый отчет.



Решение задач.

Задача 1

Банк принял к учету вексель в сумме 240 млн. руб. за 25 дней до наступле­ния срока погашения. Определить сумму вексельного кредита при годо­вой ставке дисконта 40%.

Задача 2

Определить сумму депозитного вклада под 80% годовых в размере 480 млн. руб., полученную через два года при полугодовом исчислении процентов.

Задача 3

До какой величины снизится покупательная способность денег в сумме 100 тыс. руб. через полгода при среднемесячных темпах инфляции в 2,5%.

 

Тесты для самопроверки:

1. Инвестиционная фаза состоит из следующих стадий:

a. подготовка обоснования проекта.

b. детальное проектирование, контрактация.

c. оценка проекта и принятие решения об инвестировании.

d. ввод в эксплуатацию.

e. набор и обучение персонала.

2. Что включает в себя проект реабилитации:

a. краткосрочные мероприятия по реабилитации, не требующие больших затрат.

b. предпроизводственный маркетинг.

c. приобретение и передача технологии.

3. Стадию анализа возможностей (поиска инвестиционной концепции) можно разбить на следующие этапы:

a. анализ общих возможностей.

b. определение реабилитационной деятельности.

c. определение инвестиционных возможностей.

4. На этапе анализа конкретного проекта осуществляются:

a. предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами.

b. оценка возможных сдвигов в величине и структуре спроса под влиянием демографических или социаль-экономических факторов или в результате появления на рынке новых типов товаров.

c. проверка необходимости выполнения сертифицированных требований.

d. предварительный отбор потенциальных участников реализации проекта.

5. Этап разработки бизнес-плана заканчивается общим собранием участников проекта, на котором:

a. принимается решение о финансировании проекта и привлечения внешних инвесторов.

b. утверждается (или отвергается) бизнес-план.

c. подписываются документы об организации совместной компании.

d. изучается место размещение (в частности, анализ транспортных расходов).

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой бизнес-план?

2. Что зависит от правиль­ности составления бизнес-плана?

 3.Что означает разработка бизнес-планов для среднесрочных и долгосрочных проектов?

4. Какие виды работ включает в себя центральный этап инвестиционного планирования?

5. Какой бизнес-план составляется для разработки стратегии крупного предприятия?

6. Что должен включать в себя финансовый план реализации проекта?

7. Какие этапы проходит финансовый план?

8. Какие показатели используют для учета инфляции?

Тема 1. Предмет и задачи курса «Финансовый менеджмент» .

Дата: 2019-12-22, просмотров: 308.