Методы проведения финансового контроля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

a) Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

b) Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений. Но в отличие от проверок обследования проводятся по большому кругу показателей и позволяют определить финансовое положение хозяйствующих субъектов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. В ходе обследований проводятся опросы, анкетирование.

c) Анализ финансового состояния предполагает оценку результатов финансовой деятельности. Он проводится по периодической или годовой отчетности. В процессе анализа выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, соблюдение финансовой дисциплины.

d) Надзор представляет собой контроль за совершением финансовых операций в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.

e) Мониторинг представляет собой постоянное отслеживание состояния финансов и наблюдение за процессом использования финансовых ресурсов.

f) Ревизия представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций или служебных действий должностных лиц, основанную на изучении первичных документов и бухгалтерских документов за отчетный период

Организация финансового контроля в РК

Содержание финансов хозяйствующих субъектов

Финансы хозяйствующих субъектов (ФХС) – составная часть единой системы финансов, которые выражают в денежной форме основные стороны процесса расширенного воспроизводства и способствуют его осуществлению в соответствии с требованиями экономических законов. Они применяются для распределения и использования денежных доходов и накоплений, необходимых для дальнейшего развития национального хозяйства. Это развитие немыслимо без прочных и хорошо налаженных финансов хозяйствующих субъектов, которые являются важным экономическим инструментом системы управления национальным хозяйством, мощным средством преобразования экономики.

Финансы хозяйствующих субъектов включают в себя финансы предприятий, фирм, обществ, концернов, ассоциаций, отраслевых министерств и других хозяйственных органов, межхозяйственных, межотраслевых, кооперативных организаций, учреждений, осуществляющих промышленную, сельскохозяйственную, строительную, транспортную, снабженческо-сбытовую, торговую (посредническую), заготовительную и других услуг в многообразных сферах общественно-полезной деятельности.

Развитие форм собственности повлекло возникновение новых типов предприятий – частных, кооперативных, акционерных, смешанных, совместных с предприятиями и фирмами зарубежных стран.

Финансы каждой отрасли национального хозяйства имеют свои существенные отличия, вытекающие из технико-экономических особенностей данной отрасли. Но в то же время сущность и основные принципы организации финансов хозяйствующих субъектов всех отраслей одинаковы, что обусловлено общими принципами хозяйствования и едиными экономическими законами. Все это и предопределяет возможность и необходимость объединения всех их в исходное звено - финансы хозяйствующих субъектов.

Основными чертами финансов хозяйствующих субъектов являются:

1. многогранность финансовых отношений, разнообразие их форм и целевого назначения

2. обязательное наличие производственных фондов и возникновение в связи с этим отношений, связанных с их формированием, постоянным пополнением, увеличением и перераспределением

3. высокая активность, возможность воздействия на все стороны хозяйственной деятельности предприятия

4. они представляют исходную основу всей финансовой системы.

Таким образом, финансы хозяйствующих субъектов представляют собой экономические отношения, связанные с созданием, распределением и использованием денежных доходов, накоплений и фондов при производстве и реализации продукции, работ и оказания услуг.

 

19. Классификация предприятий, организаций, учреждений

Классификация хозяйствующих субъектов по признакам:

1) По сферам деятельности на:

a) материальная;

b) нематериальная (непроизводственная).

2) По видам производства на:

a) товары, работы (материальная сфера деятельности);

b) услуги (нематериальная).

3) По характеру деятельности на:

a) коммерческая;

b) некоммерческая.

4) По формам собственности на:

a) Государственная;

b) Частная;

c) Общественных организаций;

d) Иностранных субъектов;

e) Смешанная.

5) По организационно-правовым видам на:

5.1 Хозяйственные товарищества на:

a) Полное;

b) Товарищество с ограниченной ответственностью;

c) Акционерное общество;

d) Товарищество с дополнительной ответственностью;

e) Коммандитное товарищество.

5.2 Государственные на:

5.2.1 на праве хозяйственного ведения;

5.2.2 на праве оперативного управления;

где: подпункты 5.5.1 и 5.2.2 делятся на: головные, дочерние и казенные.

5.3 Кооперативные делятся на:

a) Производственные;

b) Потребительские.

5.4 Общественные организации делятся на:

a) Общественные объединения;

b) Предприятия общественных организаций;

c) Общественные фонды.

5.5 Организации и учреждения непроизводственной сферы делятся на:

a) Государственные;

b) Коммерческие.

Пояснение:

Многочисленные предприятия, организации, учреждения классифицируются по разным признакам.

А) Наиболее общим признаком разграничения является отнесение предприятий и организаций к одной из сфер деятельности – материальной или нематериальной (непроизводственной).

Б) По видам производства на:

1) Товары, работы, относящиеся к сфере материальной деятельности;

2) Услуги, относящиеся к сфере нематериальной деятельности.

Предприятия материальной сферы деятельности создают материальные продукты и блага, являющиеся основой жизнедеятельности всего общества. Часть продукта данной сферы потребляется внутри ее отраслей (продукция производственного потребления), другая направляется на конечное потребление, в том числе и в непроизводственную сферу.

Результаты деятельности непроизводственной сферы принимают форму услуг, процесс создания которых совпадает, как правило, с процессом их потребления, то есть они не подлежат накоплению, хранению.

В) Следующим крупным признаком классификации является характер финансовой деятельности предприятий, организаций, учреждений – коммерческая и некоммерческая.

Целью коммерческой деятельности является получение дохода. На коммерческих началах функционирует подавляющая часть предприятий сферы материального производства и значительная часть организаций и учреждений нематериальной сферы: коммерческие банки, страховые организации, другие учреждения финансового сектора, торгово- посреднические предприятия, добровольные общественные фонды, трастовые компании и прочие.

Значительная часть учреждений непроизводственной сферы остается в некоммерческом секторе: государственное управление, оборона, охрана правопорядка, защита окружающей среды, большая часть здравоохранения и образования, культуры и искусства и др. Некоммерческая деятельность направлена не на получение дохода (прибыли), а на выполнение функций и действий, необходимых для всего общества, в том числе обеспечение социальной защиты населения.

Важным признаком классификации предприятий, организаций, учреждений является принадлежность к определенной форме собственности:

1) Государственная.

2) Частная.

3) Общественных организаций.

4) Иностранных субъектов.

5) Смешанная.

Законодательством РК гарантируется равенство всех форм собственности и равная защита прав субъектов собственности.

Согласно законодательству в РК приняты две формы собственности: частная и государственная.

Частная собственность выступает как собственность граждан и (или) негосударственных юридических лиц и их объединений; в качестве особого вида частной собственности выступает собственность общественных организаций.

Государственная собственность представлена республиканской и коммунальной собственностью.

Внутри названных форм собственности могут быть сформированы разные хозяйственные структуры, что порождает большее количество организационно-правовых форм хозяйствования:

1) Государственные предприятия, основанные на государственной собственности, в том числе:

А) республиканские – для решения общегосударственных задач экономического и социального развития Казахстана;

Б) предприятия коммунальной собственности – для решения задач по удовлетворению социально-экономических потребностей населения соответствующей территории, находятся в местном подчинении.

2) Предприятия, основанные на частной форме собственности юридических лиц: хозяйственные товарищества разного типа, в том числе акционерные общества, кооперативные предприятия и организации.

3) Предприятия, основанные на собственности общественных объединений.

4) Совместные предприятия на основе объединения имущества учредителей, в том числе иностранных юридических лиц и граждан.

5) Частные предприятия, основанные на собственности граждан.

6) Смешанные предприятия с участием разных выше перечисленных форм собственности.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 256.