a) Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.
b) Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений. Но в отличие от проверок обследования проводятся по большому кругу показателей и позволяют определить финансовое положение хозяйствующих субъектов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. В ходе обследований проводятся опросы, анкетирование.
c) Анализ финансового состояния предполагает оценку результатов финансовой деятельности. Он проводится по периодической или годовой отчетности. В процессе анализа выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, соблюдение финансовой дисциплины.
d) Надзор представляет собой контроль за совершением финансовых операций в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.
e) Мониторинг представляет собой постоянное отслеживание состояния финансов и наблюдение за процессом использования финансовых ресурсов.
f) Ревизия представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций или служебных действий должностных лиц, основанную на изучении первичных документов и бухгалтерских документов за отчетный период
Организация финансового контроля в РК
Содержание финансов хозяйствующих субъектов
Финансы хозяйствующих субъектов (ФХС) – составная часть единой системы финансов, которые выражают в денежной форме основные стороны процесса расширенного воспроизводства и способствуют его осуществлению в соответствии с требованиями экономических законов. Они применяются для распределения и использования денежных доходов и накоплений, необходимых для дальнейшего развития национального хозяйства. Это развитие немыслимо без прочных и хорошо налаженных финансов хозяйствующих субъектов, которые являются важным экономическим инструментом системы управления национальным хозяйством, мощным средством преобразования экономики.
Финансы хозяйствующих субъектов включают в себя финансы предприятий, фирм, обществ, концернов, ассоциаций, отраслевых министерств и других хозяйственных органов, межхозяйственных, межотраслевых, кооперативных организаций, учреждений, осуществляющих промышленную, сельскохозяйственную, строительную, транспортную, снабженческо-сбытовую, торговую (посредническую), заготовительную и других услуг в многообразных сферах общественно-полезной деятельности.
Развитие форм собственности повлекло возникновение новых типов предприятий – частных, кооперативных, акционерных, смешанных, совместных с предприятиями и фирмами зарубежных стран.
Финансы каждой отрасли национального хозяйства имеют свои существенные отличия, вытекающие из технико-экономических особенностей данной отрасли. Но в то же время сущность и основные принципы организации финансов хозяйствующих субъектов всех отраслей одинаковы, что обусловлено общими принципами хозяйствования и едиными экономическими законами. Все это и предопределяет возможность и необходимость объединения всех их в исходное звено - финансы хозяйствующих субъектов.
Основными чертами финансов хозяйствующих субъектов являются:
1. многогранность финансовых отношений, разнообразие их форм и целевого назначения
2. обязательное наличие производственных фондов и возникновение в связи с этим отношений, связанных с их формированием, постоянным пополнением, увеличением и перераспределением
3. высокая активность, возможность воздействия на все стороны хозяйственной деятельности предприятия
4. они представляют исходную основу всей финансовой системы.
Таким образом, финансы хозяйствующих субъектов представляют собой экономические отношения, связанные с созданием, распределением и использованием денежных доходов, накоплений и фондов при производстве и реализации продукции, работ и оказания услуг.
19. Классификация предприятий, организаций, учреждений
Классификация хозяйствующих субъектов по признакам:
1) По сферам деятельности на:
a) материальная;
b) нематериальная (непроизводственная).
2) По видам производства на:
a) товары, работы (материальная сфера деятельности);
b) услуги (нематериальная).
3) По характеру деятельности на:
a) коммерческая;
b) некоммерческая.
4) По формам собственности на:
a) Государственная;
b) Частная;
c) Общественных организаций;
d) Иностранных субъектов;
e) Смешанная.
5) По организационно-правовым видам на:
5.1 Хозяйственные товарищества на:
a) Полное;
b) Товарищество с ограниченной ответственностью;
c) Акционерное общество;
d) Товарищество с дополнительной ответственностью;
e) Коммандитное товарищество.
5.2 Государственные на:
5.2.1 на праве хозяйственного ведения;
5.2.2 на праве оперативного управления;
где: подпункты 5.5.1 и 5.2.2 делятся на: головные, дочерние и казенные.
5.3 Кооперативные делятся на:
a) Производственные;
b) Потребительские.
5.4 Общественные организации делятся на:
a) Общественные объединения;
b) Предприятия общественных организаций;
c) Общественные фонды.
5.5 Организации и учреждения непроизводственной сферы делятся на:
a) Государственные;
b) Коммерческие.
Пояснение:
Многочисленные предприятия, организации, учреждения классифицируются по разным признакам.
А) Наиболее общим признаком разграничения является отнесение предприятий и организаций к одной из сфер деятельности – материальной или нематериальной (непроизводственной).
Б) По видам производства на:
1) Товары, работы, относящиеся к сфере материальной деятельности;
2) Услуги, относящиеся к сфере нематериальной деятельности.
Предприятия материальной сферы деятельности создают материальные продукты и блага, являющиеся основой жизнедеятельности всего общества. Часть продукта данной сферы потребляется внутри ее отраслей (продукция производственного потребления), другая направляется на конечное потребление, в том числе и в непроизводственную сферу.
Результаты деятельности непроизводственной сферы принимают форму услуг, процесс создания которых совпадает, как правило, с процессом их потребления, то есть они не подлежат накоплению, хранению.
В) Следующим крупным признаком классификации является характер финансовой деятельности предприятий, организаций, учреждений – коммерческая и некоммерческая.
Целью коммерческой деятельности является получение дохода. На коммерческих началах функционирует подавляющая часть предприятий сферы материального производства и значительная часть организаций и учреждений нематериальной сферы: коммерческие банки, страховые организации, другие учреждения финансового сектора, торгово- посреднические предприятия, добровольные общественные фонды, трастовые компании и прочие.
Значительная часть учреждений непроизводственной сферы остается в некоммерческом секторе: государственное управление, оборона, охрана правопорядка, защита окружающей среды, большая часть здравоохранения и образования, культуры и искусства и др. Некоммерческая деятельность направлена не на получение дохода (прибыли), а на выполнение функций и действий, необходимых для всего общества, в том числе обеспечение социальной защиты населения.
Важным признаком классификации предприятий, организаций, учреждений является принадлежность к определенной форме собственности:
1) Государственная.
2) Частная.
3) Общественных организаций.
4) Иностранных субъектов.
5) Смешанная.
Законодательством РК гарантируется равенство всех форм собственности и равная защита прав субъектов собственности.
Согласно законодательству в РК приняты две формы собственности: частная и государственная.
Частная собственность выступает как собственность граждан и (или) негосударственных юридических лиц и их объединений; в качестве особого вида частной собственности выступает собственность общественных организаций.
Государственная собственность представлена республиканской и коммунальной собственностью.
Внутри названных форм собственности могут быть сформированы разные хозяйственные структуры, что порождает большее количество организационно-правовых форм хозяйствования:
1) Государственные предприятия, основанные на государственной собственности, в том числе:
А) республиканские – для решения общегосударственных задач экономического и социального развития Казахстана;
Б) предприятия коммунальной собственности – для решения задач по удовлетворению социально-экономических потребностей населения соответствующей территории, находятся в местном подчинении.
2) Предприятия, основанные на частной форме собственности юридических лиц: хозяйственные товарищества разного типа, в том числе акционерные общества, кооперативные предприятия и организации.
3) Предприятия, основанные на собственности общественных объединений.
4) Совместные предприятия на основе объединения имущества учредителей, в том числе иностранных юридических лиц и граждан.
5) Частные предприятия, основанные на собственности граждан.
6) Смешанные предприятия с участием разных выше перечисленных форм собственности.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 319.