Фиксация и оценка показаний несовершеннолетних
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Большое внимание следователем должно быть уделено правильному процессуально-криминалистическому оформлению показаний несовершеннолетнего. В случае нарушения требования, предъявляемых к процессуальной фиксации, показания несовершеннолетнего не могут быть использованы в качестве источников доказательств. В фиксации показаний необходимо выделить процессуальный и криминалистический аспекты. В процессуальном аспекте фиксация доказательств создает условия, при которых фактические данные могли бы использоваться в качестве доказательств, т.е. эта сторона выражает деятельность по реализации процессуальной формы, требуемой законом.

Фиксация фактических данных представляет собой деятельность следователя и иных управомоченных на то лиц, направленную на сохранение, удостоверение и процессуальное оформление собранной информации для дальнейшего исследования в доказательственных целях. К тактическим приемам удостоверительного характера относятся протоколирование, применение звуко- и видеозаписи. Протоколирование является основной и обязательной формой фиксации хода и результата допроса. Тактической особенностью хода и результата допроса несовершеннолетнего является то, что протокол целесообразно составлять после завершения устной части допроса, а не в ходе его. Параллельное составление протокола своей официальностью может напугать несовершеннолетнего. При записи показаний несовершеннолетнего нужно стремиться как можно полнее сохранить обороты речи допрашиваемого, характеризующие уровень его развития, окружающую среду и привычки; следователь не должен употреблять несвойственные несовершеннолетнему выражения, так как это снижает значение его показаний, вызывая сомнения в объективности проведенного допроса. Как показывает следственная практика, следователи нередко пренебрегают этими требованиями и излагают показания несовершеннолетних «взрослым» языком, совершенно стирая их индивидуальность. И если сам следователь, проводивший допрос, имеет возможность подойти к оценке показаний несовершеннолетнего с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, то остальные участники процесса, которые в силу тех или иных причин могут ознакомиться с показаниями несовершеннолетнего только по протоколу, такой возможности лишаются. Да и проводивший допрос следователь может оказаться в таком же положении, если по делу проходит не один, а несколько несовершеннолетних свидетелей, показания которых он стремиться записать гладкими и отшлифованными, по одному стандарту. А в тех случаях, когда вызов в суд свидетеля, допрошенного на предварительном следствии, по каким-либо причинам невозможен, гладкость, «взрослость» показаний, употребление несвойственных данному возрасту оборотов (тем более одинаковых у нескольких свидетелей) могут быть расценены судом как данные под чьим-то влиянием.

Кино- и видеозапись позволяют полно и детально зафиксировать обстановку, в которой производился допрос. Звукозапись целесообразно применять:

· при допросе малолетних, очевидцев и иных добросовестных свидетелей и потерпевших при необходимости фиксации обстановки допроса;

· при допросе несовершеннолетних, дело о которых прекращено в связи с недостижением возраста уголовной ответственности, находящихся под влиянием родителей или иных лиц, заинтересованных в исходе дела[45].

Анализ и оценка хода и результатов допроса предполагают мыслительную, логическую деятельность следователя, в процессе которой им устанавливается относимость, допустимость, достоверность, значимость полученных показаний.

Тактические особенности анализа и оценки результатов допроса несовершеннолетнего предполагают, что эта оценка производится не только на основе памяти следователя и фиксированных им протокольно фактов, но и на основе сведений, полученных из бесед с родителями подростка, педагогом, его друзьями, которые с ними общались. Окончательная оценка показаний несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых может быть осуществлена лишь на завершающем этапе расследования преступления, поскольку для определения достоверности и недостоверности этого источника доказательств необходимо, чтобы были собраны все доказательства по делу, при учете процессуального статуса допрошенного подростка. Процесс оценки показаний несовершеннолетнего – это сложное динамическое действие, осуществляемое в течении всего процесса расследования, на которое существенное влияние оказывает объем сведений о преступлении, собранных доказательств по делу.

Как правило, на первоначальном этапе расследования следователю очень сложно, а подчас просто невозможно судить о достоверности получаемых показаний, будь то допрос несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего или подозреваемого подростка. Недостаток информации о расследуемом событии и личность допрашиваемого, а также временные ограничения, связанные со множеством выездов на место происшествия и большим объемом работы, неизбежно сказываются на результатах первых допросов. В силу этого преждевременные выводы относительно достоверности данного источника доказательств таят в себе опасность принятия ошибочных решений, которые могут вести к необоснованному привлечению лица к уголовной ответственности и осуждению невиновных.

Лишь по мере выполнения всех необходимых следственных действий следователь получает возможность для полного и объективного исследования полученных показаний в соотношении с имеющиеся по делу доказательствами, что позволяет устранить имеющиеся сомнения в виновности подозреваемого лица, либо, наоборот, подтвердить их обоснованность.



Заключение

Итак, допрос несовершеннолетнего – это сложная, многогранная деятельность следователя, представляющая собой совокупность определенных компонентов.

Сложный и многогранный характер допроса несовершеннолетних заключается в том, что он как уголовно-процессуальная деятельность по установлению интересующих органы предварительного расследования обстоятельств и фактов включает в себя процессуальный, тактический, организационный, психологический, педагогический, этический аспекты. Взаимосвязь этих аспектов и соотношение между ними выражаются в том, что тактические приемы используются следователем в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом и требованиями норм нравственности с учетом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего.

Таким образом, только правильное поведение и принятие следователем правильных решений может привести к положительным результатам и получению необходимой информации от несовершеннолетнего.

Успешно осуществить допрос несовершеннолетнего может не каждый следователь, так как дело здесь не только в юридической подготовке, опыте следственной работы. Допрос несовершеннолетнего требует от следователя хороших знаний педагогики, общей и детской психологии, умения таким образом определить свою собственную линию поведения, чтобы при строжайшем выполнении закона обеспечить успешное выполнение поставленной задачи.

К сожалению, в нынешних условиях этой проблеме уделяется очень мало внимания. Я думаю, что необходимо ввести в подготовку следователей основы подростковой, юношеской психологии и возрастной педагогики, особенно для тех, кто непосредственно занимается расследованием дел с участием несовершеннолетних.

Также сложности вызывает вопрос о привлечении педагога (психолога). По моему мнению, в законе должно быть указано, что в качестве педагога (психолога) должны приглашаться специалисты с дипломом педагога или психолога, как правило, знакомые с несовершеннолетним. Соблюдение последнего условия поможет достичь хорошего психологического контакта, обеспечить доброжелательную атмосферу при допросе. В исключительных случаях, когда невозможно выполнить это условие, может быть приглашен другой педагог (психолог).

Лишь по мере выполнения всех необходимых следственных действий следователь получает возможность для полного и объективного исследования полученных показаний в соотношении с имеющимися по делу доказательствами, что позволяет устранить имеющиеся сомнения в виновности подозреваемого лица, либо, наоборот, подтвердить их обоснованность.

 



Список литературы

 

1. УПК РФ. Москва-Санкт-Петербург, 2008.

2. Доспулов Г.Г. «Психология допроса на предварительном следствии.» М., 1996.

3. Дулов А.В. «Судебная психология». Минск, 1995

4. Якуб М.П. «Процессуальная форма в уголовном судопроизводстве». М.: Изд-во МГУ, 1998

5. Любчев С.Г. «Этические основы следственной тактики». М., 1990

6. Мельникова Э.Б. «Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии». М.: Дело, 2001

7. Черных Э.А. «Психологические основы допроса несовершеннолетних на предварительном следствии». Дисс. М., 1998

8. Корнеева Л.М., Ордынский С.С., Розенблит С.А. «Тактика допроса на предварительном следствии». М., 1996

9. Миньковский Г.М. «Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних». М.: Юридическая литература, 2002

10. Криминалистика / под ред. Р.С. Белкина, Г.Г. Зуйкова. М., 1993

11. Белкин Р.С. «Общая и частные теории». М., 1997

12. Лосев Д.М. «Тактика допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых»: Автореф. Дисс. М., 1995

13. Мухина В.С. «Психология дошкольника». М., 1991

14. Люблинская А.А. «Очерки психологического развития ребенка». М., 1991

15. Кони А.Ф. Собрание сочинений. Т.4. М., 1988

16. Сухомлинский В.А. «Разговор с молодым директором». М., 1995

17. Натанзон Э.Ш. «Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность». М., 1998

18. Эльконин Д.Б. «Детская психология». М., 1998

19. Кондратович И., Смирнова Е. «Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми. // Дошкольное воспитание. М., 1994

20. Кондратович И., Венгер Л., Мухина В.С. «Развитие внимания, памяти, воображения в дошкольном возрасте». М., 1994

21. Каневский Л.Л. «Организация расследования и тактика следственных действий по делам несовершеннолетних». Уфа, 1998

22. Советская криминалистика. М, 1988

23. Васильев А.Н., Корнеев Л.М. «Тактика допроса при расследовании преступлений». М., 1990

24. Коломинский Я.Л. «Психология взаимоотношений в малых группах». Минск, 1996

25. Полонский И.Е. «Психологические особенности стихийных внешкольных групп подростков». Автореф. Дисс. М., 1990

26. Тарарухин С.А. «Преступное поведение». М., 1994

27. Крутецкий В.А. «Основы педагогической психологии». М., 1992

28. Комаров В.К. «Психологические и тактические особенности расследования преступлений несовершеннолетних». Автореф. Дисс. М., 1992

29. Строгович М.С. «Курс советского уголовного процесса». Т.1. М., 1988

 

 


[1] Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., 1996

[2] Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1995

[3] Якуб М.П. Процессуальная форма в уголовном судопроизводстве. М.: Изд-во МГУ, 1998

[4] УПК РФ. Москва – Санкт-Петербург, 2008

[5] УПК РФ. Москва – Санкт-Петербург, 2008

[6] УПК РФ. Москва – Санкт-Петербург, 2008

[7] УПК РФ. Москва – Санкт-Петербург, 2008

[8] Любчев С.Г. Этические основы следственной тактики. М., 1990

[9] Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М.: Дело, 2001

[10] Черных Э.А. Психологические основы допроса несовершеннолетних на предварительном следствии. Дисс. М., 1998.

[11] Корнеева Л.М., Ордынский С.С., Розенблит С.Л. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 1996

[12] Миньковский Г.М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних. М.:Юридическая литература, 2002

[13] УПК РФ. Москва – Санкт-Петербург, 2008

[14] Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М.: Дело, 2001

[15] УПК РФ. Москва – Санкт-Петербург, 2008

[16] УПК РФ. Москва – Санкт-Петербург, 2008

[17] Корнеева Л.М., Ордынский С.С., Розенблит С.Я. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 1996

[18] Криминалистика / под ред. Р.С.Белкина, Г.Г. Зуйкова. М., 1993

[19] Белкин Р.С. Общая и частные теории. М., 1997

[20] Лосев Д.М. Тактика допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых: Автореф. Дисс. М., 1995

[21] Мухина В.С. Психология дошкольника; Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. М., 1991

[22] Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1991; Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. М., 1991

[23] Кони А.Ф. Собрание сочинений. Т.4. М., 1988

[24] Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором. М., 1995

[25] Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1991; Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность. М., 1998

[26] Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1991

[27] Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1991

[28] Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1990

[29] Кондратович И., Смирнова Е. Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми. // Дошкольное воспитание. М., 1994

[30] Кондратович И., Венгер Л., Мухина В.С. Развитие внимания, памяти, воображения в дошкольном возрасте. М., 1994

[31] Каневский Л.Л. Организация раследования и тактика следственных действий по делам несовершеннолетних. Уфа, 1998

[32] Лосев Д.М. Тактика допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых. М., 1995

[33] Белкин Р.С. Общая и частные теории. М., 1997

[34] Советская криминалистика. М., 1988

[35] Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., 1996

[36] Якуб М.Л. Показания свидетелей и потерпевших. М.: Изд-во МГУ, 1998

[37] Корнеева Л.М., Ордынский С.С., РозенблитС.Я. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 1996; Васильев А.Н., Корнеева Л.М. Тактика допроса при расследовании преступлений. М., 1990

[38] Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1996.

[39] Полонский И.С. Психологические особенности стихийных внешкольных групп подростков. Автореф. Дисс. М., 1990

[40] Тарарухин С.А. Преступное поведение. М., 1994

[41] Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1992

[42] Тарарухин С.А. Преступное поведение. М., 1994

[43] Комаров В.К. Психологические и тактические особенности расследования преступлений несовершеннолетних. Автореф. Дисс. М., 1992

[44] Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т.1. М., 1988

[45] Якуб М.Л. Показания свидетелей и потерпевших. М.: Изд-во МГУ, 1998


Дата: 2019-12-22, просмотров: 243.