Глава 1. Уголовно-правовые основы допроса несовершеннолетних
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение

Глава 1. Уголовно-правовые основы допроса несовершеннолетних

1.1 Уголовно-процессуальная форма производства допроса

1.2 Гарантии обеспечения прав и законных интересов допрашиваемых несовершеннолетних

Глава 2. Психологические, педагогические, этические основы допроса несовершеннолетних

2.1 Психологические основы допроса несовершеннолетних

2.2 Этические основы допроса несовершеннолетних

2.3 Педагогические основы допроса несовершеннолетних

Глава 3. Тактика допроса несовершеннолетних

3.1 Подготовка к допросу несовершеннолетних

3.2 Тактические приемы производства допроса несовершеннолетних

3.3 Фиксация и оценка показаний несовершеннолетних

Заключение

Список литературы

 



Введение

 

Органы дознания, предварительного следствия, суд в процессе расследования уголовных дел и судебного рассмотрения встречаются с различного рода последствиями преступного события. Преступные последствия в своей совокупности позволяют следователю, судье представить весь механизм произошедшего события, круг лиц, принимавших в нем участие или наблюдавших его.

Для достижения полного и объективного расследования немаловажное значение имеет такое следственное действие, как допрос. В качестве допрашиваемых лиц могут выступать по ряду категорий дел несовершеннолетние. Результаты допроса несовершеннолетних во многом зависят от того, в какой степени следователь учитывает возрастные и умственные особенности несовершеннолетнего, достигает необходимого уровня психологического контакта с допрашиваемыми лицами. Известно, что следственная тактика развивается в тесной связи с психологией и педагогикой. Дальнейшее укрепление этой связи на основе ее углубления и расширения является одним из перспективных направлений развития следственной тактики вообще и одной из ее частей - допроса - в особенности.

Допрос - это регулируемое уголовно-процессуальным законом взаимодействие следователя с допрашиваемым лицом в целях получения информации, имеющей значение для дела, соответственно тому, как она воспринята и сохранена в его памяти[1].

А.В.Дулов пишет: "Допрос можно рассматривать как заранее прогнозируемое и планируемое формализованное общение следователя с допрашиваемыми, во время которого осуществляется реализуемое законом воздействие на мыслительную и волевую сферу последнего"[2].

Н.И.Порубов полагает, что допрос можно определить как следственное и судебное действие, заключающееся в получении органом расследования или судом в соответствии с правилами, установленными процессуальным законом, показаний от допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по делу.

Сущность допроса, а том числе и несовершеннолетнего подозреваемого, свидетеля, потерпевшего, можно выразить не через какую-то отдельно взятую его сторону, а посредством рассмотрения их в совокупности.

Поскольку полные и правдивые показания несовершеннолетнего получаться с помощью тактических приемов допроса, можно выделить тактические задачи и задачи, выполняемые самими тактическими приемами. Можно вести речь о таких задачах тактических приемов, как тщательная подготовка к успешному проведению этого следственного действия; установление психологического контакта, объективного и законного проведения допроса; полная фиксация хода и результатов следственного действия; объективная, полная и всесторонняя оценка полученных результатов.

Допрос является весьма распространенным и эффективным способом собирания доказательств и достижения истины по делу.

Для детального изучения допроса несовершеннолетнего и тактики его производства представляется необходимым рассмотрение двух взаимосвязанных основ производства этого следственного действия: процессуальной и тактической.

 



Подготовка к допросу несовершеннолетних

 

При подготовке к допросу несовершеннолетних возникает необходимость в уточнении, к какой подгруппе относится лицо, подлежащее вызову. В этой связи надо определить, кого из педагогов, родителей, близких родственников стоит приглашать на допрос. Для получения объективных данных в процессе допроса важно присутствие именно педагога, сведущего в особенностях развития детей той или иной педагогической возрастной группы. Это обусловлено тем, что педагогическая возрастная периодизация не совпадает с психологической. В ней отмечены кризисные переменные моменты в развитии. Это не значит, что воспитание не считается с ними. Педагоги, осуществляющие воспитательный процесс в соответствующей возрастной группе, знакомы с такими особенностями. Нужную программу воспитания составляют дифференцировано для каждого года пребывания ребенка в воспитательно-образовательном учреждении и в ней учитываются психологические особенности каждого возраста[25].

В процессе подготовки детей младшего дошкольного возраста, решая вопрос о возможности присутствия родителей или близких родственников, следует учитывать так называемый кризис 3-х лет. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом. При подготовке к допросу несовершеннолетних целесообразно принимать во внимание, что проявление упрямства и негативизма направлено главным образом против взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком, опекают его[26]. Поэтому в зависимости от конкретных обстоятельств дела лиц, которые постоянно ухаживают за ребенком, не следует привлекать к участию в допросе, поскольку негативная форма поведения редко направлена против других взрослых. Как правило, тактическое поведение взрослых, предоставление ребенку максимум возможностей самостоятельности смягчают проявление негативизма. Иногда у детей младшего и среднего дошкольного возраста самоутверждение может проявляться в форме капризов и упрямств. Следователь должен учитывать, что капризы нередко являются следствием неправильного подхода к ребенку, что психологическая природа капризов отличается от кризисных форм поведения, в которых ребенок пытается утвердить свою самостоятельность. Каприз же – это средство обратить на себя всеобщее внимание, «взять верх» над взрослым[27]. В таких случаях следователю необходимо с помощью педагога выбрать наиболее правильный подход к ребенку, чтобы восстановить нарушенный психологический контакт.

Уголовно-процессуальный закон не устанавливает минимального возраста для несовершеннолетних, которых можно допрашивать. В связи с этим отдельные авторы (например, Н.И.Порубов) высказывают суждение о том, что несовершеннолетний может быть допрошен в качестве свидетеля или потерпевшего независимо от возраста, если предмет допроса ему по возрасту доступен и ребенок не является умственно отсталым. С такой точкой зрения вряд ли можно согласиться, так как в определенный период несовершеннолетний находится в таком возрасте, когда предмет допроса при определенных обстоятельствах ему и доступен ( например, ребенок в возрасте 1 года 5 месяцев может понимать, о чем его спрашивают), но количество слов у него невелико. К тому же несовершеннолетние в возрасте от 1 года 7 месяцев в своем небольшом словарном запасе употребляют многозначные слова. Многозначные слова делятся на следующие группы:

1. слова, образуемые по функциональному признаку (ребенок объединяет одним названием предметы, сходные друг с другом по функции);

2. слова, в которых предметы объединяются по месту нахождения;

3. слова, в которых предметы одинаково называются по внешнему признаку;

4. название дается по звуку, связанному с предметами;

5. слова, образуются по 2-3 смешанным признакам;

6. слова-омонимы[28].

Поэтому, несмотря на то, что предмет допроса несовершеннолетнему может быть доступен, степень вероятности получения правильного ответа по изложенным причинам при определенных обстоятельствах невелика. В этой связи анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что с учетом акселерации минимальным возрастом для несовершеннолетних, когда они могут быть допрошены, является 1 год 7 месяцев. Этот возраст характерен тем, что наступает окончание переходного периода в становлении речи, ребенок овладевает значениями слов. При подготовке к допросу и в процессе допроса несовершеннолетних нельзя не учитывать особенностей общения детей с взрослыми. Особенности обусловливаются тем, что не все дети одинаково открыты для общения с взрослыми: некоторые относятся к взрослым с недоверием, осторожно. Нередко отношение детей к взрослому зависит от многих на первый взгляд случайных особенностей человека – от его одежды, возраста и пр. Поэтому перед допросом в зависимости от конкретных обстоятельств следователь может проконсультироваться со специалистом, чтобы избежать непредвиденных случайностей. Решая вопрос о целесообразной тактике проведения допроса несовершеннолетних, необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что дети в возрасте 2-х лет крайне недоверчиво относятся к взрослым: они часто убегают, прячутся, когда взрослый подходит к ним, избегают смотреть в глаза, когда взрослый разговаривает с ними, и отвергают все предложения незнакомого человека. Во всем их поведении проявляется напряженность и скованность[29].

При составлении плана допроса несовершеннолетних следует учитывать особенности памяти дошкольника. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Они осуществляются внутри деятельности и зависят от его характера. Ребенок запоминает то, что произвело на него впечатление. В некоторых случаях об одном и том же наблюдаемом явлении дети могут давать существенно отличающиеся показания. Одни из них пространные, лишь в общих чертах, другие исключительно подробные, с ярким описанием. Такие существенные различия в показаниях детей могут объясняться тем, что у некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти. Образы эйдетической памяти по всей яркости и отчетливости приближается к образам восприятия. Ребенок, в процессе допроса вспоминая что-нибудь воспринятое раньше, как бы снова видит это явление перед глазами и может описать это во всех подробностях. Эйдетическая память – возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном возрасте, позднее – в период школьного обучения – как правило, утрачивают эту способность[30].

Детям дошкольного возраста свойственно интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению.

Особенности допроса несовершеннолетних состоят в том, что необходима тщательная подготовка к допросу. Проведение допроса экспромтом без всякой подготовки приводит обычно к нежелательным последствиям: хаосу, беспорядку, а в конечном итоге – к безрезультативности.

По мнению Л.Л. Каневского, мероприятия, которые направлены на подготовку к проведению каждого следственного действия с участием несовершеннолетнего, необходимо планировать, так как подготовка к ним сложна и требует много времени[31].

В целях обеспечения результатов допроса следователю необходимо использовать следующие приемы подготовки допроса организационного характера:

ü тщательное, всестороннее изучение материалов дела;

ü изучение личности несовершеннолетнего;

ü определение цели, задачи и предмета допроса;

ü установление конкретного времени и места проведения допроса;

ü решение вопроса о приглашении на допрос переводчика, специалиста или законного представителя несовершеннолетнего;

ü получение консультации у специалистов по вопросам юношеской психологии и возрастной педагогики;

ü подготовка научно-технических средств;

ü составление письменного плана предстоящего допроса.

Чтобы допрос стал логически стройным и системным, следователю необходимо в письменном виде сформулировать соответствующие вопросы. Рассматривая правильную последовательность постановки вопросов в качестве существенного условия успешного допроса, Л.Е.Ароцкер рекомендует ставить допрашиваемому вопросы наиболее для него благоприятные, не вызывающие отрицательной реакции, затем перейти к нейтральным вопросам по обстоятельствам, наконец сформулировать наиболее существенные и интересующие допрашивающего вопросы.

Постановкой вопросов в определенной последовательности следователь заставляет допрашиваемого почувствовать силу вопросов, неизбежно требующих правдивого ответа.

Вопросы, которые ставятся следователем, должны отвечать следующим требованиям: ясность, четкость, понятность, целеустремленность, - и не содержать специальных юридических терминов.

 

Заключение

Итак, допрос несовершеннолетнего – это сложная, многогранная деятельность следователя, представляющая собой совокупность определенных компонентов.

Сложный и многогранный характер допроса несовершеннолетних заключается в том, что он как уголовно-процессуальная деятельность по установлению интересующих органы предварительного расследования обстоятельств и фактов включает в себя процессуальный, тактический, организационный, психологический, педагогический, этический аспекты. Взаимосвязь этих аспектов и соотношение между ними выражаются в том, что тактические приемы используются следователем в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом и требованиями норм нравственности с учетом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего.

Таким образом, только правильное поведение и принятие следователем правильных решений может привести к положительным результатам и получению необходимой информации от несовершеннолетнего.

Успешно осуществить допрос несовершеннолетнего может не каждый следователь, так как дело здесь не только в юридической подготовке, опыте следственной работы. Допрос несовершеннолетнего требует от следователя хороших знаний педагогики, общей и детской психологии, умения таким образом определить свою собственную линию поведения, чтобы при строжайшем выполнении закона обеспечить успешное выполнение поставленной задачи.

К сожалению, в нынешних условиях этой проблеме уделяется очень мало внимания. Я думаю, что необходимо ввести в подготовку следователей основы подростковой, юношеской психологии и возрастной педагогики, особенно для тех, кто непосредственно занимается расследованием дел с участием несовершеннолетних.

Также сложности вызывает вопрос о привлечении педагога (психолога). По моему мнению, в законе должно быть указано, что в качестве педагога (психолога) должны приглашаться специалисты с дипломом педагога или психолога, как правило, знакомые с несовершеннолетним. Соблюдение последнего условия поможет достичь хорошего психологического контакта, обеспечить доброжелательную атмосферу при допросе. В исключительных случаях, когда невозможно выполнить это условие, может быть приглашен другой педагог (психолог).

Лишь по мере выполнения всех необходимых следственных действий следователь получает возможность для полного и объективного исследования полученных показаний в соотношении с имеющимися по делу доказательствами, что позволяет устранить имеющиеся сомнения в виновности подозреваемого лица, либо, наоборот, подтвердить их обоснованность.

 



Список литературы

 

1. УПК РФ. Москва-Санкт-Петербург, 2008.

2. Доспулов Г.Г. «Психология допроса на предварительном следствии.» М., 1996.

3. Дулов А.В. «Судебная психология». Минск, 1995

4. Якуб М.П. «Процессуальная форма в уголовном судопроизводстве». М.: Изд-во МГУ, 1998

5. Любчев С.Г. «Этические основы следственной тактики». М., 1990

6. Мельникова Э.Б. «Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии». М.: Дело, 2001

7. Черных Э.А. «Психологические основы допроса несовершеннолетних на предварительном следствии». Дисс. М., 1998

8. Корнеева Л.М., Ордынский С.С., Розенблит С.А. «Тактика допроса на предварительном следствии». М., 1996

9. Миньковский Г.М. «Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних». М.: Юридическая литература, 2002

10. Криминалистика / под ред. Р.С. Белкина, Г.Г. Зуйкова. М., 1993

11. Белкин Р.С. «Общая и частные теории». М., 1997

12. Лосев Д.М. «Тактика допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых»: Автореф. Дисс. М., 1995

13. Мухина В.С. «Психология дошкольника». М., 1991

14. Люблинская А.А. «Очерки психологического развития ребенка». М., 1991

15. Кони А.Ф. Собрание сочинений. Т.4. М., 1988

16. Сухомлинский В.А. «Разговор с молодым директором». М., 1995

17. Натанзон Э.Ш. «Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность». М., 1998

18. Эльконин Д.Б. «Детская психология». М., 1998

19. Кондратович И., Смирнова Е. «Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми. // Дошкольное воспитание. М., 1994

20. Кондратович И., Венгер Л., Мухина В.С. «Развитие внимания, памяти, воображения в дошкольном возрасте». М., 1994

21. Каневский Л.Л. «Организация расследования и тактика следственных действий по делам несовершеннолетних». Уфа, 1998

22. Советская криминалистика. М, 1988

23. Васильев А.Н., Корнеев Л.М. «Тактика допроса при расследовании преступлений». М., 1990

24. Коломинский Я.Л. «Психология взаимоотношений в малых группах». Минск, 1996

25. Полонский И.Е. «Психологические особенности стихийных внешкольных групп подростков». Автореф. Дисс. М., 1990

26. Тарарухин С.А. «Преступное поведение». М., 1994

27. Крутецкий В.А. «Основы педагогической психологии». М., 1992

28. Комаров В.К. «Психологические и тактические особенности расследования преступлений несовершеннолетних». Автореф. Дисс. М., 1992

29. Строгович М.С. «Курс советского уголовного процесса». Т.1. М., 1988

 

 


[1] Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., 1996

[2] Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1995

[3] Якуб М.П. Процессуальная форма в уголовном судопроизводстве. М.: Изд-во МГУ, 1998

[4] УПК РФ. Москва – Санкт-Петербург, 2008

[5] УПК РФ. Москва – Санкт-Петербург, 2008

[6] УПК РФ. Москва – Санкт-Петербург, 2008

[7] УПК РФ. Москва – Санкт-Петербург, 2008

[8] Любчев С.Г. Этические основы следственной тактики. М., 1990

[9] Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М.: Дело, 2001

[10] Черных Э.А. Психологические основы допроса несовершеннолетних на предварительном следствии. Дисс. М., 1998.

[11] Корнеева Л.М., Ордынский С.С., Розенблит С.Л. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 1996

[12] Миньковский Г.М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних. М.:Юридическая литература, 2002

[13] УПК РФ. Москва – Санкт-Петербург, 2008

[14] Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М.: Дело, 2001

[15] УПК РФ. Москва – Санкт-Петербург, 2008

[16] УПК РФ. Москва – Санкт-Петербург, 2008

[17] Корнеева Л.М., Ордынский С.С., Розенблит С.Я. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 1996

[18] Криминалистика / под ред. Р.С.Белкина, Г.Г. Зуйкова. М., 1993

[19] Белкин Р.С. Общая и частные теории. М., 1997

[20] Лосев Д.М. Тактика допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых: Автореф. Дисс. М., 1995

[21] Мухина В.С. Психология дошкольника; Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. М., 1991

[22] Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1991; Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. М., 1991

[23] Кони А.Ф. Собрание сочинений. Т.4. М., 1988

[24] Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором. М., 1995

[25] Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1991; Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность. М., 1998

[26] Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1991

[27] Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1991

[28] Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1990

[29] Кондратович И., Смирнова Е. Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми. // Дошкольное воспитание. М., 1994

[30] Кондратович И., Венгер Л., Мухина В.С. Развитие внимания, памяти, воображения в дошкольном возрасте. М., 1994

[31] Каневский Л.Л. Организация раследования и тактика следственных действий по делам несовершеннолетних. Уфа, 1998

[32] Лосев Д.М. Тактика допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых. М., 1995

[33] Белкин Р.С. Общая и частные теории. М., 1997

[34] Советская криминалистика. М., 1988

[35] Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., 1996

[36] Якуб М.Л. Показания свидетелей и потерпевших. М.: Изд-во МГУ, 1998

[37] Корнеева Л.М., Ордынский С.С., РозенблитС.Я. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 1996; Васильев А.Н., Корнеева Л.М. Тактика допроса при расследовании преступлений. М., 1990

[38] Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1996.

[39] Полонский И.С. Психологические особенности стихийных внешкольных групп подростков. Автореф. Дисс. М., 1990

[40] Тарарухин С.А. Преступное поведение. М., 1994

[41] Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1992

[42] Тарарухин С.А. Преступное поведение. М., 1994

[43] Комаров В.К. Психологические и тактические особенности расследования преступлений несовершеннолетних. Автореф. Дисс. М., 1992

[44] Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т.1. М., 1988

[45] Якуб М.Л. Показания свидетелей и потерпевших. М.: Изд-во МГУ, 1998


Содержание

Введение

Глава 1. Уголовно-правовые основы допроса несовершеннолетних

1.1 Уголовно-процессуальная форма производства допроса

1.2 Гарантии обеспечения прав и законных интересов допрашиваемых несовершеннолетних

Глава 2. Психологические, педагогические, этические основы допроса несовершеннолетних

2.1 Психологические основы допроса несовершеннолетних

2.2 Этические основы допроса несовершеннолетних

2.3 Педагогические основы допроса несовершеннолетних

Глава 3. Тактика допроса несовершеннолетних

3.1 Подготовка к допросу несовершеннолетних

3.2 Тактические приемы производства допроса несовершеннолетних

3.3 Фиксация и оценка показаний несовершеннолетних

Заключение

Список литературы

 



Введение

 

Органы дознания, предварительного следствия, суд в процессе расследования уголовных дел и судебного рассмотрения встречаются с различного рода последствиями преступного события. Преступные последствия в своей совокупности позволяют следователю, судье представить весь механизм произошедшего события, круг лиц, принимавших в нем участие или наблюдавших его.

Для достижения полного и объективного расследования немаловажное значение имеет такое следственное действие, как допрос. В качестве допрашиваемых лиц могут выступать по ряду категорий дел несовершеннолетние. Результаты допроса несовершеннолетних во многом зависят от того, в какой степени следователь учитывает возрастные и умственные особенности несовершеннолетнего, достигает необходимого уровня психологического контакта с допрашиваемыми лицами. Известно, что следственная тактика развивается в тесной связи с психологией и педагогикой. Дальнейшее укрепление этой связи на основе ее углубления и расширения является одним из перспективных направлений развития следственной тактики вообще и одной из ее частей - допроса - в особенности.

Допрос - это регулируемое уголовно-процессуальным законом взаимодействие следователя с допрашиваемым лицом в целях получения информации, имеющей значение для дела, соответственно тому, как она воспринята и сохранена в его памяти[1].

А.В.Дулов пишет: "Допрос можно рассматривать как заранее прогнозируемое и планируемое формализованное общение следователя с допрашиваемыми, во время которого осуществляется реализуемое законом воздействие на мыслительную и волевую сферу последнего"[2].

Н.И.Порубов полагает, что допрос можно определить как следственное и судебное действие, заключающееся в получении органом расследования или судом в соответствии с правилами, установленными процессуальным законом, показаний от допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по делу.

Сущность допроса, а том числе и несовершеннолетнего подозреваемого, свидетеля, потерпевшего, можно выразить не через какую-то отдельно взятую его сторону, а посредством рассмотрения их в совокупности.

Поскольку полные и правдивые показания несовершеннолетнего получаться с помощью тактических приемов допроса, можно выделить тактические задачи и задачи, выполняемые самими тактическими приемами. Можно вести речь о таких задачах тактических приемов, как тщательная подготовка к успешному проведению этого следственного действия; установление психологического контакта, объективного и законного проведения допроса; полная фиксация хода и результатов следственного действия; объективная, полная и всесторонняя оценка полученных результатов.

Допрос является весьма распространенным и эффективным способом собирания доказательств и достижения истины по делу.

Для детального изучения допроса несовершеннолетнего и тактики его производства представляется необходимым рассмотрение двух взаимосвязанных основ производства этого следственного действия: процессуальной и тактической.

 



Глава 1. Уголовно-правовые основы допроса несовершеннолетних

Дата: 2019-12-22, просмотров: 289.