Уникальное расположение Ванинского района предопределило развитие крупного транспортного комплекса. Транспортный комплекс района включает в себя ОАО «Ванинский морской торговый порт», ЗАО «Трансбункер», береговые сооружения паромной переправы Ванино - Холмск, предприятия железнодорожного транспорта, ОАО «Автоколонна № 4», муниципальное предприятие «Ванинское АТП». Кроме того, в Ванино функционирует ряд организаций, оказывающих транспортно-экспедиционные, брокерские услуги, осуществляющих декларирование внешнеторговых грузов, агентирование, инспекцию, фрахтование судов.
Несмотря на то, что Ванинский район занимает всего 3,2 процента территории края, а численность населения составляет 3,1 процента (восьмое место среди территорий края), значение его для экономики края велико.
Удельный вес Ванинского района в краевом объеме реализации продукции, работ и услуг составляет 5 процентов. Доля объема промышленного производства составляет 3,2 процента от краевого, по объему промышленного производства на душу населения Ванинский район занимает третье место среди районов и городов Хабаровского края.
Основу экономики района составляют предприятия морского транспорта, дорожного строительства, лесной и рыбной промышленности. Лесопромышленный комплекс района дает 17,9 процента от общего объема вывозки древесины по краю. Запасы древесины оцениваются в 225,8 млн. куб. м, или 4 процента от краевых запасов.
Акционерное общество «Ванинский морской торговый порт» по объемам грузообработки входит в первую десятку портов России. Через него поставляются грузы в северные районы России, перерабатываются экспортно-импортные грузы на Японию, Австралию, США, Корею, Китай. Порт работает круглый год, по железнодорожной линии Ванино - Комсомольск-на-Амуре имеет прямой выход на Транссибирскую и Байкало-Амурскую железнодорожные магистрали. Имеющиеся перегрузочные комплексы, резервы земельных территорий и морской акватории позволяют вести как реконструкцию, так и новое строительство.
Паромная переправа Ванино - Холмск, использующая паромы ледового класса, способна обеспечить перевозку до 3,3 млн. т грузов в год. Значимость паромной переправы, как важного элемента единой транспортной сети России и Дальнего Востока, возрастет по мере строительства автодороги Лидога - Ванино и формирования системы грузового сообщения с островом Сахалин с использованием автомобильного транспорта, связывая его с центром Дальневосточного региона г. Хабаровском.
Наличие железной дороги, морского порта и автомобильной дороги Ванино - Лидога предопределяет перспективы дальнейшего развития экономики района.
Таблица 1.1 Показатели развития Ванинского района и Хабаровского края в 2007 году
Показатель | Район | Край | Районные показатели в процентах к краевым |
Площадь (тыс. кв. км) | 25,7 | 788,6 | 3,2 |
Численность наличного населения на 01.01.2007г. (тыс. человек) 01.01.2001 (тыс. человек) | 46,7 | 1506,7 | 3,1 |
Плотность населения (человек на 1 кв. км) | 1,8 | 1,9 | - |
Численность официально зарегистрированных безработных на 01.01.2006г. (человек) | 1067 | 20814 | 5,1 |
Объем продукции промышленности (млн. рублей) | 1886,2 | 59151,3 | 3,2 |
Розничный товарооборот (по всем каналам реализации) (млн. рублей) | 280,6 | 15438,8 | 1,8 |
Объем общественного питания (млн. рублей) | 9,0 | 807,9 | 1,1 |
Объем платных услуг населению (млн. рублей) | 51,5 | 11062,2 | 0,5 |
Инвестиции - всего (млн. рублей) | 163,3 | 7607 | 2,1 |
Объем вывозки древесины (млн. куб. м) | 1041,2 | 5825 | 17.9 |
Численность экономически активного населения (тыс. человек) | 24,2 | 779,0 | 3.1 |
Уровень официально зафиксированной безработицы (к экономически активному населению) на 01.01.2006г. (процентов) | 4,4 | 2,7 | - |
Номинальная среднемесячная заработная плата на одного работающего (рублей) | 4248 | 2790 | 152,3 |
Просроченная задолженность по заработной плате на 01.01.2005 (млн. рублей) | 1,6 | 770,1 | 0;2 |
Собственные доходы бюджета надушу населения (тыс. рублей) | 3,8 | 2,3 | 165,2 |
Ванинский район имеет важное значение не только для экономики Хабаровского края. Географическое расположение его на морской границе России, международный грузовой порт придают ему геополитическое значение. В хозяйственном комплексе района большую долю занимают структуры, выполняющие на территории района федеральные функции: военные, пограничники, таможенники.
Рассматривая экономику района состояние и перспективы, в целом можно сказать что, удельный вес Ванинского района в краевом объеме реализации продукции, работ и услуг составляет 5 процентов. Благодаря развитию дороги Ванино-Лидога.
В объеме произведенной продукции, работ и услуг доля промышленности составляет 56,7 процента, транспорта - 28,9. Основу промышленности района представляют предприятия лесного и рыбного комплекса, их доля в структуре промышленности района в 2006 году составила 69 и 29,8 процента соответственно. Пищевая промышленность в общем, объеме промышленного производства района занимает всего 1,2 процента. В таблице 1.2 приведены виды промышленности, выпуск продукции, работ, услуг района за 2006-2007 г.г.
Таблица 1.2-Валовый выпуск продукции, работ, услуг.
Годовые Показатели Виды промышленности | 2006 год (млн. рублей) | 2007 год (млн. рублей) | 2007 г. в процентах к 2006г. в фактически действующих ценах | 2007 г. в процентах к 2006 г. в сопоставимых ценах |
Всего | 2657,9 | 3329,4 | 125,2 | 103,4 |
в том числе: | ||||
промышленность | 1298,0 | 1886,2 | 145,3 | 113,7 |
в том числе: | ||||
-лесная и деревообрабатывающая | 1062,2 | 1303,1 | 122,7 | 88,3 |
-рыбный комплекс | 233,0 | 576,1 | в 2,5 р. | в 2,3 р. |
- транспорт | 824,8 | 963,8 | 116,8 | 110,2 |
- связь | 30,7 | 40,7 | 132,6 | 115,9 |
- строительство | 2,8 | 4,0 | 142,8 | 99,2 |
-торговля и общественное питание | 397,1 | 317,4 | 79,9 | 55,0 |
-жилищно-коммунальное хозяйство | 104,5 | 117,3 | 112,2 | 103,4 |
По итогам 2007 года (данные района) объем промышленного производства составил 1886,2 млн. рублей и увеличился по сравнению с 2006 годом на 45,3 процента (в текущих ценах). Удельный вес убыточных предприятий в 2007 году составил 30,8 процента против 35,3 процента в 2006 году.
За 9 месяцев 2006 года валовый выпуск продукции, работ, услуг составил 2386,5 млн. рублей, или 125,9 процента к тому же периоду 2007 года, в том числе в основных отраслях промышленности - 1497,2 млн. рублей, или 121,3 процента соответственно.
В структуре занятых по отраслям экономики, а Ванинском районе промышленность составляет 23,7 процента, транспорт - 26,3 процента.
Таблица 1.3-Структура занятых по отраслям экономики.
2004год | 2005 год | 2005 год в процентах к 2004 году | 2006 год | 2007год в процентах к 2006году | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
Всего | 18,4 | 21,0 | 101,6 | 19,0 | 90, 5 | |||||
В том числе промышленность | 4,3 | 4,4 | 102, 3 | 4,5 | 102,3 | |||||
в том числе по отраслям: | ||||||||||
- лесная и деревообрабатывающая | 2,0 | 2,8 | 140,0 | 2,8 | 100,0 | |||||
- рыбная | 0,9 | 0,9 | 100,0 | 0,8 | 88,9 | |||||
- транспорт | 4,7 | 4,8 | 102,1 | 5,0 | 104,2 | |||||
- связь | 0,3 | 0,3 | 100,0 | 0,3 | 100,0 | |||||
- строительство | 0,3 | 0,3 | 100,0 | 0,2 | 66,7 | |||||
- сельское хозяйство | 0,1 | 0,1 | 100,0 | 0,1 | 100,0 | |||||
- торговля и общественное питание | 1,7 | 1,8 | 105,9 | 1,8 | 100,0 | |||||
- жилищно-коммунальное хозяйство | 1,1 | 1,3 | 118,2 | 1,2 | 92,3 | |||||
- здравоохранение, образование, культура, спорт | 2,6 | 2,7 | 103,8 | 2,3 | 85,2 | |||||
- другие отрасли | 3,3 | 5,3 | 160,6 | 3,6 | 67,9 | |||||
Основные показатели, характеризующие финансово-экономическую деятельность предприятий лесопромышленного комплекса Ванинского района, для функционирования которых необходимо строительство новых лесовозных дорог и реконструкция старых, представлены в таблицах 1.1 и 1.2.
В лесопромышленном комплексе района сложилась тяжелая ситуация со строительством и содержанием лесовозных дорог. В связи с банкротством леспромхозов лесовозные дороги района оказались фактически без хозяев, их эксплуатацией и ремонтом на протяжении нескольких лет никто не занимался, поэтому в настоящее время значительная их часть утратила свои эксплуатационные характеристики, а отдельные участки пришли в полную негодность. В результате значительно снижается срок эксплуатации лесовозного парка. В изношенном состоянии находится дорожно-строительная техника. В 2006 году в районе построено 30 км магистральных дорог и 171,7 км лесовозных веток. Из 18 арендаторов строительством магистральных лесовозных дорог занимаются только два предприятия: СП «Форист-Старма» и СП «Аркаим», построившие соответственно 26 км и 4 км дорог. Этими же предприятиями, а также при участии ООО «Экстра-лес», СП «Совгаваньлес», ООО «Вега», ООО «Ост» и ряда других лесопользователей построено 171,7 км лесовозных веток. Мелкие предприятия, на которые приходится в районе
33,6 процента лесозаготовок (предприятия с объемом лесозаготовок меньше 50 тыс. куб. м в год), не участвуют в строительстве и содержании магистральных дорог, обновлении строительно-дорожной техники.
Основной задачей лесной отрасли Ванинского района до 2007 года является незначительное увеличение объемов производства лесозаготовок по вывозке до 1500 тыс. куб. м в год, а также существенное наращивание объемов переработки древесины. В 2008 году по оптимистическому варианту планируется увеличить выпуск пиломатериалов в районе в 10,6 раза по сравнению с 2004 годом и довести до 200 тыс. куб. м.
Таблица 1.3- Ожидаемые результаты лесозаготовок и лесопиления.
2004 год
| 2008 год | ||||
работы | оптимистические | в процентах к 2004году | пессимистические | в процентах к 2002 году | |
Объемы вывозки древесины (тыс. куб. м) | 1041 | 1300 | 124,9 | 1250 | 120,0 |
Пиломатериалы, всего (тыс. куб. м) | 18,9 | 200 | в 10,6 р. | 150 | в 7,9 р. |
в том числе на экспорт | 6,1- | 100 | в 16,4 р. | 80 | в 13,1 р. |
С этой целью оправдания задач необходимо в части развития лесозаготовительного производства:
1.разработать программу строительства и ремонта, лесовозных дорог круглогодичного действия в объемах, обеспечивающих выполнение задания по вывозке древесины.
2.для реализации программы решить вопрос по консолидации средств предприятий отрасли;
3.разработать мероприятия по внедрению технологии по горной трелевке на склонах до 30°;
4.проводить постоянное обновление парка лесозаготовительных и лесовозных машин для традиционной технологии, используя механизмы лизинга и товарного кредита.
Транспортный комплекс играет важную роль в экономике района. В нем занято 5 тыс. работников, в объеме произведенной в районе продукции он занимает 28,9 процента. Большинство предприятий транспорта работают прибыльно, их доля в наполнении бюджета района - 46,8 процента. Поэтому развитие транспортно дорожной сети имеет большое значение в развитии экономике Ванинского района.
Морской порт Ванино расположен в четырехстах километрах севернее Японии, в естественной глубоководной бухте на восточном побережье Хабаровского края. Дата рождения порта - 1943 год. Во время войны, в самое тяжелое для страны время были заложены два пирса, позволявшие принимать большегрузные суда, которые приходили из Америки. Особенностью Ванинского порта является то, что он, в отличие от других портов Дальнего Востока, имеет выход на две независимые железнодорожные магистрали - Транссибирскую и Байкало-Амурскую. В настоящее время ОАО «Ванинский морской порт» - универсальный порт круглогодичного действия, а по объемам грузоперевозки - один из крупнейших портов России. Ежегодно порт перерабатывает 4-5 млн. тонн грузов, в том числе: цветные и черные металлы, глинозем, лес и пиломатериалы, минеральные удобрения, уголь, металлолом, грузы в контейнерах, грузы на паромах, строительные материалы продовольственные и рефрижераторные грузы. Основная часть грузопотока порта направлена в страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Японию, Австралию, США, Корею, Китай.
Основные объекты экспорта - лесоматериалы, продукты морского промысла, а также руды, металлы, продукция химического производства, нефтепродукты и сырая нефть.
Объекты импорта - автомобили, машины и оборудование для лесной промышленности, продовольственные товары.
В ноябре 1998 года пущена в эксплуатацию автодорога федерального значения Ванино-Лидога, замыкающаяся на трассу Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре. Расстояние по ней от Ванино до Комсомольска-на-Амуре - 480 км, до Хабаровска - 560 км. Дорога позволяет осуществлять перевозки с побережья с помощью автотранспорта напрямую, без традиционной железнодорожной перевалки, в оптимально короткие сроки, решена проблема быстрой доставки контейнеров, скоропортящихся и других продовольственных грузов в регионе, в том числе до отдаленных районов Сахалинской области. Планы предполагают увеличение пропускной способности автодороги до двух тысяч автомобилей ежесуточно к 2008 году.
В связи с пуском в эксплуатацию автомобильной дороги Ванино - Лидога, связавшей регион с существующей сетью дорог общего пользования и дающей автомобильный выход на запад России, создались предпосылки расширения транспортных связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Ожидается ввоз товаров автомобильным транспортом по процедуре внутритаможенного транзита.
На территории района расположено 11 населенных пунктов. Протяженность дорожно-уличной сети в районе составляет 1771 км., из них 126 км краевого значения и дополнительно в рабочем варианте 164 км автодороги Лидога-Ванино. На территории района 18 железнодорожных переездов.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 269.