Характеристика УДС и ее народно-хозяйственное значение для Ванинского района
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уникальное расположение Ванинского района предопределило развитие крупного транспортного комплекса. Транспортный комплекс района включает в себя ОАО «Ванинский морской торговый порт», ЗАО «Трансбункер», береговые сооружения паромной переправы Ванино - Холмск, предприятия железнодорожного транспорта, ОАО «Автоколонна № 4», муниципальное предприятие «Ванинское АТП». Кроме того, в Ванино функционирует ряд организаций, оказывающих транспортно-экспедиционные, брокерские услуги, осуществляющих декларирование внешнеторговых грузов, агентирование, инспекцию, фрахтование судов.

Несмотря на то, что Ванинский район занимает всего 3,2 процента территории края, а численность населения составляет 3,1 процента (восьмое место среди территорий края), значение его для экономики края велико.

Удельный вес Ванинского района в краевом объеме реализации продукции, работ и услуг составляет 5 процентов. Доля объема промышленного производства составляет 3,2 процента от краевого, по объему промышленного производства на душу населения Ванинский район занимает третье место среди районов и городов Хабаровского края.

Основу экономики района составляют предприятия морского транспорта, дорожного строительства, лесной и рыбной промышленности. Лесопромышленный комплекс района дает 17,9 процента от общего объема вывозки древесины по краю. Запасы древесины оцениваются в 225,8 млн. куб. м, или 4 процента от краевых запасов.

Акционерное общество «Ванинский морской торговый порт» по объемам грузообработки входит в первую десятку портов России. Через него поставляются грузы в северные районы России, перерабатываются экспортно-импортные грузы на Японию, Австралию, США, Корею, Китай. Порт работает круглый год, по железнодорожной линии Ванино - Комсомольск-на-Амуре имеет прямой выход на Транссибирскую и Байкало-Амурскую железнодорожные магистрали. Имеющиеся перегрузочные комплексы, резервы земельных территорий и морской акватории позволяют вести как реконструкцию, так и новое строительство.

Паромная переправа Ванино - Холмск, использующая паромы ледового класса, способна обеспечить перевозку до 3,3 млн. т грузов в год. Значимость паромной пере­правы, как важного элемента единой транспортной сети России и Дальнего Востока, возрастет по мере строительства автодороги Лидога - Ванино и формирования системы грузового сообщения с островом Сахалин с использованием автомобильного транспорта, связывая его с центром Дальневосточного региона г. Хабаровском.

Наличие железной дороги, морского порта и автомобильной дороги Ванино - Лидога предопределяет перспективы дальнейшего развития экономики района.

Таблица 1.1 Показатели развития Ванинского района и Хабаровского края в 2007 году

 

  Показатель   Район Край Районные показатели в про­центах к крае­вым
Площадь (тыс. кв. км) 25,7 788,6 3,2
Численность наличного населения на 01.01.2007г. (тыс. человек)  01.01.2001 (тыс. человек) 46,7 1506,7 3,1
Плотность населения (человек на 1 кв. км) 1,8 1,9 -    
Численность официально зарегистрированных без­работных на 01.01.2006г. (человек)   1067   20814   5,1
Объем продукции промышленности (млн. рублей) 1886,2 59151,3 3,2
Розничный товарооборот (по всем каналам реа­лизации) (млн. рублей) 280,6 15438,8 1,8
Объем общественного питания (млн. рублей) 9,0 807,9 1,1
Объем платных услуг населению (млн. рублей) 51,5 11062,2 0,5
Инвестиции - всего (млн. рублей) 163,3 7607 2,1
Объем вывозки древесины (млн. куб. м) 1041,2 5825 17.9
Численность экономически активного населения (тыс. человек) 24,2 779,0 3.1
Уровень официально зафиксированной безработицы (к экономически активному населению) на 01.01.2006г. (процентов) 4,4 2,7 -
Номинальная среднемесячная заработная плата на одного работающего (рублей) 4248 2790 152,3
Просроченная задолженность по заработной плате на 01.01.2005 (млн. рублей) 1,6 770,1 0;2
Собственные доходы бюджета надушу населения (тыс. рублей) 3,8 2,3 165,2

 

Ванинский район имеет важное значение не только для экономики Хаба­ровского края. Географическое расположение его на морской границе России, меж­дународный грузовой порт придают ему геополитическое значение. В хозяйственном комплексе района большую долю занимают структуры, выполняющие на террито­рии района федеральные функции: военные, пограничники, таможенники.

Рассматривая экономику района состояние и перспективы, в целом можно сказать что, удельный вес Ванинского района в краевом объеме реализации продукции, работ и услуг составляет 5 процентов. Благодаря развитию дороги Ванино-Лидога.

В объеме произведенной продукции, работ и услуг доля промышленности составляет 56,7 процента, транспорта - 28,9. Основу промышленности района представляют предприятия лесного и рыбного комплекса, их доля в структуре промышленности района в 2006 году составила 69 и 29,8 процента соответственно. Пищевая промышленность в общем, объеме промышленного производства района занимает всего 1,2 процента. В таблице 1.2 приведены виды промышленности, выпуск продукции, работ, услуг района за 2006-2007 г.г.


Таблица 1.2-Валовый выпуск продукции, работ, услуг.

 

 Годовые  Показатели Виды промышленности 2006 год (млн. рублей) 2007 год (млн. рублей) 2007 г. в процентах к 2006г. в фактически действующих ценах 2007 г. в процентах к 2006 г. в сопоставимых ценах
Всего 2657,9 3329,4 125,2 103,4

в том числе:

промышленность 1298,0 1886,2 145,3 113,7

в том числе:

-лесная и деревооб­рабатывающая 1062,2 1303,1 122,7 88,3
-рыбный комплекс 233,0 576,1 в 2,5 р. в 2,3 р.
- транспорт 824,8 963,8 116,8 110,2
- связь 30,7 40,7 132,6 115,9
- строительство 2,8 4,0 142,8 99,2
-торговля и общест­венное питание 397,1 317,4 79,9 55,0
-жилищно-коммунальное хозяйство 104,5 117,3 112,2 103,4

 

По итогам 2007 года (данные района) объем промышленного производства составил 1886,2 млн. рублей и увеличился по сравнению с 2006 годом на 45,3 процента (в текущих ценах). Удельный вес убыточных предприятий в 2007 году составил 30,8 процента против 35,3 процента в 2006 году.

За 9 месяцев 2006 года валовый выпуск продукции, работ, услуг составил 2386,5 млн. рублей, или 125,9 процента к тому же периоду 2007 года, в том числе в основных отраслях промышленности - 1497,2 млн. рублей, или 121,3 процента соответственно.

В структуре занятых по отраслям экономики, а Ванинском районе промышленность составляет 23,7 процента, транспорт - 26,3 процента.

Таблица 1.3-Структура занятых по отраслям экономики.

 

2004год

2005 год

2005 год в процентах к 2004 году

2006

год

2007год в процентах к 2006году
1

2

3

4

5

6
Всего

18,4

21,0

101,6

19,0

90, 5
В том числе промышленность

4,3

4,4

102, 3

4,5

102,3

в том числе по отраслям:

- лесная и деревообрабатывающая 2,0

2,8

140,0

2,8

100,0

- рыбная 0,9

0,9

100,0

0,8

88,9

- транспорт 4,7

4,8

102,1

5,0

104,2

- связь 0,3

0,3

100,0

0,3

100,0

- строительство 0,3

0,3

100,0

0,2

66,7

- сельское хозяйство 0,1

0,1

100,0

0,1

100,0

- торговля и обществен­ное питание 1,7

1,8

105,9

1,8

100,0

- жилищно-коммунальное хозяйство 1,1

1,3

118,2

1,2

92,3

- здравоохранение, образование, культура, спорт 2,6

2,7

103,8

2,3

85,2

- другие отрасли 3,3

5,3

160,6

3,6

67,9

                     

 

Основные показатели, характеризующие финансово-экономическую дея­тельность предприятий лесопромышленного комплекса Ванинского района, для функционирования которых необходимо строительство новых лесовозных дорог и реконструкция старых, представлены в таблицах 1.1 и 1.2.

В лесопромышленном комплексе района сложилась тяжелая ситуация со строительством и содержанием лесовозных дорог. В связи с банкротством леспромхозов лесовозные дороги района оказались фактически без хозяев, их эксплуатацией и ремонтом на протяжении нескольких лет никто не занимался, поэтому в настоящее время значительная их часть утратила свои эксплуатационные характеристики, а отдельные участки пришли в полную негодность. В результате значительно снижается срок эксплуатации лесовозного парка. В изношенном состоянии находится дорожно-строительная техника. В 2006 году в районе построено 30 км магистральных дорог и 171,7 км лесовозных веток. Из 18 арендаторов строительством магистральных лесовозных дорог занимаются только два предприятия: СП «Форист-Старма» и СП «Аркаим», построившие соответственно 26 км и 4 км дорог. Этими же предприятиями, а также при участии ООО «Экстра-лес», СП «Совгаваньлес», ООО «Вега», ООО «Ост» и ряда других лесопользователей построено 171,7 км лесовозных веток. Мелкие предприятия, на которые приходится в районе

33,6 процента лесозаготовок (предприятия с объемом лесозаготовок меньше 50 тыс. куб. м в год), не участвуют в строительстве и содержании магистральных дорог, обновлении строительно-дорожной техники.

Основной задачей лесной отрасли Ванинского района до 2007 года является незначительное увеличение объемов производства лесозаготовок по вывозке до 1500 тыс. куб. м в год, а также существенное наращивание объемов переработки древесины. В 2008 году по оптимистическому варианту планируется увеличить выпуск пиломатериалов в районе в 10,6 раза по сравнению с 2004 годом и довести до 200 тыс. куб. м.

Таблица 1.3- Ожидаемые результаты лесозаготовок и лесопиления.

 

 

2004 год

 

2008 год

работы оптими­стические в процентах к 2004году пессими­стические в процентах к 2002 году
Объемы вывозки древесины (тыс. куб. м) 1041 1300 124,9 1250 120,0
Пиломатериалы, всего (тыс. куб. м) 18,9 200 в 10,6 р. 150 в 7,9 р.
в том числе на экспорт 6,1- 100 в 16,4 р. 80 в 13,1 р.

 

С этой целью оправдания задач необходимо в части развития лесозаготовительного производства:

1.разработать программу строительства и ремонта, лесовозных дорог круглогодичного действия в объемах, обеспечивающих выполнение задания по вывозке древесины.

2.для реализации программы решить вопрос по консолидации средств предприятий отрасли;

3.разработать мероприятия по внедрению технологии по горной трелевке на склонах до 30°;

4.проводить постоянное обновление парка лесозаготовительных и лесовозных машин для традиционной технологии, используя механизмы лизинга и товарного кредита.

Транспортный комплекс играет важную роль в экономике района. В нем занято 5 тыс. работников, в объеме произведенной в районе продукции он занимает 28,9 процента. Большинство предприятий транспорта работают прибыльно, их доля в наполнении бюджета района - 46,8 процента. Поэтому развитие транспортно дорожной сети имеет большое значение в развитии экономике Ванинского района.

Морской порт Ванино расположен в четырехстах километрах севернее Японии, в естественной глубоководной бухте на восточном побережье Хабаровского края. Дата рождения порта - 1943 год. Во время войны, в самое тяжелое для страны время были заложены два пирса, позволявшие принимать большегрузные суда, которые приходили из Америки. Особенностью Ванинского порта является то, что он, в отличие от других портов Дальнего Востока, имеет выход на две независимые железнодорожные магистрали - Транссибирскую и Байкало-Амурскую. В настоящее время ОАО «Ванинский морской порт» - универсальный порт круглогодичного действия, а по объемам грузоперевозки - один из крупнейших портов России. Ежегодно порт перерабатывает 4-5 млн. тонн грузов, в том числе: цветные и черные металлы, глинозем, лес и пиломатериалы, минеральные удобрения, уголь, металлолом, грузы в контейнерах, грузы на паромах, строительные материалы продовольственные и рефрижераторные грузы. Основная часть грузопотока порта направлена в страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Японию, Австралию, США, Корею, Китай.

Основные объекты экспорта - лесоматериалы, продукты морского промысла, а также руды, металлы, продукция химического производства, нефтепродукты и сырая нефть.

Объекты импорта - автомобили, машины и оборудование для лесной промышленности, продовольственные товары.

В ноябре 1998 года пущена в эксплуатацию автодорога федерального значения Ванино-Лидога, замыкающаяся на трассу Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре. Расстояние по ней от Ванино до Комсомольска-на-Амуре - 480 км, до Хабаровска - 560 км. Дорога позволяет осуществлять перевозки с побережья с помощью автотранспорта напрямую, без традиционной железнодорожной перевалки, в оптимально короткие сроки, решена проблема быстрой доставки контейнеров, скоропортящихся и других продовольственных грузов в регионе, в том числе до отдаленных районов Сахалинской области. Планы предполагают увеличение пропускной способности автодороги до двух тысяч автомобилей ежесуточно к 2008 году.

В связи с пуском в эксплуатацию автомобильной дороги Ванино - Лидога, связавшей регион с существующей сетью дорог общего пользования и дающей автомобильный выход на запад России, создались предпосылки расширения транспортных связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Ожидается ввоз товаров автомобильным транспортом по процедуре внутритаможенного транзита.

На территории района расположено 11 населенных пунктов. Протяженность дорожно-уличной сети в районе составляет 1771 км., из них 126 км краевого значения и дополнительно в рабочем варианте 164 км автодороги Лидога-Ванино. На территории района 18 железнодорожных переездов.




Дата: 2019-12-22, просмотров: 269.