Одним из приоритетных направлений в решении задачи обеспечения надежности и безопасности банковской системы Украины является определение и реализация четкой стратегии по борьбе с финансовой преступностью.
Необходимость комплексного, стратегического подхода к защите кредитных организаций (банков), а следовательно, и их клиентов, от криминального воздействия приобретает все большее практическое значение. В условиях полного реформирования экономических отношений, несовершенства и даже разбалансированности правового регулирования многих сторон жизни нашего общества, возрастает угроза криминального вмешательства в наиболее важные сферы экономики, прежде всего в негосударственный банковский сектор.
Общепризнано, что из всех сфер экономики Украины именно в банковской системе произошли наиболее глубокие структурные преобразования, именно она потенциально является наиболее работоспособной, сконцентрировав у себя весьма значительные финансовые ресурсы.
Вместе с тем следует отметить, что украинская банковская система функционирует еще недостаточно эффективно. Это обусловлено не только состоянием самой банковской системы и банковского законодательства, но и более общими причинами, корни которых уходят в экономический и финансовый кризис, порождающий в свою очередь кризис правопорядка и безопасности в стране, способствующий криминализации все новых сфер экономики, и прежде всего в сфере денежного обращения.
Растущая экспансия со стороны криминального мира представляет серьезную угрозу экономической безопасности банков. В связи с этим решительное, адекватное противодействие преступным посягательствам является одной из приоритетных задач банковского сообщества.
Фактически банковская деятельность страны оказалась зоной повышенного риска, наиболее уязвимой перед преступной экспансией.
Огромны объемы нецелевого использования государственных и иных инвестиционных средств, направляемых на развитие производства. Нередко эти средства не доходят до производителей, используются для закупки различных потребительских товаров, "прокручиваются" в коммерческих структурах, отвлекаются в виде доли уставного капитала вновь создаваемых предприятий и организаций.
Значительный урон кредитно - денежным отношениям наносит незаконная банковская деятельность, а также легализация денежных средств, приобретенных преступным путем.
Особую обеспокоенность украинских предпринимателей вызывает мощный и постоянно усиливающийся прессинг на сферу частного бизнеса со стороны преступных группировок. Примерами могут служить факты создания и использования баз данных (досье) на предпринимателей профессиональными вымогателями и мошенниками, случаи хищения "чувствительной" для финансово - хозяйственной деятельности информации (в том числе данных о банковских счетах и доходах), прослушивания линий связи и установки в офисах специальных подслушивающих устройств, подделки документов в электронной форме и т. п.
Непоследовательна, к сожалению, позиция государства. Пока кризисные явления в стране сохраняют достаточно острый характер, государство пытается дистанцироваться от проблем коммерческих банков с целью уменьшения ответственности перед обществом и населением за их деятельность. Вместе с тем очевидно, что социальная напряженность, связанная с крахом большого числа банков, невыполнением ими взятых обязательств, неминуемо вынудит власти перейти к обычной (для стран с развитой экономикой) практике и принять на себя значительную часть ответственности за деятельность коммерческого банковского сектора, обеспечение ему цивилизованных условий для нормального функционирования. Безусловно, значительная роль в решении проблем безопасности в финансово - кредитной сфере принадлежит банковскому сообществу. Многое уже сделано в практическом плане. Ряд банков создали свою службу безопасности, информационно - аналитические подразделения, охрану, инкассацию, оснащаются необходимыми техническими средствами и автоматизированными системами. Но также и очевидно, что принимаемые меры не дают должного результата, поскольку сфера банковской и иной финансовой деятельности не стала менее опасной.
В числе причин, обусловивших крайне низкую эффективность предпринятых мер, можно бы выделить:
- нескоординированность принимаемых мер. По существу, каждый банк, каждая кредитно – финансовая
- структура реализуют те меры, которые соответствуют их возможностям, личному восприятию руководителей и к которым готов персонал;
- неполнота учета факторов, определяющих банковскую безопасность и, следовательно, игнорирование их в практической деятельности. Как правило, проблемы безопасности кредитно - финансовой структуры многие ограничивают лишь внутренними аспектами деятельности - охраной ценностей и отдельных лиц, проверкой финансового положения клиентов. Вместе с тем такие важные внешние элементы банковской безопасности, как сохранение банковской тайны, незапятнанная сомнительными сделками, криминальными связями репутация и др., в оценке безопасности кредитно - финансовой структуры, а следовательно, ее будущего, не всегда принимаются во внимание. Между тем, именно эти внешние элементы во многом определяют привлекательность, стабильность, а в конечном счете, безопасность банка в глазах клиента.
Обеспечение такой многофакторной банковской безопасности требует комплексного, системного похода к решению ее правовых, организационных, кадровых, тактических и иных проблем, что практически невозможно в одном, отдельно взятом кредитном учреждении. Начало положено разработкой и принятием Концепции безопасности коммерческого банка, но и она отражает лишь некоторые приоритетные направления, не детализируя технологию и тактику реализации.
В сложившихся условиях традиционные государственно - правовые методы и средства обеспечения безопасности в негосударственном секторе экономики зачастую оказываются неэффективными. Они не позволяют решить задачу поддержки национально ориентированного предпринимательства, защитить права корректных, законопослушных участников рыночных отношений.
Вместе с тем мы отчетливо понимаем, что борьба с криминальной экспансией на банковскую сферу может быть эффективной лишь на основе комплексного подхода, с учетом всех факторов, влияющих на безопасность, прогностических оценок развития ситуации как в сфере банковских технологий, так и определенного "мимикрирования" финансовой преступности, приспосабливания ее к новым реалиям.
По моему мнению, в основе обеспечения экономической безопасности государства должны находиться следующие приоритеты: - четкое определение социальной значимости видов экономической деятельности с максимальным поощрением (в том числе и частичное гарантирование вложений коммерческих структур, прежде всего банков, в инвестиционные проекты в рамках приоритетных национальных программ) участия хозяйствующих субъектов в реализации таких приоритетов и воспрепятствование деятельности, не связанной с получением социально одобряемых результатов;
- определение пределов контроля, осуществляемого государством в сфере экономики, развитие правовых и организационных основ деятельности государства по защите правоохраняемых и отвечающих интересам и социальным потребностям общества, устранение неоправданных ограничений, затрудняющих такую деятельность, при соблюдении гарантий финансовой безопасности страны;
АНАЛИЗ, УЧЁТ И КОНТРОЛЬ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ
2.1 Учёт и контроль доходов учреждений Национального банка Украины.
2.1.1. Внереализационные доходы:
Доходы от штрафов, пени, неустойки, которые начислены.
Пример расчёта штрафов за нарушения нормативов максимального размера риска на одного заёмщика (Н8), максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному инсайдеру (Н10), максимального совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам (Н11).
Первичные данные:
фактическая сумма риска на одного заёмщика - 800 000 грн.;
учётная ставка Национального банка - 50%;
капитал на день нарушения - 3 100 000 грн.
Расчёт штрафа:
1) определяется нормативная сумма (НС) допустимого риска банка за каждым заёмщиком отдельно (с использованием установленных нормативных значений согласно Инструкции о порядке регулирования и анализ деятельности коммерческих банков, утвержденный постановлением Правления Национального банка от 14.04.98 № 141, с учётом изменений и дополнений):
НС = = 775 000 (грн.);
2) определяется сверхнормативная сумма (НДС) риска:
НДС=800 000 - 775 000 = 25 000 (грн.);
3) определяется сумма штрафу:
= 34 (грн.).
Если нарушения нормативов максимального размера риска на одного заёмщика (Н8), максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному инсайдеру (Н10), максимального совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам (Н11), применяется к одному заёмщику одновременно, то штраф взыскивается из расчёта большей суммы, исходя из одного дня нарушения.
Для расчёта суммы штрафа насчёт кредитов, предоставленных в иностранной валюте и пересчитанных в гривневый эквивалент, также применяется учётная ставка Национального банка.
Пример расчёта штрафов за нарушения нормативов ликвидности (Н5, Н6, Н7), инвестирования (Н14).
Для расчёта суммы штрафов берётся положительный результат деятельности банка, который отражается на техническом счёте 5999 "Результат деятельности", в размере прироста за месяц, в котором допущено нарушение.
Таблица 2.4.
Пример расчёта штрафов за нарушения нормативов ликвидности (Н5, Н6, Н7), инвестирования (Н14).
№ п/п | Нарушение Нормативов | Факти-ческое Значение | Норматив-ное значение | Откло-нение | Прибыль счёт 5999 (грн.) | Сумма штрафа (грн.) |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Мгновенной ликвидности (Н5) | 10 % | > 20 % | 10 % | 20 000 | 20 000х0,1 =2000 | |
2 | Общей ликвидности (Н6) | 95 % | > 100 % | 5 % | 20 000 | 1000 | |
3 | Отношение высоколиквидных активов к рабочим активам банка (Н7) | 18 % | > 20 % | 2 % | 20 000 | 400 |
Если банк нарушил одновременно несколько нормативов ликвидности, то штраф взыскивается из расчёта большей суммы, т.е. 2000 грн.
Расчёт штрафа за нарушение норматива инвестирования (Н14) осуществляется аналогично расчётам штрафов за нарушение нормативов ликвидности.
Пример расчёта штрафов за нарушение значений (лимитов) открытой валютной позиции, длинной валютной позиции в свободно конвертированной валюте, короткой валютной позиции в свободно конвертированной валюте, длинной (короткой) открытой валютной позиции в не конвертированной валюте, длинной (короткой) открытой валютной позиции во всех банковских металлах.
Для расчёта суммы штрафов берется положительный результат деятельности банка, который отображается на техническом счёте 5999 “Результат деятельности”, в размере прироста за месяц, в котором допущено нарушение.
Если размер прироста, например, равен 10000 грн., то сумма штрафа составляет:
Таблица 2.5.
№ п/п | Нарушение значений (лимитов) открытой валютной позиции | Факти-ческое значение | Установ-ленные Значения (лимитов) | Отклоне-ние | Текущая прибыль счёт 5999 (грн.) | Сумма штрафа (грн.) |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Общая | 45% | <35% | 10% | 10 000 | 1000 | |
2 | Длинная (в СКВ) | 35% | <30% | 5% | 10 000 | 500 | |
3 | Короткая (в СКВ) | 20% | <5% | 15% | 10 000 | 1500 | |
4 | Длинная/короткая (у НКВ) | 5% | <3% | 2% | 10 000 | 200 | |
5 | Длинная/короткая (в банк. металлах) | 2% | <2% | 0% | 10 000 | 0 |
Штрафы за нарушение значений (лимитов) открытой валютной позиции рассчитываются, исходя из расчёта средневзвешенной величины за месяц.
Если банк нарушает одновременно несколько значений (лимитов) открытой валютной позиции банка, то штраф взыскивается из расчёта большей суммы, т.е. 1500 грн.
2.2.1. Учёт процентных расходов и приравненных к ним комиссий.
Приравненные к процентам комиссии – это комиссии, которые учитываются аналогично процентам, т.е. пропорционально времени и сумме актива или обязательств. К таким комиссиям относятся, например, комиссии по предоставлению гарантий, за обязательства предоставить средства (подтверждение кредитной линии, акцепта и др.).
q В конце каждого месяца выполняются такие проводки:
при начислении расходов:
Дт Расходы
Кт начисленные расходы
q На дату совершения платежа:
при оплате средств:
Дт начисленные расходы
Кт счёт клиента или корреспондентский счёт
q Оплата процентов и приравненных к ним комиссий авансом:
при оплате средств:
Дт Расходы будущих периодов
Кт Доходы
q В конце каждого месяца на сумму, которая относится к отчётному периоду, выполняется проводка:
в случае расходов:
Дт Расходы
Кт Расходы будущих периодов.
2.2.2. Учёт хозяйственных расходов
Расходы на приобретение ценностей:
Приобретение ценностей за национальную валюту по безналичным расчётам отображается такой проводкой:
Предоплата:
Дт 2710 “Дебиторская задолженность за приобретение запасов материальных ценностей”
Кт 3200 “Корреспондентские счета банков-резидентов”
Приобретение ценностей за наличную национальную валюту отображается такой проводкой:
Дт 2731 “Авансы работникам банка на хозяйственные расходы”
Кт Счёт наличных средств
Получение ценностей:
Дт 2200 “Запасы материальных ценностей на складе”
Кт 2710 “Дебиторская задолженность за приобретение запасов материальных ценностей”;
Кт 2731”Авансы работникам банка на хозяйственные расходы”
В случае получения ценностей без предоплаты осуществляются такие проводки:
Оприходование на баланс:
Дт 2200 “Запасы материальных ценностей на складе”
Кт 4710 “Кредиторская задолженность за приобретение запасов материальных ценностей”
Оплата:
Дт 4710 “Кредиторская задолженность за приобретение запасов материальных ценностей”,
Кт Корреспондентский счёт
Ценности могут приобретаться за наличные в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами Национального банка Украины и действующим законодательством Украины.
Получение ценностей от поставщика осуществляется на основе доверенности установленного образца.
Независимо от того, получены ценности по доверенности полностью или частично, лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее следующего дня после каждого случая доставки в учреждение полученных ценностей, предоставить лицу, которое выписывает и регистрирует доверенность, документ о получении ценностей и сдача их на склад или материально ответственному лицу.
Приобретение ценностей за иностранную валюту отображается такими проводками:
Предоплата:
Дт 2710
Кт Корреспондентский счёт
При изменении официального курса гривны к иностранной валюте, который установлен НБУ. Дебиторская задолженность не переоценивается.
оприходование:
Дт 8000 “Позиция банка по иностранной валюте и банковским металлам”
Кт 2710
одновременно:
Дт 2200 “Хозяйственные материалы на складе”
Кт 8000
Приобретение ценностей за иностранную валюту с оплатой после их получения отображается такими проводками:
на сумму стоимости, определенную в договоре, по официальному курсу гривны к иностранным валютам, который установлен Национальным банком, на дату оприходования:
Дт 2200
Кт 8000
одновременно:
Дт 8000
Кт 4710
Кредиторская задолженность переоценивается при каждом изменении официального курса гривны к иностранной валюте.
оплата полученных ценностей:
Дт 4710
Кт Корреспондентский счёт
Порядок принятия ценностей на склад и их оприходование
Складской учёт ведётся по количеству и видам ценностей, которые хранятся. Все ценности учитываются в карточках складского учёта. Записи в карточках осуществляют ответственные лица на основе первичных приходно-расходных документов, которые подтверждают движение ценностей и составляются в день осуществления операций. После каждой записи определяется остаток ценностей по этому виду. Основными типовыми документами, по которому осуществляется оприходование на склад, являются накладные, товарно-транспортные накладные, акты приёмки. Стоимость полученных ценностей отражается в балансе в день их получения на основе сопроводительных документов.
Порядок выдачи и учёта использования ценностей.
Выдача ценностей со склада осуществляется на основе накладного требования на отпуск материалов за подписью уполномоченных лиц, которая заверяется подписями получателя и заведующего складом. На общую сумму требований составляется мемориальный ордер для отражения операций по выдаче ценностей в бухгалтерском учёте.
Выдача со склада ценностей в эксплуатацию отражается такой проводкой:
Дт Соответствующие счета класса 7;
Кт 2200
Одновременно на стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов выполняется такая проводка:
Дт 8051 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации”
Кт 8059 (Контрсчёт для учёта малоценных и быстроизнашивающиеся предметов в эксплуатации”
Хозяйственные материалы для ремонта основных средств, который производится подрядной организации или хозяйственным способом, выдаются со склада по накладному требованию на основании доверенности и учитываются на счёте 2202 “Материальные ценности у подотчётных лиц и на переработке”
После окончания работ понесённые затраты отражаются в учёте согласно с “Инструкцией по бухгалтерскому учёту основных средств и нематериальных активов учреждений Национального банка Украины”.
Выдача со склада ценностей под отчёт отражается такой проводкой:
Дт 2202
Кт 2200
Списание ценностей, выданных под отчёт, осуществляется на основании акта об их использовании, утверждённого уполномоченным лицом. Акт составляет подотчётное лицо свободной форме и он должен содержать его подпись и подписи членов комиссии. В бухгалтерском учёте осуществляются проводки:
в случае возврата неиспользованных ценностей на склад:
Дт 2200
Кт 2202 “Хозяйственные материалы у подотчётных лиц и в переработке”
при использовании подотчётным лицом полученных ценностей:
Дт Соответствующие счета расходов
Кт 2202
Порядок осуществления переоценки запасов материальных ценностей.
Оценка стоимости остатков ценностей должна осуществляться по наименьшей из двух оценок – оценкой приобретения этих ценностей или чистой стоимости реализации. Такая оценка стоимости применяется для каждой отдельной единицы запасов материальных ценностей.
Запасы, которые испорченны, устарелы или их цена снизилась, отражаются по чистой стоимости реализации.
Для проведения переоценки запасов материальных ценностей создаётся комиссия, которая составляет опись-акт об уценённых товарах, и подаёт его на рассмотрение управляющему учреждения. Материалы на переоценку запасов материальных ценностей утверждаются управляющим в двухдневный срок после их получения.
Убытки от уценки отражаются на счёте 7629 “Другие неоперационные расходы” в корреспонденции со счетами 2200 “Запасы материальных ценностей на складе”.
В случае повышения стоимости ценностей, которые были уценены, на сумму увеличения (в пределах предыдущего уменьшения) осуществляется такая проводка:
Дт 2200
Кт 6699
Дата: 2019-12-22, просмотров: 261.