Цели, задачи и методы исследования
Целью нашего эксперимента является исследование успешности интегрированного обучения детей-дошкольников с ЗПР, его позитивного влияния на развитие всей психики ребенка, включая познавательный, эмоциональный и социальный ее компоненты. Особенно важным нам видится исследование данного феномена со стороны социального педагога.
Нами выдвинута гипотеза: интегрированное обучение детей с ЗПР способствует их более успешному развитию и более полной адаптации в коллективе детей без нарушений в развитии, и в целом успешной социализации таких детей. Показателем успешности адаптации детей является развитие их познавательных функций, сюжетно-ролевой игры.
Задачи исследования:
ü сопоставить реальное и предполагаемое поведение детей и сделать вывод о том, насколько они соответствуют друг другу;
ü исследование особенностей личности дошкольника с помощью беседы, чтобы выяснить преобладания определенного типа ответов у детей с ЗПР с разными формами обучения;
ü выяснить, как дошкольники с ЗПР выделяют и фиксируют свои действия в сознании;
ü проанализировать, насколько осознаны детьми нравственные нормы и как это зависит от способа обучения дошкольников с ЗПР;
ü выявить уровень сформированности сюжетно-ролевой игры детей с ЗПР в обычном обучении их в закрытой группе и в группе с интегрированным обучением.
Экспериментальная работа проводилась на базе двух коррекционно-развивающих групп для детей с ЗПР в МДОУ №48 и в МДОУ №156.
В эксперименте было задействовано 20 детей (2 группы численностью по 10 детей в каждой). Одна из групп является экспериментальной, в ней проводилась интеграция детей с ЗПР в группу детей без особенностей развития; другая – контрольной, в ней дети обучались по обычной для детей с ЗПР программе.
Группы комплектовались детьми с диагнозом «ЗПР церебрально-органического генеза» (сниженный темп психического развития этих детей чаще всего был обусловлен органической недостаточностью мозга, возникшей внутриутробно или в самые ранние периоды развития, с неблагоприятными для их развития микросоциальными и микропедагогическими условиями.
Методики исследований
При проведении диагностики использовались уже известные методики, созданные отечественными и зарубежными авторами, но они требовали адаптации в плане формы подачи методики, её содержания, предъявления стимульного материала, качественной и количественной оценки результатов диагностики.
Требования к наборам диагностических методик для исследования детей с ЗПР:
1. Используемые методики должны выявлять ведущий фактор в структуре дефекта, т.е. позволять оценить соотношение нарушений регуляции произвольных форм деятельности и познавательных процессов.
2. Надежность определения характера и состояния тех или иных психических функций и их соотношения. Этому должны служить определенные качественные и количественные показатели и критерии [13], [14]. Они обеспечивают отграничение от нормы и других состоянии (соматическая ослабленность, педагогическая запущенность, замедления психического развития при сенсорных и локальных дефектах), которые могут сопровождаться сходными результатами при выполнении тех или иных заданий. Особую значимость приобретает разработка унифицированных условий использования методик для сопоставимости получаемых сведений.
3. Необходимо, чтобы обследование не продолжалось более одного часа, так как для детей рассматриваемой категории характерна неустойчивость показателей деятельности, а также их ухудшение при продолжительном выполнении интеллектуальных заданий. С этим связано дополнительное требование к обследованию ребенка с дефектами развития – оно должно быть поэтапным. Первичное обследование должно включать определенный, небольшой набор методик, позволяющий качественно и количественно оценить наличие и характер нарушений психического развития. Результаты первичного обследования определяют необходимость проведения дополнительных клинических или параклинических (например, электрофизиологических) исследований, а также более детального анализа состояния некоторых функций, дефектность которых можно предполагать на основе первичных данных (например, наличие локальной патологии слуха, зрения, речи).
В клинической и психологической практике широко используются различные наборы диагностических методик, тем не менее для большинства из них не установлены критерии, которые позволяли бы провести не только дифференциацию внутри ЗПР, но и надежно отграничить эту аномалию от психических нарушений иной этиологии и патогенеза. Некоторые методики (например, тест Векслера), использующие однократное предъявление задания определенного типа, являются неоптимальными для диагностики ЗПР. Как показывают психологические исследования [4], [6], [13], задания оказываются доступными для детей с ЗПР при использовании организующей или стимулирующей помощи со стороны экспериментатора, а такая помощь обычно не предусмотрена процедурой тестирования.
Мы проводили с детьми с задержкой психического развития несколько различных исследований, применили несколько методов, среди них выделяем:
ü наблюдение (за игрой детей с ЗПР, из включенности во взаимодействие с другими детьми, выполнение правил игры, творческий аспект игры, степень развития сюжетно-ролевой игры);
ü исследование особенностей личности дошкольника методом беседы с помощью беседы, чтобы выяснить преобладания определенного типа ответов у детей разного возраста. Результаты беседы о прошлых и будущих действиях оформляют в таблицу и делают выводы о том, как дошкольники выделяют и фиксируют свои действия в сознании;
ü методика изучения осознания детьми нравственных норм, что позволит определить, насколько дети осознают нормы морали, что является важным признаком успешной адаптации и социализации в обществе.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 259.