Роль наглядных пособий при формировании лексических навыков у учащихся 3-х классов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае языка – позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. С помощью предметных картинок и тематических картин осуществляется презентация лексического материала. Предметные картинки используются в качестве зрительной опоры для высказываний учащихся.

На начальном этапе обучения картинки часто используются для введения лексики, обозначающей конкретные предметы.

Тематические картины помогают в создании ситуаций, стимулирующих речевую деятельность учащихся, облегчают беседы по содержанию изобразительного материала.

При работе с картинкой оправданы следующие виды заданий: повторение вслед за учителем фраз; ответы на вопросы учителя; постановка вопросов к тому, что изображено на картинке; составление небольших высказываний.

Работа с картинками проходит в быстром темпе. При этом следует предусмотреть сменяемость картинок, используемых как для развития умения учащихся отвечать на вопросы, поставленные учителем, так и для самостоятельной постановки вопросов и, для создания ситуаций, стимулирующих самостоятельное высказывание по картинкам.

Работа будет проходить интереснее, если в нее привнести элемент соревнования, придать ей игровой характер. К примеру, учителю предлагается следующий вид игры. Для игры, необходимы следующие предметы: картинки, на которых представлены различные предметы, цветы, животные и т.д. Учитель, обращаясь к учащимся поочередно, показывает ту или иную картинку. Ученик называет по-немецки то, что на ней изображено, и подбирает к этому слову слово, рифмующееся с ним.

Тематические картины чаще всего используются для обучения устной иноязычной речи – аудированию и говорению.

При обучении аудированию картина может служить зрительной опорой, облегчающей восприятие речи на слух. Во время рассказа по той или иной теме учитель обращает внимание учащихся на детали картины, о которых говорится в тексте. Картины могут стимулировать учащихся к монологическим высказываниям на заданную тему, помогать шире использовать знакомый лексический материал, а также вспомнить ранее изученные слова и словосочетания.

Большую помощь учителю окажет иллюстративный материал из альбомов по странам изучаемого языка. Фотографии и картины, включенные в альбом, знакомят с достопримечательностями той или иной страны, писателями, учеными этих стран. Каждый ученик в данной ситуации может выступить в качестве экскурсовода.

Возможны разные варианты работы по той или иной ситуации: преподаватель рассказывает по картине, учащиеся пересказывают содержание картины от лица персонажей. И, наконец, учитель может предложить учащимся изменить ситуацию, дополняя или убрав отдельные элементы картины, и составить небольшой связный рассказ [13, c. 72].

Учитель может предложить учащимся описать композицию или попросить их составить определенную ситуацию по картинке. Кроме того, С.П. Золотницкая считает, что полезно побеседовать по отдельным частям картины или по всему сюжету в целом. В зависимости от ситуации беседа может быть воспроизведена на доске, учащиеся беседуют в парах о том, что они видят на доске, учащиеся могут задавать вопросы друг другу или учителю. Затем учащимся дается задание видоизменить ситуацию: дать всевозможные пути ее развития и оформить речевое высказывание на иностранном языке, высказав собственное отношение к работе.

Среди печатных пособий ведущую роль играют таблицы. В таблицах по иностранным языкам языковой материал сочетается с изобразительным материалом.

Таблицы облегчают использование конкретного материала в речи.

В настоящее время в школах используются следующие таблицы: лексические таблицы по развитию речи на уроках иностранного языка, таблицы по грамматике иностранных языков для начального, среднего и старшего этапов обучения [28, c. 6].

Лексические таблицы выполняют следующие дидактические функции и служат для: презентации лексического материала, активизации его в речи учащихся; создания ситуаций, стимулирующих речевую деятельность учащихся; систематизации лексического материала.

 

Die Altstadt                                                     Der Stadtbewohner

 

 


Die Stadtmitte                                                  Der Stadtrand

 

В лексических таблицах наряду с языковым материалом используется изобразительный ряд в виде рисунков, выполненных в юмористической форме. Рисунки выполняют комментирующие и стимулирующие функции.

Такое сочетание языкового материала с изобразительным позволяет учителю выполнять различные виды заданий:

v ответы на вопросы учителя;

v составление вопросов к рисункам самими учащимися;

v составление собственных примеров по образцам, данным в таблице;

v составление небольших высказываний на уровне фразы и сверхфразового единства с опорой на языковой и изобразительный материал таблицы.

Схемы позволяют акцентировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале, подводят учащихся к осмыслению закономерности, но не дают готовых выводов, формулировок, требуют от учащихся определенной осмыслительной активности, развивают мышление.

Особенно удачно осуществляется систематизация языкового материала в таблицах по грамматике немецкого языка, где с помощью схем, символов, знаков поясняются наиболее сложные грамматические явления, синтаксический строй немецкого языка [8, c.24].

Количество и характер вопросов зависят от сложности темы, содержания лексической или грамматической таблицы и уровня подготовки учащихся. Особое внимание следует уделить специфике табличной формы, расположению материала, условным обозначениям [9, c. 51].

В условиях кабинета иностранного языка грамматическую таблицу можно включить в экспозицию. Например, продуктивным является демонстрация таблицы глагола «SEIN», рассчитанной на запоминания данного глагола. Такая таблица в этом случае служит справочным пособием и облегчает запоминание материала.

 

ich bin wir sind

du bist ihr seid

er, sie, es ist sie sind

 

Особую группу печатных пособий, специально предназначенных для организаций самостоятельной работы учащихся, составляет дидактический раздаточный материал для работы в парах на иностранном языке. Этот вид печатных пособий позволяет увеличить время на устную практику, сделать процесс обучения управляемым, повысить его эффективность.

В дидактический раздаточный материал включены упражнения, направленные на формирование лексических навыков, подготовку к диалогической и монологической речи, а также упражнения, рассчитанные на проверку понимания прочитанного дома текста.

Известно, что для развития речи учащихся на уроках иностранного языка учителя продуктивно используют ситуативную организацию обучения, что предполагает большие возможности для создания естественной коммуникации учащихся. Прием использования двух картинок для определения различий между ними является одним из средств обеспечения подобной коммуникации [27, c. 51].

Что же представляет собой эти картинки? На, первый взгляд, две картинки почти идентичны, однако между ними существует 4-5 и более различий, которые необходимо понять в процессе беседы, а затем рассказать о них.

При использовании такого рода картинок:

v Обеспечивается многократное повторение определенных структур, тренировка учащихся в их употреблении;

v Решается речевая задача: одни школьники называют различие, другие слушают;

v Возникает естественная ситуация для коммуникации.

Важно, что в такой ситуации ученики говорят и слушают не потому, что обязаны делать это, им интересно решать подобные речевые задачи, используя запас имеющихся знаний и навыков.

Методика работы с картинками может включать также решение речевых проблемных задач при свободном говорении. Картинки даются двум ученикам. В процессе их беседы остальные учащиеся, внимательно прослушав товарищей, говорят о том, какие различия имеются между картинками, а также что у них общее. Затем картинки предъявляются всем ребятам группы, чтобы они могли убедиться в правильности своих ответов. Можно организовывать парную работу с картинками для всей группы. Каждая пара учеников на уроке выясняет различие в ходе беседы по своим картинкам, а затем один из учащихся делает сообщение для всей группы. А группа, глядя на картинку слушая товарища, может судить о направленности его высказывания.

Важно, чтобы такой вид работы был ограничен временными рамками: это лучше организует и активизирует ребят на уроке.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: наглядность играет очень важную роль в обучении иностранному языку. С ее помощью осуществляется семантизация, тренировка и применение лексического материала. С помощью картинок решаются речевые проблемные задачи при свободном говорении. Но самое главное, мы считаем, что при выполнении упражнений с применением наглядности ученики говорят и слушают не потому, что обязаны это делать, а им интересно решать подобные речевые задачи.

Организация и анализ результатов опытно – экспериментальной работы в школе

Целью опытно – экспериментальной работы было подтверждение гипотезы дипломной работы - наглядность будет эффективным средством формирования лексических навыков у учащихся 3-х классов на уроках немецкого языка, если учитель:

1. Будет применять разнообразные ее виды (предметную, картинную, схематическую);

2. Будет использовать наглядность на всех этапах формирования лексических навыков.

Исследование проходило на базе средней общеобразовательной школы № 20 города Абакана. В нем принимали участие 10 учащихся 3Б класса.

Опытно – экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Целью констатирующего этапа было выявление уровня сформированности ЛН у учащихся 3 класса. Для достижения данной цели нами были проведены диагностические методики, основанные на предложенных автором Р.С. Немовым: методика 22. «Выяснение пассивного словарного запаса», методика 23. «Определение активного словарного запаса», составленные с учетом психологических особенностей детей данного возраста. Первая методика направлена на узнавание ЛЕ (Приложение А.1). Был предложен ряд из 10 слов по теме «Mein Zimmer» и ряд из 10 картинок (Приложение А.2). Учащимся необходимо было соотнести слово с картинкой. В соответствии с количеством ЛЕ и с программными требованиями к их усвоению, разработаны следующие критерии оценки:

9 -10 - высокий уровень сформированности лексических навыков,

5 - 8 - средний уровень сформированности лексических навыков,

0 - 4 - низкий уровень сформированности лексических навыков.

Вторая методика направлена на применение в речи изученного лексического материала по теме «Mein Zimmer» (Приложение А.3). Детям предлагалась картинка с изображением комнаты (Приложение А.4). По данной теме учащиеся изучили 10 ЛЕ, которые они должны употребить в своей речи, описывая картинку. Согласно программным требованиям определены критерии оценки:

8-10 - высокий уровень сформированности лексических навыков,

4 - 7 – средний уровень сформированности лексических навыков,

0 - 3 – низкий уровень сформированности лексических навыков.

Первого февраля 2007 года нами были проведены диагностические методики, направленные на выявление уровня развития ЛН у учащихся 3 класса «Б», в проведении которых приняли участие 10 человек, изучающих немецкий язык. При обработке результатов методики на узнавание лексических единиц (ЛЕ) выяснилось, что 4 человека имеют высокий уровень сформированности ЛН, 6 человек – средний уровень сформированности ЛН и ни одного человека низкий уровень сформированности ЛН.

Данные результаты представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

 

Таблица 1. Уровень сформированности ЛН при узнавании ЛЕ у учащихся 3 «Б» класса

И.Ф. ученика Количество баллов Уровень развития ЛН
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Лена Б. Тима Ж. Таня К. Влад К. Саша К. Аня К. Настя Е. Вика С. Катя Т. Сергей Л. 9 7 8 6 10 10 8 8 6 10 Высокий Средний Средний Средний Высокий Высокий Средний Средний Средний Высокий

 

По результатам методики, направленной на применение ЛЕ, выяснилось, что 2 человека имеют высокий уровень сформированности ЛН, 5 человек - средний уровень сформированности ЛН, 3 человека - низкий уровень сформированности ЛН.

Данные результаты представлены в таблице 2 и на рисунке 1.

 

Таблица 2. Уровень сформированности ЛН при применении ЛЕ у учащихся 3 «Б» класса

И.Ф. ученика Количество баллов Уровень развития ЛН
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Лена Б. Тима Ж. Таня К. Влад К. Саша К. Аня К. Настя Е. Вика С. Катя Т. Сергей Л. 6 3 7 3 8 6 6 5 3 9 Средний Низкий Средний Низкий Высокий Средний Средний Средний Низкий Высокий

 

Рисунок 1. Количественное соотношение уровней сформированности лексических навыков на констатирующем этапе

 

В Высокий уровень
С Средний уровень
Н Низкий уровень

 

Целью формирующего этапа было формирование ЛН на основе применения разнообразной наглядности на уроках немецкого языка у учащихся третьего класса. В 3 классе на уроках немецкого языка по теме «Essen und Trinken» на всех этапах формирования ЛН применялась наглядность: предметная, картинная и схематическая, были использованы игры с применением данных видов наглядности. Например, «Rate mal» (Приложение Б.1, рисунок Б.1.3), «Memory-Spiel» (Приложение Б.2, рисунок Б.2.4). В качестве контроля усвоения ЛЕ при помощи использования предметной и картинной наглядности, детям предлагались рабочие листы. На каждого ребенка выдавался отдельный лист. В первом рабочем листе необходимо было соединить слово на немецком языке с его русским вариантом (Приложение В.1). Во втором рабочем листе нужно было перевести слово на русский язык (Приложение В.2). При введении новых ЛЕ: heute, morgen, übermorgen использовалась схематическая наглядность (Приложение Г., рисунок Г.5.). После введения ЛЕ и их тренировки, на этапе применения почти все дети применяли данные ЛЕ без опоры на схему.

Сравнение полученных результатов текущего контроля, позволило сделать вывод, что все три использованные вида наглядности оказывают одинаковое влияние на формирование ЛН.

По окончании формирующего этапа для того, чтобы выяснить подтвердилась гипотеза или ее следует опровергнуть, мы перешли к контрольному этапу. На данном этапе провели повторное диагностирование учащихся 3 класса «Б» с целью выявления эффективности использования наглядности на повышение уровня сформированности ЛН. Использовались прежние методики, но лексический материал был по теме «Essen und Trinken» (Приложение Д.1, Д.2).

При обработке результатов методики на узнавание ЛЕ, выяснилось, что 6 человек имеют высокий уровень сформированности ЛН, 4 человека – средний уровень сформированности ЛН и ни один человек не имеет низкий уровень сформированности ЛН.

Результаты представлены в таблице 3 и на рисунке 2.

 

Таблица 3. Уровень сформированности ЛН при узнавании ЛЕ у учащихся 3 «Б» класса

И.Ф. ученика Количество баллов Уровень развития ЛН
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Лена Б. Тима Ж. Таня К. Влад К. Саша К. Аня К. Настя Е. Вика С. Катя Т. Сергей Л. 10 8 9 7 10 10 9 9 8 10 Высокий Средний Высокий Средний Высокий Высокий Высокий Высокий Средний Высокий

 

По результатам методики, направленной на применение ЛЕ, оказалось, что у трех человек высокий уровень сформированности ЛН, у шести – средний уровень сформированности ЛН и лишь у одного – низкий уровень сформированности ЛН.

Данные результаты представлены в таблице 4 и на рисунке 2.

 

Таблица 4. Уровень сформированности ЛН при применении ЛЕ у учащихся 3 «Б» класса

И.Ф. ученика Количество баллов Уровень развития ЛН
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Лена Б. Тима Ж. Таня К. Влад К. Саша К. Аня К. Настя Е. Вика С. Катя Т. Сергей Л. 7 5 7 3 9 8 7 6 5 10 Средний Средний Средний Низкий Высокий Высокий Средний Средний Средний Высокий

 

Рисунок 2. Количественное соотношение уровней сформированности лексических навыков на контрольном этапе

 

В Высокий уровень
С Средний уровень
Н Низкий уровень

 

Таким образом, из полученных данных можно сделать вывод, что использование наглядности эффективно влияет на формирование ЛН.

Анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы учителей – практиков через методические журналы «Класс», «Иностранные языки в школе», «Начальная школа», а также опыта работы учителей школ №10 и №20 г. Абакана и проведение уроков немецкого языка в третьем классе в период педагогической и государственной практики в школах №10 и №20 г. Абакана, позволил нам составить рекомендации для студентов, которые необходимо учитывать при использовании наглядных пособий.

Чтобы пользоваться данными рекомендациями при использовании наглядности, которые будут представлены ниже, с целью формирования ЛН, необходимо знать следующие характеристики, которые присущи ей при обучении иностранным языкам:

1) наглядность служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;

2) является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти;

3) образует фундамент развития творческого воображения и мышления;

4) является критерием достоверности приобретаемых знаний;

5) содержит подсказки для раскрытия законов языка при его чувственно-наглядном восприятии;

6) служит средством развития языковой наблюдательности у учащихся и увеличения объема их знаний в процессе сопоставления родного и иностранных языков;

7) оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные органы ощущений и впечатлительность;

8) соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще;

9) способствует научению устной и письменной речи в соответствии с типичными моделями речевых поступков вербальных значений;

10) имеет в обучении не только материальное, но и формальное значение;

11) обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения;

12) развивает образную речь, которая вызывает у учащихся активность их творческое воображение, наглядные образы которого могут репрезентировать законы языка;

В соответствии с характеристиками наглядности составлены методические рекомендации, которыми могут воспользоваться студенты при прохождении практики:

1) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

2) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

3) наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

4) при показе иллюстраций необходимо четко выделять главное, существенное детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

5) наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

6) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.




Заключение

 

Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам определить основное направление дальнейшей работы по теоретическому анализу выделенных ключевых понятий и построению опытно – экспериментальной работы. Мы рассмотрели психологические особенности детей младшего школьного возраста на примере третьего класса. В целом этот возраст является возрастом относительно спокойного и равномерного развития, во время которого происходит функциональное совершенствование мозга – развитие аналитико-синтетической функции его коры. Учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей, именно она определяет развитие всех психических функций младшего школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. Данные психические процессы являются основными компонентами иноязычных способностей. Для того чтобы дать понятие навыка в обучении иностранному языку, нами было рассмотрено и проанализировано данное понятие в других областях науки. Авторы определяют его как умение или действие. Применительно к иностранному языку, можно сказать, что навык – это упрочнившийся, благодаря упражнениям, способ действия, совершаемый человеком без участия сознания, то есть автоматически. В работе рассмотрен процесс формирования лексических навыков у учащихся, сущность которых можно определить, как:

- способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова, в зависимости от конкретной речевой задачи;

- умение включать его в речевую цепь.

Мы рассмотрели наглядность как средство обучения, виды наглядности, используемые на уроках немецкого языка, роль наглядных пособий при формировании лексических навыков у учащихся третьих классов.

Также мы описали проведенное опытно – экспериментальное исследование, которое представляло собой эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

В ходе данного эксперимента был выявлен уровень сформированности ЛН по немецкому языку у учащихся третьего класса. Результаты показали, что у детей недостаточно хорошо развиты ЛН.

Мы изучили и опытно – экспериментальным путем раскрыли влияние наглядности на формирование лексических навыков у учащихся 3-х классов на уроках немецкого языка, таким образом, цель нашего исследования достигнута, все поставленные задачи выполнены, цель достигнута, условия гипотезы подтвердились.

 

 



Список литературы

 

1. Актуальные проблемы подготовки специалиста в педагогическом вузе: Материалы республиканских катановских чтений \ Посвящаются 50-летию Абаканского педагогического института им. Н.Ф.Катанова.- В 2-х томах.- Т. 1.[Текст] / Под ред. С.П. Ултургашева.- Абакан: Издательство ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 1995.- 270 с.

2. Александрова, В.В. Особенности формирования навыков при обучении математике по системе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова [Текст] // Начальная школа.- 2005.- № 3.- с. 22-25.

3. Большая Советская Энциклопедия [Текст] / Под ред. А.М.Прохорова.- М.: Советская Энциклопедия, 1974.- 616 с.

4. Бутко, Г.В. Наглядные пособия на уроках английского языка [Текст] // Иностранные языки в школе.- 1988.- № 2.- с. 51-52.

5. Вайсбурд, М.Л., Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению [Текст] // Иностранные языки в школе.- 1999.- № 1.- с. 5-11.

6. Гогун Е.А. Графическая наглядность на уроках русского языка как средство развития младшего школьника [Текст] // Начальная школа.- 2002.- № 2.- с. 34-37.

7. Дронов, В.В. Психологические и методические основы обучения иностранным языкам детей младшего возраста [Текст] // Иностранные языки в школе.- 1985.- № 4.- с. 93-95.

8. Елухина, Н.В. Грамматическая тема в 3 классе на уроке немецкого языка (интеграция с русским) [Текст] // Иностранные языки в школе.- 1996.- № 5.- с. 23-26.

9. Иванюк, Д.В. Оригинальное пособие по грамматике немецкого языка [Текст] // Иностранные языки в школе.- 1986.- № 4.- с. 51-52.

10. Крутецкий В.А. Психология [Текст]. Учебник для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1980.- 352 с.

11. Молодцова, Н.Г. Развитие у младших школьников способности понимать смысл зрительного образа [Текст] // Начальная школа.- 2004.- № 2. - с. 87-93.

12. Москаленко, Л.В. Некоторые приемы работы над грамматическими явлениями на уроке немецкого языка [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 1. - с. 39-42.

13. Некоторые приемы работы с картинками на уроках английского языка [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 2. - с. 72-73.

14. Немов, Р.С. Психология [Текст]. Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.

15. Нефедова, М.А. Коллаж и коллажирование в учебном процессе [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1993. - № 2. - с. 5-9.

16. Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях [Текст] / Под ред. А.А.Миролюбова и А.В. Парахиной. - М.:Высш. шк., 1984. - 240 с.

17. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]. Учебное пособие для студ. пед. колледжей. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 400 с.

18. Практические вопросы контроля при обучении иностранным языкам в средней школе. Сборник научных трудов [Текст] / Под ред. В.А. Слободчикова.- М.: НИИ школ МПРСФСР, 1985.-147 с.

19. Прокофьева, В.Л. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению [Текст] // Иностранные языки в школе.- 1990.- № 5.- с. 41-45.

20. Ряузов В.В. Грамматический инструментарий [Текст] // Иностранные языки в школе.- 1980.- № 1.- с. 37-42.

21. Словарь русского языка [Текст] / Под ред. А.П.Евгеньевой. - М.: русский язык, 1982. - 736 с.

22. Смолеусова, Т.В. Наглядные пособия на уроках математики [Текст] // Начальная школа. - 2001. - № 4. - с. 79-81.

23. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций [Текст]. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.

24. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие [Текст] / Сост. Н.Д.Гальскова, З.И.Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.

25. Толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведова.- М.: АЗЪ, 1993. - 960 с.

26. Философский словарь [Текст] / Под ред. И.Т.Фролова.- М.: русский язык, 1987.- 565 с.

27. Шемарулина Л.А. Об использовании средств обучения для активизации речемыслительной деятельности [Текст] // Иностранные языки в школе.- 1986. - № 5. - с. 49-53.

28. Шендельс Е.И. Некоторые принципы преподавания грамматики [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1982. - № 1. - с. 3-8.

29. Шепер М.Н. Формирование речевых грамматических автоматизмов на аудиовизуальной основе [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1979. - № 2. - с. 25-30.

 

 



Приложения

Приложение А.1

Методика, направленная на выявление уровня сформированности лексических навыков при узнавании лексических единиц

Эта диагностическая методика составлена с учетом психологических особенностей детей данного возраста и основана на предложенной автором Р.С. Немовым (Методика 22. «Выяснение пассивного словарного запаса»). Детям предлагается ряд из 10 слов по теме «Mein Zimmer» и ряд из 10 картинок. Учащимся необходимо соотнести слово с картинкой. В соответствии с количеством ЛЕ и с программными требованиями к их усвоению, разработаны следующие критерии оценки:

9 -10 - высокий уровень сформированности лексических навыков,

5 - 8 - средний уровень сформированности лексических навыков,

0 - 4 - низкий уровень сформированности лексических навыков.

 

Приложение А.2

Лист со словами и картинками для выявления уровня сформированности ЛН при узнавании ЛЕ на констатирующем этапе

Задание: внимательно рассмотри картинки, прочитай слова. Каждому слову соответствует только одна картинка. Соедини стрелочкой слово с нужной картинкой.

             
     

 


der Schrank

die T ü r


Der Schreibtisch

Das Bett

der Stuhl

Die Lampe

Die Vase

der Sessel

Der Tisch

Das Fenster

 

 

Приложение А.3

Методика, направленная на выявление уровня сформированности лексических навыков при применении лексических единиц

Эта диагностическая методика составлена с учетом психологических особенностей детей данного возраста и основана на предложенной автором Р.С. Немовым (Методика 23. «Определение активного словарного запаса»). Методика направлена на применение в речи изученного лексического материала по теме «Mein Zimmer». Детям предлагается картинка с изображением комнаты. По этой теме учащиеся изучили 10 ЛЕ, которые они должны употребить в своей речи, описывая картинку. Согласно программным требованиям определены критерии оценки:

8-10 - высокий уровень сформированности лексических навыков,

4 - 7 – средний уровень сформированности лексических навыков,

0 - 3 – низкий уровень сформированности лексических навыков.

 

Приложение А.4

Картинка для описания комнаты

Задание: внимательно рассмотрите картинку, назовите предметы, которые на ней изображены.

 

 

 


Приложение Б.1

Игра «Rate mal»

Цель: тренировать речевые образцы «Ist das…?», «Ja, das ist…», «Nein, das ist kein(e)…. Das ist…» и изученные ЛЕ.

Ребенок выходит к доске, выбирает картинку, на которой изображен какой – либо предмет. Остальные дети задают ему вопрос «Ist das…?». Ученик отвечает на этот вопрос, используя следующие речевые образцы: «Ja, das ist…», «Nein, das ist kein(e)…. Das ist…».

 

 

 


Рисунок Б. 1.3. Фрагмент игры «Rate mal»

 

Приложение Б.2

Игра «Memory-Spiel»

Цель: тренировать память детей для запоминания новых лексических единиц.

Выдается набор разрезных карточек с изображением предметов слов. Дети по очереди переворачивают карточки. Если слово совпало с картинкой, то ребенок эту пару откладывает себе. Кто больше соберет пар, тот и побеждает.

 

 

Рисунок Б.2.4 Фрагмент игры «Memory-Spiel»

Приложение В.1

Рабочий лист 1



Arbeitsblatt 1

« Essen und Trinken »
1. das Brötchen 2. die Butter 3. das Ei 4. das Eis 5. der Kakao 6. die Kartoffel 7. die Suppe 8. die Zwiebel 9. der Zucker 10. die Schokolade 11. das Brot 12. der Salat 1. яйцо 2. картофель 3. мороженое 4. лук 5. шоколад 6. масло 7. хлеб 8. сахар 9. салат 10. суп 11. булочка 12. какао

 

 

Приложение В.2

Рабочий лист 2

Arbeitsblatt 2

« Essen und Trinken »
1. das Brot 2. die Gurke 3. der Kaffe 4. der Kohl 5. der Pilz 6. die Milch 7. die Mohrrübe 8. der Käse 9. der Tee 10. die Tomate 11. der Kuchen 12. der Zucker  1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.  10.  11.  12.

 

Приложение Ж.

Схема для введения новых ЛЕ: heute, morgen, übermorgen

 

 

 


Рисунок Ж.7. Фрагмент урока при введении новых ЛЕ: heute, morgen, übermorgen

 

Приложение Д.1

Лист со словами и картинками для выявления уровня сформированности ЛН при узнавании ЛЕ на контрольном этапе

Задание: внимательно рассмотри картинки, прочитай слова. Каждому слову соответствует только одна картинка. Соедини стрелочкой слово с нужной картинкой.

 


das Brot

das Br ö tchen



Die Gurke

die Kartoffel

Der Kohl

Der Kuchen

Der Pilz

Die Tomate

Eine Tafel Schokolade

Die Zwiebel

Приложение Д.2

Картинка для описания

Задание: внимательно рассмотрите картинку, назовите продукты питания, которые на ней изображены.

 

 

 

Zum Fruhstiick gibt es ...


 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 260.