Специальность 050709 - Преподавание в начальных классах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Специальность 050709 - Преподавание в начальных классах

 

Исаева Татьяна Валериевна

НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬИХ КЛАССОВ

Дипломная работа

Научный руководитель — Семенова В.Г.

Предварительная защита состоялась

«    »                       2007 г.

на заседании ПЦК, протокол №

(председатель) ПЦК

 

 

Абакан 2007



Содержание

 

Введение.......................................................................................................... 3

1. Психолого-педагогические основы формирования лексических навыков на уроках иностранного языка у учащихся 3-х классов................................................ 6

1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста. 6

1.2 Понятие навыка в обучении иностранному языку............................. 10

1.3 Формирование лексических навыков речи......................................... 13

2. Наглядность как средство формирования лексических навыков на уроках немецкого языка............................................................................................ 23

2.1 Наглядность, используемая на уроках немецкого языка................... 23

2.2 Роль наглядных пособий при формировании лексических навыков у учащихся 3-х классов.................................................................................................. 28

2.4 Организация и анализ результатов опытно – экспериментальной работы в школе.......................................................................................................... 33

Заключение.................................................................................................... 41

Список литературы....................................................................................... 43

Приложения................................................................................................... 46

 

 



Введение

 

В настоящее время общепризнанным является понимание методики как теоретической и прикладной науки, предметом которой является научное обоснование целей, содержание обучения, а также научная разработка наиболее эффективных методов, приемов и форм обучения с учетом поставленных целей, содержания и конкретных условий обучения.

Эффективность системы обучения предмету в полной мере определяется тем, насколько последовательно она учитывает объективные закономерности, согласно которым происходит усвоение иностранного языка в учебных условиях, прежде всего во внеязыковой среде.

Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.

Закладывать и формировать лексические навыки у учащихся на уроках иностранного языка необходимо именно в начальной школе. Это обеспечит эффективное обучение в старших классах. Наиболее эффективным средством формирования лексических навыков у учащихся начальной школы является наглядность, так как у детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, и всю информацию дети воспринимают не только на слух, но преимущественно образно. В методической литературе постоянно обсуждается проблема использования наглядности на уроках, когда и как надо использовать наглядность, в каких случаях применение наглядных пособий необходимо и полезно, а в каких ненужно и даже вредно.

Принцип наглядности рассматривается не как вспомогательный, а как один из основных принципов в обучении иностранному языку, ибо наглядность так же неотделима от обучения иностранному языку, как язык неотделим от реальности.

Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём воспринимаемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения. Таким образом, формирование лексических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка является актуальной проблемой в настоящее время, поэтому темой исследования является наглядность как средство формирования лексических навыков на уроках немецкого языка у учащихся 3-х классов. В методике обучения иностранным языкам подчеркивается важность формирования лексических навыков как очень важного умения, без овладения которым немыслимо общение на языке.

Актуальность этой проблемы и определило выбор темы работы.

Цель исследования: раскрыть влияние наглядности на формирование лексических навыков у учащихся 3-х классов на уроках немецкого языка.

Объект исследования: формирование лексических навыков у учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: использование наглядности как средства формирования лексических навыков у учащихся 3-х классов на уроках немецкого языка.

Гипотеза: наглядность будет эффективным средством формирования лексических навыков у учащихся 3-х классов на уроках немецкого языка, если учитель:

1. Будет применять разнообразные ее виды (предметную, картинную, схематическую);

2. Будет использовать наглядность на всех этапах формирования лексических навыков.

Задачи исследования:

1.  На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятие лексического навыка в обучении иностранному языку.

2.  Рассмотреть психологические особенности детей младшего школьного возраста на примере третьего класса.

3. Рассмотреть процесс формирования лексических навыков у учащихся начальной школы.

4. Проанализировать виды наглядности, используемые на уроках иностранного языка в начальной школе.

5. Выявить уровень сформированности лексических навыков по немецкому языку у учащихся 3-го класса.

6. Определить влияние использования наглядности на усвоение учащимися лексического материала на уроках иностранного языка;

7. Составить методические рекомендации для студентов по использованию наглядности с целью формирования лексических навыков.

Методологическая основа: психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной и средней школы С.Л. Рубинштейна; труд Л.С. Выготского о развитии мышления и речи.

Методы исследования: теоретические: анализ научной и методической литературы; практические: диагностирование; интерпретационные: количественная и качественная обработка полученных результатов.

Практическая значимость: данная работа может быть использована студентами, обучающимися по дополнительной подготовке в области иностранного языка на педагогическом отделении при подготовке к семинарско-практическим занятиям, при прохождении пробной и преддипломной практики, а также учителями начальных классов.

Опытно-экспериментальная база: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 города Абакана.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.



Заключение

 

Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам определить основное направление дальнейшей работы по теоретическому анализу выделенных ключевых понятий и построению опытно – экспериментальной работы. Мы рассмотрели психологические особенности детей младшего школьного возраста на примере третьего класса. В целом этот возраст является возрастом относительно спокойного и равномерного развития, во время которого происходит функциональное совершенствование мозга – развитие аналитико-синтетической функции его коры. Учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей, именно она определяет развитие всех психических функций младшего школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. Данные психические процессы являются основными компонентами иноязычных способностей. Для того чтобы дать понятие навыка в обучении иностранному языку, нами было рассмотрено и проанализировано данное понятие в других областях науки. Авторы определяют его как умение или действие. Применительно к иностранному языку, можно сказать, что навык – это упрочнившийся, благодаря упражнениям, способ действия, совершаемый человеком без участия сознания, то есть автоматически. В работе рассмотрен процесс формирования лексических навыков у учащихся, сущность которых можно определить, как:

- способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова, в зависимости от конкретной речевой задачи;

- умение включать его в речевую цепь.

Мы рассмотрели наглядность как средство обучения, виды наглядности, используемые на уроках немецкого языка, роль наглядных пособий при формировании лексических навыков у учащихся третьих классов.

Также мы описали проведенное опытно – экспериментальное исследование, которое представляло собой эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

В ходе данного эксперимента был выявлен уровень сформированности ЛН по немецкому языку у учащихся третьего класса. Результаты показали, что у детей недостаточно хорошо развиты ЛН.

Мы изучили и опытно – экспериментальным путем раскрыли влияние наглядности на формирование лексических навыков у учащихся 3-х классов на уроках немецкого языка, таким образом, цель нашего исследования достигнута, все поставленные задачи выполнены, цель достигнута, условия гипотезы подтвердились.

 

 



Список литературы

 

1. Актуальные проблемы подготовки специалиста в педагогическом вузе: Материалы республиканских катановских чтений \ Посвящаются 50-летию Абаканского педагогического института им. Н.Ф.Катанова.- В 2-х томах.- Т. 1.[Текст] / Под ред. С.П. Ултургашева.- Абакан: Издательство ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 1995.- 270 с.

2. Александрова, В.В. Особенности формирования навыков при обучении математике по системе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова [Текст] // Начальная школа.- 2005.- № 3.- с. 22-25.

3. Большая Советская Энциклопедия [Текст] / Под ред. А.М.Прохорова.- М.: Советская Энциклопедия, 1974.- 616 с.

4. Бутко, Г.В. Наглядные пособия на уроках английского языка [Текст] // Иностранные языки в школе.- 1988.- № 2.- с. 51-52.

5. Вайсбурд, М.Л., Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению [Текст] // Иностранные языки в школе.- 1999.- № 1.- с. 5-11.

6. Гогун Е.А. Графическая наглядность на уроках русского языка как средство развития младшего школьника [Текст] // Начальная школа.- 2002.- № 2.- с. 34-37.

7. Дронов, В.В. Психологические и методические основы обучения иностранным языкам детей младшего возраста [Текст] // Иностранные языки в школе.- 1985.- № 4.- с. 93-95.

8. Елухина, Н.В. Грамматическая тема в 3 классе на уроке немецкого языка (интеграция с русским) [Текст] // Иностранные языки в школе.- 1996.- № 5.- с. 23-26.

9. Иванюк, Д.В. Оригинальное пособие по грамматике немецкого языка [Текст] // Иностранные языки в школе.- 1986.- № 4.- с. 51-52.

10. Крутецкий В.А. Психология [Текст]. Учебник для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1980.- 352 с.

11. Молодцова, Н.Г. Развитие у младших школьников способности понимать смысл зрительного образа [Текст] // Начальная школа.- 2004.- № 2. - с. 87-93.

12. Москаленко, Л.В. Некоторые приемы работы над грамматическими явлениями на уроке немецкого языка [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 1. - с. 39-42.

13. Некоторые приемы работы с картинками на уроках английского языка [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 2. - с. 72-73.

14. Немов, Р.С. Психология [Текст]. Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.

15. Нефедова, М.А. Коллаж и коллажирование в учебном процессе [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1993. - № 2. - с. 5-9.

16. Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях [Текст] / Под ред. А.А.Миролюбова и А.В. Парахиной. - М.:Высш. шк., 1984. - 240 с.

17. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]. Учебное пособие для студ. пед. колледжей. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 400 с.

18. Практические вопросы контроля при обучении иностранным языкам в средней школе. Сборник научных трудов [Текст] / Под ред. В.А. Слободчикова.- М.: НИИ школ МПРСФСР, 1985.-147 с.

19. Прокофьева, В.Л. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению [Текст] // Иностранные языки в школе.- 1990.- № 5.- с. 41-45.

20. Ряузов В.В. Грамматический инструментарий [Текст] // Иностранные языки в школе.- 1980.- № 1.- с. 37-42.

21. Словарь русского языка [Текст] / Под ред. А.П.Евгеньевой. - М.: русский язык, 1982. - 736 с.

22. Смолеусова, Т.В. Наглядные пособия на уроках математики [Текст] // Начальная школа. - 2001. - № 4. - с. 79-81.

23. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций [Текст]. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.

24. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие [Текст] / Сост. Н.Д.Гальскова, З.И.Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.

25. Толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведова.- М.: АЗЪ, 1993. - 960 с.

26. Философский словарь [Текст] / Под ред. И.Т.Фролова.- М.: русский язык, 1987.- 565 с.

27. Шемарулина Л.А. Об использовании средств обучения для активизации речемыслительной деятельности [Текст] // Иностранные языки в школе.- 1986. - № 5. - с. 49-53.

28. Шендельс Е.И. Некоторые принципы преподавания грамматики [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1982. - № 1. - с. 3-8.

29. Шепер М.Н. Формирование речевых грамматических автоматизмов на аудиовизуальной основе [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1979. - № 2. - с. 25-30.

 

 



Приложения

Приложение А.1

Методика, направленная на выявление уровня сформированности лексических навыков при узнавании лексических единиц

Эта диагностическая методика составлена с учетом психологических особенностей детей данного возраста и основана на предложенной автором Р.С. Немовым (Методика 22. «Выяснение пассивного словарного запаса»). Детям предлагается ряд из 10 слов по теме «Mein Zimmer» и ряд из 10 картинок. Учащимся необходимо соотнести слово с картинкой. В соответствии с количеством ЛЕ и с программными требованиями к их усвоению, разработаны следующие критерии оценки:

9 -10 - высокий уровень сформированности лексических навыков,

5 - 8 - средний уровень сформированности лексических навыков,

0 - 4 - низкий уровень сформированности лексических навыков.

 

Приложение А.2

Лист со словами и картинками для выявления уровня сформированности ЛН при узнавании ЛЕ на констатирующем этапе

Задание: внимательно рассмотри картинки, прочитай слова. Каждому слову соответствует только одна картинка. Соедини стрелочкой слово с нужной картинкой.

             
     

 


der Schrank

die T ü r


Der Schreibtisch

Das Bett

der Stuhl

Die Lampe

Die Vase

der Sessel

Der Tisch

Das Fenster

 

 

Приложение А.3

Методика, направленная на выявление уровня сформированности лексических навыков при применении лексических единиц

Эта диагностическая методика составлена с учетом психологических особенностей детей данного возраста и основана на предложенной автором Р.С. Немовым (Методика 23. «Определение активного словарного запаса»). Методика направлена на применение в речи изученного лексического материала по теме «Mein Zimmer». Детям предлагается картинка с изображением комнаты. По этой теме учащиеся изучили 10 ЛЕ, которые они должны употребить в своей речи, описывая картинку. Согласно программным требованиям определены критерии оценки:

8-10 - высокий уровень сформированности лексических навыков,

4 - 7 – средний уровень сформированности лексических навыков,

0 - 3 – низкий уровень сформированности лексических навыков.

 

Приложение А.4

Картинка для описания комнаты

Задание: внимательно рассмотрите картинку, назовите предметы, которые на ней изображены.

 

 

 


Приложение Б.1

Игра «Rate mal»

Цель: тренировать речевые образцы «Ist das…?», «Ja, das ist…», «Nein, das ist kein(e)…. Das ist…» и изученные ЛЕ.

Ребенок выходит к доске, выбирает картинку, на которой изображен какой – либо предмет. Остальные дети задают ему вопрос «Ist das…?». Ученик отвечает на этот вопрос, используя следующие речевые образцы: «Ja, das ist…», «Nein, das ist kein(e)…. Das ist…».

 

 

 


Рисунок Б. 1.3. Фрагмент игры «Rate mal»

 

Приложение Б.2

Игра «Memory-Spiel»

Цель: тренировать память детей для запоминания новых лексических единиц.

Выдается набор разрезных карточек с изображением предметов слов. Дети по очереди переворачивают карточки. Если слово совпало с картинкой, то ребенок эту пару откладывает себе. Кто больше соберет пар, тот и побеждает.

 

 

Рисунок Б.2.4 Фрагмент игры «Memory-Spiel»

Приложение В.1

Рабочий лист 1



Arbeitsblatt 1

« Essen und Trinken »
1. das Brötchen 2. die Butter 3. das Ei 4. das Eis 5. der Kakao 6. die Kartoffel 7. die Suppe 8. die Zwiebel 9. der Zucker 10. die Schokolade 11. das Brot 12. der Salat 1. яйцо 2. картофель 3. мороженое 4. лук 5. шоколад 6. масло 7. хлеб 8. сахар 9. салат 10. суп 11. булочка 12. какао

 

 

Приложение В.2

Рабочий лист 2

Arbeitsblatt 2

« Essen und Trinken »
1. das Brot 2. die Gurke 3. der Kaffe 4. der Kohl 5. der Pilz 6. die Milch 7. die Mohrrübe 8. der Käse 9. der Tee 10. die Tomate 11. der Kuchen 12. der Zucker  1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.  10.  11.  12.

 

Приложение Ж.

Схема для введения новых ЛЕ: heute, morgen, übermorgen

 

 

 


Рисунок Ж.7. Фрагмент урока при введении новых ЛЕ: heute, morgen, übermorgen

 

Приложение Д.1

Лист со словами и картинками для выявления уровня сформированности ЛН при узнавании ЛЕ на контрольном этапе

Задание: внимательно рассмотри картинки, прочитай слова. Каждому слову соответствует только одна картинка. Соедини стрелочкой слово с нужной картинкой.

 


das Brot

das Br ö tchen



Die Gurke

die Kartoffel

Der Kohl

Der Kuchen

Der Pilz

Die Tomate

Eine Tafel Schokolade

Die Zwiebel

Приложение Д.2

Картинка для описания

Задание: внимательно рассмотрите картинку, назовите продукты питания, которые на ней изображены.

 

 

 

Zum Fruhstiick gibt es ...


 



Специальность 050709 - Преподавание в начальных классах

 

Исаева Татьяна Валериевна

Дата: 2019-12-22, просмотров: 246.