Дипломная работа
Научный руководитель — Семенова В.Г.
Предварительная защита состоялась
« » 2007 г.
на заседании ПЦК, протокол №
(председатель) ПЦК
Абакан 2007
Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
1. Психолого-педагогические основы формирования лексических навыков на уроках иностранного языка у учащихся 3-х классов................................................ 6
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста. 6
1.2 Понятие навыка в обучении иностранному языку............................. 10
1.3 Формирование лексических навыков речи......................................... 13
2. Наглядность как средство формирования лексических навыков на уроках немецкого языка............................................................................................ 23
2.1 Наглядность, используемая на уроках немецкого языка................... 23
2.2 Роль наглядных пособий при формировании лексических навыков у учащихся 3-х классов.................................................................................................. 28
2.4 Организация и анализ результатов опытно – экспериментальной работы в школе.......................................................................................................... 33
Заключение.................................................................................................... 41
Список литературы....................................................................................... 43
Приложения................................................................................................... 46
Введение
В настоящее время общепризнанным является понимание методики как теоретической и прикладной науки, предметом которой является научное обоснование целей, содержание обучения, а также научная разработка наиболее эффективных методов, приемов и форм обучения с учетом поставленных целей, содержания и конкретных условий обучения.
Эффективность системы обучения предмету в полной мере определяется тем, насколько последовательно она учитывает объективные закономерности, согласно которым происходит усвоение иностранного языка в учебных условиях, прежде всего во внеязыковой среде.
Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.
Закладывать и формировать лексические навыки у учащихся на уроках иностранного языка необходимо именно в начальной школе. Это обеспечит эффективное обучение в старших классах. Наиболее эффективным средством формирования лексических навыков у учащихся начальной школы является наглядность, так как у детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, и всю информацию дети воспринимают не только на слух, но преимущественно образно. В методической литературе постоянно обсуждается проблема использования наглядности на уроках, когда и как надо использовать наглядность, в каких случаях применение наглядных пособий необходимо и полезно, а в каких ненужно и даже вредно.
Принцип наглядности рассматривается не как вспомогательный, а как один из основных принципов в обучении иностранному языку, ибо наглядность так же неотделима от обучения иностранному языку, как язык неотделим от реальности.
Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём воспринимаемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения. Таким образом, формирование лексических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка является актуальной проблемой в настоящее время, поэтому темой исследования является наглядность как средство формирования лексических навыков на уроках немецкого языка у учащихся 3-х классов. В методике обучения иностранным языкам подчеркивается важность формирования лексических навыков как очень важного умения, без овладения которым немыслимо общение на языке.
Актуальность этой проблемы и определило выбор темы работы.
Цель исследования: раскрыть влияние наглядности на формирование лексических навыков у учащихся 3-х классов на уроках немецкого языка.
Объект исследования: формирование лексических навыков у учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: использование наглядности как средства формирования лексических навыков у учащихся 3-х классов на уроках немецкого языка.
Гипотеза: наглядность будет эффективным средством формирования лексических навыков у учащихся 3-х классов на уроках немецкого языка, если учитель:
1. Будет применять разнообразные ее виды (предметную, картинную, схематическую);
2. Будет использовать наглядность на всех этапах формирования лексических навыков.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятие лексического навыка в обучении иностранному языку.
2. Рассмотреть психологические особенности детей младшего школьного возраста на примере третьего класса.
3. Рассмотреть процесс формирования лексических навыков у учащихся начальной школы.
4. Проанализировать виды наглядности, используемые на уроках иностранного языка в начальной школе.
5. Выявить уровень сформированности лексических навыков по немецкому языку у учащихся 3-го класса.
6. Определить влияние использования наглядности на усвоение учащимися лексического материала на уроках иностранного языка;
7. Составить методические рекомендации для студентов по использованию наглядности с целью формирования лексических навыков.
Методологическая основа: психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной и средней школы С.Л. Рубинштейна; труд Л.С. Выготского о развитии мышления и речи.
Методы исследования: теоретические: анализ научной и методической литературы; практические: диагностирование; интерпретационные: количественная и качественная обработка полученных результатов.
Практическая значимость: данная работа может быть использована студентами, обучающимися по дополнительной подготовке в области иностранного языка на педагогическом отделении при подготовке к семинарско-практическим занятиям, при прохождении пробной и преддипломной практики, а также учителями начальных классов.
Опытно-экспериментальная база: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 города Абакана.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 298.