К внешним источникам привлечения средств в оборот предприятия относят факторинг, лизинг, привлечение кредитов под прибыльные проекты, выпуск новых акций и облигаций, государственные субсидии.
С точки зрения фирмы, все источники внешнего финансирования можно разделить на финансирование за счет кратко-, средне-, долгосрочных кредитов и финансирование путем выпуска акций.
Источник Инвестиций | Характеристики (плюсы) | Минусы |
Бюджет | 1. Предоставление помощи при невозможности получения коммерческого финансирования; 2. Льготный характер предоставления кредитов; 3. Слабый контроль за использованием средств | 1. Длительный процесс предоставления средств; 2. Высокая вероятность нарушения договора. |
Кредиты банков | 1. Возможность отнесения части расходов (%) на себестоимость; 2. Гибкость в сроках и суммах заимствований; 3. Сохранение структуры собственности | 1. Преимущественно короткий срок заимствований; 2. Требования гарантий или залога; 3. Необходимость уплаты процентов и возврата основной суммы в установленный срок; 4. Возможность ухудшения финансовой структуры капитала; 5. Высокий уровень контроля за использованием средств. |
Эмиссия ценных бумаг - акции | 1. Бессрочный характер привлечения капитала; 2. Привлечение значительных ресурсов; 3. Возможность маневра в выплате дивидендов (как правило, нет обязательств по выплате); 4. Различный уровень контроля в зависимости от типа инвесторов: стратегический - высокий контроль; финансовый - средний; мелкие инвесторы – низкий; 5. Повышение имиджа компании. | 1. Изменение структуры собственности 2. Закрытая эмиссия – как правило, связана с особыми условиями для менеджеров со стороны владельцев; 3. Открытая эмиссия – возможность утраты контроля; 4. Высокие затраты для успешного размещения; 5. Необходимость раскрытия информации; 6. Ограничения на количество привилегированных акций. |
Эмиссия ценных Бумаг – Облигации | 1. Не меняется структура собственности; 2. Возможность заимствований на длительный срок; 3. Возможность привлечения мелких инвесторов. | 1. Возвратность и платность заимствований; 2. % выплачиваются из чистой прибыли; 3. Снижение показателей платежеспособности. 4. Необеспеченные облигации могут выпускаться только начиная с 3-го года существования компании. |
Лизинг | 1. Снижение стоимости оборудования и удлинение сроков оплаты; 2. Налоговые льготы за счет освобождения от налога на имущество у лизингополучателя и включение лизинговых платежей в себестоимость продукции; 3. Снижение единоразовых затрат при обновлении оборудования; 4. Снижение риска при освоении новой продукции | 1. Общая стоимость лизинговой сделки обычно превышает стоимость непосредственного приобретения объекта лизинга; 2. Недостаточное присутствие на нашем рынке компаний-лизингодателей; 3. Недостаточно развитое законодательное поле. |
Иностранные инвесторы | 1. Возможность получения не только финансовых ресурсов, но и технологических и организационных нововведений; в зависимости от типа инвестора - те же особенности, что и для российских. | 1. Более жесткие требования к юридическим гарантиям и, как правило, требования по изменению бухгалтерской отчетности. |
Основы бюджетирования.
Исходные положения в бюджетировании как в практическом виде деятельности, согласованные между теоретиками и практиками, осуществляющими данный вид деятельности, на данный момент отсутствуют.
Анализ экономической литературы подтверждает данный тезис. Все определения данного понятия можно расклассифицировать на три группы:
1. “Узкое понимание”: бюджетирование – это инструмент финансового планирования на предприятии, в рамках которого составляются прогнозные формы о движении денежных средств.
2. “Более широкое понимание”: бюджетирование – это технология хозяйственного планирования на предприятии, в рамках которой на предприятии с определенной периодичностью составляют совокупность не только финансовых, но и операционных бюджетов (бюджет продаж, бюджет закупок, бюджет производства и т.д.).
3. “Комплексное понимание”: бюджетирование – это качественный инструмент современной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. В этом смысле бюджетирование представляет собой способ интеграции таких функций управления как: планирование, учет, контроль, анализ, регулирование и организация.
Исходные положения, т.е. основы бюджетирования, предопределяются в настоящий момент времени определенным выбором одного из понятий бюджетирования: узкое понимание, более широкое понимание или комплексное понимание бюджета.
Масштаб эффекта от системы бюджетирования как с точки зрения повышения экономических показателей, так и с точки зрения повышения прозрачности и управляемости бизнеса, зависит от выбранного варианта бюджетирования.
Бюджетирование является инструментом выполнения стратегии предприятия. С помощью этой технологии достигается неразрывная связь стратегических целей с планами, направленными на их достижение, и оперативными процессами, обеспечивающими реализацию планов. Именно бюджетирование приводит стратегию в действие.
Бюджетирование - это управление бизнесом. Основой постановки бюджетирования является финансовая структура. Она должна отражать прежде всего структуру бизнеса и видов деятельности, которыми занимается предприятие. Если предприятие ведет несколько видов бизнеса, являющихся относительно самостоятельными источниками прибыли, то каждый бизнес должен иметь собственные бюджеты.
Бюджетирование - это процесс подготовки, организации и контроля бюджетов с целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений.
Бюджет представляет собой финансовый план организации, отражающий в количественном выражении стратегические и тактические цели ее деятельности и мероприятия по их достижению.
Бюджетирование выполняет три основные функции.
Функция планирования. Данная функция самая важная. Бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение. Бюджетирование способствует правильному и четкому целеполаганию на предприятии, разработке стратегии бизнеса.
Функция учета. Бюджетирование является также основой для управленческого учета. Система учета должна представлять точные факты по подразделениям, видам продукции, районам торговли или комбинации этих показателей. Благодаря бюджетированию на предприятии можно получать точную информацию, сравнивать намеченные цели с действительными результатами деятельности предприятия.
Роль бюджетирования в управленческом учете состоит в том, чтобы отражать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме, своевременно представлять показатели финансовой деятельности предприятия в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.
Функция контроля. Бюджет представляет собой набор показателей или критериев, которые должны использоваться при контроле за деятельностью предприятия. Путем непрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями можно оценивать деятельность на любом этапе. Бюджетное планирование позволяет выявить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия.
По формам можно выделить следующие группы бюджетов:
- финансовые (основные, главные) бюджеты - бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс;
- операционные бюджеты - бюджеты продаж, производства, затрат на основные материалы, затрат труда, накладных расходов производства, коммерческих, управленческих расходов и др.;
- вспомогательные бюджеты - инвестиционный бюджет, кредитный план и др. Финансовые бюджеты являются конечными документами, разрабатываемыми при бюджетном планировании. Они обязательны для предприятия.
Назначение операционных бюджетов - увязка натуральных показателей планирования со стоимостными; определение наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов.
Операционные и вспомогательные бюджеты составляются для разработки финансовых бюджетов. Их состав произвольный, исходя из целесообразности их разработки, и определяется руководством предприятия.
Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.
Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности.
Бюджет по финансовой деятельности призван детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.
44. Оценка финансовой реализуемости планируемой производственной программы.
Оценка финансовой реализуемости производственной программы включает в себя следующие этапы:
1. Составление производственной программы т.е. необходимо составить операционные бюджеты которые показывают планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции компании. В процессе его подготовки операционный бюджет включает в себя бюджет доходов и расходов, который в свою очередь трансформируется на основе таких бюджетов как:
а) бюджет продаж – который, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности, оказывает воздействие на все другие бюджеты;
б) бюджет материально-производственных запасов – в котором определяются сроки и количество закупаемого сырья, материалов и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для выполнения производственных планов;
в) производственный бюджет – который используется для установления количества единиц продукции или услуг, которое необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов.
2. Наложение условий расчетов по каждому показателю бюджета доходов и расходов. Таким образом можно будет определить недостаток или излишек денежных средств по каждому конкретному периоду.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 288.