Риск это:
1. Описание (опасность), что реализация проекта приведет к убыткам.
2. Мера рассеяния (дисперсия) полученных в результате множественного прогноза оценочных показателей рассматриваемого проекта (прибыль, рентабельность, капитал и т.д.).
3. Цель предпринимательского проекта не будет достигнута в намеченном объеме. Вместо ожидаемого состояния среды возникает худшая ситуация, в результате чего, например, прибыль будет уменьшена на определенную величину.
Примеры риска:
1. Экономический риск стратегической программы – это риск потери конкурентной позиции фирмы в следствие непредвиденных изменений в экономической окружении:
1) рост цен на энергоносители;
2) рост процентных ставок за кредиты под финансирование оборотных средств;
3) повышение таможенных тарифов.
2. Политический риск – следствие изменений в государственной политике.
3. Производственный риск – риск невыполнения планируемого объема работ, увеличения затрат в следствие аварий, сбоев в работе оборудования, ошибок планирования, и как следствие – увеличение текущих расходов.
4. Финансовый риск – процентный, кредитный и валютный риски.
В процессе анализа риска необходимо получить ответы на следующие вопросы:
1) где сосредоточены основные источники риска;
2) каковы вероятности нанесения тех или иных убытков, связанных с отдельными источниками риска;
3) насколько велики убытки, если реализуется худший сценарий;
4) насколько эти убытки сравнимы с затратами на реализацию проекта;
5) какие действия позволят снизить риск или совсем избежать его;
6) могут ли эти действия генерировать новые риски.
Прогноз и анализ потенциальных источников риска. Исходный пункт анализа – разработка сценариев эволюции внешнего окружения (среды), в которой будет реализован проект. Эти сценарии содержат наиболее вероятные прогнозы по следующим направлениям (внешние источники риска)
1) прогнозы роста рынка по каждому виду предпринимательской деятельности по всем плановым периодом;
2) прогнозы доли рынка по каждому продукту и плановым периодам;
3) прогнозы сбыта в натуральном и стоимостном выражениях по каждому продукту и плановому периоду;
4) прогнозы прямых затрат (на определенные объемы сбыта) для каждого продукта по плановым периодам;
5) прогнозы фиксированных затрат по плановым периодам.
Набор ситуаций, возникновение которых приведет к отклонениям от намеченных прогнозов и поэтому – к изменению оценок прибыльности и экономической безопасности предприятия. К ним относятся:
1) усиление деятельности основных конкурентов на интересующем предпринимателя сегменте рынка;
2) вторжение на рынок зарубежных производителей;
3) появление эффективных (непредвидимых) товаров-заполнителей;
4) существенное снижение цен конкурентами;
5) кризисное состояние основных поставщиков материалов и комплектующих;
6) неплатежеспособность оптовых покупателей производимой продукции;
7) непредвиденные ограничения для экспорта;
8) изменения на финансовом рынке;
9) изменение цен и/или условий поставки потребляемых ресурсов;
10) увеличение процентной ставки за кредит;
11) изменение целей предпринимательской деятельности;
12) изменение в налоговом законодательстве;
13) технологические нововведения;
14) появление неожиданных рисков и претензий, грозящих существенными финансовыми потерями.
Внутренние источники риска
1) возможные потери в материальной сфере: в т.ч. машин. Оборудования, зданий и т.д.;
2) возможные потери финансовых поступлений от предпринимательской деятельности (не возврат долгов партнерами и покупателями, новые налоги и т.д.);
3) возможные потери рабочего времени в следствие забастовки, простоев из-за не поставок), убытки от шпионажа, уход ведущих руководителей.
Заключительный этап идентификации риска – отнесение их к одной из трех основных категорий:
1) часто встречающиеся или известные риски;
2) предвидимые риски;
3) непредвиденные риски.
Известные: невыполнение работ вовремя (из-за оптимистических оценок их длительности), хищения, прогулы, болезни и т.д. Сведения могут быть получены из статистической отчетности.
Предвидимые: возможность появления их регулирует опыт.
1) договора на поставку сырья, материалов, комплектующих до завершения переговоров и заключения контракта; задержка поставок и др.
Оценки получаются экспертным путем.
Непредвиденные: нельзя спрогнозировать ни время поступления, ни масштаба последствий;
1) позиции партнеров, вкладчиков, акционеров, изменение в банковской политике и т.д.
Методы оценки риска:
1) статистика (частота наступления событий);
2) имитация риска;
3) аналог с экспертной корректировкой.
Принципы снижения риска:
1) повышение точности расчетов;
2) резервы (деньги, мощности, люди и т.д.);
3) дублирование.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 300.