Индивидуальное консультирование подростков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индивидуальная помощь подростку, как правило, осуществляется
в форме психологического консультирования по его собственному запросу. Особую значимость приобретает консультирование родителей, потому что значительная часть трудностей подростка связана с процессом отделения их от семьи и становлением самостоятельности.

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней. Рекомендации даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент.

Консультирование подростков основывается преимущественно на применении методов разговорной терапии, т. е. именно диалог служит средством для устранения нарушений психологического здоровья. При этом особое значение приобретают такие описанные К. Роджерсом аспекты взаимоотношений между подростком и консультантом, как полное принятие подростка таким, какой он есть, умение консультанта проявлять эмпатию и быть самим собой (конгруэнтность). Подросток очень четко чувствует любую фальшь в поведении взрослых, поэтому только абсолютная правдивость самого консультанта поможет установить контакт.

Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой:

1. Установление контакта с подростком.

2. Запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений
в себе, конкретных людях, ситуации.

3. Диагностическая беседа: поиск причин трудностей.

4. Интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка.

5. Реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

Коротко коснемся специфики каждого этапа.

Установление контакта традиционно осуществляется через объединение консультанта с подростком с помощью вербальных и невербальных средств (голос, жесты, поза, слова).

Диагностическая беседа с подростком. Начальной стадией консультирования является первичная беседа с клиентом, обратившимся за помощью. В ее ходе консультант выясняет причину обращения и намечает предварительную программу дальнейших действий. В частности, он решает для себя вопрос о том, какие психологические особенности клиента ему нужно определить, чтобы квалифицированно ответить на запрос.
В ходе первичной беседы обычно также собирается анамнез (сведения
о предшествующем ходе развития подростка). Более быстродейственна беседа с применением ряда проективных методик, которые позволяют эффективнее разговорить подростка.

Этап интерпретации является одним из самых трудных, поскольку требует от консультанта умения передать свое видение причин трудностей (гипотезу) так, чтобы подросток сумел понять и принять его. Поэтому здесь наиболее эффективным и безопасным для подростка является не прямое сообщение ему своей гипотезы, а косвенное — с использованием метода «анализа чужих проблем». Консультант сообщает подростку, что похожие трудности испытывают многие ребята. Косвенное предъявление проблемы позволяет консультанту опереться на активность самого подростка, а подростку — сформулировать проблему на своем языке и самому определить глубину погружения в нее.

Этап реориентации предполагает, прежде всего, не поиск способов избавления от проблемы, а направление ее в конструктивное русло, т. е. нахождение ее обучающего воздействия. Это можно сделать с помощью различных средств. Иногда важным и полезным является перевод проблемы «из пассива в актив» (Эриксон Э., 2000), т. е. создание условий,
в которых подросток помогает сверстникам, имеющим аналогичные проблемы.

Итак, рассмотрена общая схема индивидуального психологического консультирования подростков. Важно помнить, что конкретного ребенка нельзя жестко уложить в любую, даже самую удачную схему. Каждый подросток внесет собственные коррективы в процесс консультирования. Главное, чтобы консультант оставался открытым опыту клиента и мог позволить себе оставаться искренним с самим собой и ребенком.






Кризисное консультирование

Сильные стрессовые факторы часто могут являться следствием кризисных состояний личности.

Кризис — это решающий, поворотный момент в жизни каждого человека. Слово «кризис» имеет интересное сочетание вариантов перевода. Оно означает: тяжелое состояние, перелом, шанс. Мудрость языка указывает на самое главное: шанс дается на переломе, когда мы должны что-либо изменить, причем немедленно. Переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим переменам в своей жизни. Пусковой механизм кризиса и реакции на него специфичны для каждого человека. Это значит, что серьезное событие в жизни может не вызвать сильной реакции, а незначительное может активизировать развитие выраженных негативных реакций (по типу «последней капли»).

Поэтому при работе с кризисными состояниями консультанту важно избегать преждевременных оценок причины кризиса. Следует обращать внимание на истинную причину и отличать ее от провоцирующего фактора. Кризис происходит тогда, когда человек перестает видеть возможные выходы из сложившейся ситуации, появляется так называемое «туннельное видение» (Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И., 2004).
В процессе консультативных встреч для клиента важно расширить границы осознаваемого, это позволяет увидеть возможные позитивные выходы. Работать с чувствами при кризисе так же важно, как работать с проблемой. Работа с клиентом в значительной степени должна быть сосредоточена на том, чтобы «вентилировать» чувства клиента, касаясь событий его жизни. Ни в коем случае нельзя принижать качество чувств, выражаемых клиентом.

Наиболее эффективен при работе с кризисом метод кризисной интервенции. Суть кризисной интервенции заключается не в том, чтобы решить проблему, а в том, чтобы сделать возможной работу над ней. При этом одним из важнейших принципов кризисной интервенции является то, что консультант не пытается изменить чувства клиента, он только реорганизует их в более конструктивное начало.

В кризисе не нужно решать старые проблемы, так как в этом состоянии у клиента нет сил справиться с ними. Важно идентифицировать проблемы прошлого, отделить их от текущих событий, а затем сконцентрироваться на актуальной проблеме (Емельянова Е. В., 2004).


Этапы кризисной интервенции

1. Установление контакта. Контакт устанавливается на эмоциональном уровне:

— идентифицируйте чувства клиента;

— признавайте его право на эти чувства;

— подтвердите ему, что вы поняли его чувства и признаете за ним право чувствовать именно так;

— старайтесь использовать утвердительные выражения чаще вопросительных, когда отражаете чувства клиента, оставляя ему возможность поправить вас, если вы не точны.

2. Сбор информации. Фактически начало сбора информации происходит на первом этапе. На втором этапе:

— изучите актуальное состояние проблемы и связанные с нею чувства;

— определите, какое событие или переживание побудило клиента обратиться к вам именно сегодня;

— определите провоцирующее событие;

— исследуйте, только ли это событие является причиной кризиса или причина лежит глубже;

— старайтесь задавать открытые вопросы, не ограничивающие свободу высказывания; закрытые вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет» или ответ-выбор из предложенных альтернатив принудят вас говорить по времени больше, чем клиент; может быть это даст вам большую информацию, но помешает спонтанному самовыражению клиента и не позволит «вентилировать» его чувства;

— поощряйте вашего клиента высказываться конкретно; если он прибегает к общим фразам, задавайте уточняющие вопросы;

— выясните, как долго существует проблема;

— каковы условия, в которых она созревала.

3. Формулирование проблемы:

— суммируйте полученную информацию; сформулируйте проблему
в таком виде, с которым ваш собеседник будет согласен;

— иногда бывает необходимо переформулировать проблему: клиент может не учесть всех ее аспектов; иногда проблема слишком велика и ее необходимо разделить на более мелкие; к актуальным проблемам могут примешиваться прошлые;

— выделите в согласии с клиентом отдельные аспекты проблемы для обсуждения;

— в согласии с клиентом выберите последовательность проработки отдельных аспектов проблемы — предпочтение отдается тем аспектам, которые предполагают немедленные конкретные действия со значительной вероятностью успеха;

4. Исследование возможностей:

— выясните, были ли раньше аналогичные ситуации;

— спросите клиента, что он предпринимал раньше в аналогичной ситуации;

— выясните, случалось ли нечто похожее с кем-нибудь из знакомых клиента;

— выясните, обдумывал ли клиент пути выхода из сложившейся ситуации, и каковы его идеи на этот счет;

— выясните, предпринимал ли клиент какие-либо шаги для выхода из кризисной ситуации до обращения к вам и что из этого получилось.

На этапе исследования возможностей нужно избегать принятия решения и оставаться в рамках прояснения текущих событий.

5. Альтернативы:

— если клиент высказывает нереалистические цели, докажите это
и стимулируйте клиента отказаться от них;

— остановите стремление клиента контролировать события, которые он не может контролировать (например, поступки других людей, развитие ситуации, которая зависит не от него);

— остановите клиента, когда он слишком быстро старается принять необдуманное решение; часто клиенту хочется побыстрее принять решение, чтобы получить ощущение контроля над ситуацией; дайте клиенту возможность понять, что отказ от решения — это тоже решение.

— существует множество проблем, не имеющих решения, в таком случае вы можете переформулировать проблему таким образом, чтобы клиент почувствовал, что она превратилась в решаемую;

— объясните следствия действий клиента, которым вы выдвигаете альтернативы.

6. Контракт:

— согласуйте с клиентом план его действий;

— проясните ответственность клиента за его действия;

— определите способность клиента действовать по плану;

— спросите, какой следующий шаг собирается сделать клиент.

7. Заключительный этап:

— задача этапа — подвести к окончанию разговора. Заканчивать общение следует, если вы чувствуете, что завершен целый смысловой кусок;

— какова бы ни была проблема клиента, слишком долгое общение
не рекомендуется, так как устают и клиент, и консультант, а диалог перестает носить конструктивный характер, отсутствует динамика процесса;

— завершая общение, следует подвести итоги.




Дата: 2019-12-22, просмотров: 320.