Психологические концепции совладания со стрессом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сталкиваясь со стрессовыми ситуациями, человек всегда пытается справиться с негативными эмоциями, возникшими как следствие реагирования на психотравму, и использует для этого как внутренние, так
и внешние, социальные, резервы. В этих случаях человек делает попытку осмыслить произошедшее путем внутренней переработки информации, что через стрессовые эмоции приводит к адаптивным реакциям. Адаптивное поведение совладания в целях восстановления равновесия называется копингом. Пути совладания со стрессами могут быть различными, они зависят от индивидуально-личностных особенностей, силы и типа психотравмирующего воздействия, социального окружения и др. факторов. Существует множество концепций, пытающихся объяснить психологические механизмы совладания со стрессом. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Впервые, при описании защитных механизмов этому процессу было уделено внимание в психоанализе. Зигмунд Фрейд и особенно Анна Фрейд, описали различные формы защиты, которые, по их мнению, служат защите от страха. По представлению З. Фрейда, «Я» под влиянием требований «сверх-Я» пытается отразить компрометирующие требования инстинктов. Чтобы уметь защититься от внутренних раздражителей
и не допустить угрожающие раздражители до сознания, человек в ходе своего развития выстраивает защитные механизмы. Большинство защитных механизмов личности формируются под влиянием стрессовых факторов. Основные психоаналитические механизмы психологической защиты и их характеристика описаны в таблице 1.

Таблица 1

Основные психоаналитические защитные механизмы

 

Вид психологической защиты Характеристика видов психологических защит
Проекция Желания или чувства, вызывающие страх, экстернализируются и приписываются другим
Отрицание Потенциально травматическая реальность не воспринимается как таковая
Рационализация Для проблем, связанных со страхом, ищется разумное объяснение, чтобы избавить их от угрожающего содержания
Реактивное образование Неприемлемые, угрожающие импульсы нейтрализуются, трансформируясь в свою противоположность (например, агрессия — в заботливость)
Вытеснение Мысли, образы или воспоминания, вызывающие страх, вытесняются в бессознательное или ставится препятствие для их репрезентации в сознании
Регрессия Переход какой-то формы психической организации на более раннюю ступень, характеризующуюся более простыми структурами
Сублимация Приемлемая для данной культуры трансформация сексуальных инстинк­тов в какую-либо несексуальную, общепринятую сферу (художественную, интеллектуальную, социальную), где они могли бы раскрыться
Идентификация Решение конфликта происходит посредством перенятия ценностей, мировоззрений и т. д. какого-то другого лица

 

 

Современные концепции — это, прежде всего, когнитивно-феноменологический подход Р. С. Лазаруса. Он (Lazarus R. S., 1991), вслед за Г. Селье рассматривает стрессовую реакцию как результат отношений между особенностями выдвинутого требования и имеющимися в распоряжении человека ресурсами. Качество этих отношений опосредуется через когнитивные процессы оценки. При этом стрессорами могут оказаться не только внешние, но и внутренние требования — цели, ценности, оценки, — и если они игнорируются или не реализуются, то это может иметь для человека негативные последствия. Благодаря так называемой первичной оценке (primary appraisal), организм при бодрствовании постоянно оценивает, не происходят ли изменения, к которым надо адаптироваться, чтобы сохранить равновесие. Если событие незначительное, то оно не приводит ни к каким другим процессам, кроме ориентировочной реакции.

Другой тип событий, тоже не вызывающий адаптивные процессы, — это приятные ситуации, преодолевать которые нет нужды (например, удачный исход дела).

Третий тип характеризуется потребностью в адаптации. Итог оценки представляет собой результат взаимодействия между первичной и вторичной оценкой ситуации, которая может происходить одновременно
с первичной и заключается в том, что человек оценивает имеющиеся в его распоряжении ресурсы для решения проблемы. К внутренним ресурсам относятся индивидуальные переменные — способность к сопротивлению, эмоциональная стабильность, атрибутивные тенденции и т. д. К ресурсам, взятым из окружающего мира, принадлежат среди прочего признаки социальной среды. Если соотношение между требованиями и ресурсами кажется человеку уравновешенным, то ситуация оценивается как вызов, что соответствует определению эустресса. Если стрессор оценивается как ущерб и/или утрата, то нарушается чувство собственной ценности и высвобождаются негативные эмоции такие, как печаль или, возможно, гнев. Если же ситуация оценивается как опасная, то следствием этой оценки является страх. Стрессовые эмоции мобилизуют человека, изменяя его готовность к действию для определенных адаптивных реакций (копинг).

Реакции совладания нацелены на то, чтобы повлиять либо на окружающий мир, либо на самого себя (или на то и другое). В какой-то мере этому соответствуют копинг, ориентированный на проблему (problem focused), и копинг, ориентированный на эмоции (emotion focused),типы совладания более высокого порядка (Lazarus R. S., 1966). Результаты, возникающие вследствие адаптивных реакций, подвергаются новой оценке (reappraisal), а затем в зависимости от результата могут последовать дальнейшие действия совладания. Выделяют также специальные типы совладания со стрессом. Они представлены в таблице 2.

Таблица 2

Виды копинг-стратегий

Копинг, ориентированный на ситуацию

Активное влияние
Бегство/уход
Пассивность

Копинг, ориентированный на репрезентацию

Поиск информации
Вытеснение информации

Копинг, ориентированный на оценку

Переоценка/придание смысла
Изменение цели

 

Шварцер (Schwarzer R., 1993) расширил модель Лазаруса и включил
в свою модель концепцию контроля и «Я-концепцию». Многие авторы противопоставляют защиту (ориентированную на переживание) и совладание (ориентированное на поведение). Хаан (Нааn N., 1977) характеризует процессы совладания как целенаправленные, гибкие и адекватные реальности адаптивные действия, а защитные процессы она понимает как навязанные, ригидные и искажающие реальность варианты.

2.1.2. Индивидуально-личностные формы реагирования на травму
как способ совладания со стрессом

Переживая психотравмирующие события, каждый человек находит собственный индивидуальный стиль преодоления трудностей и борьбы
с душевной болью. Далеко не все эти формы эффективны. Из множества форм реагирования на травму, Н. Санджвеладзе, З. Беберашвили, Д. Джавахишвили выделяют отрицание, полумеры, фокусирование на проблеме. Знание особенностей их протекания ценно как для человека, переживающего психотравмирующие события, так и для тех, кто пытается ему помочь. Рассмотрим данные формы реагирования на травму подробнее.

Отрицание. Одним из малоэффективных способов преодоления
тяжелого душевного кризиса можно считать отрицание переживаний
и проблем. Если травма эмоционально тяжелая, человек стремится скрыть свои чувства и вести себя, будто ничего не случилось. За этим может скрываться страх надоесть окружающим, потерять их расположение, обременяя своими проблемами.

Еще одна довольно распространенная форма преодоления кризиса — принятие желаемого за действительное: «Если бы так не случилось...», «Если бы было так...». Человек погружается в бесконечные фантазии по поводу того, что могло бы быть, если бы... Такие реакции на время уменьшают боль правды, но они недостаточны и постепенно гасят в человеке способность к активному преодолению кризиса.

Часто человек стремится забыть перенесенную травму, пытается убежать от проблем, спрятать их далеко в бессознательном. Избегание — непроизвольная реакция на травму, и она сопровождается эмоциональной невовлеченностью, изоляцией. В определенный период душевного кризиса избегание играет положительную роль для того, чтобы человек почувствовал себя в безопасности. Но если оно становится единственной стратегией преодоления кризиса, то создает новые проблемы, так как отказ от чувств и постоянный контроль заглушает очень важный и ценный источник информации и мешает процессу преодоления кризиса.

Полумеры. Малоэффективный и имеющий опасные последствия способ преодоления кризиса — употребление алкоголя, лекарств и наркотиков. Многие, испытывая кризис, обращаются к алкоголю, сильнодействующим медикаментам, потребляют в большом количестве кофе и никотин. Все эти средства грубо вмешиваются в биохимические процессы в мозге, негативно влияют на эмоциональную сферу и личность человека. Например, частое применение кофеина усиливает тревогу. Обильный прием алкоголя сопровождается потерей самоконтроля, повышением агрессивности и т. д. Увлечение этими средствами формирует зависимость от них, усугубляя и без того тяжелое душевное состояние. Медикаменты могут играть положительную роль только в течение короткого промежутка времени, например, для того чтобы устранить бессонницу, но их длительное употребление негативно сказывается на работе нервной системы.

Фокусирование на проблеме. Эффективный путь выхода из кризиса — это активное, сфокусированное на проблеме, усилие. Важно, чтобы человек наметил границы, в пределах которых возможно изменить события. Здесь нет никакой гарантии: единственное, что можно сказать с определенностью — человек может достигнуть результатов в совладании, если предпримет определенные усилия. Неверие в собственные силы служит сильнейшим тормозом для разрешения проблемы. Человек с активной жизненной позицией рассматривает кризис как вызов, брошенный жизнью для испытания его возможностей. Более того, многие, даже находясь в тяжелой кризисной ситуации, ищут способы для личностного роста
и обогащают свой опыт новыми навыками и умениями.










Дата: 2019-12-22, просмотров: 252.