Семья в социальной структуре общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Семья в социальной структуре общества

Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности. В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества. Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д. Главная функция семьи – репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных функций, среди которых: ? воспитательная – первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей; ? хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи; ? экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи; ? функция первичного социального контроля – регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи; ? духовно-нравственная – развитие личности каждого члена семьи; ? социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; ? досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; ? эмоциональная – оказание психологической поддержки членами семьи. По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных типа семьи: нуклеарную (простую) и расширенную (сложную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая – из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более поколений. В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью. Первая предусматривает наличие брачной пары – мужа и жены. Вторая подразделяется на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Если полигиния получила довольно широкое распространение (прежде всего в мусульманских странах), то полиандрия встречается редко (Индия, Тибет) и вызывается часто экономическими причинами (например, в Тибете братья имеют общую жену, чтобы не делить земельный участок, полученный по наследству).

 

 

Социальный статус семьи

Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т.е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе.

Рассмотрение семьи в процессе социальной адаптации предусматривает ряда структурных и функциональных характеристик, а также анализ индивидуальных особенностей членов семьи.

Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи:

* наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная);

стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);

порядок заключения брака (первичный, повторный);

количество поколений в семье (одно или несколько поколений);

количество детей (многодетная, малодетная).

Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, для социально-педагогической деятельности также важны индивидуальные особенности ее членов. К ним относятся социально - демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи. А также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом ребенка; интересы, способности; образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения; наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых и психических нарушений.

Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику -- статус семьи.

Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса: социально - экономический, социально-психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой. Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени.

Первый компонент социальной адаптации семьи -- материальное положение семьи.

Второй компонент социальной адаптации семьи -- ее психологический климат

Третий компонент структуры социальной адаптации семьи -- социокультурная адаптация

Четвертый показатель -- ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье

 

 

.

 4 Классификация типов семьи

1) по количеству детей: бездетная семья, малодетная, многодетная;

2) в зависимости от численного состава (по наличию родителей)

полная (мама и папа);

неполная (мать или отец-одиночка).

3) по семейному стажу: молодожены, молодая семья; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара;

4) по уровню благополучия: благополучная, неблагополучная,

5) по географическому признаку: городская, сельская;

6) по характеру распределения домашних обязанностей: традиционная( домашние обязанности выполняет в основно женщина, но ответственность перед обществом и основная власть принадлежит мужчине), коллективитская ( обязанности выполняются совместно или по очереди)

7)по типу воспитания : авторитарная (основывается на авторитете родителей ), либеральный ( строится на самоопределении личности, независимо от традиций), демократический ( воспитание сопричастности к судьбам другим)

8) по родственной структуре : нуклеарная ( супружеская пара с детьми) ,расширенная ( супружеская пара с детьми и кто-то из родственников)

И т.д 


 

 5 Характеристика основных типов семьи как объектов социальных служб

Семьи социального риска.

К этой категории относятся семьи, социальное функционирование которых затруднено. Это прежде всего семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т. е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой. В эту группу необходимо включить также семьи, где родители уклоняются от уплаты алиментов; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи безработных; семьи малообеспеченные, с низким прожиточным минимумом; родители-учащиеся или студенты; семьи с недееспособными родителями.

В группу с асоциальным поведением относят семьи с родителями, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, родителями или детьми-правонарушителями.

Неблагополучные семьи.

К этой категории относятся семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации.

В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений.

Конфликтная семья — это семья, где преобладает конфронтационный стиль отношений, где есть разводящиеся, разведенные родители, живущие под одной крышей, где часты семейные скандалы и т.д.

Аморальная семья — криминальная группа, где нарушаются права ребенка, что согласно Конвенции о правах ребенка, включает: жестокое обращение, физическое, сексуальное насилие (жестокое обращение с детьми), вовлечение детей в криминальную деятельность родителей, в употребление алкоголя, наркотиков;

невыполнение родителями обязанностей по жизнеобеспечению ребенка (питание, лечение) при наличии в семье условий для их выполнения; торговля детьми или передача их третьим лицам с любой целью.

Две следующие категории семей объединяют дефекты воспитания в семье: педагогически несостоятельная семья — с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; нежеланием эти ошибки видеть и исправлять, сознательным настраиванием ребенка на неприятие им социальных норм, социальной морали, нравственности;

асоциальная семья, где с рождения дети воспитываются в обстановке пренебрежения к общепринятым нормам, воспринимают навыки противоправного и девиантного поведения, что приводит к бродяжничеству, хулиганству, пьянству, наркомании и т.д.

 

 


Проблемы современной семьи.

Семья — старейшая и наиболее распространенная форма общественной жизни. Семья является основой существования общества, о чем свидетельствуют многие её задачи и основные функции. В любой семье наступает момент, когда супруги испытывают на себе проблемы современной семьи, решать которые необходимо в обязательном порядке. Основные проблемы современной семьи:

-Алкоголизм в семье. Алкоголь — это тип депрессанта, который замедляет деятельность нервной системы. Алкоголизм разрушает все сферы жизни человека, то есть семью, работу и т. д. Алкоголизм может затронуть любого человека независимо от возраста, образования, пола, интеллектуального уровня или профессии. Все нуждаются в помощи и лечении в основном через психотерапию. Члены семьи алкоголика нуждаются в лечении, как и сам алкоголик, но он при лечении должен решить свои проблемы и начать жить своей нормальной жизнью.

-Насилие в семье. Насилие в семье оказывает негативное влияние на восприятие мира, особенно детьми. Член семьи, несущий насилие, рассматривается как преступник, и может быть приговорен к тюремному заключению. Однако самое главное — помочь жертвам домашнего насилия. Им приходится перестраивать свой мир с помощью психолога, полного положительных ценностей и безопасности.

-Конфликт между детьми и родителями. Серьезной проблемой является также конфликт поколений между детьми и родителями. Они происходят из разных систем ценностей, различных культурных моделей и естественных тенденций, когда молодые люди могут восстать против любого семейного авторитета. Действия родителей, если они не являются рациональными и педагогически обоснованными, приводят к большему количеству конфликтов, что может привести к побегу детей в секты, участию в субкультурах молодежных групп или наркомании.

-Наркомания как причина семейных проблем. Наркомания, широко известная патология, как злоупотребление наркотиками, также является причиной семейных проблем. Наркомания вызвана использованием определенных групп интоксикантов (морфин, героин, амфетамин, марихуана, кокаин, опиум, гашиш, галлюциноген), которые отрицательно влияют на нервную систему. Причинами употребления наркотиков являются проблемы дома, влияние окружающей среды или желание похвастаться друзьями.

-Сексуальное домогательство к ребенку. Угрозой для семьи также может быть сексуальное домогательство к ребенку. Во многих случаях насилие в отношении ребенка проявляется по-разному и имеет различные формы. Эта проблема оставляет след в жизни ребёнка. Психологическая помощь в этом случае очень важна для жертвы. Жертвами обычно являются дети и подростки, которые сами не в состоянии справиться с этой проблемой. Разговор с психологом помогает подростку открыться, чтобы он считал, что это не его вина. Задача психолога откорректировать эмоции ребёнка, чтобы опыт детства не был проблемой во взрослой жизни и вернул ему веру в то, что есть хорошие люди, любящие своих детей.

-Развод в семье. Проблемой современной семьи можно считать многочисленные разводы сегодня. Самые большие проблемы (иногда вина и потеря веры в любую ценность из-за развода родителей) имеют дети. Именно по этой причине они страдают больше всего. Причинами развода сегодня являются отсутствие силы и терпения, чтобы жить вместе, исчезновение чувств или появление другого человека. Часто родители задаются вопросом, как развод влияет на ребенка, и выбирают разделение. Разделение или отдельная жизнь не приводит к восстановлению хороших семейных отношений, а только к их ухудшению, поскольку каждый родитель живет в своей собственной жизни. Ребенок часто является посредником между родителями и может чувствовать себя ненужным.

 

 

Основные функции семьи.

 Можно выделить следующие основные функции семьи:

1.Репродуктивная функция - выполняет две основных задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений.

2.Воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

3.Хозяйственно-экономическая функция, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

4.Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня.

5. Регулятивная функция состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития.

6.социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры.

7.Коммуникативная функция семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

8.Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил.

9.Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

10.Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

11.Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

12.Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

 


 


Стили семейного воспитания.

Стиль семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.
Выделено 4 стиля семейного воспитания:
1.Авторитетный
2.Авторитарный
3.Индифферентный
4.Либеральный
АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ИЛИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ)
Название говорит само за себя. Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для ребенка. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В такой семье практически отсутствуют физические наказания и словесная агрессия, родители стараются использовать логику в общении с детьми, стремятся договориться.
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».
ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
И самый неблагоприятный с точки зрения формирования психики и развития личности ребенка является индифферентный стиль семейного воспитания. К ребенку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности. Это случаи, скорее всего, случайного или нежелательного появления ребенка в семье. Ну, раз уж родился, живи, но не мешай.
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ)
При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.  














Типы семейного воспитания.

Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и

поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют

демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований

и правил с учетом растущей компетентности детей. Авторитарный стиль

отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия

ребенка и высоким — контроля. Стиль общения авторитарных родителей —

командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и

правил ригидна и неизменна. Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля

в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при

таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства

недостаточен. Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.

Роль указанных стилей родительского воспитания — авторитетного, авторитарного, либерального и индифферентного — в формировании личностных особенностей детей стала предметом специального изучения. Параметрами оценки личностных качеств ребенка, зависящими, по мнениюавтора, от стиля родительского воспитания, были названы: отношения

враждебности/доброжелательности, ребенка к миру; сопротивление, социальный негативизм/кооперация; доминирование в общении/уступчивость,

готовность к компромиссу; доминантность/подчинение и зависимость; целенаправленность/импульсивность, полевое поведение; направленность

на достижения, высокий уровень притязаний/отказ от достижений, низкий

уровень притязаний; независимость, автономия/зависимость (эмоциональная, поведенческая, ценностная).

Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного

канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей.

Как правило, низкий уровень вербальной коммуникации, широкое использование наказаний (и отцом, и матерью), и жесткость запретов

и требований. В авторитарных семьях было констатировано формирование

зависимости, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, полевое поведение, низкая степень социальной и коммуникативной

компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной

ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрировали агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

Авторитетные родители обладают большим жизненным опытом и несут

ответственность за воспитание ребенка. Проявляют готовность к пониманию

и учету мнения детей. Общение с детьми строится на основе демократических

принципов, поощряется автономия и самостоятельность детей. Практически

не используются физические наказания и вербальная агрессия, а основным

методом воздействия на ребенка становится логическая аргументация и обоснование. Послушание не декларируется и не выступает реальной ценностью

воспитания. Отмечается высокий уровень ожиданий, требований и стандартов на фоне поощрения самостоятельности детей. Результатом авторитетного родительства становится формирование у ребенка высокой самооценки и самопринятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегуляции, готовности к соблюдению социальных правил и стандартов. Фактором риска

при авторитетном родительстве может стать слишком высокая мотивация достижений, превышающая реальные возможности ребенка. В неблагоприятном случае это приводит к повышению риска невротизации, причем мальчики оказываются более уязвимыми, чем девочки, поскольку уровень

требований и ожиданий в отношении к ним выше. Для детей авторитетных

родителей характерны высокая степень ответственности, компетентности,

дружелюбия, хорошая адаптивность, уверенность в себе.

Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти

самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентации поведения нет. Реальная помощь и поддержка со

стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо

импульсивность.

Индифферентный стиль родительства, демонстрирующий игнорирование и пренебрежение к ребенку, особенно неблагоприятно сказывается на

развитии детей, провоцируя широкий спектр нарушений от делинквентного поведения, импульсивности и агрессии до зависимости, неуверенности в

себе, тревожности и страхов.

Гармоничный тип семейного воспитания отличается:

•взаимнымэмоциональным принятием,эмпатией,эмоциональнойподдержкой;

•высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи,

включая детей;

• признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития,

поощрением автономии ребенка;

• отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений

в проблемных ситуациях;

• признанием самоценности личности ребенка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания;

• обоснованной возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка, разумной и адекватно предъявляемой к нему системой требований;

•систематическим контролем с постепенной передачей функций контроля ребенку, переходом к его самоконтролю;

• разумной и адекватной системой санкций и поощрений;

•устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении

права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка

 

 

 19.Воспитательный потенциал детско-родительских отношений

Как известно, какова семья, её воспитательные возможности, таков и выросший в ней ребенок. Как правило, дети, воспитывающиеся в атмосфере любви и понимания, растут счастливыми, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, трудностей с обучением в школе и, наоборот, нарушение детско-родительских отношений отрицательно сказывается на становлении личности ребенка, ведет к формированию различных психологических проблем.

Критериями оценки воспитательного потенциала семьи являются:

возможность семьи удовлетворить социально-психологические потребности личности;

уровень педагогической культуры родителей;

характер взаимоотношений в семье;

способность семьи обратиться за помощью в случае критических ситуаций к различным социальным институтам. Оценивая воспитательные возможности семьи целесообразно использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с семьями и их воспитанниками, анкетирование и тестирование детей и их родителей, а также рисунок семьи глазами ребенка, методика “Незаконченные предложения” о семье, которые предлагается продолжить родителям и детям по очереди

В соответствии с результатами проведенной работы можно определить следующие уровни воспитательного потенциала семьи:

Высокий уровень: в семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого её члена, создан домашний очаг. Во внутрисемейных отношениях доминируют взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг. У родителей достаточно высокий уровень педагогической культуры, они владеют системой педагогических знаний, умеют применять их в практике семейного воспитания. В случае критических ситуаций способны обратиться за помощью к различным социальным институтам, в том числе к школе.

Средний (критический) уровень воспитательного потенциала. В семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и одобрение. Внутрисемейные отношения характеризуются взаимопониманием между родителями, в отношении ребенка часто применяется авторитарный стиль общения. Родители имеют достаточный уровень общей культуры, но не всегда способны трансформировать свой опыт и знания в практику семейного воспитания. В случае критической ситуации семья старается разрешить свои проблемы самостоятельно.

Низкий уровень. В семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях. Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры.

Как видно из исследования, уровень воспитательного потенциала семьи является критерием успешного воспитания детей.

Успешному воспитанию детей способствует умение педагога устанавливать с родителями деловые взаимоотношения, достигать взаимопонимание с учетом специфики семей.

 

Позиция ребенка в семье

Старший ребенок в семье

Дети, рожденные в семье первыми, получают максимум внимания от родителей. В результате у них формируется достаточная степень уверенности в себе. Из первенцев вырастают хорошие лидеры. Они часто обладают амбициозностью, склонные к получению высшего образования и устраиваются на престижную работу.

Старшие дети также обладают качеством ответственности, поскольку им часто приходится присматривать за своими младшими братья ми и сестрами. Некомфортными последствиями этого становится то, что во взрослой жизни у них формируется высокий уровень тревожности. Они часто любят командовать и управлять другими, проявляют повышенную агрессию, особенно тогда, когда не получают желаемого.

Средний ребенок в семье

Средние по очередности рождения дети зачастую обладают качествами независимости и соперничеству. Склонность к соперничеству возникает у них потому, что им часто приходится конкурировать ос своими старшими братьями и сестрами за внимание родителей.

Еще одно качество среднего ребенка – общительность. Возможно, оно развивается потому, что средним детям всегда есть с кем играть в семье – они много играют со старшими детьми.

Минусы этой позиции в том, что средний ребенок часто развивает качество ревности по отношению старшему ребенку в семье. Средний ребенок также может страдать резкими перепадами настроения.

Позиция младшего ребенка

Младшие дети в семье вырастают любящими и нежными «очаровашками», и достаточно расслабленными – возможно, причина этому в том, что достаточно расслаблены родители на момент. Когда они заводят последнего ребенка.

С другой стороны, младшие дети часто ленивы – они привыкают к тому, что старшие братья и сестры им часто помогают. Еще одно качество младшего ребенка – манипулятивность: эти дети учатся использовать свое обаяния для достижения собственных целей.

Единственный ребенок в семье

Существует устойчивый стереотип, что единственный ребенок в семье вырастает испорченным и эгоистичным. И во многих случаях он не далек от реальности. Так происходит потому, что им не приходится делиться с другими братьями и сестрами ничем, в том числе любовью и вниманием родителей и бабушек-дедушек.

Утешительный момент в характеристике единственного ребенка – это то, что такие дети обычно очень организованны и ответственны, а также обладают хорошим воображением

 

21 Невербальное взаимодействие родителей с детьми.

Невербальное общение оказывает долгосрочное влияние на то, как дети слушают, ведут себя, усваивают информацию и разговаривают с другими людьми. Оно также влияет на их отношение к родителям, и на то, как дети выглядят в глазах других людей. Невербальное общение может оказывать серьезное воздействие на то, насколько ребенок понравится окружающим людям и на возможности, которые появятся у него в будущем. Несомненно, данный тип общения оказывает огромное влияние на судьбы детей. Родителям важно помнить о том, что зачастую дети откликаются не на слова, а на форму их подачи. Необходимо тщательно моделировать своё поведение, которое мы хотим видеть в детях. Поэтому необходимо улучшать собственные навыки невербального общения, чтобы дети могли эффективно учиться у родителей и улучшать свои социальные навыки.

Существует множество способов положительно повлиять на навыки понимания и общения детей:

1. Значение зрительного контакта Родители часто игнорируют значение зрительного контакта со своими детьми. И напрасно, поскольку хороший зрительный контакт между родителями и ребенком является важным инструментом нормального развития малыша. Когда ребенок внимательно следит за выражением лица родителей, он получает подсказки для понимания их словесных высказываний. При этом ребенку важно сосредотачивать свое внимание не только на лице, но и на движении губ. Это делает наше высказывание более «читабельным» и воспринимаемым.

2. Разговор на уровне ребенка Когда вы наклоняетесь и разговариваете с ребенком на уровне его глаз, то не только проявляете дружелюбие и меньше пугаете малыша, но еще и делаете свое высказывание более легким и доступным для восприятия на слух. Педагогам часто рекомендуется преподавать на одной горизонтальной плоскости с детьми, чтобы налаживать и укреплять связь с учениками.

3. Использование позы, открытой к общению

Когда мы принимает открытую позу, т. е. наши руки и ноги не перекрещиваются, ладони несколько развёрнуты к ребенку и корпус тела повернут в его же сторону, мы демонстрируем детям свою готовность принимать то, что они хотят сказать. Это положение рук вызывает у детей желание общаться с нами и слушать нас.

4. Позитивное выражение лица

Улыбка, поднятые вверх уголки губ, а также глаза, выражающие заинтересованность и широко раскрытые от взволнованного предвкушения, влияют на реакции детей на наши высказывания. Позитивное выражение лица родителей побуждает их к позитивным откликам. Здесь важно учитывать, что эмоциональные переживания детей при общении с другими людьми формируют их реакции на протяжении всей жизни.

5. Обоюдное, совместное внимание

Совместное внимание родителей и детей к какому-либо предмету важно для привлечения интереса ребенка к данной теме. Когда мы рассматриваем и оцениваем тему разговора вместе с нашими детьми, мы заинтересовываем их на более глубоком уровне.

6. Тон голоса и интонации (параязык) при разговоре с детьми

Ни для кого не секрет, что младенцы и маленькие дети любят материнский язык (мамин высокий тон голоса). Было проведено исследование, которое обнаружило, что материнский язык помогает детям определять, где слова начинаются и где заканчиваются, а значит, узнавать звуки, слоги, слова и, наконец, предложения. Дети также принимают более активное участие в разговоре с родителями, когда те используют высокий и варьирующийся ритм речи.

7. Жесты

Кивок головой, поднятый вверх большой палец и поднятые в волнении руки также позитивно влияют на взаимодействие с детьми. Так мы невербально выражаем им понимание и поддержку.

8. Близость между родителем и ребенком

Когда дети еще маленькие, очень важно, чтобы пространство (дистанция) между ними и родителями было относительно небольшим (30–60 см). Когда дети становятся подростками, это пространство естественным образом увеличивается и требует к себе более внимательного отношения родителей.

9. Передвижение (движения, которые следует/не следует совершать родителям)

Для того чтобы демонстрировать ребенку нашу заинтересованность в разговоре с ним, наши движения должны быть ограничены жестами и мимикой. Ходьба родителей не только отвлекает ребенка, но также нарушает близость и связь с малышом, которые необходимы для эффективного общения.

Я-сообщения

Ещё один принцип конструктивного общения — я-сообщения. В этих высказываниях от первого лица используются местоимения «я», «мне», «меня», «моё». Они отражают мнение и переживания говорящего, в то время как ты-высказывания содержат оценку другого и его поведения и провоцируют ответную агрессию, обиду.

Используя я-высказывания создаётся пространство уважения, сохраняется дистанция между говорящими. Если ребёнок видит искреннее проявление чувств, он лучше узнаёт собеседника и ему проще выражать свои переживания.

В любой конфликтной ситуации необходимо говорить прежде всего о своих чувствах и видении ситуации, а не о поведении другого.

Первоочередная цель Я-сообщения – не заставлять кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности. В такой форме ребенок услышит и поймет их гораздо быстрее. Таким образом, поняв ребенка и выразив свои чувства и пожелания, мы получаем возможность для конструктивного решения вопроса и движемся в сторону взаимопонимания и доверия.

23. Правила общения с детьми.

1. Необходимо принять ребенка таким, какой он есть. Все дети уже индивидуальны. Ребенок пришел в этот мир уже готовым, поэтому от родителей требуется помочь ему раскрыться. Надо помочь детям выбрать правильное направление в жизни, но не навязывать его. Лучше говорить слова поддержки, понимания, похвалы.

2. Надо дать свободу и свою поддержку. Когда дети дойдут до определенного возраста, дайте им право делать что-либо самим. Малыш не просит о помощи, тогда не стоит ему помогать, вмешиваясь в то, что он выполняет. Нужно помогать только когда он сам попросит. Ведь чем больше он научится самостоятельности в детстве, тем легче ему будет в будущем.

3. Его проблемы не пустяк. Общение с ребенком строится на том, что дети все воспринимают всерьез. Это для родителей его проблемы кажутся пустяками, но для ребенка это может быть равносильно смерти. Правильнее будет относиться к этим вещам с пониманием и сочувствием.

4. Помогайте. Ребёнку необходима родительская помощь, и он просит об этом, обязательно помогите, но не нужно за него все делать. Необходимо выполнить только сложную для него часть работы. Остальное он сделает сам. Таким образом, ребенок постепенно овладевает новыми знаниями и действиями, учась быть самостоятельным.

5. Не заставляйте. Нельзя заставлять ребёнка делать что-нибудь против его воли. Личность и способность малыша формируется только в том виде деятельности, в которой ему интересно.

6. Не нужно постоянно оберегать своего ребенка от ошибок. Надо разрешать сталкиваться с отрицательными итогами от собственных действий или поступков. Это поможет ему быть ответственным и сознательным.

7. Давайте им чувствовать ответственность. Интересуясь тем как общаться с ребенком и делать это эффективно, нужно учитывать тот факт, что дети постепенно взрослеют и осваивают новые навыки. Поэтому родители понемногу обязаны снимать с себя ответственность за личные дела детей, перекладывая ее на их плечи.
8. Ребенка нужно вводить в курс дела. Можно рассказать, как ведется домашний бюджет либо откуда появляются деньги и как их можно экономить? А также обсудить планируемые покупки, чего не стоит покупать, а что наоборот очень необходимо в данном месяце. Нужно посвящать детей в свои планы на отпуск, возможно, они захотят поучаствовать в выборе места отдыха.

9. Разговор как со взрослым. Если назрела проблема, разберите ее сообща..

10. Правильно выражайте свое недовольство. Когда родителям нужно ребенку высказать свое негодование, тогда следует с ним разговаривать от первого лица. Говорите о собственных эмоциях, а не о нем и его поведении. Главное не строить фразы в форме обвинения. При этом ребенок понимает, что его не задевают как личность, поэтому у него нет желания все делать наоборот.

11. Равенство. Не стоит ставить себя выше ребенка. Превосходство над ребенком не сделает отношения теплее или счастливее. Нельзя переходить к агрессии, крику, а тем более к физическому наказанию.

12. Не торопитесь с выводами. Иногда и от ребенка может исходить умная мысль, поэтому не надо спешить с выводами. Если есть несогласия, можно просто объяснить свою точку зрения ребенку, постаравшись прийти к взаимному согласию.

13. Не требуйте невыполнимого. Не следует требовать от ребенка выполнять какие-либо трудновыполнимые или невозможные для него вещи.
14. Учитывайте детские возможности. Родители всегда должны соизмерять свои требования, а также ожидания с потенциалом собственного ребенка. Таким образом, получится воздерживаться от разнообразных конфликтов и проблем. Следует трезво оценивать ребенка, а также его способности.

15. Не стоит во всем винить себя. Взрослые не должны стараться приписывать себе все эмоциональные проблемы своего ребенка. Если он часто нервничает или плачет, это не значит, что родители у него плохие и не справляются со своими обязанностями.

 



Семья в социальной структуре общества

Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности. В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества. Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д. Главная функция семьи – репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных функций, среди которых: ? воспитательная – первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей; ? хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи; ? экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи; ? функция первичного социального контроля – регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи; ? духовно-нравственная – развитие личности каждого члена семьи; ? социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; ? досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; ? эмоциональная – оказание психологической поддержки членами семьи. По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных типа семьи: нуклеарную (простую) и расширенную (сложную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая – из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более поколений. В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью. Первая предусматривает наличие брачной пары – мужа и жены. Вторая подразделяется на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Если полигиния получила довольно широкое распространение (прежде всего в мусульманских странах), то полиандрия встречается редко (Индия, Тибет) и вызывается часто экономическими причинами (например, в Тибете братья имеют общую жену, чтобы не делить земельный участок, полученный по наследству).

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 1419.