Психолого педагогическая характеристика основных методов семейного воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Воспитательный потенциал семьи – совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяющая ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.).

Особенности семейного воспитания:

органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка;

непрерывность и длительность воздействия;

многократность и противоречивость воспитательного воздействия;

интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;

относительная замкнутость;

общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);

взаимная направленность формирующих воздействий.

Принципы семейного воспитания: целенаправленность, культуросообразность, гуманизм, связь воспитания с жизнью детей и их потребностями, единство и согласованность общественного и семейного воспитания, учет возможностей и особенностей развития личности ребенка, единство требования и воспитательных позиций, включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи.

Условия семейного воспитания:

семейный быт, уклад;

семейные традиции;

семейные отношения, эмоциональный климат семьи;

общение и совместная деятельность;

понимание и принятие ребенка;

чувство долга и ответственности за воспитание детей;

педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психологии и педагогики;

авторитет родителей;

организация жизненного пространства ребенка.

Несколько слов об авторитете родителей. А. С. Макаренко определял авторитет как такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям. Им описаны в статье о родительском авторитете виды ложных родительских авторитетов: авторитет дружбы, любви (когда любовь и дружба понимаются родителями гипертрофированно), чванства, резонерства, подкупа и др.

В семейном воспитании существуют и негативные факторы:

бездуховность родителей на фоне приоритета материальных ценностей;

авторитаризм или безграничный либерализм;

безнравственность, противоправное поведение взрослых;

отсутствие нормального психологического климата;

неразвитость родительских чувств;

фанатизм в любых его проявлениях;

отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.

Необходимо принимать во внимание неверные установки в семейном воспитании:

формирование неадекватных полу или возрасту качеств у ребенка (девочка воспитывается как мальчик, рождение которого ожидалось, или наоборот);

страх утраты ребенка;

проекция на детей собственных отрицательных качеств;

амбиции родителей в отношении собственных детей;

внесение в сферу воспитания конфликтов родителей.

Стиль семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые характеризуют отношение взрослых к детям.

Стили семейного воспитания определяются на основе следующих критериев:

степень протекции и контроля ребенка;

удовлетворенность потребностей ребёнка;

предъявляемые требования и способы общения с ним;

применяемые по отношению к ребенку санкции;

степень эмоциональной отзывчивости и воспитательной уверенности родителей.

Опишем некоторые из них.

Родительский контроль : при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на проявление зависимости у детей и успешное усвоение родительских стандартов и норм.

Родительские требования . Родительские требования при правильном их использовании побуждают к развитию зрелости у детей: родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

Способы общения с детьми : родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольство или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам – жалобам, ругани.

Эмоциональная поддержка : родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение к детям, их действия направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 285.