Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.
Воспитательный потенциал семьи – совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяющая ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.).
Особенности семейного воспитания:
органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка;
непрерывность и длительность воздействия;
многократность и противоречивость воспитательного воздействия;
интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;
относительная замкнутость;
общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);
взаимная направленность формирующих воздействий.
Принципы семейного воспитания: целенаправленность, культуросообразность, гуманизм, связь воспитания с жизнью детей и их потребностями, единство и согласованность общественного и семейного воспитания, учет возможностей и особенностей развития личности ребенка, единство требования и воспитательных позиций, включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи.
Условия семейного воспитания:
семейный быт, уклад;
семейные традиции;
семейные отношения, эмоциональный климат семьи;
общение и совместная деятельность;
понимание и принятие ребенка;
чувство долга и ответственности за воспитание детей;
педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психологии и педагогики;
авторитет родителей;
организация жизненного пространства ребенка.
Несколько слов об авторитете родителей. А. С. Макаренко определял авторитет как такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям. Им описаны в статье о родительском авторитете виды ложных родительских авторитетов: авторитет дружбы, любви (когда любовь и дружба понимаются родителями гипертрофированно), чванства, резонерства, подкупа и др.
В семейном воспитании существуют и негативные факторы:
бездуховность родителей на фоне приоритета материальных ценностей;
авторитаризм или безграничный либерализм;
безнравственность, противоправное поведение взрослых;
отсутствие нормального психологического климата;
неразвитость родительских чувств;
фанатизм в любых его проявлениях;
отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.
Необходимо принимать во внимание неверные установки в семейном воспитании:
формирование неадекватных полу или возрасту качеств у ребенка (девочка воспитывается как мальчик, рождение которого ожидалось, или наоборот);
страх утраты ребенка;
проекция на детей собственных отрицательных качеств;
амбиции родителей в отношении собственных детей;
внесение в сферу воспитания конфликтов родителей.
Стиль семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые характеризуют отношение взрослых к детям.
Стили семейного воспитания определяются на основе следующих критериев:
степень протекции и контроля ребенка;
удовлетворенность потребностей ребёнка;
предъявляемые требования и способы общения с ним;
применяемые по отношению к ребенку санкции;
степень эмоциональной отзывчивости и воспитательной уверенности родителей.
Опишем некоторые из них.
Родительский контроль : при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на проявление зависимости у детей и успешное усвоение родительских стандартов и норм.
Родительские требования . Родительские требования при правильном их использовании побуждают к развитию зрелости у детей: родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.
Способы общения с детьми : родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольство или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам – жалобам, ругани.
Эмоциональная поддержка : родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение к детям, их действия направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 285.