Стихийное воспитание – характерны периоды повышенной активности родителей в деле воспитания и спадом этой активности.
Субъективизм родителей, прород. по отношению к детям взрослые идеализ. поведения детей их поступки, их уровни развития.
Негативное влияние на ребенка, его развития воспитания в ситуации неблагоприятных семейных условий (родители пьют, родители ведут аморальный образ жизни).
Моделирование (особого ребенка) – создание условий элитарного детства (элита), воспитание умного, много знающего ребенка, без учета интереса его индивидуальных особенностей.
Формальные отношения родителей к воспитанию ребенка, перекладывают воспитательные функции на специальные воспитательные учреждения.
Усиление «анонимности» общения взрослых и детей.
Дефицит общения между родителями и детьми из-за сверх увлечений: ТВ, интернетом и тд.
Эмоциональная принибреженность к детям, нарушения развития детско-родительских отношений, задержка психического развития.
Сущность гуманного воспитания в семье.
Гуманное воспитание – процесс межличностного взаимодействия родителей и детей, субъект воспринимает друг друга как неповторимую человеческую ценность, создавая условия для полноценного развития всех членов семьи.
Важнейшим психическим гуманным воспитанием ребенка является последовательность формирования у него с учетом возрастных потребностей и способность к самовоспитанию, то есть к самостоятельному развитию себя, как субъект семейной жизнедеятельности, как личность, как индивидуальность.
Гуманное воспитание в семье предполагает:
- отношения строятся на доверии, взаимном отношении, любви, доброжелательности, сотрудничество.
- уважение прав ребенка: знание и незнание, неудачи и слёзы, на текущий час и сегодняшний день.
- уметь учить ребенка оглядываться на себя «вчерашнего» и видеть, и сравнивать себя «сегодняшним», в этом проявляется оптимизм родителей и вера в возможность ребенка, помогать обретать веру в себя.
- осознание того, что ребенок не является собственностью родителей.
- отказ о превосходности и подчинения в общении с детьми.
- сохранение и развитие индивидуальности, задатков и интересов ребенка.
- гуманность семейных отношений: между Р – Пр и Р – Д – это является основной заботой родителей.
Авторитет – это глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им и прислушиваться к их советам.
Авторитетом для ребенка являются родители, которые:
- любят своих детей
- отзывчивые
- отвечают на все вопросы
- достаточно хвалят своих детей
- предпочитают методы разъяснения вместо наказания
- в присутствии своих детей могут признать свою вину и извиниться
- «живут одной жизнью с ребенком»
Типы семейного воспитания.
Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и
поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют
демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований
и правил с учетом растущей компетентности детей. Авторитарный стиль
отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия
ребенка и высоким — контроля. Стиль общения авторитарных родителей —
командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и
правил ригидна и неизменна. Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля
в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при
таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства
недостаточен. Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.
Роль указанных стилей родительского воспитания — авторитетного, авторитарного, либерального и индифферентного — в формировании личностных особенностей детей стала предметом специального изучения. Параметрами оценки личностных качеств ребенка, зависящими, по мнениюавтора, от стиля родительского воспитания, были названы: отношения
враждебности/доброжелательности, ребенка к миру; сопротивление, социальный негативизм/кооперация; доминирование в общении/уступчивость,
готовность к компромиссу; доминантность/подчинение и зависимость; целенаправленность/импульсивность, полевое поведение; направленность
на достижения, высокий уровень притязаний/отказ от достижений, низкий
уровень притязаний; независимость, автономия/зависимость (эмоциональная, поведенческая, ценностная).
Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного
канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей.
Как правило, низкий уровень вербальной коммуникации, широкое использование наказаний (и отцом, и матерью), и жесткость запретов
и требований. В авторитарных семьях было констатировано формирование
зависимости, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, полевое поведение, низкая степень социальной и коммуникативной
компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной
ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрировали агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.
Авторитетные родители обладают большим жизненным опытом и несут
ответственность за воспитание ребенка. Проявляют готовность к пониманию
и учету мнения детей. Общение с детьми строится на основе демократических
принципов, поощряется автономия и самостоятельность детей. Практически
не используются физические наказания и вербальная агрессия, а основным
методом воздействия на ребенка становится логическая аргументация и обоснование. Послушание не декларируется и не выступает реальной ценностью
воспитания. Отмечается высокий уровень ожиданий, требований и стандартов на фоне поощрения самостоятельности детей. Результатом авторитетного родительства становится формирование у ребенка высокой самооценки и самопринятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегуляции, готовности к соблюдению социальных правил и стандартов. Фактором риска
при авторитетном родительстве может стать слишком высокая мотивация достижений, превышающая реальные возможности ребенка. В неблагоприятном случае это приводит к повышению риска невротизации, причем мальчики оказываются более уязвимыми, чем девочки, поскольку уровень
требований и ожиданий в отношении к ним выше. Для детей авторитетных
родителей характерны высокая степень ответственности, компетентности,
дружелюбия, хорошая адаптивность, уверенность в себе.
Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти
самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентации поведения нет. Реальная помощь и поддержка со
стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо
импульсивность.
Индифферентный стиль родительства, демонстрирующий игнорирование и пренебрежение к ребенку, особенно неблагоприятно сказывается на
развитии детей, провоцируя широкий спектр нарушений от делинквентного поведения, импульсивности и агрессии до зависимости, неуверенности в
себе, тревожности и страхов.
Гармоничный тип семейного воспитания отличается:
•взаимнымэмоциональным принятием,эмпатией,эмоциональнойподдержкой;
•высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи,
включая детей;
• признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития,
поощрением автономии ребенка;
• отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений
в проблемных ситуациях;
• признанием самоценности личности ребенка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания;
• обоснованной возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка, разумной и адекватно предъявляемой к нему системой требований;
•систематическим контролем с постепенной передачей функций контроля ребенку, переходом к его самоконтролю;
• разумной и адекватной системой санкций и поощрений;
•устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении
права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка
19.Воспитательный потенциал детско-родительских отношений
Как известно, какова семья, её воспитательные возможности, таков и выросший в ней ребенок. Как правило, дети, воспитывающиеся в атмосфере любви и понимания, растут счастливыми, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, трудностей с обучением в школе и, наоборот, нарушение детско-родительских отношений отрицательно сказывается на становлении личности ребенка, ведет к формированию различных психологических проблем.
Критериями оценки воспитательного потенциала семьи являются:
возможность семьи удовлетворить социально-психологические потребности личности;
уровень педагогической культуры родителей;
характер взаимоотношений в семье;
способность семьи обратиться за помощью в случае критических ситуаций к различным социальным институтам. Оценивая воспитательные возможности семьи целесообразно использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с семьями и их воспитанниками, анкетирование и тестирование детей и их родителей, а также рисунок семьи глазами ребенка, методика “Незаконченные предложения” о семье, которые предлагается продолжить родителям и детям по очереди
В соответствии с результатами проведенной работы можно определить следующие уровни воспитательного потенциала семьи:
Высокий уровень: в семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого её члена, создан домашний очаг. Во внутрисемейных отношениях доминируют взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг. У родителей достаточно высокий уровень педагогической культуры, они владеют системой педагогических знаний, умеют применять их в практике семейного воспитания. В случае критических ситуаций способны обратиться за помощью к различным социальным институтам, в том числе к школе.
Средний (критический) уровень воспитательного потенциала. В семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и одобрение. Внутрисемейные отношения характеризуются взаимопониманием между родителями, в отношении ребенка часто применяется авторитарный стиль общения. Родители имеют достаточный уровень общей культуры, но не всегда способны трансформировать свой опыт и знания в практику семейного воспитания. В случае критической ситуации семья старается разрешить свои проблемы самостоятельно.
Низкий уровень. В семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях. Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры.
Как видно из исследования, уровень воспитательного потенциала семьи является критерием успешного воспитания детей.
Успешному воспитанию детей способствует умение педагога устанавливать с родителями деловые взаимоотношения, достигать взаимопонимание с учетом специфики семей.
Позиция ребенка в семье
Старший ребенок в семье
Дети, рожденные в семье первыми, получают максимум внимания от родителей. В результате у них формируется достаточная степень уверенности в себе. Из первенцев вырастают хорошие лидеры. Они часто обладают амбициозностью, склонные к получению высшего образования и устраиваются на престижную работу.
Старшие дети также обладают качеством ответственности, поскольку им часто приходится присматривать за своими младшими братья ми и сестрами. Некомфортными последствиями этого становится то, что во взрослой жизни у них формируется высокий уровень тревожности. Они часто любят командовать и управлять другими, проявляют повышенную агрессию, особенно тогда, когда не получают желаемого.
Средний ребенок в семье
Средние по очередности рождения дети зачастую обладают качествами независимости и соперничеству. Склонность к соперничеству возникает у них потому, что им часто приходится конкурировать ос своими старшими братьями и сестрами за внимание родителей.
Еще одно качество среднего ребенка – общительность. Возможно, оно развивается потому, что средним детям всегда есть с кем играть в семье – они много играют со старшими детьми.
Минусы этой позиции в том, что средний ребенок часто развивает качество ревности по отношению старшему ребенку в семье. Средний ребенок также может страдать резкими перепадами настроения.
Позиция младшего ребенка
Младшие дети в семье вырастают любящими и нежными «очаровашками», и достаточно расслабленными – возможно, причина этому в том, что достаточно расслаблены родители на момент. Когда они заводят последнего ребенка.
С другой стороны, младшие дети часто ленивы – они привыкают к тому, что старшие братья и сестры им часто помогают. Еще одно качество младшего ребенка – манипулятивность: эти дети учатся использовать свое обаяния для достижения собственных целей.
Единственный ребенок в семье
Существует устойчивый стереотип, что единственный ребенок в семье вырастает испорченным и эгоистичным. И во многих случаях он не далек от реальности. Так происходит потому, что им не приходится делиться с другими братьями и сестрами ничем, в том числе любовью и вниманием родителей и бабушек-дедушек.
Утешительный момент в характеристике единственного ребенка – это то, что такие дети обычно очень организованны и ответственны, а также обладают хорошим воображением
21 Невербальное взаимодействие родителей с детьми.
Невербальное общение оказывает долгосрочное влияние на то, как дети слушают, ведут себя, усваивают информацию и разговаривают с другими людьми. Оно также влияет на их отношение к родителям, и на то, как дети выглядят в глазах других людей. Невербальное общение может оказывать серьезное воздействие на то, насколько ребенок понравится окружающим людям и на возможности, которые появятся у него в будущем. Несомненно, данный тип общения оказывает огромное влияние на судьбы детей. Родителям важно помнить о том, что зачастую дети откликаются не на слова, а на форму их подачи. Необходимо тщательно моделировать своё поведение, которое мы хотим видеть в детях. Поэтому необходимо улучшать собственные навыки невербального общения, чтобы дети могли эффективно учиться у родителей и улучшать свои социальные навыки.
Существует множество способов положительно повлиять на навыки понимания и общения детей:
1. Значение зрительного контакта Родители часто игнорируют значение зрительного контакта со своими детьми. И напрасно, поскольку хороший зрительный контакт между родителями и ребенком является важным инструментом нормального развития малыша. Когда ребенок внимательно следит за выражением лица родителей, он получает подсказки для понимания их словесных высказываний. При этом ребенку важно сосредотачивать свое внимание не только на лице, но и на движении губ. Это делает наше высказывание более «читабельным» и воспринимаемым.
2. Разговор на уровне ребенка Когда вы наклоняетесь и разговариваете с ребенком на уровне его глаз, то не только проявляете дружелюбие и меньше пугаете малыша, но еще и делаете свое высказывание более легким и доступным для восприятия на слух. Педагогам часто рекомендуется преподавать на одной горизонтальной плоскости с детьми, чтобы налаживать и укреплять связь с учениками.
3. Использование позы, открытой к общению
Когда мы принимает открытую позу, т. е. наши руки и ноги не перекрещиваются, ладони несколько развёрнуты к ребенку и корпус тела повернут в его же сторону, мы демонстрируем детям свою готовность принимать то, что они хотят сказать. Это положение рук вызывает у детей желание общаться с нами и слушать нас.
4. Позитивное выражение лица
Улыбка, поднятые вверх уголки губ, а также глаза, выражающие заинтересованность и широко раскрытые от взволнованного предвкушения, влияют на реакции детей на наши высказывания. Позитивное выражение лица родителей побуждает их к позитивным откликам. Здесь важно учитывать, что эмоциональные переживания детей при общении с другими людьми формируют их реакции на протяжении всей жизни.
5. Обоюдное, совместное внимание
Совместное внимание родителей и детей к какому-либо предмету важно для привлечения интереса ребенка к данной теме. Когда мы рассматриваем и оцениваем тему разговора вместе с нашими детьми, мы заинтересовываем их на более глубоком уровне.
6. Тон голоса и интонации (параязык) при разговоре с детьми
Ни для кого не секрет, что младенцы и маленькие дети любят материнский язык (мамин высокий тон голоса). Было проведено исследование, которое обнаружило, что материнский язык помогает детям определять, где слова начинаются и где заканчиваются, а значит, узнавать звуки, слоги, слова и, наконец, предложения. Дети также принимают более активное участие в разговоре с родителями, когда те используют высокий и варьирующийся ритм речи.
7. Жесты
Кивок головой, поднятый вверх большой палец и поднятые в волнении руки также позитивно влияют на взаимодействие с детьми. Так мы невербально выражаем им понимание и поддержку.
8. Близость между родителем и ребенком
Когда дети еще маленькие, очень важно, чтобы пространство (дистанция) между ними и родителями было относительно небольшим (30–60 см). Когда дети становятся подростками, это пространство естественным образом увеличивается и требует к себе более внимательного отношения родителей.
9. Передвижение (движения, которые следует/не следует совершать родителям)
Для того чтобы демонстрировать ребенку нашу заинтересованность в разговоре с ним, наши движения должны быть ограничены жестами и мимикой. Ходьба родителей не только отвлекает ребенка, но также нарушает близость и связь с малышом, которые необходимы для эффективного общения.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 306.