Половое воспитание подростков.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Потребность в половой идентификации девочки-подростка заключается в том, что в подростковом возрасте, когда идут бурные процессы полового созревания, девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят. Это естественные, спонтанно развивающиеся процессы, которые, однако, не могут быть пущены на самотек, требуют вдумчивого педагогического регулирования. Какие проблемы при этом возникают?

Проблема 1. Девочке необходимы образцы, стандарты поведения взрослых женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. С раннего детства они окружены женским влиянием. Оно доминирует и в среде тех, кто их лечит, учит, воспитывает.

Дефицит мужского влияния в школе особенно сказывается на подростках. Именно этим можно объяснить «феминизацию» мужчин и «маскулинизацию» женщин. Попытки вернуть мужчину в школу, предпринимаемые за последние годы, пока результатов не дают. Проблема дефицита мужского влияния остается.

Проблема 2. Ее можно условно обозначить как «половая дезориентация», масштабы которой приобрели почти глобальный характер.

Эмансипация современных женщин, их равное участие во всех сферах производственной и общественной жизни, независимое материальное положение и лидирование в семейной жизни имеют не только плюсы, но и серьезные минусы. Так, мальчики-подростки могут принимать это явление как само собой разумеющееся, с готовностью перекладывать на плечи девочек, матерей именно ту работу, которая требует силы, выносливости, ответственности.

Проблема 3 связана с вопросами полового просвещения. Следует обратить внимание на явное заблуждение в трактовке, понятия «половое воспитание». Воспитание всегда предполагает воздействие на сознание, чувства, поведение.

Проблема 4 - стихийное сексуальное просвещение. На подростков идет мощный информационный поток по линии средств массовой информации (журналы, эротические фильмы), официальных и подпольных видеотек, видеосалонов, видеокафе. В результате на подростков с большой эмоциональной впечатлительностью, нравственно неустойчивых просмотр такого рода фильмов может оказать очень сильное влияние.

Πроблема 5. Это наиболее трудная проблема. Ее можно условно обозначить как асоциально-половую адаптацию подростков. Она выражается в таких формах асоциально-полового поведения, как ранняя проституция. Описания этого страшного по своей безнравственности явления открыто и достаточно смело появляются в печати, на радио, телевидении. Школа и общество еще только переживают шок от открытия самого факта, который либо скрывался, либо не обращал на себя внимания. Формула: социализм и проституция несовместимы - долгие годы гипнотизировала общественность.

Известный психолог Эрик Эриксон (1968, 1985) полагал, что обретение чувства половой принадлежности и преодоление сопутствующей этому процессу неуверенности занимают центральное место в развитии подростка. Задача найти себя осложняется для подростка разнообразными потенциальными препятствиями, в том числе устойчивостью представлений о роли того или другого пола (культурными стереотипами признаков или поведения, присущих мужчинам и женщинам) и связанной с ней половой ориентацией. Этот период легче переносится подростками, у которых быстрее складывается образ "силача и заводилы", предполагающий атлетическое сложение, самообладание и готовность идти на риск (у мальчиков) и внешнюю привлекательность, плаксивость и способность идти на жертвы (у девочек). Труднее протекает формирование половой самоидентификации у подростков, которым сложно усвоить задаваемые стереотипом роли мужчины и женщины. Мальчик-подросток, больше интересующийся балетом, нежели бейсболом, или девочка, способная далеко толкнуть ядро, могут безо всяких оснований получить неприятную кличку, если он или она не в состоянии представить неоспоримые доказательства своей мужественности или женственности другими способами.

В начале или середине периода подросткового развития половое поведение в значительной мере мотивировано не истинным половым влечением, а представлением подростка о том, как следует себя вести и его желанием быть адекватно воспринятым окружающими[v]. Девочки-подростки отчасти "доказывают" свою принадлежность к женскому полу, демонстрируя требуемое установившимися стандартами гетеросексуальное поведение или рассуждая о сексе с видом искушенного человека. Так, 16-летняя девушка, которая не ходит на свидания, может подвергнуться насмешкам как "никому ненужная". Такое отрицательное отношение может быть выражено в еще более резкой форме, если она одевается не так, как "положено" девочкам в данной школе, или чрезмерно подчеркивает свое несексуальное поведение.

В подростковом возрасте интерес к половым вопросам резко возрастает. Начинается процесс полового созревания, который, безусловно, накладывает отпечаток на поведение девочки-подростка. Но происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание ребенка как личности. Появляются первые признаки самоконтроля и саморегуляции поведения. Половое влечение у девочек-подростков приобретает вполне определенную направленность, что проявляется в изменении характера их поведения в присутствии представителей другого пола. При этом, например, девочки начинают разговаривать преувеличенно громко, с особыми интонациями, обнимают одна другую, шепча на ухо секреты. Появляется первое женское кокетство, цель которого – привлечь к себе внимание (причем половое поведение женщины сложнее и разнообразнее поведения мужчины). Так наряду с кокетством проявляется и другая реакция, связанная с половым влечением у девочек – застенчивость. К ней близка стыдливость. Степень развития этих чувств зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от атмосферы в семье. У каждого человека постепенно складывается модель (внутренняя, идеальная) представителя другого пола и каждый конкретный человек с ней более или менее сопоставляется. В некоторых случаях наступает состояние влюбленности, очень остро переживаемое девочками-подростками. Нечуткое вмешательство взрослых в подобных ситуациях может вызвать сильнейшее психическое перенапряжение у подростка и даже привести к нервному срыву. А взрослые нередко спешат навязать свое мнение, спешат запретить детям делать что-либо, не пытаясь оценить насколько этот запрет может психологически ущемлять подростка. Согласно данным, полученным в одном из исследований, в основе почти 20% конфликтов между матерью и дочерью лежит неодобрение матерью дружбы с мальчиками (“рано”); 11% конфликтов излишнее, по мнению матери, стремление дочери к самостоятельности; 11% конфликтов “Упрямство” дочери; 19% - прическа, косметика, модная одежда.

В свою очередь дочери считают, что “мать все преувеличивает”, или жалуются “мать ругает без конца”. Согласно данным того же исследования конфликты между матерью и дочерью возникали:

В 11 лет – в 10% семей;

В 12-13 лет – в 72% семей;

В 14 и старше – в 18% семей.

Совершенно ясно, что различия во мнениях между взрослыми и детьми несложно сгладить, если быть сознательно заинтересованным в этом.

Ничего плохого в самостоятельности ребенка нет, как нет ничего плохого и постыдного в сексуальном развитии ребенка.

Плохим или хорошим, нравственным или безнравственным может быть лишь отношение к этому явлению, и в том числе отношению паническое.

Неумелыми действиями (жестокостью, грубостью, потаканием) взрослый может глубоко травмировать душу ребенка, вызвать отчуждение, которое нелегко будет потом устранить. Возникает деформация отношений, воздействовать на ребенка станет все труднее и труднее.

Итак, в период 12-13 лет активно начинаются ухаживания за представителями противоположного пола, причем это определяется не столько уровнем половой зрелости, сколько некими нормами, представлениями о том, как и когда это принято делать у сверстников.

Причем обсуждать свои “любовные” проблемы девочке-подростку легче с друзьями, а не с родителями. (В одном психологическом исследовании испытуемым разного возраста задавали вопрос – Чувствовали ли Вы когда-нибудь, что вам легче обсуждать проблемы с друзьями, а не с родителями ? Положительный ответ дали 61% девочек-подростков 11-13 лет.

В связи с необходимостью заинтересовать собой представителя противоположного пола резко возрастает внимание к своим внешним данным (не внутренним) и мнению окружающих по этому вопросу.

Просто ужас вызывают веснушки, угри, редкие зубы, рыжие волосы.

Невероятно повышается чувствительность к обидным замечаниям окружающих по этому поводу. Стоит “объекту” любви хотя бы один раз, в шутку, высказаться по поводу внешности своей воздыхательницы - как “любовь“ исчезает. Говорить о проявлении у девочек влюбленности в подростковом возрасте можно много, главное, думается, в том, что половое влечение не должно подавляться. Оно должно наоборот поощряться, но именно в плане привития педагогически приемлемых способов его удовлетворения в межличностном общении с лицами противоположного пола. Требуется современное возрастное сексуальное просвещение девочек-подростков. “…если добродетель есть неведение, то все животные - предобродетельные особы. Добродетель девушки не в том, чтобы она младенчески не знала, а в том, чтобы она младенчески знала, и в знании оставалась чистою.” В.Г. Белинский

Совсем особый тип поведения наблюдается у учащихся старшего школьного возраста.

Центральное новообразование этого периода - процесс активного развития личности, интенсивного формирования мировоззрения. Большой интерес старшеклассницы проявляют к проблемам долга, чести, справедливости. Высока у них потребность в доверии, уважении, равном отношении со взрослыми. (В старших классах человеку незнакомому предпочтительно обращаться к учащимся на “Вы”).

Неуважение к личности старшеклассницы к ее “я” может привести не только к конфликтам, но и к отклонениям в нравственном поведении.

Этот возрастной период развития является не менее сложным и противоречивым, чем возраст подростка. С завершением полового созревания усложняется общественное положение старшеклассниц. Возникают интимные отношения, новые половые чувства, отличные по форме и содержанию от тех которые имеют место у взрослых мужчин и женщин. В юношеские годы несколько изменяется проявление “гормональной бури”. Девушка-подросток (старшая) также повышенно возбудима, эмоционально неустойчива, реакции ее неадекватны. Своеобразной формой психотерапии выступают в этом случае именно дружба, любовь. В этом возрасте физическая коммуникация начинает вытесняться словесным общением. Объятия, щипки, поглаживания заменяются комплиментами, иронией, остроумными шутками и игривыми намеками. Слушая телефонные разговоры молодых людей, взрослые нередко выходят из себя от их продолжительности и бессодержательности, не понимая, что сам контакт с ровесниками выполняет для них специфическую роль – поддержание самоутверждения личности.

Максимализм в суждениях, категорическая критичность – это тоже черты учащихся старшего школьного возраста.

Именно в силу этих качеств девушки не прощают измены (взгляд, улыбка, танец) своему партнеру, и, разрывая отношения, замыкаются в себе, переживая свою боль внутри себя и “мстя” всем окружающим за эту боль.

Очень важно к этому возрастному периоду развития пробудить у девочки чувство девичьей чести, женского достоинства. Тогда у родителей не будет оснований опасаться за чистоту ее отношений с противоположным полом. Строгость воспитания конечно нужна, но это должна быть строгость умная и справедливая.

Рекомендуется: совместное времяпрепровождение, танцы, вечера отдыха, походы, обсуждения концертов, совместный спорт, встречи “домами”. Важно научить юношей и девушек общаться, избегая пошлости и грязи. Возвысить половое влечение, переосмыслить его как высшую форму человеческой близости, которую достигают далеко не все.

По нашему мнению, наиболее эффективным может оказаться компромиссный подход в половом воспитании девочек в семье, подчеркивающий важность воздержания, но оставляющий подростку альтернативные варианты поведения. Для практической реализации такого подхода необходимо следующее:

- поощрять принятие подростками самостоятельных здравых решений;

- предоставлять им наглядную информацию, иллюстрирующую неблагоприятные последствия для здоровья ранней беременности и заболеваний, передаваемых половым путем;

- оказывать моральную поддержку подросткам, решившимся воздерживаться от половых контактов;

- способствовать укреплению взаимопонимания между подростками и родителями;

- привлекать к половому воспитанию подростков их родителей, а также пользующихся уважением других взрослых людей;

- предоставлять высококвалифицированные консультации и медицинскую помощь всем нуждающимся.

Чрезвычайно важно осознать, что половое воспитание подростков не может быть успешным, если оно концентрирует внимание лишь на биологических аспектах и отрицательных последствиях.

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ .

 

Проблема полового воспитания девочек в семье является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.

Половая самоидентификация девочек обычно формируется в процессе взаимодействия биологических и психосоциальных факторов в течение первых лет жизни.

Факты свидетельствует о врожденной природе сексуальности, которая проявляется с самого начала жизни.

Большинство девочек проявляют большой интерес ко всему, что связано с сексуальностью, и рано или поздно вовлекаются в сексуальные игры с другими детьми (к числу таких игр относятся контакты между детьми одного пола и сексуальные контакты между детьми в одной семье). Многих родителей это пугает, однако такие игры вряд ли могут принести вред детям, если не содержат элемента принуждения.

Многие сексологи отвергают концепцию Фрейда о наличии стадии латентной сексуальности девочек в позднем периоде детства. Их точка зрения основана на данных культурологических исследований, которые показали, что частота сексуальных игр возрастает по мере превращения девочки-ребенка в подростка.

Хотя многие родители полагают, что половое воспитание - это доведение до девочки определенной информации в виде лекций; оно на самом деле представляет собой непрерывный процесс, который во многом определяется примером родителей, их реакцией на проявления сексуальности растущего ребенка и, конечно, характером получаемой информации.

Половое воспитание девочек в семье - важный инструмент, с помощью которого родители могут направить развитие дочерей в определенное русло, заложив тем самым основы сознательного полового поведения девочек-подростков.

Специфика процесса социализации девочек позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжение и на других этапах развития ребенка.

Организация полового воспитания девочек в семье должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.

Таким образом, работа по половому воспитанию девочек требует высококвалифицированного педагогического просвещения родителей.

 

 

Аннотация.

Реферат посвящен важнейшим вопросам нравственного воспитания девочки. Особое внимание в ней уделяется подготовке девочки к семейной жизни, приобретению ею добрых навыков и качеств, необходимых будущей жене и матери. С православной точки зрения здесь освещаются проблемы, особенно волнующие девочек-подростков: дружба и любовь, красота внешняя и внутренняя, справедливость и милосердие, выбор жизненного пути.

 

Список литературы:

 

1. Колесов В.Е. Беседы о половом воспитании. 2-е изд. Перераб. Дополн. М., Пед., 2003.

2. Коломинский Я.С. Мальчики и девочки. //«Знание-сила», 2000.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное J].75 пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.-М.: Прометей, 2002.

4. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России,2003.

5. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя. - М.: Просв., 2001.

6. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Ушверсггэцкае, 2002.

 

 


 

 

 

 

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 211.