Специфика полового воспитания младших школьников.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поступление в школу знаменует начало нового ответственного этапа полового воспитания. Взаимоотношения со сверстниками противоположного пола становятся более интенсивными. Особую роль приобретает учитель как авторитетный носитель знаний и образцов поведения. В современной школе большинство педагогов составляют женщины, что во многом определяет специфику школьных требований, практически ориентированных на фемининный стиль поведения. Девочки поэтому оказываются в более выигрышном положении. Они приходят в школу несколько более зрелыми эмоционально, с лучше развитыми тонкими движениями пальцев рук, больше склонными ориентироваться на мнение и отношение к ним взрослых, более аккуратными и тихими, менее критичными и агрессивными, чем мальчики. Таким образом, они гораздо больше мальчиков соответствуют требованиям к идеальному ученику. Кроме того, их стиль поведения ближе и понятнее учительнице. В итоге при негласном подразделении класса на сильных и слабых учеников, последние, как правило, оказываются, представлены почти исключительно мальчиками, что может быть, и не связано с их умственными способностями. Такое положение не на пользу и девочкам, с первых шагов усваивающим чувство ничем не оправданного превосходства над мальчиками.

Уже в младшем школьном возрасте возникают первые симпатии детей противоположного пола по отношению друг к другу. Основаны эти отношения в основном на эмпатических способностях, которые в этом возрасте проявляются в способностях школьников сочувствовать, сопереживать кому-то. У разных людей эмпатическая способность, как и вообще способность любить, весьма различна, как различны и все остальные способности у разных людей. И такую эмпатическую способность (способность сопереживать, а значит любить) необходимо развивать в маленьком человеке (напр. игры в дочки – матери, “отца“, сказки, случаи из жизни животных). Кстати, неразвитые эмпатические способности дают негативные последствия во взрослой жизни детей. Эксперименты показывают, что уже в шести – семилетнем возрасте до 10 – 20% девочек практически совершенно лишены эмпатических способностей. Исследователь Филонов Л.Б. пришел к заключению, что самое большое число случаев жестокости (а жестокость предполагает отсутствие способности сочувствовать и сопереживать) падает на подростковый возраст 11 – 16 лет. А среди взрослых людей обнаруживаются даже такие, которые наслаждаются, во всяком случае, получают удовлетворение от созерцания других людей.

Такие негативные последствия проявляются как раз от того, что в раннем детстве, в первые школьные годы девочка не испытала никакой влюбленности, а значит не научилась и испытывать нежность, жалость, сочувствие по отношению к кому – то …

Шести- и семилетние дети обычно уже очень хорошо знают о главных анатомических отличиях людей разного пола и, как правило, понимают неуместность обнажения тела на людях. Несомненно, самосознание ребенка формируется под влиянием родителей и повседневной практики общения в домашних условиях, однако и здесь природное любопытство детей проявляется в играх "в больницу" или "в дом", которые допускают сексуальное общение. Оно может проходить в форме взаимного осмотра наружных половых органов, прикосновения к ним, поцелуев или введения посторонних предметов во влагалище или прямую кишку.

Сексуальное экспериментирование может иметь место среди детей одного или разных полов. Цель такого поведения — приобретение знаний: "Как я отличаюсь от других, похожих на меня людей?" или "Чем представители противоположного пола отличаются от меня?". Другая цель - испытать запретное и посмотреть, что из этого выйдет: кто обнаружит проступок, как прореагирует, как я выйду из этого положения и т.д. Обе цели взаимно дополняют одна другую, поскольку запретное знание обычно кажется более привлекательным, чем легкодоступное.

Участие детей в таких играх является, по-видимому, универсальным явлением, хотя имеющиеся исследования (основанные главным образом на анализе воспоминаний) не подтверждают его столь широкой распространенности. Так, например, Кинзи утверждает, что только 45% взрослых женщин вспоминают об участии в тех или иных сексуальных играх в примерно двенадцатилетнем возрасте. Согласно более позднему исследованию, 61% опрошенных студенток колледжей сообщили о наличии того или иного опыта сексуальных отношений с другими детьми до тринадцатилетнего возраста[iv].

В процессе полового воспитания девочек младшего школьного возраста должны учитываться физиологические и психологические особенности. Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиком и девочкой в этом периоде важно развивать такие нравственные качества, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь и т. п. Установлению здоровых отношений между мальчиками и девочками способствуют организуемые совместные посещения музеев, театров, походы и другие мероприятия. Нередко у девочек младшего школьного возраста может возникать чувство симпатии, достигающее степени влюбленности и обычно направленное на старшего, как правило, красивого и сильного человека. При этом дети стараются быть ближе к этому человеку, ласкаются, ухаживают за ним. В таких случаях не следует фиксировать внимание девочки на ее чувствах, поскольку такая влюбленность со временем проходит сама собой.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 206.