Несовершеннолетних
Под защитой имущественных прав несовершеннолетних понимается: обеспечение сохранности имущества, принадлежащего им; охрана их наследственных и жилищных прав; своевременное назначение и получение пенсий и пособий; взыскание алиментов с лиц, обязанных по закону их содержать; взыскание причиненных несовершеннолетнему убытков, в частности ущерба, причиненного смертью кормильца; взыскание других, следуемых им денежных сумм (по договору страхования и др.).
Деятельность социального педагога по защите имущественных прав несовершеннолетнего может включать несколько направлений:
• информирование, повышение правовой грамотности несовершеннолетних и их родителей. Могут быть организованы отдельные занятия, собеседования, разработаны и реализованы соответствующие учебные, учебно-деятельностные, игровые, имитационные и т.п. программы. Исполнителем может быть как сам социальный педагог, так и приглашенные специалисты;
• организация консультативной работы. В отличие от первого направления, в основу второго положены конкретные запросы несовершеннолетних и их родителей;
• охранно-защитная деятельность, вызванная конкретными случаями нарушения прав несовершеннолетних (обращение в соответствующие инстанции, подача необходимых заявлений и исков, сбор необходимых документов, привлечение специалистов, участие в судебных процедурах и т.п.) и др.
При этом социальному педагогу необходимо знать, что охрана имущественных прав несовершеннолетних, проживающих совместно с родителями, осуществляется последними. Родители должны получить согласие от органа опеки и попечительства на совершение сделки, выходящей за пределы бытовой.
Ребенок имеет право на собственные доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на его средства.
Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.
При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме.
Дети до 18 лет (в том числе усыновленные), независимо от содержания завещания, наследуют не менее двух третей той доли, которая причиталась бы им при наследовании имущества («обязательная доля»). Правило об обязательной доле несовершеннолетних не распространяется на вклад в сберегательном банке, который был кому-либо завещан умершим гражданином.
Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Подобный иск при соответствующих условиях может быть подан органом опеки и попечительства.
Если ребенок оказался единственным членом семьи, оставшимся проживать в помещении умершего или выбывшего по другим причинам нанимателя, то данное помещение может быть переоформлено на имя несовершеннолетнего с согласия на это органа опеки и попечительства.
Жилищное законодательство Российской Федерации предусматривает сохранение за детьми права на жилое помещение на весь период их пребывания в государственном детском учреждении или в семье опекуна (попечителя), если в помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. По окончании пребывания детей, лишившихся попечения родителей, в детском доме или в семье опекуна они возвращаются в ранее занимаемое жилое помещение или обеспечиваются благоустроенным жильем по льготной очереди.
Органы управления образованием, когда им становится известно о несовершеннолетнем, оставшемся без попечения родителей, обязаны принять меры по получению необходимых сведений о нем (подтверждающих сиротство), а также произвести опись имущества, находящегося по месту жительства несовершеннолетнего и его умерших родителей.
Деятельность социального педагога по разрешению споров о воспитании детей
При отсутствии у родителей согласия в вопросах воспитания детей спор разрешается судом, органами опеки и попечительства, органами управления образованием, непосредственно на местах социальным педагогом с участием родителей.
Споры, возникающие при совместном проживании родителей, состоящих в официальном браке. Доля и форма участия обоих родителей в воспитании ребенка (детей) могут быть разными, но тем не менее никто из родителей при этом не имеет какого-либо преимущества по отношению к ребенку. Для разрешения конфликта в орган управления образованием приглашаются оба родителя или один из них, чтобы обсудить сложившуюся в семье ситуацию. Инспектор по охране детства органа управления образованием может дать заявителю совет педагогического характера, разъяснить существующее законодательство по рассматриваемому вопросу.
Социальный педагог в школе, работая с родителями, тоже своевременно может решать отдельные проблемы, выступая в роли консультанта-информатора (разъясняя возможные последствия действий, комментируя нормативно-правовую базу действий и их последствий, давая психолого-педагогические рекомендации и т.п.).
Одна из типичных ситуаций — жестокое обращение с ребенком. Необходимо различать четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
1. Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.
2. Сексуальное насилие или развращение: осознаваемое или не осознаваемое (в силу функциональной незрелости или других причин) его вовлечение (с его согласия или без такового) в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. К сексуальному насилию относятся сексуальные действия между несовершеннолетними подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, когда разница в возрасте насильника и жертвы составила не менее 3—4 лет. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого; не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
3. Психическое (эмоциональное) насилие — длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка.
Возможные признаки психического (эмоционального) насилия:
- задержка физического и умственного развития;
- наличие различных соматических заболеваний (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии);
4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития. Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребенка может включать: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка жилья, образования, питания, одежды, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребенка); отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску быть жертвой несчастного случая, нанесения повреждения, вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, в совершение преступлений и т.п. Недостаток заботы о ребенке может быть не предумышленным, а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.
Возможные признаки моральной жестокости:
- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
- утомленный, сонный вид, опухшие веки;
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а при достижении четырнадцати лет — в суд.
Еще одна типичная проблема — вовлечение одним или обоими родителями несовершеннолетнего в преступную деятельность либо поощрение его антиобщественного поведения. Разбирается данный конфликт в суде.
Споры о месте проживания ребенка при раздельном жительстве родителей. Эти споры разрешаются судом, причем второй родитель не утрачивает своих прав и обязанностей, ребенок у него не отбирается. Вопрос о том, с кем из родителей будут проживать дети, чаще всего возникает при расторжении брака. При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети. В случае, если отсутствует соглашение между супругами, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода.
Суд учитывает, кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к детям, их возраст и привязанность к каждому из родителей, личные качества родителей, возможность создания надлежащих условий для воспитания, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является определяющим условием для передачи ему детей. Желание несовершеннолетнего проживать с одним из родителей принимается судом во внимание в том случае, если оно исходит от ребенка, достигшего десяти лет.
При обследовании по делам, связанным с воспитанием детей, составляется акт обследования, в котором находят отражение:
- дата (даты) обследования;
- данные о производившем обследование (должность, Ф. И. О.);
- по чьему заявлению (т.е. по поручению суда (название), по запросу отдела (управления) образования);
- характер дела (спор о месте жительства несовершеннолетнего, участие отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка, урегулирование свиданий, другие вопросы защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних);
- фамилии, имена, отчества, адреса сторон и детей, а также их возраст.
Далее в хронологическом порядке излагаются все действия лица, производившего обследование, и собранные им сведения:
-об истце (лице, начавшем дело): возраст; образование; профессия; занимаемая должность или занятие и характер работы; стаж работы на предприятии, в учреждении, общий стаж; заработок; состоит ли в браке, когда зарегистрирован брак, который по счету, длительность каждого; состав семьи на момент обследования (родственные отношения, возраст, заработок родственников), отношение членов семьи к передаче ребенка истцу; жилищно-бытовые условия истца, взаимоотношения членов семьи;
-те же сведения об ответчике (лице, у которого находится ребенок);
- причины, по которым один из родителей считает невозможным пребывание ребенка у другого родителя
- данные об участии каждого из родителей в воспитании и содержании детей при совместном их проживании и об их взаимоотношениях с ребенком;
- сведения о ребенке: занятие несовершеннолетнего (посещает ясли, детский сад, школу (группа, класс); успеваемость ребенка, участие его в общественной жизни школы; занятия несовершеннолетнего во внеучебное время (посещает кружки технического творчества, занимается художественной самодеятельностью, спортом, музыкой) и т.п.; режим дня и жилищно-бытовые условия несовершеннолетнего (наличие отдельной комнаты, рабочего места для занятий, уголка для игр, есть ли игрушки, детские книжки и т.п.); кто помимо родителей (ля) осуществляет уход и надзор за ребенком (члены семьи, соседи, другие лица); состояние здоровья несовершеннолетнего: имеется ли отклонение от нормального психофизического развития, состоит ли ребенок на учете у врачей узкой специальности; организация отдыха (где, с кем проводит каникулы, летнее время);
- результаты беседы с несовершеннолетним о его отношении к родителям и привязанности к каждому из них; выяснение, с кем из них он хочет проживать;
- опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей, об их отношении к детям, поведении в быту, по месту работы; выводы и мотивированное заключение на основании материалов обследования.
Акт обследования и заключение сначала представляются на утверждение заведующему отделом (управлением) образования, а затем в суд.
Спор о праве участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка.
45. Основное содержание работы социального педагога с детьми-
Сиротами
К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, нахождением их в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в местах лишения свободы, нахождением под стражей, подозрением и обвинением в совершении преступлений, уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях. Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки.
Сущность социально-педагогической работы с такими детьми заключается в выявлении таких детей, защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализуя данные задачи, социальный педагог работает в непосредственном контакте с органами опеки и попечительства.
Дети – сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о ребенке заботу о детях берет на себя общество и государство.
Согласно закону РФ «О дополнительных гарантиях по соц. защите детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство – форма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Семейные формы устройства детей дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни. Усыновление (удочерение) - это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Опека и попечительство - это формы устройства и защиты прав детей- сирот и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан Государственно-общественные формы устройства детей сирот – это такие формы устройства детей-сирот, при которых они имеют долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботы об их воспитании. Семейный детский дом (приемная семья) - форма организации жизнедеятельности детей-сирот, созданная по инициативе Советского детского фонда в 1988 году. Граждане (супруги или отдельные лица, не состоящие в браке), взявшие на воспитание не менее 8 детей, именуются родителями-воспитателями; дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуются «приемными детьми», а такая семья – «приемной семьей». Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители- воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. Детские деревни -это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 г австрийским педагогом Германом Гмайнером. Во всем мире в основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы: мать в детской деревне - глава семьи. Работа в этом качестве - одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение; в детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют; каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня - это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам - воспитательниц, но, прежде всего, это общество единомышленников; руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье. Временная приемная семья - форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью до разрешения его проблем или до определения его дальнейшей судьбы. Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя прежде всего то, что это семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Фостеровская (замещающая) семья. Это одна из разновидностей приемной семьи, новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей и др. Временная приемная семья является чрезвычайно распространенной в ряде развитых стран как форма защиты детства. В России временная приемная семья пока не нашла повсеместного внедрения и распространения. Это связано с экономическими, социальными и политическими катаклизмами, переживаемыми в нашей стране. Патронатная семья. Под патронатом понимается специальная форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного родителя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства (уполномоченного органа). В патронатную семью ребенок может помещаться временно до решения его дальнейшей судьбы: возврат к биологическим родителям, усыновление или опекунство, устройство в учреждение интернатного типа. В таком случае патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые их кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни. Главная цель приемной и патронатной семьи - создать благоприятные условия для временного пребывания ребенка. Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Детский дом - государственное образовательно- .воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей, а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднение в их содержании и воспитании. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Приют - государственное специализированное учреждение системы соц защиты населения, новая форма помощи детям - сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям псих-педагог поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемой в приюте, зависит от типа приюта. Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Приют социальный для детей и подростков – приют для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Целью социального приюта является социальная помощь беспризорным детям и подросткам, организация их временного проживания, правовая и медико-социальную помощь, их дальнейшее жизнеобеспечение. Время нахождения в приюте 2-6 месяцев. Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий.
Молодежь
Молодежь - это соц.демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей соц.положения молодых людей их места и функций в соц.структуре общества, их специфич.интересов и ценностей. Совр.ученые сч-т, что возр.границы периода молодости условны, их м. опр-ить интервалом от 13 -14 до 29 -30 лет. Общая ее численность к наст.времени составляет более 32 млн. ч-к, или 22% от всего насел-я страны. В сфере обр-ия молодежи состояние дел неоднозначно. Бесспорным достижением явл.стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время сущ-ет проблема трудоустройства выпускников, получ-их проф.обр-ие. В рез-те мн.из них вынуждены работать не по спец-ти. ценностиСтановление современной молодежи пришлось на годы реформ, период соц-экон, идеологической и культурной ломки, крушения надежд и жизненных планов. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение соц структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица. Если же все-таки придется работать, то там, где больше платят: в коммерции, юриспруденции, экономике. Некоторые из них стремятся к предпринимательству. Главная радость их жизни - вкусная еда, красивые, а еще важнее дорогие и престижные вещи, машины, дачи. Еще одна характерная черта их личности - глубокий индивидуализм, эгоцентризм Общее развитие и духовный мир этой молодежи весьма убоги. Многие вопиюще безграмотны. Подгруппа гедонистов (тоже примерно 9%) отличается тем, что главные приоритеты у них не деньги и вещи, а развлечения, удовольствия, наслаждения. Отсюда и цели жизни: "жить беззаботно, развлекаться", "обеспечить себе жизнь, полную разнообразных впечатлений и развлечений". Их девизы: "жить нужно в кайф", "заботься о себе и своих удовольствиях", "развлекайся на всю катушку", "живи сегодняшним днем, завтрашнего может и не быть". Герои: Таис Афинская, Казанова, Дон Жуан, Валерий Леонтьев.Честолюбцы-карьеристы, как правило, дети богатых и образованных родителей. Главное для них - карьера, власть, известность. Цели жизни: "достигнуть больших успехов в учебе и карьере", "прославиться", "иметь высокую руководящую должность". Профессии, которые они выбирают, - дипломат, государственный или политический деятель. Их любимые девизы: "пришел, увидел, победил", "если быть, то быть первым", "цель оправдывает средства", "авторитет и власть - это все". Их герои - Наполеон, Макиавелли, Бисмарк, Явлинский. Маргиналы - это воинствующие эгоисты, готовые "пройти по головам во имя богатства и красивой жизни". Как правило, это дети бедных и малообразованных людей, стремящиеся всеми силами вырваться из нищеты. На них большое влияние оказали фильмы о ворах в законе, киллерах и проститутках. Они пишут: "хочу быть вором в законе", "быть киллером - это моя мечта с детства", Их герои - Распутин, Гитлер.К этой второй группе можно причислить "интеллектуалов". Их в выборке оказалось примерно 20%. Они отличаются хорошим общим развитием и четкой направленностью на духовные ценности, образование. Это в основном жители городов, из семей интеллигенции, с удовлетворительным материальным положением. У них слаба гражданская позиция: их интересы чаще всего не выходят за рамки семьи, к политике равнодушны, участвовать в общественных делах не собираются!".Большинство учащихся уезжать из страны не собираются, но некоторые хотели бы "получить образование у себя на родине и переехать потом в капиталистическую страну" или уехать туда, "где нормальная экология и цивилизация".Условно можно выделить подгруппу борцов за социальную справедливость, "за все отнятые у народа права". Это примерно 15% опрошенных, в основном представители села. Для них характерны активная политическая направленность, патриотизм и грамотная оценка того, что происходит в стране, и того, что нас может ждать в ближайшее время. Как правило, это дети родителей с удовлетворительным и плохим материальным положением, со средним и средним специальным образованием. В деревне оказалось гораздо больше тех, кто жалеет беспризорных детей, бездомных людей, а также брошенных животных. Цели жизни этой молодежи - "борьба за справедливость", "хорошее материальное благополучие", "уважение окружающих". Активная политическая позиция этой молодежи определяется стремлением вернуть отобранные у нее социальные права, и прежде всего - право равного жизненного старта. В создавшихся условиях сельская молодежь практически лишена возможности учиться в вузах, работать в городе, нормально лечиться, общаться со сверстниками других регионов страны
Миграционные процессы
Недобровольные миграционные процессы, сопряженные с переживанием мигрантами глубоких психологических стрессов, затрудняют процесс их адаптации к новым условиям жизнедеятельности.
Анализ имеющихся иссл-ний пр-са миграции показывает демографические, этнокул-ые, политологические особенности миграции и гораздо в меньшей мере - соц-пед-кие аспекты орг-ции пр-сов поддержки и пом семьям мигрантов в новых социокул-ных условиях их ж/д-ти. В то же время теоретически доказано, что мигранту в условиях принимающего общества требуется приобретение нового опыта социального взаимодействия с окружающими с позиций установления межкультурного диалога на различных уровнях адаптивного взаимодействия с людьми - личностном, межличностном и межгрупповом. Межкультурный диалог создает соответствующие условия для динамики их персональных адаптивных возможностей для того, чтобы, благодаря выбору конструктивной модели аккультурации, удовлетворить свои потребности в системе межличностного и межгруппового взаимодействия в новом социуме. Спец.й анализ псих-пед-ких иссл-ий позволил выделить наиб. продуктивные подходы к проектированию моделей психол-кой пом. мигрантам:
а) этно- и социально-психологическое моделирование процесса личностной адаптации мигрантов в новом социуме
б) поликультурное моделирование процесса адаптации детей-мигрантов в образовательном процессе школы
в) аккультурационная модель адаптации индивида с обучением выбору аккультурационной стратегии поведения в новой социокультурной действительности. Одновременно с этим соц-пед-ая поддержка и помощь л-ти мигранта должна строиться с позиций учета этнокул-ой специфики мигрантских гр-п, их самосозн-ия, традиций взаимодей-ия, принятых в кул-ре, ценностных норм и форм общо-адаптивного поведения в социуме.
Теоретически доказано, что педагогическую организацию деятельности по социокультурной адаптации мигрантов необходимо осуществлять в единой системе социально-психолого-педагогической деятельности по культурной реабилитации личности в новых условиях жизненного существования при целевом обеспечении перехода её от состояния социальной и психологической дезадаптации к успешной адаптации, социализации и интеграции в новую ситуацию развития.
Деятельность соц.раб. направлена на смягчение социально-психологической и средовой дезадаптации мигрантов, формирование позитивных целей и ценностей личности. При этом особое значение имеет система их социально-педагогической реабилитации, реализуемая в единстве скоординированного взаимодействия педагогического и подросткового коллективов, соц. педагога, психолога, родителей и самого мигранта. Программа предусматривает применение комплекса психореабилитационных технологий по преодолению соц-психол-их, кул-ых и личн-ых проблем дезадаптированного чела на личностном, межличностном и межгрупповом уровнях взаимоотношений. Целевую основу в реабилитации личности мигранта составляет системная поддержка позитивных направлений соци-ции в контексте применения средств психореабилитации личности на основе создания открытой социальной ситуации для развития потребностей в самоактуализации и саморазвитии.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 234.