Социально-педагогическая защита прав ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья

К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести: социопсихолого-педагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья;

После рассмотрения отдельных случаев перечислим основные направления профилактической работы социального педагога по реализации права несовершеннолетнего на охрану здоровья:

- вовлечение детей в деятельность по охране своего физического, эмоционального и социального здоровья;

- обучение культуре использования свободного и учебного времени с учетом возможностей и потребностей личности, количества часов, отведенного на те или иные занятия, общего режима в школе и семье;

- целенаправленное обучение способам наблюдения за своим состоянием и его саморегуляции в деятельности и общении;

- формирование экокультуры детей;

- пропаганда, в том числе на личном примере учителей и родителей, здорового образа жизни, занятий физкультурой и спор том;

- информирование о возможных негативных последствиях вредных привычек, бездумного отношения к собственному здоровью;

- контроль и регулирование формирования и реализации валеологической кул-ры во внутришк-ной жизни, соответствия режимных и организационных приемов и средств требованиям охраны здоровья несовершеннолетних.

2.Социально-педагогическая защита прав ребенка на образование.

Право на образование закреплено в федеральных законах Российской Федерации «Об образовании» (1996), «Об основных га­рантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) и подза­конных актах.

Соц.пед-г может участвовать в защите прав ребенка на образование:

- организовывать разъяснительную работу по спорным ситуа­циям, связанным с реализацией права на образование

- продумывать и инициировать разработку и реализацию в школе программ правового просвещения;

- выступать экспертом по факту соответствия отдельных реше­ний школьной администрации основным правам ребенка в сфере образования;

- содействовать развитию детских и молодежных инициатив правозащитной и правоохранительной направленности

- представлять интересы ребенка

3.Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей и дарований.

Система работы социального педагога по защите прав ребенка на развитие способностей СТРОИТСЯ С учетом законодательно закрепленных позиций, согласно которым:

- государство создает условия для получения адекватного образования как для граждан с отклонениями в развитии, так и для проявивших выдающиеся способности;

- допускается сочетание различных форм получения образования; в частности экстерната, семейного образования, самообразования;

- ОУ в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе); - образовательные учреждения при реализации образовательных программ используют возможности учреждений культуры.

Учитывая сложившуюся практику, социальный педагог:

- выявляет социальную направленность личности и индивидуальную предрасположенность к определенным видам деятельности;

- совместно с психологом ведет учет детей с ярко выраженными способностями, одаренных детей, если они относятся к категории риска либо проживают в неполных, опекунских, малообеспеченных семьях;

- добивается реализации законодательно закрепленных льгот детям-инвалидам, сиротам и т.д., если они прибегают к дополнительным образовательным услугам; если это возможно, совместно с родителями ищет пути и средства определения ребенка в специализированные учреждения, секции, кружки, клубы; проводит работу по поиску спонсорских средств для оплаты занятий детей;

- совместно с руководителями специализированных учреждений коллективов ищет пути определения ребенка в эти учреждения на льготных условиях;

- совместно с представителями администрации образовательного учреждения изыскивает возможности для создания в рамках данного учреждения групп, филиалов отдельных коллективов, студий, школ с бесплатным обучением или обучением на льготных условиях.

4.Социально-педагогическая защита прав несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности.

Не получая необходимой поддержки государства, подростки создают свои предпринимательские ниши:

-легальную (торговля газетами, мытье машин и т.п.);

-полулегальную (школьный «черный рынок», уборка в ночное время коммерческих палаток);

-нелегальную (торговля запрещенными законом товарами — наркотики, оружие и т.п.).

С одной стороны, социальный педагог, обеспечивая экономическую поддержку несовершеннолетнего и его семьи, занятость ребенка в свободное время, способствует его трудоустройству. С другой — он вынужден бороться с полулегальной или нелегальной занятостью детей как источниками девиации, нарушения их прав.

Государство разрабатывает нормативно-правовые основания трудоустройства несовершеннолетних, инициирует специальные органы и обучающие (профориентационные) программы, способствующие созданию рабочих мест для несовершеннолетних, привлечению несовершеннолетних к активной трудовой деятельности, защите их прав, интересов и льгот в сфере трудоустройства

5. Социально-педагогическая защита прав ребенка на воспитание в семье

Право ребенка иметь семью признано в России неотъемлемым на всех уровнях — от бытового до нормативно-законодательного. К сожалению, несмотря на снижение уровня рождаемости в Рос­сийской Федерации, количество детей, нуждающихся в государ­ственном попечении, из года в год увеличивается.

Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. Опека и попечитель­ство устанавливаются для защиты прав и интересов детей, для их полноценного воспитания. Под опекой понимают передачу несо­вершеннолетних в возрасте до 14 лет, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью опекуна. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Опекуны и попечители подбираются органом управления об­разованием. При этом тщательно оцениваются намерения лиц, предпочтение отдается более близким родственникам.

Органом управления образованием с помощью социальных педагогов, руководителей детских садов, школ, учреждений на­чального профессионального образования осуществляется на­блюдение за условиями жизни и воспитания, здоровьем, уче­бой подопечных детей, сохранением их имущества и жилья до достижения ими совершеннолетия. При этом личные дела по­допечных детей дополняются два раза в год следующими доку­ментами:

Централизованный учет детей, оставшихся без попечения ро­дителей (первичный, региональный и федеральный), осуществ­ляется органами опеки и попечительства, соответствующими орга­нами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Министерства образования.

В последние годы все большее распространение приобретает институт приемной семьи, который был введен Семейным ко­дексом РФ. Положение о приемной семье было утверждено по­становлением Правительства Российской Федерации 17 июля 1996 года. Статус приемной семьи после заключения органами опеки и попечительства договора с родителями приобретают ра­нее созданные семейные детские дома (детские дома семейного типа).

В задачи социального педагога входит популяризация прием­ной семьи, а также участие в подготовке договора и надзоре (пат­ронаже) за жизнедеятельностью приемной семьи.

Приемная семья образуется на основании договора о переда­че ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попе­чительства выдает приемным родителям удостоверение установ­ленного образца. Со стороны органа опеки и попечительства при­емным родителям оказывается необходимая помощь и осуще­ствляется наблюдение за условиями жизни и воспитания детей (ребенка).

Процедура усыновления проходит следующим образом. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную се­мью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможно­сти быть приемными родителями.

Граждане, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на полу­чение от него содержания и право на льготы и государственные пособия для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ре­бенка.

оциальному педагогу необходимо иметь в виду, что при не­посредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он нахо­дится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опе­ки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 284.