Развитии.
Коррекц-пед.д-ть имеет опр-ную стр-ру и напр-ния. Ведущими напр-ями яв-ся:
1.корр-щие воздей-ия на реб-ка средовыми факторами;
2.орг-ция уч пр-са;
3.спец подбор куло-массовых и оздоров-ных мероприятий;
4.психогигиена семейного восп-ия.
Коррекц-пед.д-ть в целом осущ-ся на интегративной комплексной основе (диагн-корр-ная д-ть, этиология отклонений, профилактика, форм-ние л-ти с опорой на полож-ные кач-ва). Осущ-ние корр-пед.д-ти предполагает координацию усилий школы, семьи и социума в предупреждении и исправлении в поведении и развитии ребенка.
Критерии нормы:
Относ-ная стаб-сть хар-ра;
тотальность проявлений хар-ра;
соц. дезадаптация,
учет возрастных особенностей и пола,
длительность сохранения расстройства,
допустимы временные колебания в поведении и эмоц-ом состоянии;
необх-ть учета степени нарушения,
учет частоты и длит-сти прояв-ий неблагоп-ых факторов, ситуационная специфичность.
Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:
- вид нарушаемой нормы; - психологические цели поведения и его мотивация; - результаты данного поведения и ущерб им причиняемый; - индивидуально-стилевые характеристики поведения.
В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А. Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество).
Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности, на наш взгляд, принадлежит Ц.П. Короленко и Т.А.Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения.
Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае - внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение.
У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.
Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество. Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа.
В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.
Медицинская классификация поведенческих расстройств
Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, т. е. достигающие уровня болезни. Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» называет следующие поведенческие расстройства (для взрослого возраста):
F10-19 - психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ; F50-59 - поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами; F63 - расстройства привычек и влечений; F65 - расстройства сексуального предпочтения.
МКБ-10 также включает типологию поведенческих расстройств с началом, характерным для детского и подросткового возраста:
F90 - гиперкинетические расстройства; F91 - расстройства поведения; F92 - смешанные расстройства поведения и эмоций; F94 - расстройство социального функционирования; F95 - тикозные расстройства; F98.0 - неорганический энурез; F98.1 - неорганический энкопрез; F98.2 - расстройство питания в младенческом возрасте; F98.3 - поедание несъедобного; F98.4 - стереотипные двигательные расстройства; F98.5 - заикание; F98.6- речь взахлеб.
Данные поведенческие расстройства диагностируются при наличии нескольких характерных симптомов, которые при этом должны сохраняться не менее 6 месяцев.
Сопоставление психологической и медицинской классификаций позволяет сделать вывод о том, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. В ряде случаев один и тот же вид поведения может последовательно приобретать различные формы: безобидная вредная привычка - отклоняющееся поведение, ухудшающее качество жизни - болезненное поведенческое расстройство, угрожающее самой жизни.
Основные варианты социального поведения.
1. Нормативное поведение («стандартное») - соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности.
2. Маргинальное (пограничное) поведение - находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей.
3. Нестандартное («ненормативное») поведение - выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей.
Альтернативные формы наказаний:
Существует еще один подход, связанный с применением санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение, на основании уголовных законов. Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же — выявление и устранение причин социальных отклонений.
Соц-пед.реаб-ия – система мер восп.характера, направленная на формирование личн.качеств, значимых для жизнед-ти р-ка, активной жизненной позиции, способствующих интеграции его в общество.
Соц-пед.реаб-ия подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализ-ых уч-ях, кот. Наз-ся реаб.центрами. Задачи учр-ий:
1.проф-ка безнадзорности, бродяжничества дезадаптир.детей и подростков;
2. мед-психол.помощь детям, попавшим в труд.жизненную ситуацию;
3.формир-е полож.опыта соц.пов-я, навыков общ-я и взаимод-я с окк.людьми;
4.выполнение попечительских функций по отношению тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;
30. Опыт педагогической деятельности А.С. Макаренко
Опыт педагогической деятельности А.С. Макаренко (1888—1939) по перевоспитанию малолетних преступников широко известен во всем мире.
В 1920 г. А.С. Макаренко предлагается возглавить колонию для несовершеннолетних преступников, что коренным образом изменило его жизнь. Уже в первые годы работы колонии он разрабатывает принципы отношений воспитанников и педагогов:
1) равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников;
2) четкая организация труда;
3) роль общественного мнения в лице совета командиров и общего собрания;
4) четкий перечень серьезных проступков: лень, отклонение от тяжелой работы, оскорбление товарища, нарушение интересов коллектива. Однако деятельность А.С. Макаренко нравилась далеко не всем чиновникам. В 1928 г. он был снят с должности заведующего колонией, переходит на работу в НКВД, а вскоре принимает коммуну им. Ф.Э. Дзержинского.
Концепция социального воспитания А.С. Макаренко основана на формировании личности в новых социальных условиях. Он полагал, что в условиях трудовой колонии возможно воспитать нового человека, советского гражданина, коллективиста.
А.С. Макаренко осуществлял свою педа работу в условиях становления советского государства, поэтому во многом она была политизирована. Педагог активно подчеркивал, что только коммунистическое воспитание способно противостоять мещанству и порокам воспитания, оно является «общим и единым, даст возможность каждой личности развить свои задатки и способности». В качестве методов коммунистического воспитания он выделял общественное мнение, соревнование, поощрение, наказание, систему перспективных линий.
Сформулированный им принцип коллективисткой педагогики следующий: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему».
Большое внимание А.С. Макаренко уделял воспитанию сознательной дисциплины, что возможно в единстве коллектива и дисциплины.
Ю.В. Василькова и Т.А. Василькова выделяют актуальные для современного социального педагога идеи А.С. Макаренко:
1. умение создавать детский коллектив, объединенный разумным, творческим, производительным трудом;
2. создание детского самоуправления, различные формы которого были школой для каждого воспитанника;
3. создание особых отношений между воспитанниками и воспитателями;
4. широкий круг методов в создании коллектива.
Теория воспитания личности в коллективе была разработана в отеч. пед-ке в20-30г. Теоретич. основы концепции воспитания личности в коллективе были разрботаны Макаренко, Сухомлинским. На более поздних этапах – Иванов, Никонова, Гордин, Коротов, Лихачев.
В пед. практике теории и практике А.С.Макаренко:
- дано определение сущности коллектива (единство цели, совместная деятельность, отношения ответственной зависимости)
- сформулированы осн-е признаки коллектива (наличие выборных органов, чувство защищенности, преемственность и традиции)
- описана технология формирования коллектива
- сформулирован закон жизни коллектива (движение-форма жизни коллектива, остановка-смерть)
- определены принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии)
- разработан механизм взаимод-я личности и коллектива (методика параллельного действия, основанная на том, что к личности предъявляют единые требования и коллектив, и педагог)
- в ряде художественно-пед. произведений описан практический опыт создания коллектива («Пед-кая поэма», «Флаг на башнях»)
- пед. замысел (цели и содержание деятельности в неопределенный воспитательной ситуации)
- механизмы его реализации (детско-взрослая общность, система разновозрастных отрядов)
- демонстрация образов пед. действия в «живой» коммуникации (выступления перед пед. общественностью с анализом опыта создания колонии им. Горького и коммуны Дзержинского)
Дата: 2019-12-09, просмотров: 262.