Методика диагностики личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Диагностическая функция — одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно Методическому письму «О соци­ально-педагогической работе с детьми» (1993), она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изуче­ние личностных особенностей и социально-бытовых условий жиз­ни детей, семьи, социального окружения, выявление позитив­ных и негативных влияний, проблем.

Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.

Диагностика — важнейший компонент социальной техноло­гии (цель—диагноз — прогноз — программа — внедрение—анализ). Вместе с тем в практике социальной деятельности сформирова­лись собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования. Алгоритм процедур типовой технологии пред­полагает:

-ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение пред­мета диагностики, выбор основных показателей или критериев;

-измерение и анализ показателей;

-формулирование и оформление выводов, заключение, постановку социального диагноза.

Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка, взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики лич­ности необходимо:

-выявление специфических социальных качеств, особеннос­тей развития и поведения;

-уточнение социальной ситуации развития;

-определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением че­ловека в различные социальные связи;

-ранжирование, описание диагностируемых особенностей кли­ента, построение «социального портрета» личности.

В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, — медико-психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке.

Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог ру­ководствуется в своей деятельности следующими требованиями:

соблюдать общие технологические требования: определить цель, выбрать наиболее эффективный диагностический инструмента­рий, непосредственно получить данные и провести их отбор, пе­реработать и интерпретировать данные, установить диагноз, составить про­гноз развития ситуации и определить содержание социально-пе­дагогической деятельности с конкретным подопечным;

соблюдать этические нормы;

защищать интересы подопечного: соблюдать принцип доброволь­ности при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения; информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предо­ставляя ему возможность некоторой корректировки этих резуль­татов, а также в собственно педагогических целях;

обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки ис­пользуемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не до­пускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.).

Социальный педагог может самостоятельно выполнять диаг­ностические операции, а также прибегать к услугам специалис­тов, применяя их данные в своей работе. Разные лица могут ис­пользовать диагностические данные с разными целями:

-социальный педагог — для последующей работы с данным по­допечным;

-специалисты-смежники — для формулирования администра­тивного решения, постановки профильного или комплексного диагноза;

-сам подопечный — в целях саморазвития, коррекции поведе­ния и т.п.

Результаты диагностической деятельности оформляются со­циальным педагогом в единую «Карту-характеристику личнос­ти», «Медико-психолого-педагогическую характеристику лич­ности» и т.п. Единого образца данного вида документов в на­стоящее время нет. Существуют различные варианты, возмож­но комбинирование или создание собственного варианта, который бы отвечал практическим задачам деятельности.

Для составления этих и подобных карт-характеристик личнос­ти социальный педагог может использовать широкий спектр ди­агностических методик: социально-психологических, психологи­ческих, социологических, педагогических, медицинских.

Соц-пед.диагностика

Для соц.педа­гога на этом этапе характерно:

1) Его интересует, в частности, информация:

• о патологии, характерной для объекта работы.

• потенци­альные возм-ти в преодолении или снижении уровня пато­логии;

• мотивация отношения к преодолению своих социальных проблем;

• о характере и результативности предшествующей социально-педагогической работы с клиентом других специалистов;

• об особенностях развития и воспитания в целом;

2) стремление опр-ть соц-пед.проблемы, особ-ти влияния на клиента;

3) стремление определить соц-пед.возможности среды жизнед-ти клиента:

4) стремление собрать необходимую первичную информацию для диагностической работы с клиентом и выявить ее источники.

Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Наблюдение м. осущ-ться непосредственно иссл-лем, либо посредством приборов набл-ия и фиксации его рез-тов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты набл-ия.

1.По систем-сти различают:

-Несистем-кое набл-ие, при к-ом необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

-Систематическое набл, проводящееся по опр-ому плану и при к-ом иссл-ель регистрирует особенности поведения и класс-ует усл. внеш. среды.

2.По фиксируемым объектам

-Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.

-Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.

Анкетирование -психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анк-ние — опрос при пом. анкеты.

Виды анк-ния:

1.По числу респондентов: Индивидуальное Групповое Аудиторное Массовое

2.По полноте охвата:Сплошное (опрос всех представителей выборки) Выборочное (опрос части выборки)

3.По типу контактов с респондентом: Очное (в присутствии исследователя-анкетёра) Заочное (анкетёр отсутствует) Рассылка анкет по почтеПубликация интернете, прессе Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Беседа-псих-кий вербально-комм-вный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога м/у пед-гом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Существует два вида беседы:

- Управляемая психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт.

- Неуправляемая происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту.

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:Терапевтическая Экспериментальная (с целью проверки экспериментальных гипотез) Автобиографическая Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта) Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта) Телефонная беседа.

Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом: стандартизированное интервью, полустандартизированное интервью, фокусированные интервью, свободное и разведывательное интервьюирование.

Параметрический метод основывается на количественном выражении исследуемых свойств СУ и установлении взаимосвязей между параметрами управляющей и управляемых подсистем. Это дает возможность на базе фактических данных определить форму зависимостей взаимосвязанных параметров и их количественное выражение. Зависимости параметров могут быть функциональными (проявляемые определенно и точно в каждом отдельно наблюдаемом случае - наблюдении) или корреляционными (определяемые на основе корреляционного метода).

Анализ документов — один из наиболее часто используемых методов в социально-педагогической работе. Документы подраз­деляются:

- по степени персонификации — на личные и безличные;

- в зависимости от статуса документального исследования — на официальные и неофициальные;

- по источнику информации — на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опро­са) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные до­кументы).

По надежности информации официальные документы более надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем безличные. Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер.

Биографический (автобиографический), изучение дневников, продуктов творчества, интроспекция и анализ воспоминаний. Используется педагогической антропологией для изучения развития личности в единстве с социальной историей.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 213.