Диагностическая функция — одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно Методическому письму «О социально-педагогической работе с детьми» (1993), она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.
Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.
Диагностика — важнейший компонент социальной технологии (цель—диагноз — прогноз — программа — внедрение—анализ). Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования. Алгоритм процедур типовой технологии предполагает:
-ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение предмета диагностики, выбор основных показателей или критериев;
-измерение и анализ показателей;
-формулирование и оформление выводов, заключение, постановку социального диагноза.
Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка, взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики личности необходимо:
-выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения;
-уточнение социальной ситуации развития;
-определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи;
-ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента, построение «социального портрета» личности.
В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, — медико-психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке.
Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется в своей деятельности следующими требованиями:
соблюдать общие технологические требования: определить цель, выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать и интерпретировать данные, установить диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание социально-педагогической деятельности с конкретным подопечным;
соблюдать этические нормы;
защищать интересы подопечного: соблюдать принцип добровольности при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения; информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предоставляя ему возможность некоторой корректировки этих результатов, а также в собственно педагогических целях;
обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не допускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.).
Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические операции, а также прибегать к услугам специалистов, применяя их данные в своей работе. Разные лица могут использовать диагностические данные с разными целями:
-социальный педагог — для последующей работы с данным подопечным;
-специалисты-смежники — для формулирования административного решения, постановки профильного или комплексного диагноза;
-сам подопечный — в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п.
Результаты диагностической деятельности оформляются социальным педагогом в единую «Карту-характеристику личности», «Медико-психолого-педагогическую характеристику личности» и т.п. Единого образца данного вида документов в настоящее время нет. Существуют различные варианты, возможно комбинирование или создание собственного варианта, который бы отвечал практическим задачам деятельности.
Для составления этих и подобных карт-характеристик личности социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских.
Соц-пед.диагностика
Для соц.педагога на этом этапе характерно:
1) Его интересует, в частности, информация:
• о патологии, характерной для объекта работы.
• потенциальные возм-ти в преодолении или снижении уровня патологии;
• мотивация отношения к преодолению своих социальных проблем;
• о характере и результативности предшествующей социально-педагогической работы с клиентом других специалистов;
• об особенностях развития и воспитания в целом;
2) стремление опр-ть соц-пед.проблемы, особ-ти влияния на клиента;
3) стремление определить соц-пед.возможности среды жизнед-ти клиента:
4) стремление собрать необходимую первичную информацию для диагностической работы с клиентом и выявить ее источники.
Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Наблюдение м. осущ-ться непосредственно иссл-лем, либо посредством приборов набл-ия и фиксации его рез-тов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты набл-ия.
1.По систем-сти различают:
-Несистем-кое набл-ие, при к-ом необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
-Систематическое набл, проводящееся по опр-ому плану и при к-ом иссл-ель регистрирует особенности поведения и класс-ует усл. внеш. среды.
2.По фиксируемым объектам
-Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
-Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.
Анкетирование -психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анк-ние — опрос при пом. анкеты.
Виды анк-ния:
1.По числу респондентов: Индивидуальное Групповое Аудиторное Массовое
2.По полноте охвата:Сплошное (опрос всех представителей выборки) Выборочное (опрос части выборки)
3.По типу контактов с респондентом: Очное (в присутствии исследователя-анкетёра) Заочное (анкетёр отсутствует) Рассылка анкет по почтеПубликация интернете, прессе Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
Беседа-псих-кий вербально-комм-вный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога м/у пед-гом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
Существует два вида беседы:
- Управляемая психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт.
- Неуправляемая происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту.
Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:Терапевтическая Экспериментальная (с целью проверки экспериментальных гипотез) Автобиографическая Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта) Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта) Телефонная беседа.
Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом: стандартизированное интервью, полустандартизированное интервью, фокусированные интервью, свободное и разведывательное интервьюирование.
Параметрический метод основывается на количественном выражении исследуемых свойств СУ и установлении взаимосвязей между параметрами управляющей и управляемых подсистем. Это дает возможность на базе фактических данных определить форму зависимостей взаимосвязанных параметров и их количественное выражение. Зависимости параметров могут быть функциональными (проявляемые определенно и точно в каждом отдельно наблюдаемом случае - наблюдении) или корреляционными (определяемые на основе корреляционного метода).
Анализ документов — один из наиболее часто используемых методов в социально-педагогической работе. Документы подразделяются:
- по степени персонификации — на личные и безличные;
- в зависимости от статуса документального исследования — на официальные и неофициальные;
- по источнику информации — на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные документы).
По надежности информации официальные документы более надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем безличные. Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер.
Биографический (автобиографический), изучение дневников, продуктов творчества, интроспекция и анализ воспоминаний. Используется педагогической антропологией для изучения развития личности в единстве с социальной историей.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 235.