Раньше проблемы образования и способы их раз решения усматривались в развитии разума человек; как основы всякой культуры, теперь же сам разум рассматривается как соответствующий результат социально-культурной эволюции, традиции, изменений социальной среды. Социальная педагогика выступает как разновидность социальной технологии е целенаправленной социальной работе по самоорганизации разумной, продуктивной и нравственной жизни личности.
Социальная педагогика исследует социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, которое осуществляется в организациях, специально созданных для этого и в тех, для которых воспитание не является основной функцией (предприятие). Разработка ее проблем способствует развитию социальной работы, ее превращению в высокопрофессиональную деятельность, которая внесет вклад в связь воспитательных сил общества в целях повышения его культурного уровня.
Социальная педагогика изучает социализацию человека как социально-педагогическое явление. Социализация - это процесс формирования личности человека в определенных социальных условиях. В ходе этого процесса человек избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данном обществе и социальной группе.
Социализация - это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Человек, 1роходя этапы социализации (детство, юность, зрелость, старость), меняет социальные роли, приобретает новый статус, изменяет привычный для пройденного этапа образ жизни. Каждый раз, переходя на новый этап, ему приходится переучиваться. Этот процесс распадается на два этапа: десоциализацию (отучение от старых ценностей, норм, ролей, правил поведения) и ресоциализацию (обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых. Десоциализация и ресоциализация — это две стороны одного процесса социализации. Если социализация в детстве и юности шла плавно, равномерно, представляя собой накопление новых знаний, ценностей, норм, то в зрелом возрасте на первый план выходят Десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового). Но в экстремальных условиях (колония, психиатрическая больница, армия, тюрьма) индивид дезориентируется (отвергает асе старое, не имея возможности обрести новое), так как воспитание и социализация, которые он получил в детстве, не могли подготовить его к выживанию в подобных условиях.
Человек выполняет определенную социальную роль в различных видах деятельности: - экономической, общественно-политической, педагогической, культурной, управленческой и т. д. При этом он формируется как творец материальных и духовных благ, является активным субъектом социального отн-ния. Если он не б.вкл-ен ни в один вид д-ти совместно с др.людьми,пр-с соц-ции , форм-ние л-ти, будет не возможным,т.к.соц-ость это форма общ-ого созн-ия и д-ти.
Механизмы социализации
К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенч возрасте. Но и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.
Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком соц.опыта.
Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
Рефлексия – внутр.диалог, в кот. человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свой-ные различ институтам общ-ва, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. С пом рефлексии чел м форм-ся и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в к-ой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
К соц-пед.механизмам социализации можно отнести следующие:
Традиционный механизм соц-ции (стихийной) предст-ет собой усвоение челом норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, к-ые хар-ны д/его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит на неосознанном уровне с пом запечатления, некритического воспр-ия господствующих стереотипов.
Институциональный механизм соц-ции, функц-ует в пр-се вз/дей-ия чела с институтами общ-ва и разл орг-ями, как специально созданными для его соц-ции, так и реализующими соц-ющие ф-ции попутно, параллельно со своими основными ф-ями.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей опр.возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами: родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.
Принцип воспитания – основные положения, на базе которых разрабатывается и реализуется на практике содержание, формы и методы
Дата: 2019-12-09, просмотров: 210.