Кажд.чел, особенно в детстве, отрочестве и юности, яв-ся объектом соц-ции. Об этом свид-ует то, что содержание пр-са соц-ции опр-тся заинтересованностью общ-ва в том, чтобы чел успешно прошел полоролевую, семейную, профессиональную и политическую соц-цию и т. д.
Требования к челу в том/ином аспекте соц-ции предъявляют не только общ-во в целом, но и конкретные гр-ы и орг-ции.
Эмиль Дюркгейм, рассм-вая пр-с соц-ции, полагал, что активное начало в нем принадлежит общ-ву, и оно является субъектом соц-ции. Поэтому оно стремится сформ-ать чела «по своему образцу», т. е. утверждая приоритет общ-ва в пр-се соц-ции чела.
Взгляды Э. Дюркгейма во многом стали основанием разработанной Талкоттом Парсонсом развернутой социологической теории функционирования общества, описывающей в том числе и пр-сы интеграции чела в соц.систему.
Т. Парсонс опр-ял соц-цию как «интернализацию кул-ры общ-ва, в к-ом реб-к родился», как «освоение реквизита ориентации для удовл-ного функц-ния в роли». Универсальная задача соц-ции – сформ-ать у вступающих в общ-о «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отн-ию к системе. Чел «вбирает» в себя общие ценности в пр-се общения со «значимыми другими». В рез-те этого следование общепринятым норм-ным стандартам стан-ся частью его мотив-ной стр-ры, его потреб-ью.
Теории Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали и продолжают оказывать большое влияние на многих исследователей социализации. До сего времени многие из них рассматривают человека лишь как объект социализации, а ее саму как субъект-объектный процесс (где субъектом выступает общество или его составляющие). «Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми».
Человек как субъект социализации.
Чел стан-ся полноценным членом общ-ва, будучи не т. объектом, но и, что важнее, субъектом соц-ции, усваивающим соц.нормы и кул-ные ценности, проявляя акт-ть, саморазвиваясь и самореал-ясь в общ-ве.
В основу рассм-ния чела как субъекта соц-ции легли концепции амер. ученых Ч. X. Кули, У. И. Томаса и Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида.
Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что инд-ное Я приобретает соц-ное кач-во в комм-циях, в межличностном общении внутри первичной гр-ы (семьи, группы сверстников), т. е. в пр-се вз/дей-ия инд-ных и гр-вых субъектов.
Уильям Томас и Флориан Знанецкий выдвинули положение о том, что соц.яв-ия и пр-сы необх-мо рассм-ать как рез-т созн-ной д-ти людей, что, изучая те или иные соц. Сит-ции, необх-мо учитывать не т.соц. обстоятельства, но и т.зр. индивидов, вкл-ных в эти сит-ции, т. е. рассм-ать их как субъектов соц.жизни.
Джордж Герберт Мид, разрабатывая напр-ние, получившее название символического интеракционизма, центр-ным понятием СП считал «межинд-ное вз/дей-ие». Совок-сть пр-сов вз/дей-ия, по Миду, конституирует общ-во и соц. индивида. С одной стороны, богатство и своеобразие имеющихся у того/иного инд-ого Я реакций и способов действий зависят от разнообразия и широты систем вз/дей-ия, в к-ых Я участвует. А с другой – соц. индивид яв-тся источником дв-ия и развития общ-ва.
Идеи Ч.X.Кули, У.И.Томаса, Ф.Знанецкого и Дж.Г.Мида оказали мощное влияние на изучение чела как субъекта соц-ции, на разработку концепций социализации в русле субъект-субъектного подхода. Авторы десятитомной Международной энцикл-дии по вопросам восп-ния (1985) констатируют, что «последние иссл-ния хар-зуют соц-цию как систему коммун-ного вз/дей-ия общ-ва и индивида».
Субъектом соц-ции чел стан-ся объективно, ибо на протяжении всей ж-и на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответ-щие цели, т. е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).
Задачи социализации
Условно Мудриком б. выделены 3 гр-ы задач, решаемых челом на кажд.возрастном этапе/этапе соц-ции: естественно-кул-ые, соц-кул-ные и соц-психол-кие.
Естественно-культурные задачи - достижение определенного уровня физического и сексуального развития.
На кажд. возрастном этапе челу необх-мо: достичь опр-ной степени познания телесного канона, свой-ного той кул-ре, в к-ой он живет; усвоить эл-ты этикета, символики, кинесического языка (жесты, позы, мимика, пантомимика), связанные с телом и полоролевым поведением; развить и/реал-ать физ. и секс-ные задатки; вести ЗОЖ, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, способы сохр-ия зд-ья и оздор-ния орг-зма, физ. саморазв-ия, упр-ия своим психофиз-ким состоянием); перестраивать самоотн-ие к ж-и, стиль жизни в соответствии с половозрастными и инд-ыми возможностями.
Все это имеет нек-ые объективные и нормативные различия в тех/иных регионально-кул-ых условиях (разл. темпы полового созревания, эталоны мужест-ти и женс-сти в разл. этносах, регионах, возрас.и соц.группах и т. д.).
Социально-культурные задачи – познав-ные, морально-нрав-ные, ценностно-смысловые - специфичны д/кажд. возрастного этапа в конк-ом социуме в опр-ный период его ист-и. Эти задачи объективно опр-тся обще-ом в целом, а также этнорегиональными особен-ями и ближайшим окружением чела.
Специфические соц-кул-ные задачи встают перед челом в пр-се участия в ж-и общ-ва. От чела в соответ-ии с его возрастными возмож-ями ждут приобщенности к опр-ому уровню общ-ой кул-ры, владения нек-ой суммой ЗУНов, опр-ного уровня сформированности ценностей. На кажд. этапе перед челом стоят задачи, связанные с его участием в семейной ж-и, в производ-экон-кой д-ти и т. д.
Задачи соц-кул-ого ряда имеют как бы 2 слоя. С одной стороны, это задачи, предъявляемые челу в вербализованной форме институтами общ-ва и гос-ва. С другой - задачи, воспр-мые им из соц.практики, нравов, обычаев, психол-их стереотипов непосредственного окружения, Причем эти два слоя не совпадают м/у собой и в большей/ меньшей степени пр/речат др др.
Соц-психол-кие задачи - это становление самосозн-ия л-ти, ее самоопр-ие в актуальной жизни и на перспективу, самореал-ция и самоутверждение, к-ые на кажд.возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.
Самосознание л-ти м. рассм-ать как достижение ею в каждом возрасте опр-ной меры самопознания, наличие относ-но целостной Я-концепции и опр-ого уровня самоуважения и меры самопринятия.
Самоопр-ие л-ти предпол-ет нахождение ею опр-ой позиции в разл. сферах актуальной ж/д-ти и выработку планов на разл. отрезки будущей жизни. Так, в подрост. возрасте особ. зн-ие приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности опр-ием своей позиции в отн-иях со сверстниками пр/положного пола.
Самореализация- реализация акт-ти чела в значимых д/него сферах ж/д-ти и/взаимоотн-ний.
Самоутверждение-достижение челом субъек-ой удовлет-сти рез-том и/пр-сом самореализации.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 224.