Региональные проблемы, связанные с демографическим фактором
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Суть того, что обычно называют демографической проблемой, хорошо известна. Речь идет о неконтролируемой китайской миграции на российскую территорию. В начале 90-х годов российские региональные власти включая силовые структуры охватила паника, отражением которой стали многочисленные антикитайские публикации в прессе, обвинения в адрес Пекина в целенаправленной демографической экспансии на север, и чуть ли не всех китайцев - в преступных наклонностях.

Движение китайцев на север вызывалось вполне объективными и преимущественно не политическими причинами и обстоятельствами. Оно предопределялось экономической и социальной обстановкой на Дальнем Востоке России и в Китае и объективно отвечало потребностям самой России. В начале 90-х годов китайская миграция стимулировалась огромными потребностями в товарах широкого потребления в Сибири и на Дальнем Востоке и нехваткой там рабочей силы. Что касается самого Китая, то у него было две основные причины для поощрения миграции своих граждан на север: демографическое давление и безработица на Северо-Востоке, с одной стороны, и сравнительно высокая прибыльность бизнеса с Россией и в России - с другой. По мере уменьшения потребностей дальневосточных территорий в китайских товарах и рабочей силе, а также после введения местными властями различных ограничений на въезд миграционная динамика изменилась.

Далеко не всех китайцев, пересекающих границу с Россией, можно идентифицировать как мигрантов, хотя большая их часть (преимущественно из числа так называемых туристов) старались остаться на российской территории подольше, занимаясь своим нехитрым, но прибыльным бизнесом. Среди временных мигрантов из Китая преобладали две категории: рабочие по контрактам и торговцы. По данным отдела виз и разрешений Приморья ежегодно в крае постоянно находилось около 20 тыс. китайских торговцев 1, китайских рабочих было в несколько раз меньше. В 1992-1995 гг. общая численность китайских рабочих, привлекавшихся в Приморье, колебалась в пределах 6-8 тыс. человек в год, что не превышало 0,6% общей численности рабочей силы края и не могло серьезно воздействовать на социальную обстановку.

К середине 90-х годов нелегальная миграция среди китайцев, работавших по контрактам, практически была сведена на нет установлением строгого контроля со стороны федеральной и местных миграционных служб и органов внутренних дел и возложением строгой ответственности за передвижение китайцев и их деятельность на российской территории на принимающие их организации. Последующие события показали, что местные власти и соответствующие органы при желании были вполне способны установить контроль и над другим источником нелегальной миграции - безвизовым туризмом. В 1996 г. своевременно покинули Приморье уже 97% "туристов", тогда как в 1995 г. - 66%, а в 1994 г. - только 44% 2. За первые семь месяцев 1997 г., по данным пресс-службы Тихоокеанского пограничного округа, незаконно осталось на территории края 160 китайцев, что составляет 1% пересекших границу.

Современная массовая китайская миграция имела вполне объективные причины. Они предопределялись экономической и социальной обстановкой в Приморском крае и в соседних провинциях Китая и отвечали потребностям самого Приморья. Движение китайцев стимулировалось со стороны России огромными потребностями в товарах широкого потребления и нехваткой рабочей силы, а со стороны Китая: демографическим давлением и безработицей, а так же сравнительно высокой прибыльностью бизнеса в России, и с Россией.

Сегодня отмечается огромный рост китайской миграции. В 2000 г. в крае работало 11712 иностранцев, получивших необходимое разрешение в территориальном органе, из них граждан КНР – 7708 (65,8 %). По сравнению с 1999 г. произошло увеличение численности работающих китайцев на 1334 чел.

Кроме законной миграции продолжает расти незаконная миграция. Миграционная Служба Приморского края выделила несколько основных каналов незаконной миграции иностранцев:

· туристический обмен, дающий наибольшее количество незаконных мигрантов из числа граждан Китая. Только в 2000 г. 442 гражданина КНР своевременно не возвратились в составе своих туристических групп на родину, из них в настоящее время не выехало 85 человек;

· безвизовый въезд по служебным паспортам граждан Китая – канал используется для въезда на территорию края для осуществления коммерческой деятельности и торговли, что не предусмотрено российским законодательством. Так, за 2000 год по служебным паспортам через пункты пропуска на китайской границе проследовало 17353 граждан КНР, которые в своем большинстве пребывали или пребывают на территории края для решения личных, коммерческих вопросов;

· поездки по визам, позволяющие иностранным гражданам беспрепятственно въезжать в Россию и относительно легко интегрироваться в хозяйственную деятельность края. В значительной степени незаконной миграции способствует наличие организаций, получивших в органах МИД консульский референс, который дает право на визовую поддержку иностранцам при получении ими российских виз для въезда в Россию. При этом многие из таких организаций фактически не занимаются вопросами приема иностранцев и не обеспечивают их своевременный выезд из России.

Современное миграционное движение китайского населения нельзя объяснять интересом только со стороны Китая. Это односторонний взгляд. Неизбежность массовой китайской иммиграции определяется и собственными потребностями края, особенно потребностями в трудовых ресурсах, ведь китайская иммиграция развивается на неблагоприятном местном демографическом фоне.

Показателями неблагоприятных демографических тенденций могут служить: ежегодная естественная убыль населения Приморского края, которая составляет 13-14 тыс. чел., высокая доля пожилого населения – 16,6%, активный миграционный отток российских граждан. Все это ослабляет трудовой потенциал региона. В недалеком будущем край остро почувствует дефицит труда. Решить проблему своими силами не удастся: рождаемость в крае низкая 8 % , смертность высокая – 14 %. Единственным источником роста населения и трудовых ресурсов станет иммиграция. Следует отметить, что подобную проблему в свое время решали такие страны как: Франция, Великобритания, Германия. И с начала 90-х годов основным фактором роста населения этих стран становится иммиграция.

В проектах, направленных на решение проблемы трудовых ресурсов в Приморском крае присутствуют два разных подхода. Одни предлагают в законодательном порядке уменьшить приток иммигрантов и одновременно организовать переселенческую кампанию для российского населения. Другие считают, что для решения экономических проблем целесообразно привлечь рабочую силу из Китая. И с этой целью необходимо разработать и проводить в жизнь активную иммиграционную политику. Думается, что второй подход более реалистичен в силу двух причин: во-первых, аналогичных тенденций развития населения в целом по России, а во-вторых, вследствие более высоких жизненных стандартов в европейской части нашей страны. Эти факторы вряд ли позволят организовать массовый переезд российского населения на Дальний Восток. Таким образом, единственный выход из создавшейся ситуации, к которой может прибегнуть Приморье – это привлечение иностранной рабочей силы.

Следовательно, сугубо внутренняя проблема обеспечения страны трудовыми ресурсами, во всяком случае, в восточной ее части, становится частью внешней политики государства. Это требует тщательного анализа законодательных основ Российской Федерации, регулирующих межстрановые потоки населения.

В условиях демографической проблемы стимулирование эмиграции становится сегодня важным элементом государственной политики Пекина. Численно растущие китайские общины приграничных с КНР российских регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири создают криминогенную среду часто оказываются неподвластными местной российской администрации, не обладающей адекватными силами обеспечения правопорядка[15].

И это в условиях, когда, несмотря на то, что на официальном уровне пограничных и территориальных споров между Россией и Китаем нет, проблема территориальных претензий КНР к России и сегодня, в эпоху так называемого «стратегического партнерства», активно обсуждается в китайских академических кругах. Так, авторы коллективной работы «История агрессии царской России против Китая», вышедшей уже при Дэн Сяопине, выдвигают территориальные претензии к России в Западной Сибири на 500 тыс. квадратных километров, в том числе на территории Алтайского края, Республики Алтай, части Новосибирской, Кемеровской и Омской областей[16]. Китайцы преисполнены сознанием того, что они лишь временно мирятся с этой «исторической несправедливостью», называя Сибирь «временно утраченной территорией Китая» и «северной неосвоенной целиной». Тезис об отторжении русскими в прошлом обширных районов Сибири и Дальнего Востока продолжает господствовать в китайской художественной литературе, быту, на страницах школьных и вузовских учебников[17]. Нужно помнить, что «ставя точку на прошлом» в беседе с М. Горбачевым 16 мая 1989 г., китайский лидер Дэн Сяопин не забыл упомянуть, что второй страной после Японии, «извлекшей наибольшую выгоду в Китае, была царская Россия, а затем Советский Союз». Дэн Сяопин не забыл тогда отметить, что в результате заключения неравноправных договоров Россия захватила свыше 1,5 миллионов квадратных километров китайской территории[18]. Между прочим, в примечаниях к изданию избранных трудов Дэн Сяопина подробно расписывается, когда и по каким «неравноправным» договорам «исконно китайские земли» перешли к России.

На фоне всего этого настораживает тот факт, что в западных кругах исследователей и экспертов уже открыто обсуждается возможность канализации китайского демографического давления в XXI в. на освоение Китаем «недонаселенных» российских территорий Сибири и Дальнего Востока в контексте экономического сотрудничества между Китаем и Россией. Необходимо, таким образом, учитывать, что в XXI в. Россия может, по сути, оказаться один на один с проблемой демографического давления со стороны Китая. Можно, на наш взгляд, только согласиться с мнением О.Л. Остроухова, что сегодня Россия и Китай скорее попутчики, чем союзники[19]. Как справедливо пишет А.Д. Богатуров, «геополитически Китай является прежде всего и в основном соперником России, и с этой точки зрения мирное сотрудничество и добрососедские отношения с ним не могут переходить некой грани»[20]. Сегодня Китай сосредоточен на решении внутренних проблем, а в плане традиционных для китайской внешней политики территориальных споров направляет свою деятельность на южных соседей. Кроме того, Китай сегодня заинтересован в поставках из России современного оружия и стратегического сырья. Однако, как замечает в частности А.Г. Арбатов, через 10 – 15 лет ситуация, вероятно, изменится, что может подтолкнуть Пекин к открытой экспансионистской политике в отношении российского Дальнего Востока и Сибири[21]. В этих условиях китайская этническая колонизация Западной Сибири при малочисленном российском населении этого огромного региона может в перспективе послужить поводом к официальному инициированию Китаем территориальных претензий к России в Западной Сибири.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в этой работе были рассмотрены отдельные аспекты современного российско-китайского сотрудничества.

Мы изучили сотрудничество стран в области инвестиций. Следует отметить, что здесь Россия и Китай достигли многого, при этом приоритетным направлением на нынешнем этапе развития считается привлечение в российскую экономику китайских инвестиций. Приветствуется сотрудничество между Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами и Министерством коммерции КНР. Дополнительные возможности для этого открываются в связи с началом функционирования в России особых экономических зон.

Также мы рассмотрели отношения в транспортной сфере. Все выше сказанное позволяет говорить о следующем. Интенсификация и диверсификация азиатских транспортных маршрутов наряду с внутренним транспортным строительством и ростом хозяйственных связей открывают ши­рокие возможности для международного сотрудничества в области транспорта, а часто делают его и необходимым. Это в полной мере касается и сотрудниче­ства в формате "Россия — Китай ". Формами такого сотрудничества могут быть проекты совместного дорожного и трубопроводного строительства, инвестиционные проекты, меры по обеспечению безопасности коммуникаций. При этом транспортное сотрудничество может служить катализатором общего развития экономических связей, а новые маршруты — мощным стимулом подъема прилегающих территорий.

Были изучены перспективы развития российско-китайских экономических связей при вступлении РФ в ВТО. Мы считаем, что необходимо пользоваться шансом вступления России в ВТО для разрешения актуальных вопросов на пути развития китайско-российского торгово-экономического сотрудничества, включая улучшение торговой структуры и борьбу с "серой растаможкой", которая нанесла и наносит ущерб китайско-российскому товарообороту.

В конце мы исследовали перспективы развития торгово-экономических отношений на региональном уровне, а именно, изучили связи экономик Дальнего Востока и Северо-восточного Китая. Идея заключается в том, чтобы использовать в качестве ресурса регионального развития, во-первых, эффект масштаба при эксплуатации имеющихся ресурсов углеводородов (в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке) за счет под­ключения спроса на энергию в странах АТР и СВА, а во-вторых, инфраструктур­ную ренту от транспортных и энергетических межконтинентальных коридоров.

 


 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бергер Я., Михеев В. Китай: социальные вызовы развитию// Общество и экономика. – 2005. - №1

2. БИКИ. №121, 23 октября 2004 г

3. БИКИ, №39, 7 апреля 2005 г.

4. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. Академический курс: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004.

5. Гатина Г.Ф., Мерзликин В.А., Щукина Н.Н. Мировая экономика. М.: ИНФРА-М; Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2001.

6. Грачев Н. Деньги идут, но не во всякую зону //Дело. Восток+Запад. №4 2001

7. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны //М: 2000, с.135

8. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник. М.: Омега-Л; Высш. шк., 2003.

9. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. 2-е изд.

10. Уянаев С. Транспортные маршруты в Азии: значение для России, Китая и Индии// Журнал: Проблемы Дальнего Востока, №2,2007,с.26-32. 

11. www.rc-forum.ru/cooperation/report

12. Выступление Президента РФ В.В. Путина на Деловом саммите АТЕС. – http://kremlin.ru/appears/2001/10/19/0000_type63377_28671.shtml

13. ИА Regnum.2006.28.2

14. www.atimes.com/atimes/ South_ Asia/HC28Df04, 14.04.06

15. www.vstoneft.ru

16. big5.mofcom.gov.cn/gate/ big5/www.mofcom.gov.cn/crweb/rcc/info

17. www.asiapacific.narod.ru

18. www.russchinatrade.ru/home/rus/economics

19. www.chinaembass.ru

Данная работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru. ID работы:19018


[1] Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 619.

[2] Северо-Восточный Китай на рубеже XX-XXI в.в. - Владивосток: Дальнаука, 2005. 240 с. 26.890(3) С 28

[3] Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник. М.: Омега-Л; Высш. шк., 2003. С. 28.

[4] Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник для вузов Изд. 2-е, перераб., доп. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 194.

[5] www.atimes.com/atimes/ South_ Asia/HC28Df04, 14.04.06

 

[6] www.rc-forum.ru/cooperation/report

[7] Телипко В. На обочине «Великого шелкового пути»/ www/anflitika/org/article.php?story=20050421023015809,21.04.2005

[8] Выступление Президента РФ В.В. Путина на Деловом саммите АТЕС. – http://kremlin.ru/appears/2001/10/19/0000_type63377_28671.shtml

[9] ИА Regnum.2006.28.2

[10] С.Уянаев Транспортные маршруты в Азии: значение для России, Китая и Индии//Проблемы Дальнего Востока №2,2007,с.29   

[11] www.vstoneft.ru.

[12] Лю Цзайци. Внешняя политика КНР и перспективы китайско-российских отношений // Журнал: Мировая экономика и международные отношения, № 9, 2004.

 

[13] big5.mofcom.gov.cn/gate/ big5/www.mofcom.gov.cn/crweb/rcc/info

[14] www.asiapacific.narod.ru

[15] Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. М., 1997

[16] См.: Ша Э цинь Хуа ши. Т. 3. Пекин, 1981. (История агрессии царской России против Китая. Т. 3. Перевод с китайского М., 1986.)

[17] Мясников В.С. Договорными статьями утвердили. Дипломатическая история русско-китайской границы. XVII – XX век. М., 1996

[18] Дэн Сяопин. Избранное (1982 – 1992). Пекин, 1994

[19] Остроухов О.Л. Внешняя политика Китая в эпоху Реформ. - Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия. Сб. 2. Глобализация и Периферия. М., 1999

[20] Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. М., 1997

[21] Арбатов А.Г. Национальная идея и национальная безопасность. - Внешняя политика и безопасность современной России. Т. 1. Кн. 1. М., 1999


Дата: 2019-12-22, просмотров: 255.