Многие из вариантов экономического взаимодействия государств, так или иначе, связаны с проблемами транспортных маршрутов и способов транспортировки. Доставка товаров и грузов является неотъемлемым компонентом международной торговли и товарообмена, отдельный комплекс вопросов связан с тарифами за транзит, если такая доставка осуществляется через территории третьих стран. Проблема транспортных маршрутов может иметь и стратегическую составляющую — как с собственно экономической, так и военно-политической точек зрения.
Важные транспортные артерии, идет ли речь о железнодорожных, шоссейных или трубопроводных путях — это зачастую мощный рычаг экономического подъема прилегающих территорий, катализатор развития здесь производственной и социальной инфраструктуры[7].
На протяжении практически всего прошлого столетия единственным сухопутным путем, связывавшим Европу с Восточной Азией, являлась Транссибирская магистраль, которая вошла в строй в 1916 г. и по сей день является самым протяженным железнодорожным путем в мире. Значение Транссиба по-прежнему трудно переоценить. Не случайно президент РФ еще несколько лет назад в своем выступлении на деловом саммите АТЭС в Шанхае отметил, что дальнейшее развитие связанной с Транссибом железнодорожной инфраструктуры "позволит сделать качественный шаг в развитии транспортной системы в Азиатско-тихоокеанском регионе". В.В. Путин подчеркнул также готовность России "подумать и над участием в транспортных проектах, предусматривающих строительство железных и автомобильных дорог из Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии в Европу"[8].
Вместе с тем не секрет, что Транссибирская магистраль уже не один год действует с большими нагрузками. Вот почему на повестке дня — серьезная работа по реконструкции и расширению возможностей этого давно опробованного и надежного маршрута. Здесь остро стоит проблема внедрения современных управленческих методов, прежде всего логистики.
Понимая значение этой магистрали, Россия разрабатывает соответствующую стратегию развития. Руководство головной структуры, управляющей железными дорогами страны — компании "Российские железные дороги", неоднократно подчеркивало, что важной составной частью этой стратегии являются проблемы транзита, предоставление странам АТР, а в особенности северо-восточным районам Китая, возможности транспортировки грузов через Россию в Европу. Как отмечал президент компании Владимир Якунин, по данной теме регулярно ведутся переговоры с партнерами компании в странах АТР, идет работа по созданию транспортно-логистической компании, специально ориентированной на вопросы транзита[9].
Все это означает, что возможности Транссиба, несмотря на трудности, далеко не исчерпаны. Хороший тому пример — рост в последние годы железнодорожных поставок нефти в Китай, объем которых в 2006 г. был ориентирован на цифру 15 млн. тонн. В немалой степени это стало результатом работы по совершенствованию необходимой инфраструктуры и серьезных капиталовложений.
Как и в России, так и в Китае осознают важность транспортной инфраструктуры. Ведется масштабное строительство — как внутреннего характера, так и с расчетом на международных перевозки.
В КНР к 2020 г. общая протяженность железных дорог достигнет 100 тыс. км, половина из них будет электрифицирована. Общая протяженность шоссейных скоростных дорог составляет сегодня 40 тыс. км, что является вторым показателем в мире, проложено 140 международных автомобильных линий, заключено 10 транспортных соглашений с сопредельными странами. Регулярно заседает российско-китайская подкомиссия по вопросам транспорта. В числе ее приоритетов — обеспечение растущего потока железнодорожной перевозки в КНР российской нефти — около 8 млн. тонн в 2005 г. и предположительно 15 млн. тонн - в 2006 г. В этих целях вкладываются серьезные средства в модернизацию путей и оборудования — прежде всего в районах трансграничных переходов Забайкальск — Маньжоули и Гродеково — Суйфэньхэ. В разной стадии реализации находятся проекты трех мостов через пограничный Амур — в Читинской и Еврейской автономной областях. Открыто движение по автотрассам Харбин — Владивосток, Муданцзян — Уссурийск. На этапе разработки и изучения находится важный проект автодороги через перевал Канас на западном участке границы, которая связала бы китайский Синьцзян и российский Алтайский край[10].
Тем не менее, особое значение в контексте двухстороннего транспортного сотрудничества может иметь тема, которая уже неоднократно являлась предметом внимания экспертного сообщества, а именно — взаимодействие в области трубопроводного транспорта.
По средневзвешенным оценкам через 10-15 лет экономика Китая будет нуждаться в дополнительных (в сравнении с нынешним уровнем) объемах импорта нефти, которые оцениваются соответственно в 100-120 млн. тонн ежегодно. Аналогично выглядят и перспективные потребности в импорте дополнительных объемов природного газа — порядка 50-60 млрд. куб. м для КНР. В то же время Россия в рамках своих возможностей по добыче и планов по диверсификации маршрутов экспорта углеводородов планирует предложить на рынки объемы, в значительной мере покрывающие эти потребности — к 2020 г. не менее 80 млн. т нефти и 120—130 млрд. куб. м газа. Такая взаимодополняемость рассматривается как базовая основа двухстороннего энергетического сотрудничества и служит толчком к поиску взаимодействия, в том числе — и по вопросу транспортировки.
Вот почему проблема создания и последующей эффективной совместной эксплуатации региональной инфраструктуры транспортировки углеводородов, в которой приняли бы участие и Россия, и Китай уже несколько лет рассматривается специалистами — как минимум в качестве определенной теоретической перспективы.
Российское ООО «Дальвест» и китайская корпорация «Шэньчжу» будут проводить совместные работы на строительстве магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Соответствующий договор стороны подписали на экономическом форуме в рамках завершившегося в Хэйхэ международного фестиваля «Лето городов-побратимов».
Представители Амурской области провели презентацию объектов сотрудничества, в частности строительства нефтепровода ВСТО, жилого микрорайона «Северный», провели торгово-экономические переговоры с китайской стороной по проблемам сотрудничества в сфере международного интеллектуального обмена и обмена кадрами. В результате подписано почти два десятка договоров, среди которых и договор между белогорском ООО «Дальвест» и корпорацией «Шэньчжу».
Министр экономического развития и внешних связей Амурской области Александр Гордеев отметил: «Стратегическое развитие нашего региона связываем с вами: это и нефтепровод ВСТО, и прорабатываемый проект сети транспортных коридоров для поставки грузов из КНР в Якутию». Генеральный консул России в Шэньяне Станислав Муравский остановился на вопросах сотрудничества северо-восточных провинций Китайской народной республики с регионами Дальнего Востока, Забайкалья и Восточной Сибири. По словам генконсула, программа китайского правительства по развитию северных регионов страны перекликается с планами российского руководства по развитию дальневосточного региона[11].
Дата: 2019-12-22, просмотров: 350.