Таким образом, анализ степени изученности проблемы свидетельствует о необходимости создания специального комплексного исследования истории молоканских общин на территории Кавказа.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Научная новизна исследования :

 

1.

Впервые предпринимается попытка комплексного исторического исследования молоканских общин в XIX – XX вв. с современных мировоззренческих позиций.

 

2.

Впервые показана эволюция правового статуса молокан в России.

 

3.

Прослежена эволюция государственной политики по отношению к молоканам на Кавказе в XIX – начале XXв., в Турции в первой половине XX в. и СССР в XX веке.

4.

Проанализировано экономическое развитие молоканских общин на Кавказе, отмечены причины их материального благосостояния, а также влияние на экономику Кавказа в целом.

 

5.

Впервые изучены молоканские общины, находившиеся в течение 40 лет (с 1921 по 1962) на территории Турции.

 

6.

Доказано, что на формирование специфики хозяйственной деятельности молокан оказали влияние такие факторы, как религиозные установки и общинные традиции, а также связи с местными народами.

Источниковую базу диссертации можно подразделить на несколько групп: архивные документы, законодательные акты, свидетельства современников, полевой материал, фотографические документы и т. д.

Важнейшим источником работы служили документы архивных фондов. Автором изучены материалы, хранящиеся в фондах Российского Государственного исторического архива г. Санкт–Петербурга (РГИА). Здесь необходимо отметить документы, хранящиеся в фондах министерства внутренних дел: Ф.1383 - Канцелярия министра Внутренних дел, Ф.1285 – Департамент государственного хозяйства МВД, Ф.1284 – Департамент общих дел МВДиФ. 1285 – Департамент государственного хозяйства МВД.

Политика переселения молокан на Кавказ отражена в документах департамента министерства государственных имуществ (Ф. 379), канцелярии министра земледелия (Ф.381), Первого департамента министерства государственного имущества (Ф. 383), Второго департамента министерства государственного имущества (Ф. 384) и Канцелярии министра земледелия (Ф. 381). Главное управление уделов (Ф. 515) содержит информацию как о переселениях молокан из Центральной России в южные губернии, так и сведения о самих представителях веры и их отношениях с местной властью.

Взаимоотношения молокан с русской православной церковью отражаются в документах, хранящихся в фондах Канцелярий Синода (Ф. 796), обер-прокурора Синода (Ф.797), Александро-Невской лавры (Ф.815) и Департамента духовных дел иностранных исповеданий (Ф.821). В них нашли отражение как численность молокан, так и основные меры по борьбе с ними.

Документы, хранящиеся в фондах Кавказского комитета (Ф. 1268) и Комитета министров (Ф. 1263), показывают переселенческую политику государства на Кавказе. Здесь освещены проблемы благоустройства на новой территории (распределение земли, различные льготы, предоставляемые переселенцам). Эти ведомства осуществляли контроль над деятельностью молокан, как на территории Центральной России, так и на новых землях.

Материалы по истории молоканских общин на Кавказе хранятся и в фондах Государственного Архива Ставропольского края (ГАСК). Ф. 101 - Канцелярия гражданского губернатора - содержит Указы правительствующего Сената, а также различные ведомости о количестве раскольников и сектантов, находящихся на территории Ставропольской губернии в XIX веке. Кроме того, фонд содержит документы, в которых находятся предписания об оказании содействия молоканам, переселяющимся на Кавказ через губернию, и по предупреждению мер по недопущению распространения учения секты на территории губернии.

Ф. 135 – Ставропольская духовная консистория – также содержит данные о количестве раскольников и сектантах в губернии. При наличии подробной информации о представителях многих конфессий, населявших регион, здесь содержится очень мало сведений о наличии молокан в Ставропольской губернии до конца XIX века.

Ф. 439 - Ставропольский епархиальный миссионерский совет - содержит документы, свидетельствующие о наличии молоканских общин на территории Ставропольской епархии в конце XIX – начале XX вв., но дает очень противоречивые сведения о количестве молокан на территории Ставропольской епархии. В то же время миссионеры Виноградов М., Никольский С., Сокольский Ю. характеризуют молокан как довольно безобидных сектантов, которые для Русской православной церкви начала XX в. не представляли опасности в распространении своей веры среди православных.

Государственная политика по отношению к представителям молоканства в советский период отражена в фондах Уполномоченного по делам религии при Совете Министров СССР по Ставропольскому краю (Ф.Р. 5171) и Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Ставропольскому краю (Ф.Р. 5172). Здесь хранятся решения и постановления краевых органов власти по вопросам религиозных организаций и регистрационные дела религиозных объединений. Фонды содержат интереснейшую информацию, касающуюся периода переселения молоканских общин из Турции в 1962 года. Кроме того, здесь имеются сведения, касающиеся адаптации молокан в первые годы проживания русских переселенцев из Турции.

Среди документальных материалов следует, прежде всего, отметить "Акты, собранные Кавказской археографической комиссией" под редакцией Берже А. Обращение к этим широко известным и популярным среди кавказоведов материалам неизбежно и при изучении истории молокан. Здесь мы находим сведения о районах расселения и правительственной политике в отношении ссылаемых в край молоканах, проекты местных помещиков, впоследствии законодательно воплощенные в соответствующих актах.

Важную группу источников составляют документы юридического характера, к которым относится «Полное собрание законов Российской империи», «Собрание постановлений по части раскола», где опубликованы указы и распоряжения императора, Синода, Сената по вопросам ведомства православного исповедания, инструкции, наказы, распоряжения, касающиеся представителей молоканской веры. Сюда же необходимо отнести отдельные сборники документов, собранные исследователями XIX в., посвященные правовому положению раскольников и сектантов. Анализ этой группы источников позволил проследить эволюцию государственной политики по определению статуса молокан в XIX в. и формирование кавказского направления переселенческой политики правительства. К этой группе источников можно отнести и стенографические отчеты заседания Государственной думы.

В следующую группу необходимо выделить статистические источники. Это так называемые отчеты губернаторов и миссионеров. Но часто в этих документах указан только факт наличия молокан в том или ином населенном пункте. К сожалению, ни один из подобных источников не дает практически никакой точной информации о количестве представителей молоканской секты на Кавказе. На это существует множество причин. Для большинства населения не существовало различий между раскольниками и сектантами, не говоря о том, что сектанты редко подразделялись в официальной статистике на отдельные секты. Кроме того, как правило, молокан постоянного толка часто записывали вместе с духоборцами, а прыгунов – с иудействующими или субботниками. Другой причиной, указывающей на малодостоверность статистических данных, является желание показать прекрасную работу миссионеров, поэтому данные часто занижались.

Богатый фактический материал о молоканском крестьянском хозяйстве в Закавказье в последней четверти XIX в. содержится в «Материалах для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края»x. В 1887 – 1888 годах на основе «Материалов…» был издан «Свод материалов для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края». Эта группа источников связана с особой государственной политикой, ставившей своей целью подробное изучение закавказского региона, его населения и экономического потенциала. Здесь приведен наиболее полный перечень русских поселений в Закавказье с указанием численности населения в них. К сожалению, в обследования, проводимые Министерством государственных имуществ, не попала Карсская область, так как разделы сборника основывались на материалах обследования 80-х годов XIX века.

Ещё одной группой источников являются свидетельства современников, помещенные в известном многотомном издании «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК). В конце XIX в. появляются первые попытки этнографического описания особенностей жизни населения Кавказа, в том числе и молокан. Издатели этого сборника опирались на широкую сеть корреспондентов из местной интеллигенции и русского духовенства стремившихся познакомить читателей с разнообразными сторонами жизни переселенцев. Сведения собирались по определенной программе, разработанной императорским обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии, которая была специально составлена для сбора этнографических сведений.

Немалую роль сыграла и деятельность Кавказского отдела Императорского Русского географического общества, занимавшего изучением края. Его сотрудниками описывались особенности проживания молокан на территории Кавказа и Карсской области.

Подробные сведения о хозяйстве русских переселенцев, его направленности и особенностях содержатся в материалах периодической печати. Это давало возможность как современникам, так и исследователям судить о вкладе переселенцев, в том числе и молокан, в развитие сельского хозяйства края. В частности, этому отводилось много места на страницах газет «Кавказ», «Кавказское

сельское хозяйство» и журналов «Отечественные записки», «Русская старина» , где подробно освещались вопросы землепользования. Большое внимание уделялось и взаимоотношениям переселенцев с коренным населением.

Важным источником для изучения религиозной идеологии молокан являются сочинения молоканских лидеров (Кудинова Н. Ф. и Анфимова Н. М.) и так называемая «Книжица», в которой помещены сочинения молоканских пророков.

В качестве источника использованы и материалы молоканской печати. В начале XX века молокане издавали несколько журналов: «Духовный христианин», «Молоканский вестник», «Молоканин», «Вестник духовных христиан». Из них можно почерпнуть сведения по идеологии, этическим и религиозным принципам молокан. Кроме того, журналы ставили задачу объединения молокан, поэтому в них помещались ценные сведения о состоянии общин во всех регионах страны, печаталась экономическая информация, в частности реклама и информация о создании кредитных обществ, отчеты съездов молоканских общин данного периода.

В настоящее время молокане возродили традицию издания религиозных журналов, где также содержится информация о современном состоянии некоторых молоканских общин, в частности тех, которые существовали на территории Советского Союза постоянно. Это журналы «Весть», «Слово веры», «Млечный путь» и др. Здесь отражены основные формы деятельности и проблемы, существующие в рамках современных молоканских общин.

Диссертантом привлекались материалы, хранящиеся в историко-этнографическом музее молокан и казаков-некрасовцев при Центре традиционной русской культуры п. Новокумского, где собран этнографический материал, связанный с проживанием молокан в Турции. Используются материалы рукописей из личного архива Серебрянниковой Т. П.(г. Михайловск) и личной переписки автора с Рыжковым С. (с. Кочубеевское).

В диссертации использованы полевые материалы исследований автора в Ставропольском и Краснодарском краях в 2001 – 2004 гг., в частности, в с. Каменная Балка Благодарненского района, с. Арзгир, с. Левокумском, п. Новокумском, п. Заря, г. Михайловске Ставропольского края и г. Кропоткине, х. Красносельском Краснодарского края.

Необходимо отметить, что на информацию, полученную в ходе сбора полевого материала, весьма влияет территория бывшего проживания. Респонденты, ранее проживавшие в Карсской области, несут в себе одни культуру и обычаи, в тоже время выходцы из Азербайджана - свои традиции, а из Армении - свои. Это и служит основной причиной слабых связей между общинами. Следующей особенностью собранного полевого материала заключается в том, что при изучении молокан, проживавших в первой половине XX в. в Карсской области, в качестве респондентов выступали как представители старшего поколения молокан, так и молодежь, которая также в настоящее время является носителем обычаев и традиций предков. В результате полевых исследований автору удалось собрать большой материал по истории, культуре и быту молокан, проживающих в первой половине XX в. на территории Турции, так как архивных источников, отражающих проживание русских крестьян на территории Турции, не существует.

Кроме того, в работе были использованы фотографические источники. В частности уникальные фотографические снимки, отражающие особенности жилища русских крестьян – молокан в Карской области. Оба снимка датируются 1939 годом. Кроме этого, автором были сделаны ряд современных фотографических снимков, характеризующих состояние молоканских общин на современном этапе.

Методологической основой диссертации стали принципы историзма, объективности и системности. Исследование и практическое решение поставленных задач заставило использовать в работе цивилизационный подход. В работе используются междисциплинарный, гуманитарный подходы. Среди общенаучных методов используются научное наблюдение и описание. Частнонаучными методами, использованными в работе, являются: историко-сравнительный, этнографический методы.

Методы исследования : Историко-генетический метод, суть которого состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений молоканских общин в процессе своего развития в XIX–XX веках. Это позволяет в наибольшей степени приблизиться к восстановлению реальной истории молокан на Кавказе. Историко-сравнительный метод применялся при изучении хозяйственной жизни, культуры и быта молокан, православного и местного населения Кавказского региона, при анализе общинных и религиозных традиций и при сравнении культуры и быта молоканских общин Турции, Ставропольского, Краснодарского краев, Ростовской области и Закавказья на современном этапе. Историко-системный метод использовался при раскрытии особенностей хозяйственной жизни молоканских общин и влиянии таких факторов, как государственная идеология, технический прогресс, религия, иноэтническое окружение. В диссертации применялись и антропологические методы, в том числе метод включенного наблюдения, позволяющий автору самому внедряться в предмет и объект исследования. Этот метод позволил проникнуть в мировоззрение человека и воссоздать целостное представление его о жизни.

Хронологические рамки исследования охватывают XIX – начало XXI вв. Нижняя граница связана с периодом, когда первые молоканские общины начинают осваивать территорию Кавказа. Верхняя граница определена современным периодом.

Территориальные рамки . Исследование охватывает территорию Кавказа, где в XIX в. находились молоканские поселения, и присоединенную в 1878 г. Карсскую область, а также территорию Закавказья, Ставропольского края, Ростовской области и Краснодарского края, где проживали молокане в XX – XXI веках. Такие территориальные рамки обусловливаются тем, что с начала XIX в. молокане проживали в Закавказье, в 80-е гг. XIX в. они частично переселяются в Карсскую область, а в советское время общины появляются и на территории Северного Кавказа.

Практическая значимость заключается в возможности использования опыта адаптации переселенцев к новым природным, этническим, правовым условиям. Материалы и выводы могут быть также использованы для подготовки обобщающих трудов по истории Кавказа; полевой материал, собранный диссертантом, может быть использован в качестве ценного источника по истории религии, культуры и традиций русского народа; при разработке региональных программ по возрождению духовной культуры; при разработке программ по традиционным методам воспитания.

Положения, выносимые на защиту :

Правовое положение молокан, а также сформировавшиеся вследствие иноэтнического окружения особенности культуры и быта позволяют сделать вывод о том, что молоканские общины на Кавказе представляли собой не только конфессиональные, но и своеобразные социокультурные общности.

В наиболее ярком виде черты культурного своеобразия сохранились в тех общинах, которые в последней четверти XIX века мигрировали в Карсскую область, а в 60-е годы XX века переселились на Северный Кавказ. Благодаря изоляции эти общины сохранили многие традиции, характерные для русского крестьянства XIX века.

Молоканские общины обладают уникальным опытом адаптации на новой территории, особенно по установлению добрососедских отношений с местным населением. Молокане внесли существенный вклад в развитие экономики Кавказского региона в XIX веке.

Материальная культура молоканских общин представляет собой сложный комплекс, состоящий из элементов традиционной русской культуры, а также заимствований у местного населения Кавказа и Турции, что особенно проявилось в скотоводческой традиции, системе обработки земли, бытовой терминологии, пище, одежде.

Апробация : Результаты исследования обсуждались на межрегиональных, региональных и университетских конференциях: Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии: VI «Минаевские чтения» по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа». (Ставрополь, 2003), VI региональной конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону» ( Ставрополь, 2002), XXXIII научно–технической конференции преподавателей, аспирантов и студентов Северо-Кавказского государственного технического университета ( Ставрополь, 2004).

Структура исследования включает введение, три главы, заключение и приложения.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 269.