Объектом исследования являются молоканские общины Кавказа. В настоящее время конфессия представлена последователями двух толков – постоянными и прыгунами.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет исследования – культура, хозяйственная деятельность и повседневная жизнь молоканских общин на территории Кавказа, влияние Различных факторов (религиозных особенностей, государственной политики, климата, иноэтнического окружения), способствовавших сохранению определенного типа хозяйственной деятельности, культуры, традиций, быта.

Цель исследования : изучение особенностей хозяйства, культуры и быта молоканских общин на Кавказе. Автором не ставилась задача изучения религиозной догматики молокан, поскольку это является предметом специального исследования и выходит за рамки исторической науки. В рамках диссертационного исследования невозможно одинаково подробно раскрыть все стороны истории молокан на Кавказе с XIX в. по настоящее время, но поскольку в исторической науке отсутствуют труды по данной теме, то автор поставил своей задачей дать в основных чертах общую картину появления молокан на Кавказе, их миграций, хозяйственной жизни и культуры. Специального изучения заслуживают также проблемы

Хозяйственной жизни молокан в первые годы Советской власти, колхозное строительство, взаимоотношения религиозных объединений с государственной властью, а также особенности фольклора, диалекта и песенной культуры молокан.

Задачи исследования сформулированы на основе цели и заключаются в следующем:

Выявить причины переселения и ход миграций молокан на Кавказ;

Проследить эволюцию государственной политики по отношению к молоканам на Кавказе и в Центральной России;

Проанализировать экономическое развитие молоканских общин на Кавказе и показать их влияние на экономику региона;

Показать факторы, определившие специфику хозяйственной деятельности молокан в XX веке;

Сравнить особенности хозяйственной деятельности молокан на Кавказе в XIX веке, на территории Турции и Советского государства в XX веке;

Раскрыть преемственность русских традиций в материальной культуре и обрядах семейного цикла молокан.

Степень изученности проблемы . До настоящего времени история молокан изучалась вскользь, лишь в рамках истории русского населения на Кавказе, истории старообрядчества или отдельно сектантства. В большей степени для многих исследователей характерно лишь описание молокан как одного из религиозных направлений. Обстоятельных описаний особенностей хозяйства, культуры и быта молоканских общин в дореволюционной литературе нет. Специальных историко-этнографических исследований, посвященных истории миграции, образу жизни и культуре молоканских общин в России нет. В конце XIX в. в периодических изданиях стали появляться немногочисленные статьи, принадлежащие перу местной интеллигенции - учителей, чиновников, священников. Они обычно описывали хозяйственную и религиозную жизнь молокан.

Одно из первых основательных описаний молоканских общин дано в сочинении Аргутинского–Долгорукого А. М. «Борчалинский уезд в экономическом и коммерческом отношениях». Автор объясняет экономическое благосостояние молокан их трудолюбием и трезвым образом жизни. Кроме того, отмечает высокий уровень грамотности молокан, которые, будучи хорошими хозяйственниками, постоянно выписывали журналы и газеты по сельскому хозяйству и даже по пчеловодству и «обработку полей производили исключительно усовершенствованными орудиями труда».

О хозяйственной деятельности закавказских молокан в конце XIX в. упоминают в своих исследованиях С. В. Мачабели и Н. А. Абелов. Свои исследования Мачабели С. В. посвятил изучению особенностей экономического развития населения, проживающего на территории Тифлисской губернии. Абелов Н. А. выделил основные черты экономического развития Бакинской губернии в конце XIX века. На основе различных статистических данных авторы делают выводы, что в данный период молокане являлись основными поставщиками сельхозпродукции на местные рынки. Кроме того, молокане обладали «извозной монополией».

Богатый материал, характеризующий правовое положение молокан, был собран Варадиновым Н. На основе российского законодательства он выделяет законы и постановления правительства, касающиеся духовных христиан, в том числе и молокан. Он выделил особенности правового положения в России сектантов и старообрядцев. Кроме того, необходимо отметить работы в этой области Богословского А., Введенского А., Горчакова М. Н., Ясевич–Бородавской В. И. Исследователи отметили особенности российского законодательства XIX в., касающегося различных категорий вероисповеданий, в том числе и молокан.

Огромная заслуга в изучении истории русского сектантства, в том числе молокан, принадлежит Ф.В. Ливанову. Его 4-х томное издание подробно описывает особенности вероучения той или иной секты, находящихся на территории Российской Империи. Заслугой исследователя является достаточно подробное описание переселения сектантов на южные территории.

Солидное исследование о молоканах-прыгунах было написано Н.А. Дингельштедтом. Он изучил культуру, обряды и песни представителей данного течения. Кроме того, Дингельштедт Н.А. даёт характеристику первым лидерам прыгунов, в частности М.Г. Рудометкину.

Часть дореволюционной литературы носит религиозно-полемический характер. Сюда необходимо отнести сочинения представителей русской православной церкви, в частности миссионеров Никольского С, Осторомысленского Е. А., Ивановского Н. А., также различные миссионерские отчеты и сведения, публикуемые на станицах журналов «Ставропольские епархиальные ведомости», «Миссионерское обозрение» и «Православное обозрение». Как правило, полемизируя с раскольниками по вопросам вероисповеддания, представители русской православной церкви подробно описывают лишь особенности молоканской догматики. Кроме того, молокане, проживающие на Кавказе, в частности в закавказском регионе, довольно редко оказывались под наблюдением миссионеров. Интересным исключением в данном случае являются воспоминания православного священника Бунятого Г., который оставил подробное описание особенностей культуры, хозяйства, быта, образа жизни молокан, проживающих на территории Тифлисской губернии.

Отдельно необходимо рассмотреть работы русских историков, описывающих молокан в рамках изучения русской истории. Изучая особенности духовной жизни русского народа, они утверждали, что представители русского старообрядчества и сектантства во многом несут в себе особую русскую народную веру. Причины, обуславливающие развитие сектантства, слишком широко захватывали народную жизнь и коренились в ней очень глубоко.

Вопрос раскола в исследованиях Мельникова П. И. связан с проблемами общественного быта, которые относят к правовому и экономическому положениям народа. Они находились в прямой и тесной связи с условиями, способствующими развитию сектантству.

Милюков П. Н. осуждал церковно-миссионерскую концепцию сектантства, согласно которой «истинно русский человек не может быть сектантом», а само оно является «каким-то чуждым наростом иностранного происхождения», и считал, что русское сектантство является «самобытными национальным продуктом». Сектантство – явление не социальное, а психологическое, коренящееся «во внутренних условиях народно-психологического развития». Он сделал попытку понять историю сектантства как закономерный процесс. История сектантства по его мнению – последовательное чередование религиозных учений, отличающихся между собой степенями «спиритуализации» веры. По мнению Юзова И., именно в расколе проявляются умственные и нравственные особенности народа, поэтому его изучение необходимо всем общественным деятелям.

 

В рамках изучения русского раскола и сектантства о молоканах пишет и Пругавин А. С. Он акцентировал внимание на связи социально-экономических отношений с сектантством. В дальнейшем он разрабатывал конкретные сюжеты из жизни сектантов, для чего много разъезжал по молоканским общинам, устанавливал контакты с их руководителями и рядовыми верующими, собирал рукописные сочинения. Основная идея его работ - осуждение церковно-полицейских преследований сектантов и старообрядцев. Заслуживает особого внимания собранный им обильный фактический материал, который намного шире характеризовал состояние сектантства, чем материалы правительственных чиновников, не говоря уже о представителях официальной церкви.

Многие авторы начала XX в. выделяют сектантов как особый слой общества, которому свойственны рационалистические идеи. Это были люди гораздо более образованные,чем обычное население России, которым свойственна «жажда сознательной жизни, стремление дать смысл своему существованию на земле, а главное, им были не чужды понятия о добре и зле, правде и лжи». Большой упор в исследованиях делался на экономическое благосостояние молокан, их религиозно–нравственные обычаи и традиции.

Марксистская историческая наука рассматривает сектантство как социальный протест под религиозной оболочкой. В советской научной литературе большое внимание уделялось либо общим проблемам критики сектантства, либо сектам баптистов, свидетелей Иеговы, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, которые рассматривались как особо опасные, так как занимались пропагандой среди населения. Считалось, что они финансировались иностранными спецслужбами. Молокане же не признавали в своих общинах посторонних, поэтому для советской антирелигиозной пропаганды не представляли опасности. Возникновение молоканского

Учения в советской историографии связывалось с «демократическим протестом крестьянских низов против крепостничества и помещичьего произвола. По причине неграмотности, забитости и отсталости крестьянского населения этот гнёт приобретает религиозную форму».

Основные тенденции развития «духовного христианства» освещались в работах исследователей 20-30-х годов, прежде всего Бонч-Бруевича В. Д. Его подход к изучению религиозного сектантства определялся ленинской постановкой вопроса о крестьянстве как союзнике в революционной борьбе. В. Д. Бонч-Бруевичем были собраны уникальные материалы и рукописные сочинения представителей различных сект, которые представляют огромный интерес для изучения и характеристики многих сект, в том числе и молокан. В то же время, историю русского сектантства он рассматривал в тесной связи с классовой борьбой, что, на наш взгляд, неприемлемо.

Интересно исследование по этому вопросу И. Морозова. Молоканское учение он рассматривает в связи с политической жизнью страны и считает его «религиозным оформлением интересов сельскохозяйственной буржуазии, зеркалом, отражающим душу деревенского капиталиста».

Дружинин В., происхождение молоканства связывал с социальной иерархией в деревне, которая имела место в конце XVIII века. Он рассматривал молоканское учение как попытку избавиться от крепостного права. О кризисе молоканства и его «типичной кулацкой организации» упоминает в своем труде и известный историк Н. М.Никольский.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 211.