Поскольку в результате анализа было выявлено, что основными рисками у данного предприятия является риск ликвидности и банкротства, а основным фактором, влияющим на них, выступает дебиторская задолженность, то в качестве мероприятий по управлению риском выбрана работа с дебиторской задолженностью.
Основными направлениями совершенствования управления дебиторской задолженностью могут быть следующие: проведение мер финансового оздоровления, разработка кредитной политики, применение анализа и контроля дебиторской задолженности, обеспечение активного использования современных форм рефинансирования дебиторской задолженности и т.д. Другими словами, для более эффективного управления дебиторской задолженностью следует внедрить на предприятии комплексную систему управления ею, в связи с чем произойдет ускорение цикла оборота дебиторской задолженности оптимизируется ее величина. В свою очередь данное мероприятие позволит улучшить платежеспособность предприятия.
Необходимо также осуществлять обязательный анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде, для того, чтобы определить эффективность инвестированных в нее финансовых ресурсов. Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики предприятия.
Учитывая угрозу банкротства, умеренная кредитная политика является оптимальной, т.к. для текущей ситуации фирмы не приемлемы высокий риск (агрессивная) и снижение притока денег (консервативный). Учитывая, что слишком жесткие условия отсрочки платежа на анализируемом предприятии не могут привести к повышению эффективности, то выбираем компромиссное решение, которое обеспечит стабильность финансового состояния в течение длительного периода.
Выполняя предложенное условие необходимо одновременное изменение нескольких характеристик текущей кредитной политики:
1) рассмотрение периода предоставления кредита до 45 дней;
2) введение системы 5% скидок при предварительной оплате или оплате в срок оказанных услуг сторонними организациями;
3) установление стандартов кредитоспособности.
Решение о кредите должно основываться на предпочтении надежности платежа. При анализе кредитоспособности рекомендуется использование метода «3С»: желание (character) (т.е. степень стремления выполнить свои долговые обязательства), способность (capacity) (т.е. способность генерировать денежные средства, необходимые для выполнения принятых на себя долговых обязательств) и капитал (capital) (т.е. размер чистого собственного капитала и коэффициент соотношения чистого собственного и заемного капитала).
Целесообразно также формирование информационной базы, используя группировку клиентов по уровню кредитоспособности. Для ее разработки можно использовать информацию по исполнению платежей, данные об участии фирмы в официальных мероприятиях, судебных разбирательствах, арбитраже, а также иные сведения, характеризующие контрагентов; общую информацию – структура фирмы, ее история, биографические данные руководителей, список банков, ведущих дела с компанией, отзыв о компании, публикуемый в прессе. Однако такая база должна быть разработана только для постоянных клиентов.
Чтобы снизить дебиторскую задолженность при умеренной кредитной политике, нужно полностью исключить ненадежных клиентов, платежеспособность которых находится на недопустимо низком уровне.
Ранее выполненный анализ показал, что предприятие не использует современных форм рефинансирования. Это объясняется тем, что эти формы рефинансирования сравнительно новые, поэтому большинству хозяйственных субъектов не достает знаний и опыта, а также информации о механизме их использования. Предлагается воспользоваться услугой факторинга, в частности будет предложено продать задолженность по расчетам с разными дебиторами и кредиторами. Данное мероприятие очень актуально для анализируемого предприятия, так как оно позволит за счет уменьшения дебиторской задолженности увеличить ликвидность и финансовую устойчивость предприятия, а также снизить риск финансовых потерь.
Резервом снижения дебиторской задолженности в целом является задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками. Отсюда следует, что стоит предложить также мероприятия по снижению дебиторской задолженности со стороны клиентов, которым оказываются различные услуги. В расчетах будет использоваться средний период инкассации дебиторской задолженности определенный на предприятии – 5,5 месяцев.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в 2010 году возрос в 1,69 раза по сравнению с 2009 годом. В связи с этим период оборота дебиторской задолженности существенно уменьшился, что является положительным моментом, но длительность периода оборота дебиторской задолженности все еще велика.
Одним из наиболее эффективных методов сокращения дебиторской задолженности является предоставление скидок заказчикам, которые оплатят в срок свою задолженность за оказанные услуги перед предприятием.
Но до наступления срока оплаты дебиторская задолженность должна финансироваться. При этом постоянно сохраняется риск, что оплата будет произведена покупателем (заказчиком) с опозданием либо ее вообще не будет. Это заставляет рассматривать дебиторскую задолженность как высокорискованный актив. Кроме того, любую дебиторскую задолженность следует рассматривать как коммерческий кредит покупателю. Однако на анализируемом предприятии существуют большие финансовые трудности, поэтому оно не может себе позволить исполнять роль финансового института, поскольку анализ его финансового состояния во второй главе показал, что оно не обладает мощными денежными ресурсами. Предприятие, находящееся в предкризисном состоянии, может устанавливать ценовые скидки на любой вид товаров с целью увеличения притока денежных средств, необходимых для восстановления платежеспособности и предотвращения ущерба, вызванного дефицитом оборотных средств.
Основной проблемой, возникающей при принятии любых ценовых решений, является установление взаимосвязи между ценой и сбытом.
К преимуществам сидки относятся:
1)является способом регулирования дебиторской задолженности;
2)инструмент увеличения объема продаж и в конечном счете прибыли, иногда потенциально;
3)скидка способствует увеличению притока денежных средств в отдельных случаях и при неудовлетворительном финансовом состоянии;
4)выполняет роль психологического фактора, так как поощрение (в форме скидки) всегда лучше, чем наказание (штраф и др.). Лучше более раннюю оплату с помощью скидок, как правило, поощрять, чем штрафовать за просроченную оплату;
5)быстрая оплата со скидкой в условиях инфляции позволяет вкладывать деньги в доходный бизнес и не допускает уменьшения стоимости неполученных денег;
6)скидка и быстрая оплата не требуют от предприятия дополнительных оборотных средств, как при отсрочке платежа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных рыночных условиях недостаточно прислушиваться к собственной интуиции. Для эффективной политики управления финансовыми рисками и рисками вообще необходимо опираться на научные разработки, умело комбинировать известные методы и применять их в ежедневной работе. Главное, чтобы ваша система управления финансовыми рисками была простой, прозрачной, практичной и соответствовала стратегическим целям предприятия.
Проблема управления рисками существует в любом секторе экономики - от сельского хозяйства и промышленности до торговли и финансов, что и объясняет ее неизменную актуальность. И поскольку все отрасли экономики связаны в единый механизм благодаря финансовой сфере, наибольшее внимание следует уделить именно финансовым рискам.
При анализе ОАО «826 РЗСС» было выявлено, что основными рисками являются риск банкротства и ликвидности. Основным фактором, влияющим на размер риска является дебиторская задолженность.
В результате проделанной работы было выявлено, что введение комплексной системы управления дебиторской задолженностью является обязательным для анализируемого предприятия, так как анализ существующей системы управления дебиторской задолженностью показал, что на нем отсутствует обоснованная кредитная политика, не осуществляется контроль дебиторской задолженности, не используются современные формы рефинансирования дебиторской задолженности и т.д.
При введении комплексной системы управления дебиторской задолженности на предприятии будет произведен дифференциация клиентам по уровню их кредитоспособности, что позволит определять индивидуальные кредитные условия для каждого клиента в отдельности, учитывая, что на предприятии их немного.
Эффектом от данного мероприятия должно стать полное исключение дебиторской задолженности безнадежной к взысканию. Применение современных форм рефинансирования дебиторской задолженности позволят уменьшить потери от предоставления коммерческого кредита, а также ускорить оборот дебиторской задолженности.
Предложенные мероприятия помогут снизить размер дебиторской задолженности, тем самым повышая ликвидность предприятия и уменьшая риск ликвидности и банкротства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия (приказ № 118 от 1.10.97).
2. Распоряжение ФУДН при Госкомимуществе РФ от 12.08.1994 №31-р (ред. от 12.09.1994) «Об утверждении методических положений по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса».
3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / В.В.Ковалев, О.Н. Волкова. М.: Проспект, 2008.
4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2005
5. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2007.
6. Бочаров В.В. Финансовый анализ. СПб: Питер, 2009.
7. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: Учебное пособие. М.: Издательство «Дело и сервис», 2004.
8. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. М.: Издательство «ДИС», 2007.
9. Жиделеева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 2005.
10. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2008.
11. Кодраков Н.П. Основы финансового анализа. М.: Главбух, 2002.
12. Литовских А.М. Финансовый менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
13. Новашина Т.С., Карпунин В.И., Волнин В.А. Финансовый менеджмент. / Под ред. доц. Т.С. Новашиной. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005.
14. Орлов Б.Л., Осипов В.В. Управленческий и финансовый анализ деятельности предприятия. Учебное пособие. – 2 – е издание. М.: Пищепромиздат, 2006.
15. Финансовое управление фирмой / Под ред. В.И. Терехина. М.: Экономика, 2004.
16. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: Инфра – М, 2008.
17. Бибнев М.В. Сбалансированная система финансовых показателей // Финансы. 2006. №10.
18. Корнеева Е. Как оценить состояние бизнеса на основе анализа коэффициентов // Финансовый директор. 2007. № 7-8.
19. Крейнина М.Н. Управление финансами предприятия // Финансовый менеджмент. 2004. №1. С. 3-5.
20. Остапенко В. П. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути улучшения // Экономист. 2006. № 7. С. 37-42.
21. Семенова О. П. Как оценить финансовое состояние организации и угрозу банкротства // Налоговый вестник. 2005. № 4. С. 141-145.
22. Фатеев Б. М. Управление финансами // Аудит и налогообложение. 2008. № 6. С. 2-6.
23. Фомичев А.Н. Риск-менеджмент: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.
[1] Новашина Т.С., Карпунин В.И., Волнин В.А. Финансовый менеджмент. / Под ред. доц. Т.С. Новашиной. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005.
[2] Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: Учебное пособие. М.: Издательство «Дело и сервис», 1999.
[3] Фомичев А.Н. Риск-менеджмент: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.
[4] Литовских А.М. Финансовый менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.
[5] Жиделеева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 2005.
[6] Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: Учебное пособие. М.: Издательство «Дело и сервис», 1999.
[7] Рыночная экономика. / Под редакцией профессора О.И.Волкова. М: Инфа-М, 2000.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 245.