ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………... 1. Теория и методология исследования ассортимента ……………... 1.1. Характеристика и методика анализа основных свойств и показателей ассортимента товаров……………...………………... 1.2. Ассортиментная политика предприятия розничной торговли...... 1.3. Формирование рационального ассортимента, как основной регулятор конкурентоспособности торгового предприятия……. 2. Формирование ассортимента и конкурентоспособности вкусовых товаров в магазине «Десяточка»……………………… 2.1. Состояние потребительского рынка чая …………………………. 2.2. Структурно-правовая база магазина «Десяточка».……………… 2.3.Анализ финансово-хозяйственной деятельности магазина «Десяточка» …..……………………………………………………... 2.4.Исследование ассортимента чая в магазине «Десяточка».............. 3. Пути совершенствования ассортиментной политики по формированию оптимального ассортимента вкусовых товаров в магазине «Десяточка»…………………..………………. Заключение …………………………………………………………......... Список использованных источников и литературы………………... Приложения 3   7 9     10     13 16     18   20   28   30   32

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы формирования ассортимента товаров в торговом предприятии подтверждается тем, что вся номенклатура предлагаемых товаров потенциальным потребителям напрямую связана с уровнем товарооборота, влияет на рентабельность работы предприятия, значит и в целом на экономическую активность торговли.

 Работа по формированию ассортиментной политики торгового предприятия - это сложный и непрерывный процесс. И сегодня это одна из актуальных тем.

Задачи, которые необходимо решать при формировании ассортиментной политики для конкретного торгового предприятия:

     - обеспечение соответствия товарного ассортимента характеру и особенностям спроса населения в районе деятельности магазина;

- определение (установление) магазином оптимальной широты и глубины ассортимента товаров с учетом своего товарного профиля, района деятельности и торговой площади;

- обеспечение устойчивости товарного ассортимента и частого спроса.

 

Вкусовые товары – это группа пищевых продуктов, основными компонентами которых являются вкусовые вещества, оказывающие специфическое воздействие на пищеварительную и нервную системы.

К вкусовым веществам относят этиловый спирт, органические кислоты, алкалоиды, эфирные масла, минеральные соли.

Помимо чая к данной группе товаров также относят алкогольные напитки, слабо- и безалкогольные напитки, кофе, пряности и приправы.

Вкусовые товары стимулируют деятельность пищеварительной системы, тем самым, улучшая аппетит и усвояемость пищи. Обладая низкой энергетической ценностью вследствие незначительного содержания белков, жиров и углеводов, такие товары, как пряности, приправы, ароматические вещества, тем не менее, активно влияют на процессы пищеварения благодаря содержанию эфирных масел, гликозидов, органических кислот.

По физиологическому воздействию на организм человека вкусовые товары подразделяют на две группы: общего и местного воздействия.

Вкусовые товары общего действия возбуждают центральную нервную систему и оказывают влияние на весь организм.

Вкусовые товары местного действия, воздействуя на вкусовые и обонятельные органы, улучшая вкус и аромат пищи, главным образом, стимулируют пищеварительную систему.[1]

Чай относят к вкусовым товарам общего действия, так как он содержит алкалоиды (кофеин, теобромин), оказывающие влияние на весь организм человека.

Родина чайного растения и напитка из него – Юго-Западный Китай, где чай известен с незапамятных времен.

В России чайный напиток стали употреблять с 1638 года. Чай выращивают в Грузии, Азербайджане, Индии, Шри-Ланке, Китае, Японии, Индонезии, Вьетнаме, Пакистане.

Индийский чай в мировом экспорте занимает первое место. Особенно высоко ценится и считается одним из лучших в мире чай, выращенный на плантациях высокогорного района Дарджилинг (Западная Бенгалия). В России чай выращивают в Краснодарском крае.[2]

В состав готового чая входят:

- кофеин (1,8 – 5,0%), тонизирующий нервную систему;

- дубильные вещества (8,0 – 30%), придающие чаю жаждоутоляющие свойства, терпкий, приятно вяжущий вкус и красивый цвет;

- Эфирные масла, белковые вещества, углеводы, органические кислоты, минеральные вещества, ферменты и витамины С, Р, РР, В1, В2.

Чай хорошо снимает утомление и головную боль, повышает умственную и физическую активность, стимулирует работу головного мозга, сердца, дыхательных путей. Чайное растение синтезирует в небольших количествах катехины (чайный танин), обладающие Р-витаминной активностью, а также витамин – аскорбиновую кислоту, пантотеновую и фолиевую кислоты, каратиноиды.

Чай является богатым источником минеральных веществ. Биологически ценные вещества чая, образуя единый комплекс, благоприятно воздействуют на организм человека. Чай хорошо адсорбирует вредные вещества (тяжелые металлы, радионуклеиды) и выводит их из организма. Биологически ценные вещества чая оказывают антиокислительное действие на жировой и холестериновый обмен. Чай хороший терморегулятор тела – в холодную погоду хорошо согревает, а в жаркую – охлаждает. Лечебные свойства чая обусловлены его антисептическим и бактерицидным действием, проявляемым при болезнях печени, желудка, почек, хрупкости капилляров.[3]

Сырьем для производства чая служат листья многолетнего тропического вечнозеленого растения из семейства Fheaccae, культивируемого в виде куста высотой до одного метра. Для получения чая собирают нежные, мягкие, сочные листья, расположенные на верхушках побегов.[4]

В структуре торгового ассортимента розничных предприятий, а также на рынке продовольственных товаров Костромского региона вкусовые товары занимают значительную долю как в абсолютном, так и в стоимостном выражении, что лежит в основе исследовательской разработки данной дипломной работы и определяет ее актуальность и прикладной характер.

В настоящее время, потребителю, желающему приобрести какой-либо из этих напитков, есть из чего выбирать, так как ассортимент чая на российском рынке довольно широк: в магазинах представлено множество видов и сортов чая. Для практического исследования ассортимента чая выбран магазин «Десяточка».

Цель курсовой работы – формирование ассортимента чая.

На основании проведенных исследований может быть построена работа по оптимизации ассортимента в магазине «Десяточка.

Задачами курсовой работы являются:

1) практическое изучение ассортимента чая, а также его свойств и показателей;

2) анализ состояния потребительского рынка и рынка производителей чая;

3) анализ ассортимента чая в магазине «Десяточка», характеристика его свойств и расчет показателей.

Объектом исследования является товарный ассортимент магазина.

Курсовая работа состоит из трех частей. В первой части отражены теоретические аспекты темы дипломной работы. Сюда относятся рассмотрение ассортимента, его свойств и показателей.

Для отражения вышеперечисленных пунктов используется учебная литература и периодические издания.

Во второй части работы проводится сопоставление теоретических аспектов с практическими.

То есть:

- анализируется ассортимент чая конкретного торгового предприятия, исходя из фактического наличия этих продуктов в магазине;

- анализируются свойства ассортимента чая в магазине и рассчитываются его показатели.

Для этих целей используется учебная литература, ГОСТы и прайс-листы оптовых фирм – поставщиков чая в магазин.

В третьей части дипломной работы разрабатываются пути совершенствования ассортиментной политики по формированию оптимального ассортимента чая в магазине. Для этого используются материалы первой и второй частей курсовой работы. Следовательно, третья часть работы представляет собой выводы и предложения по работе магазина в области формирования ассортимента чая.

Завершением курсовой работы является ее последняя часть – заключение.

Здесь подводится итог всей проделанной работы по анализу ассортимента с теоретической и практической стороны.

Рынок чая.

По сравнению с другими категориями напитков, где наблюдается рост производства, на рынке чая царит затишье. Но этот консервативный и спокойный на первый взгляд рынок обладает взрывоопасным потенциалом.

Однако меняется структура употребления чая – деловой стиль жизни требует экономии времени и увеличивает спрос на пакетированный чай, забота о здоровье склоняет к зеленому чаю, а растущие доходы влекут покупателей к дорогим маркам чая.

Емкость чайного рынка остается неизменной на протяжении нескольких лет, и рынок расчет не столько в объеме, сколько в стоимостном выражении, что связано со стабильной экономической ситуацией. Но в то же время происходят важные перемены в структуре рынка чая. И самое серьезное изменение – это сокращение импорта чая из других стран, в первую очередь из Шри-Ланки.[21]

Объем российского рынка чая оценивается приблизительно в 150 – 160 тыс. тонн. В среднем на каждого жителя России приходится 1 кг чая в год, 85% населения пьют чай ежедневно.

Основные поставщики чая на российский рынок: компания «Орими Трейд» - производитель чая из Санкт – Петербурга (29%), международный концерн «Unilever» (16%), а также московские компании – производители – «Май» (12%), «Гранд» (8%), «Золотая чаша» (2,5%) и дистрибьюторы торговой марки «Ахмад» (4%). (Данные ГТК РФ).[22]

Другой тенденцией развития чайного рынка является рост потребления пакетированного чая. Этот сегмент имеет хорошие перспективы для дальнейшего роста и будет активно развиваться. Этот рынок является наиболее динамичным по продажам сегментом, особенно в крупных городах, что объясняется высоким жизненным ритмом.

Сегодня такое понятие, как узнаваемость марки на российском рынке чая, как и в остальных сегментах продовольственных товаров, имеет первостепенное значение. Потребители все больше отдают предпочтение известным маркам: чаям с более высокой добавленной стоимостью и более высоким качеством. Вместе с тем, в тех регионах, где доход населения низкий, продолжается потребление дешевого гранулированного и мелколистового чая.

 

 

Таблица 2.1

 

Предпочтения по типу чая

Тип чая Доля рынка (I / 2006г.)
Черный чай без добавок Черный чай с добавками Лечебный Зеленый Не имеет значения 47,4% 13% 6,9% 5,7% 18,9%

Данные по России                                                     Источник:

                                                                                        Callup Media (M’Index)

Прогноз развития рынка чая.

Через несколько лет количество компаний – производителей на рынке чая должно снизиться, главным образом за счет мелких компаний и рынок будет поделен между крупнейшими чайными марками. Конкуренция обострится между теми компаниями, которые имеют свои производства в России.

Но существует также другой прогноз, согласно которому есть узкие сегменты рынка, на которых работает ряд мелких фирм. Их продукт востребован потребителем, и они будут существовать до тех пор, пока крупные компании не обратят свое внимание на этот сегмент.

С рынка должны уйти те компании, которые не располагают важнейшими маркетинговыми институтами; останутся те компании, у которых есть в России свое производство; развитая дилерская сеть, достаточный рекламный бюджет.

Чайный рынок сегодня характеризуется высокой конкуренцией, поэтому производители используют все доступные инструменты маркетинга для укрепления своих позиций. Для того, чтобы покупатель выбрал определенную марку чая, необходимо обеспечить ее присутствие на полке в магазине, и желательно в ассортименте, как можно оригинальнее оформив место продажи.

Наиболее динамично будет развиваться сегмент дорогого качественного чая.

Высококачественный чай, представленный в ассортиментах крупных компаний – это важный сегмент с острой конкуренцией, следовательно, должна обостриться конкурентная борьба в среднем, а затем и в высоком ценовом сегменте.

Среди других сегментом, имеющих положительную динамику роста, можно выделить пакетированный и зеленый чай. Эти сегменты сейчас самые развивающиеся. Борьба за здоровый образ жизни подразумевает употребление зеленого чая, а нехватка свободного времени и стремление к удобству увеличивает востребованность чая в пакетиках.

В то же время, в ближайшие годы следует ожидать сокращения сегмента гранулированного чая.

 

Таблица 2.4

 

Таблица 2.5

 

Структура ассортимента чая

Вид чая

Кол-во наименований

Средняя цена за 100гр/руб.

Показатели структуры

в натуральном выражении в денежном выражении
1)Пакетированный черный чай 2)Мелколистовой черный чай 3)Крупнолистовой черный чай 4)Гранулированный черный чай 5) Зеленый чай 12   11   19   6   5 19   11   23   15   15 22,6   20,8   35,8   11,3   9,5 24   12,7   45,9   9,5   79
Итого 53   100 100

 

В виде диаграммы структуру ассортимента в магазине «Десяточка» можно представить следующим образом:

Диаграмма 2

 

Заключение.

 

Итогом написания дипломной работы является выполнение задач, поставленных во введении:

1) анализ литературных источников;

2) на основании полученных данных разработаны пути совершенствования ассортиментной политики в магазине.

Помимо этого в работе представлен материал по состоянию потребительского рынка чая, а также отражена структура управления магазином «Десяточка» и проведен анализ его финансово-хозяйственной деятельности. В результате анализа финансово-хозяйственной деятельности магазина «Десяточка» были получены следующие результаты:

- показатель товарооборачиваемости в магазине находится в пределах нормы, то есть товары, закупаемые для реализации на 30 дней, продаются за 34 дня. Следовательно, в магазине нет избытка товаров на складе и в торговом зале;

- магазин имеет прибыль, которая определяется на основании расчетов, включающих в себя определение суммы торговой наценки и совокупных издержек при реализации товаров;

- в магазине ведется эффективная коммерческая деятельность. Об этом позволяет судить расчет показателя эффективности торговой деятельности. Этот показатель дает представление о доле прибыли на каждый рубль расходов. Полученный при расчете показатель эффективности показывает, что на каждый затраченный рубль магазин получает прибыль 1,5 рубля, следовательно, осуществляет эффективную торговую политику.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что магазин «Десяточка» осуществляет эффективную финансово-хозяйственную деятельность.

На фоне благоприятных экономических результатов работы магазина, а также эффективной структуры управления магазином можно судить о деятельности по формированию оптимального ассортимента товаров в целом, и в частности о формировании оптимального ассортимента чая в магазине.

Исходя из анализа данных об объемах продаж каждой из групп товаров, представленных в ассортименте магазина, была определена доля каждой ассортиментной группы в товарообороте магазина.

Реализация вкусовых товаров составляет приблизительно 25% от общего товарооборота магазина, чая отдельно – приблизительно 10%. Это довольно высокий процент, особенно если учесть, что чай не рассматриваются руководством магазина как приоритетные товары по реализации.

На фоне такого положения был проанализирован ассортимент чая в магазине «Десяточка».

При расчете основных показателей ассортимента чая в магазине, были получены следующие результаты:

- Широта ассортимента вкусовых товаров в целом имеет среднее значение. Следовательно, ассортимент вкусовых товаров в магазине «Десяточка» нельзя назвать широким, но в то же время его нельзя назвать и узким.

- Коэффициенты полноты ассортимента чая в магазине свидетельствуют о том, что ассортимент этих товаров в магазине является полным.

- Расчет коэффициенты устойчивости ассортимента показал, что 70% наименований чая в магазине пользуются особым просом у покупателей, то есть ассортимент этих товаров обладает высокой устойчивостью.

- Степень обновления для ассортимента чая невысока. Отсюда следует, что в ассортименте чая в магазине мало новых наименований.

- Структура ассортимента чая достаточно однородна. Здесь наблюдается соответствие числового значения показателей структуры в натуральном и в денежном выражении.

- Коэффициент рациональности ассортимента чая в магазине очень низок.

На основании всего вышеперечисленного были разработаны направления ассортиментной политики для магазина «Десяточка» в области формирования рационального ассортимента чая.

Ассортимент чая в магазине достаточно стабилен, так как он характеризуется высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

Следовательно, основными направлениями ассортиментной политики по формированию ассортимента чая в магазине должны стать: обновление ассортимента и стремление к повышению его рациональности. Помимо этого должно уделяться внимание деятельности по повышению конкурентоспособности магазина в целом. Здесь особое значение приобретает эффективная ценовая политика. Реализуя на практике указанные рекомендации, магазин «Десяточка» сможет успешно конкурировать с другими торговыми предприятиями, а также сформировать оптимальный ассортимент чая, для наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей магазина.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………... 1. Теория и методология исследования ассортимента ……………... 1.1. Характеристика и методика анализа основных свойств и показателей ассортимента товаров……………...………………... 1.2. Ассортиментная политика предприятия розничной торговли...... 1.3. Формирование рационального ассортимента, как основной регулятор конкурентоспособности торгового предприятия……. 2. Формирование ассортимента и конкурентоспособности вкусовых товаров в магазине «Десяточка»……………………… 2.1. Состояние потребительского рынка чая …………………………. 2.2. Структурно-правовая база магазина «Десяточка».……………… 2.3.Анализ финансово-хозяйственной деятельности магазина «Десяточка» …..……………………………………………………... 2.4.Исследование ассортимента чая в магазине «Десяточка».............. 3. Пути совершенствования ассортиментной политики по формированию оптимального ассортимента вкусовых товаров в магазине «Десяточка»…………………..………………. Заключение …………………………………………………………......... Список использованных источников и литературы………………... Приложения 3   7 9     10     13 16     18   20   28   30   32

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы формирования ассортимента товаров в торговом предприятии подтверждается тем, что вся номенклатура предлагаемых товаров потенциальным потребителям напрямую связана с уровнем товарооборота, влияет на рентабельность работы предприятия, значит и в целом на экономическую активность торговли.

 Работа по формированию ассортиментной политики торгового предприятия - это сложный и непрерывный процесс. И сегодня это одна из актуальных тем.

Задачи, которые необходимо решать при формировании ассортиментной политики для конкретного торгового предприятия:

     - обеспечение соответствия товарного ассортимента характеру и особенностям спроса населения в районе деятельности магазина;

- определение (установление) магазином оптимальной широты и глубины ассортимента товаров с учетом своего товарного профиля, района деятельности и торговой площади;

- обеспечение устойчивости товарного ассортимента и частого спроса.

 

Вкусовые товары – это группа пищевых продуктов, основными компонентами которых являются вкусовые вещества, оказывающие специфическое воздействие на пищеварительную и нервную системы.

К вкусовым веществам относят этиловый спирт, органические кислоты, алкалоиды, эфирные масла, минеральные соли.

Помимо чая к данной группе товаров также относят алкогольные напитки, слабо- и безалкогольные напитки, кофе, пряности и приправы.

Вкусовые товары стимулируют деятельность пищеварительной системы, тем самым, улучшая аппетит и усвояемость пищи. Обладая низкой энергетической ценностью вследствие незначительного содержания белков, жиров и углеводов, такие товары, как пряности, приправы, ароматические вещества, тем не менее, активно влияют на процессы пищеварения благодаря содержанию эфирных масел, гликозидов, органических кислот.

По физиологическому воздействию на организм человека вкусовые товары подразделяют на две группы: общего и местного воздействия.

Вкусовые товары общего действия возбуждают центральную нервную систему и оказывают влияние на весь организм.

Вкусовые товары местного действия, воздействуя на вкусовые и обонятельные органы, улучшая вкус и аромат пищи, главным образом, стимулируют пищеварительную систему.[1]

Чай относят к вкусовым товарам общего действия, так как он содержит алкалоиды (кофеин, теобромин), оказывающие влияние на весь организм человека.

Родина чайного растения и напитка из него – Юго-Западный Китай, где чай известен с незапамятных времен.

В России чайный напиток стали употреблять с 1638 года. Чай выращивают в Грузии, Азербайджане, Индии, Шри-Ланке, Китае, Японии, Индонезии, Вьетнаме, Пакистане.

Индийский чай в мировом экспорте занимает первое место. Особенно высоко ценится и считается одним из лучших в мире чай, выращенный на плантациях высокогорного района Дарджилинг (Западная Бенгалия). В России чай выращивают в Краснодарском крае.[2]

В состав готового чая входят:

- кофеин (1,8 – 5,0%), тонизирующий нервную систему;

- дубильные вещества (8,0 – 30%), придающие чаю жаждоутоляющие свойства, терпкий, приятно вяжущий вкус и красивый цвет;

- Эфирные масла, белковые вещества, углеводы, органические кислоты, минеральные вещества, ферменты и витамины С, Р, РР, В1, В2.

Чай хорошо снимает утомление и головную боль, повышает умственную и физическую активность, стимулирует работу головного мозга, сердца, дыхательных путей. Чайное растение синтезирует в небольших количествах катехины (чайный танин), обладающие Р-витаминной активностью, а также витамин – аскорбиновую кислоту, пантотеновую и фолиевую кислоты, каратиноиды.

Чай является богатым источником минеральных веществ. Биологически ценные вещества чая, образуя единый комплекс, благоприятно воздействуют на организм человека. Чай хорошо адсорбирует вредные вещества (тяжелые металлы, радионуклеиды) и выводит их из организма. Биологически ценные вещества чая оказывают антиокислительное действие на жировой и холестериновый обмен. Чай хороший терморегулятор тела – в холодную погоду хорошо согревает, а в жаркую – охлаждает. Лечебные свойства чая обусловлены его антисептическим и бактерицидным действием, проявляемым при болезнях печени, желудка, почек, хрупкости капилляров.[3]

Сырьем для производства чая служат листья многолетнего тропического вечнозеленого растения из семейства Fheaccae, культивируемого в виде куста высотой до одного метра. Для получения чая собирают нежные, мягкие, сочные листья, расположенные на верхушках побегов.[4]

В структуре торгового ассортимента розничных предприятий, а также на рынке продовольственных товаров Костромского региона вкусовые товары занимают значительную долю как в абсолютном, так и в стоимостном выражении, что лежит в основе исследовательской разработки данной дипломной работы и определяет ее актуальность и прикладной характер.

В настоящее время, потребителю, желающему приобрести какой-либо из этих напитков, есть из чего выбирать, так как ассортимент чая на российском рынке довольно широк: в магазинах представлено множество видов и сортов чая. Для практического исследования ассортимента чая выбран магазин «Десяточка».

Цель курсовой работы – формирование ассортимента чая.

На основании проведенных исследований может быть построена работа по оптимизации ассортимента в магазине «Десяточка.

Задачами курсовой работы являются:

1) практическое изучение ассортимента чая, а также его свойств и показателей;

2) анализ состояния потребительского рынка и рынка производителей чая;

3) анализ ассортимента чая в магазине «Десяточка», характеристика его свойств и расчет показателей.

Объектом исследования является товарный ассортимент магазина.

Курсовая работа состоит из трех частей. В первой части отражены теоретические аспекты темы дипломной работы. Сюда относятся рассмотрение ассортимента, его свойств и показателей.

Для отражения вышеперечисленных пунктов используется учебная литература и периодические издания.

Во второй части работы проводится сопоставление теоретических аспектов с практическими.

То есть:

- анализируется ассортимент чая конкретного торгового предприятия, исходя из фактического наличия этих продуктов в магазине;

- анализируются свойства ассортимента чая в магазине и рассчитываются его показатели.

Для этих целей используется учебная литература, ГОСТы и прайс-листы оптовых фирм – поставщиков чая в магазин.

В третьей части дипломной работы разрабатываются пути совершенствования ассортиментной политики по формированию оптимального ассортимента чая в магазине. Для этого используются материалы первой и второй частей курсовой работы. Следовательно, третья часть работы представляет собой выводы и предложения по работе магазина в области формирования ассортимента чая.

Завершением курсовой работы является ее последняя часть – заключение.

Здесь подводится итог всей проделанной работы по анализу ассортимента с теоретической и практической стороны.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРА

Дата: 2019-12-22, просмотров: 245.