Обзор нормативно-правовой базы антиинфляционной политики в России.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для проведения антиинфляционных мер были приняты законы, а так же внесены поправки в законы и законодательные акты. Вот некоторые из них:

· Указ Президента РФ от 17.10.2008г. № 1489 «О Совете при Президенте РФ по развитию финансового рынка РФ». Совет является совещательным органом и рассматривает вопросы связанные с развитием и стабильностью финансового рынка, оценивает эффективность принимаемых в этой области мер; готовит Президенту РФ предложения по защите прав инвесторов и предотвращению кризисов на финансовом рынке; проводит экспертизу законопроектов касающихся финансового рынка; представляет Президенту РФ доклад о состоянии и развитии финансового рынка.

· Указание ЦБ РФ от 23.09.2008г. №2073-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 24.12.2004г. №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, связанных с использованием банковских карт»

Указанием уточнен порядок эмиссии банковских карт и совершения операций с использованием платежных карт.

· Федеральный закон от 13.10.2008г. №174-ФЗ «О внесении изменений в ст. 11 Федерального Закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ». Данным законом увеличен максимальный размер страхового возмещения до 700 тыс. руб.

· Федеральный закон от 27.10.2008г. №175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31.12.2011г.». Данный закон содержит комплекс мер по предупреждению банкротства банков в целях укрепления стабильности банковской системы.

· Указанием ЦБ РФ от 28.11.2008г. №2315-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» с 1 декабря 2008г повышается ставка рефинансирования Банка России – с 12 до 13% годовых.

· Федеральный закон от 13.10.2008г. №172-ФЗ «О внесении изменения в ст.174 части второй Налогового кодекса РФ». Закон устанавливает порядок, согласно которому суммы налога на добавленную стоимость будут уплачиваться в бюджет равными долями ежемесячно в течение трех месяцев после соответствующего налогового периода.

· Федеральный закон от 26.11.2008г №224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» предусматривает ряд мер направленных на поддержку реального сектора экономики в условиях финансового кризиса.

Субъекты Федерации получили возможность устанавливать пониженные дифференцированные ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков в отношении единого налога при применении УСН при объекте налогообложения «доходы минус расходы».[15]

Основная положительная черта налоговых нововведений – совершенствование механизмов начисления налогов и их администрирования. Значительное внимание уделено снижению налоговой нагрузки на нефтеперерабатывающие предприятия, малый бизнес. Однако, что касается уменьшения налоговой нагрузки на бизнес в целом за счет снижения ставки налога на прибыль, то антикризисный эффект представляется весьма ограниченным ввиду сокращения прибыли предприятий. В целом налоговые меры, входящие в антикризисный пакет правительства, не составляют единой и взаимосогласованной системы.

Постоянное существенное повышение ввозных тарифов в течение 2008 – 2009 гг наблюдалось только по мясу и автомобилям. Отметим, что эффективность применения тарифных инструментов для компенсации негативных последствий кризиса и для расширения внутреннего спроса изначально ограничена. Дело в том, что повышение ставок тарифа может привести к росту цен на внутреннем рынке и способствовать снижению спроса. Чтобы избежать такого негативного эффекта, потребители должны быстро переключиться на продукцию внутреннего производства. Для этого необходимы незагруженные мощности или инвестиционные ресурсы для быстрого расширения производства, а так же высокий уровень коммерческой взаимозаменяемости импортных и местных товаров.

2.3. Эффективность проведения антиинфляционной политики в современной России в 2008 – 2009 гг.

Серьезные исследования в области организации денежных отношений позволили развитым странам выработать достаточно эффективный механизм воздействия денежно-кредитной политики на процессы в реальной экономике. В развитых странах уровень инфляции составляет 2-3%.  В зоне евро уровень инфляции еще меньше.  Можно отметить характерную особенность: даже при удорожании энергоносителей в развитых странах их воздействие на уровень инфляции не оказывается определяющим. В России удорожание определенных товаров или услуг называется в качестве основной причины возникновения инфляционных процессов.

Вопреки правительственным рапортам о рекордно низкой инфляции, в 2009г. в России растет стоимость минимальной потребительской корзины. Причем в 2–3 раза быстрее, чем официально публикуемый показатель роста цен в стране.

В весьма сжатые сроки был заявлен широкий набор антиинфляционных мер по поддержке реального сектора экономики, реализация которых потребовала не только разработки и принятия множества нормативно-правовых актов, но и формирования новых механизмов управления по ряду инструментов. Многие меры реализовывались в условиях жестких временных ограничений, сильнейшего давления различных групп интересов. Можно выделить следующие важные меры:

· Рефинансирование внешней задолженности крупнейших российских компаний;

· Одобрение пакета законов по снижению налогов, изменению порядка их начисления и улучшение администрирования;

· Принятие совокупности нормативных актов по изменению ставок таможенных пошлин.

В результате резко возросла нагрузка на административную систему, что привело к «рассинхронизации» практической реализации мер. Так, отметим существенную задержку с размещением госзаказа (и. как следствие, вынужденное расширение набора мер по привлечению финансирования для крупнейших , системообразующих компаний, предприятий ОПК). Но самое главное – возник разрыв между принятием нормативных актов и практической реализацией соответствующих мер. Все это привело к своеобразным догоняющим друг друга «волнам» формирования мер по отдельным отраслям (секторам), направлениям экономической политики. В то же время, проведение антиинфляционной политики позволило ускорить реализацию ряда ранее запланированных стратегических мер, особенно в части развития корпоративного регулирования, поддержки малого бизнеса и среднего предпринимательства, совершенствования налогового регулирования.

В связи с этим представлялось важным реконструировать задачи антиинфляционной политики, исходя из состава особенностей реализуемых мер. В основном антиинфляционные меры направлены на решение следующих задач:

1. Расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам

· прямое кредитование госбанком, финансовыми институтами развития, их капитализация;

· стимулирование частного кредитования путем предоставления субсидий по процентным ставкам и госгарантий;

· рекомендации банкам по кредитованию;

· расширение условий для привлечения капитала на основе выпуска акций и облигаций и их выкупа уполномоченными организациями.

2. Снижение нагрузки на бизнес

· налоговой нагрузки;

· вывозных таможенных пошлин, административной нагрузки;

· ограничение роста тарифов на услуги и продукцию субъектов естественных монополий.

3. Смягчение негативных социальных последствий и развитие рынка труда

· увеличение пособий по безработице, софинансирование региональных программ занятости, ограничения на использование иностранной рабочей силы.

4. Стимулирование внутреннего спроса

· госзакупки, авансирование, преференции для отечественных производителей, закупки и инвестиционные программы субъектов естественных монополий, лизинг, защитные таможенные меры, субсидии по кредитам потребителей.

5. Поддржка малого и среднего предпренимательства (МСП)

· софинансирование региональных программ по развитию МСП, программы кредитования МСП Внешэкономбанка;

· развитие конкуренции.

В целом антиинфляционные меры и по количеству, и по характеру перераспределения ресурсов сконцентрированы на поддержке крупного и микробизнеса. В основном антиинфляционные меры направлены, главным образом. на компенсацию потерь крупных компаний.  

Борьба с инфляцией в 2008 г. провалилась. Показатель в 13,3% превзошел все виденное за предыдущие 5 лет. Зато в 2009 году на фоне всех бедствий инфляция быстро снижается с самого начала года. Если в начале года было 15 – 16% в годовом выражении, то теперь – 12 – 13%. Пол Томсен, руководитель миссии МВФ, недавно завершившей анализ российской экономики, заявил, что темпы роста цен в России будут снижаться и дальше, и уже в следующем году инфляция будет однозначной.

Прежде всего, против инфляции работает укрепление рубля. Кроме того, банки копили огромные суммы, чтобы расплатиться по кредитам ЦБ на 421 млрд руб. Основной немонетарный фактор роста цен – тарифы монополий – так же не работает: они как поднялись в начале года, так и остаются на прежнем уровне. Производители стараются придерживать цены, чтобы «догнать» упавший спрос на свою продукцию. Доходы населения перестали расти, а склонность к сбережениям увеличилась. Кроме того, по мнению экспертов МВФ, девальвация оказала менее значимый эффект на рост цен, чем предполагалось ранее.

В краткосрочном плане, вероятно, снижение темпов роста цен не принесет экономике никакого облегчения. Если жить только сегодняшним днем, то стоит помнить, что повышенная инфляция стимулирует граждан тратить. Снижение же ее заставляет копить (ведь ставки по депозитам обгоняют инфляцию), что для российской экономики сейчас не слишком актуально – ведь потребление остается главной опорой экономики.

Но аргументов за снижение инфляции все же больше. Оно сделает наши товары более конкурентоспособными. По расчетам Центра развития, прежде наша инфляция обгоняла рост цен у основных торговых партнеров, делая импортные товары все более привлекательными и мешая процессу импортозамещения.

Но главное – снижение инфляции может способствовать росту кредитования. Суть российского кризиса хорошо понятна, если посмотреть на показатели рентабельности промышленности и ставки по кредитам. В августе 2008 г. средняя рентабельность составляла 16,5%, а ставки в среднем не превышали 13%. Потом рентабельность упала (в ноябре – январе до отрицательного уровня), а ставки выросли. К марту промышленность немного «очухалась» и показала рентабельность 9,5%. Ставки же по кредитам превышали 16%, лишая большую часть предприятий даже надежды на получение кредита. Никакие приказы сверху не заставят банки кредитовать в таких условиях.

Снижение доли доходов населения, используемых на накопление, ограничивает возможности расширения производства продукции в стране, что затрудняет выход из инфляционных процессов.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 355.