Сущность и инструменты борьбы с инфляцией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инфляция - это долговременный процесс снижения покупательской способности денег. Она вызывается, прежде всего, переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы. Инфляция проявляется в первую очередь в форме относительного удорожания золота и иностранной валюты. В отдельных случаях возможен рост цен, не обусловленный инфляционными процессами.[1]

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

· сокращение инфляционного потенциала

· предсказуемость динамики инфляции.

· снижение темпов инфляции

· стабилизация цен[2]

Стратегическая цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

Основным фактором в борьбе с инфляцией являются улучшение общей экономической ситуации в стране, повышение инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры.[3]

Антиинфляционная политика связана, во-первых, с политикой, направленной на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. Во-вторых, она связана с политикой регулирования цен и доходов, имеющей целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств, служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен.

Реакция государства на различные виды инфляции может быть разнообразной. Ползучая инфляция не считается опасной, поэтому современные правительства, в этом случае, выбирают политику не противоборства с ней, пытаясь заглушить ее негативные последствия для населения.[4]

Реакция государства на галопирующую инфляцию может быть двоякой:

1. формирование условий наименее болезненной адаптации к ней населения;

2. выработка системы мер, способных ей противоборствовать. В этом случае государство пытается погасить негативные экономические эффекты, связанные с инфляцией. Одновременно со смягчением цен, должна быть продумана система мер, гасящих источники инфляции.[5]

     При гиперинфляции, погасить которую невозможно за короткий срок, государство вынужденно оценивать величины ожидаемых потерь из-за ухудшения рыночной коньюктуры. Эти потери в значительной степени несут потребители, у которых снижается жизненный уровень. Поэтому правительство обычно проводит политику амортизации ударов инфляции. Она включает два направления:

1. индексацию потерь доходов;

2. компенсацию потерь от инфляции.

Борьба с инфляцией имеет место лишь тогда, когда снимаются вызвавшие ее причины, связанные с деформациями на товарных и денежных рынках, которые приводят к устойчивому превышению совокупного спроса над совокупным предложением. Поэтому любая антиинфляционная политика государства должна обязательно включать два блока:

· регулирование совокупного спроса;

· регулирование совокупного предложения.

В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос -  государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.[6]

Второй подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть, кредитно-денежной политики, состоит в воздействии на экономическую конъюктуру, через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия).[7]

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное и стабильное развитие экономики, а так же смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры. Банк России использует механизмы ценовой политики и регулирования процентной ставки.[8]

Большое значение при проведении антиинфляционной политики имеют структурная перестройка экономики и ее приспособление к потребностям рынка благодаря демонополизации и регулированию деятельности существующих монополий, стимулированию конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т. д.[9]

Решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при проведении курса на преимущественное применение рыночных цен.

Политика цен и доходов.

Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен - ростом расходов на оплату труда.[10] Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов - зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную.[11]

Поэтому целесообразность использования «политики цен и доходов» даже в качестве дополнения к традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случае, при высоком уровне инфляции.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 236.