КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Совершенствование антиинфляционной политики государства в России как элемента механизма государственного управления»
Работу выполнил:
студент В. Ю. Тарасов _____________________(подпись)
ИПСУБ, гр. ЗС-061000-32(к)
Научный руководитель
к.э.н., доцент
Е. А. Коротаева _____________________(подпись)
Дата сдачи «___»___________ 200___г.
Дата защиты «___»___________ 200___г.
Оценка: _______________
Ижевск – 2010г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. теоретические аспекты АНТИИНФЛЯЦИОННой ПОЛИТИКи ГОСУДАРСТВА как элемента механизма государственного управления 5
1.1. Сущность и инструменты борьбы с инфляцией 5
1.2. Политика цен и доходов 9
1.3. «Шоковая терапия» и градуирование денежной массы 10
ГЛАВА 2. исследование АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 12
2.1. История развития и регулирования инфляции в России. 12 2.2. Обзор нормативно-правовой базы антиинфляционной политики в России.17
2.3. Эффективность проведения антиинфляционной политики в современной России в 2008 – 2009 гг. 19
2.4 Статистический анализ инфляционных процессов в 2008-2010 гг. 23
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ как элемента механизма государственного управления 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Приложение 1. 37
Приложение 2. 39
Приложение 3. 40
Приложение 4. 41
Приложение 5. 42
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что инфляция является сложным социально-экономическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Проявлением инфляции является повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.
В результате инфляционных процессов проявляется снижение реальных доходов населения, происходит обесценивание сбережений, увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров.
Инфляция и безработица – две самые острые и взаимосвязанные проблемы.
В большинстве стран мира уровень инфляции один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере совершенствования антиинфляционной политики государства в России как элемента механизма государственного управления.
Предмет данного исследования – инструменты, нормативно-правовое обеспечение, динамика и тенденции проведения государством антиинфляционной политики в России.
Цель исследования заключается в изучении теоретических аспектов антиинфляционной политики государства, исследовании антиинфляционной политики России и определении направлений повышения ее эффективности.
Данные цели и содержание проблемы определили необходимость решения следующих задач:
· раскрыть теоретические аспекты антиинфляционной политики государства как элемента механизма государственного управления;
· провести исследование антиинфляционной политики в России;
· дать предложения по совершенствованию антиинфляционной политики в России как элемента механизма государственного управления.
Методологическую основу исследования составляют метод единства логического и исторического. Он основан на том, что все общественные явления имеют свою историю и нужно проследить по этапам их историческую цепочку, или «жизнь», а затем построить четкую, логически обоснованную взаимосвязь явлений, отражающую в концентрированном виде исторический процесс возникновения и развития данного явления. При написании работы, так же использовался общенаучный метод, монографический, экономико-статистический, аналитический.
Теоретическая основа исследования состоит из трудов Пашковского В. С. «Особенности инфляционных процессов в России»; коллективной работы авторов под. ред. О. И. Лаврушина «Деньги, кредит. банки»; учебного пособия Капканщикова С. Г. «Государственное регулирование экономики»; учебного пособия Юсупова К. Н. «Национальная экономика, а так же при написании работы использовались различные электронные ресурсы.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении указано краткое содержание работы, определены цель и задачи. В основной части раскрыто содержание трех глав: 1. Теоретические аспекты антиинфляционной политики государства как элемента механизма государственного управления; 2. Исследования антиинфляционной политики в России; 3.Предложения по совершенствованию антиинфляционной политики в России как элемента механизма государственного управления. В заключении сделан общий вывод по данной теме.
Политика цен и доходов.
Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен - ростом расходов на оплату труда.[10] Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов - зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную.[11]
Поэтому целесообразность использования «политики цен и доходов» даже в качестве дополнения к традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случае, при высоком уровне инфляции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, анализ мирового опыта и экономической ситуации в России свидетельствуют, что для сдерживания инфляции не за счет снижения производства, а за счет его реальной стабилизации, оживления и подъема необходимо наряду с гибкой монетаристской политикой использовать с учетом нашей специфики и гетеродоксально-немонетаристские меры с целью восстановления управляемости экономики. Наиболее существенное значение, имеют те две группы гетеродоксальных мер, которые применялись в послевоенных шоковых вариантах западногерманского и особенно японского образца и которые в основном обеспечили их положительный результат, - восстановление государственного внешнеэкономического и валютного контроля и государственное регулирование изменений цен (в форме политики доходов или в других формах) товаров и услуг, имеющих огромное экономическое и социальное значение (энергоресурсов, транспортных тарифов, сельскохозяйственной продукции и др.).
Первоочередная задача в борьбе с инфляцией - преодоление экономического спада, эффективная инвестиционная политика, формирование стабильной макроэкономической структуры рынка с целью постепенного выравнивания диспропорций общественного воспроизводства.
Специфика Российской инфляции заключается в том, что она своими корнями уходит в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования. Оттуда проистекают, усиливаясь, два крайне неблагоприятных фактора: технологическая отсталость и монополизм.
Технологическую отсталость необходимо уравновесить так, чтобы основная масса предприятий (за исключением заведомо несостоятельных или ненужных) обладала приемлемой рентабельностью. Тогда стимулы к постоянному увеличению цен будут ослаблены или полностью исчезнут, инфляция пойдёт на убыль при одновременном росте производства. Это можно сделать с помощью изменения налоговой и дотационной политики.
Необходима эффективная и регулируемая государством инвестиционная политика. Особое место в ней должно занимать привлечение иностранных инвестиций при условии защиты национального производства.
Государству нужно соблюдать лимиты внешних заимствований и предоставления российских кредитов иностранным государствам и международным организациям. Нельзя брать больше, чем надо платить по прежним кредитам.
В условиях раскручивания инфляционной спирали заработной платы и цен важным направлением антиинфляционной политики должна стать политика доходов. Необходимо оздоровление бюджетов всех уровней, упрощение сбора налогов.
ЦБР должен обладать статусом относительной независимости, выполнять свою важнейшую задачу - стабилизировать рубль, ограничивать кредиты на покрытие дефицита госбюджета и расходы даже на валютную интервенцию, осуществлять эффективное регулирование деятельности коммерческих банков, кредитно-финансовых институтов, сдерживая их кредитную экспансию. Необходимо совершенствование порядка установления официального курса рубля Центральным банком.
На антиинфляционную политику влияют и коммерческие банки. Необходимо ограничение кредитной экспансии, увеличение инвестиций в производство, работа с несостоятельными предприятиями, взвешенная политика перевода капитала за рубеж, создание электронной клиринговой системы. Также имеет значение информатизация и компьютеризация финансовых и банковских операций.
Необходима разработка эффективного законодательства, регулирующего все сферы рыночной экономики России: о Центральном банке, акционерных обществах, фондовом рынке и т. п.
Любое антиинфляционное регулирование обречено на провал, если государство не в состоянии противостоять теневой экономике, которая контролирует около половины ВВП. Необходима борьба с теневой экономикой и коррупцией государственных чиновников, а также укрепление государственной и политической стабильности.
Антиинфляционная политика эффективна, если не вызывает негативных последствий (таких, как экономический спад, безработица, снижение жизненного уровня населения). Она должна быть основана на системном подходе и ответственности за проведение её в жизнь.
Некоторые экономисты считают, что невысокий уровень инфляции оживляет экономическую конъюнктуру. Высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бедствием для всей экономики. В долгосрочном периоде страдают все экономические агенты - домашние хозяйства, бизнес, государственный бюджет. Как же бороться с инфляцией? Если полностью избавиться от инфляции нельзя, то нужно снизить ее темпы до минимально возможного и предсказуемого уровня. Методы борьбы с открытой инфляцией зависят от характера инфляции, т. е. от причин ее возникновения и от темпов роста цен.
Необходима и профилактика инфляции. В еще более долгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать расширение потенциального ВНП с помощью структурной и научно-технической политики. Причем, отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финансированию, а созданию экономических стимулов для повышения производительности труда, внедрения новых технологий и создания новых производств, преобразования старых отраслей на новой технической базе и т. д.
Основной принцип борьбы с инфляцией - уничтожение ее источников. Временные лаги в принятии политических решений и их лоббирование - это причины монетарного раскручивания инфляции, так как они ведут к неэффективности бюджетных расходов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искажению ценового сигнала.
Следовательно, если существуют объективные причины возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо. Поэтому наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного накала и поддержание ее темпов на стабильно низком и предсказуемом уровне.
Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов Российской экономической динамики за последние годы, можно сделать вывод, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики:
· соблюдение жестких денежных ограничений;
· меры по стабилизации валютного курса;
· принятие Правительством РФ ряда решений, ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей и секторов экономики, в первую очередь отраслей - естественных монополистов.
Все они, будучи направлены на сжатие совокупного спроса и приведение его в соответствие с совокупным предложением, сформировали новую ценовую ситуацию как в потребительской сфере, так и в реальном секторе российской экономики. Несмотря на позитивный характер этих процессов, в российской экономике еще осталась угроза инфляционных всплесков из-за искаженной структуры основного производства и его низкой эффективности, существования секторов экономики с различными уровнем доходности и накопления социальных проблем в обществе.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Таблица 1
индексы потребительских цен и тарифов на товары и услуги (на конец периода, в процентах)
Всего | В том числе на | |||||||
к преды-дущему | к декабрю преды- | продовольственные товары | непродовольственные товары | услуги | ||||
периоду | дущего года | к преды- дущему периоду | к декабрю преды- дущего года | к преды- дущему периоду | к декабрю преды- дущего года | к преды- дущему периоду | к декабрю преды- дущего года | |
2008г. | ||||||||
Январь | 102,3 | 102,3 | 101,9 | 101,9 | 100,6 | 100,6 | 105,4 | 105,4 |
Февраль | 101,2 | 103,5 | 101,7 | 103,6 | 100,6 | 101,2 | 101,4 | 106,8 |
Март | 101,2 | 104,8 | 102,0 | 105,7 | 100,7 | 102,0 | 100,6 | 107,5 |
I квартал | 104,8 | 104,8 | 105,7 | 105,7 | 102,0 | 102,0 | 107,5 | 107,5 |
Апрель | 101,4 | 106,3 | 102,2 | 108,0 | 100,9 | 102,9 | 101,0 | 108,5 |
Май | 101,4 | 107,7 | 102,1 | 110,2 | 100,8 | 103,7 | 101,0 | 109,6 |
Июнь | 101,0 | 108,7 | 101,1 | 111,4 | 100,7 | 104,4 | 101,1 | 110,8 |
II квартал | 103,8 | 108,7 | 105,4 | 111,4 | 102,4 | 104,4 | 103,1 | 110,8 |
Июль | 100,5 | 109,3 | 100,1 | 111,5 | 100,7 | 105,2 | 100,9 | 111,9 |
Август | 100,4 | 109,7 | 99,8 | 111,3 | 100,6 | 105,8 | 100,9 | 112,9 |
Сентябрь | 100,8 | 110,6 | 100,7 | 112,1 | 100,7 | 106,5 | 101,0 | 114,1 |
III квартал | 101,7 | 110,6 | 100,7 | 112,1 | 101,9 | 106,5 | 102,9 | 114,1 |
Октябрь | 100,9 | 111,6 | 101,6 | 113,9 | 100,8 | 107,3 | 100,0 | 114,1 |
Ноябрь | 100,8 | 112,5 | 101,3 | 115,3 | 100,5 | 107,8 | 100,7 | 114,8 |
Декабрь | 100,7 | 113,3 | 101,0 | 116,5 | 100,1 | 108,0 | 101,0 | 115,9 |
IV квартал | 102,5 | 113,3 | 103,9 | 116,5 | 101,4 | 108,0 | 101,6 | 115,9 |
2009г. | ||||||||
Январь | 102,4 | 102,4 | 101,4 | 101,4 | 100,7 | 100,7 | 106,3 | 106,3 |
Февраль | 101,7 | 104,1 | 101,9 | 103,3 | 101,6 | 102,3 | 101,4 | 107,8 |
Март | 101,3 | 105,4 | 101,7 | 105,0 | 101,4 | 103,8 | 100,6 | 108,5 |
I квартал | 105,4 | 105,4 | 105,0 | 105,0 | 103,8 | 103,8 | 108,5 | 108,5 |
Апрель | 100,7 | 106,2 | 100,7 | 105,8 | 101,0 | 104,8 | 100,3 | 108,7 |
Май | 100,6 | 106,8 | 100,7 | 106,5 | 100,7 | 105,5 | 100,3 | 109,1 |
Июнь | 100,6 | 107,4 | 100,5 | 107,0 | 100,8 | 106,3 | 100,5 | 109,6 |
II квартал | 101,9 | 107,4 | 101,9 | 107,0 | 102,4 | 106,3 | 101,0 | 109,6 |
Июль | 100,6 | 108,1 | 100,6 | 107,6 | 100,6 | 107,0 | 100,8 | 110,5 |
Август | 100,0 | 108,1 | 99,1 | 106,6 | 100,6 | 107,6 | 100,4 | 110,9 |
Сентябрь | 100,0 | 108,1 | 99,2 | 105,8 | 100,7 | 108,3 | 100,1 | 111,0 |
III квартал | 100,6 | 108,1 | 98,9 | 105,8 | 101,9 | 108,3 | 101,3 | 111,0 |
Октябрь | 100,0 | 108,1 | 99,5 | 105,2 | 100,6 | 109,0 | 99,9 | 110,9 |
Приложение 2. Таблица 2
индексы цен на отдельные группы и виды
продовольственных товаров
на конец периода, в процентах
К предыдущему месяцу | Октябрь 2009г. к | Справочно | ||||
август | сентябрь | октябрь | октябрю 2008г. | декабрю 2008г. | октябрь 2008г. к декабрю 2007г. | |
Продовольственные товары без алкогольных напитков | 98,9 | 99,0 | 99,3 | 107,2 | 104,7 | 114,8 |
хлеб и хлебобулочные изделия | 100,1 | 100,1 | 100,2 | 102,9 | 102,3 | 125,1 |
крупа и бобовые | 100,1 | 100,1 | 99,1 | 100,0 | 101,0 | 127,1 |
макаронные изделия | 99,7 | 100,0 | 99,4 | 103,9 | 102,7 | 132,3 |
мясо и птица | 100,5 | 100,3 | 100,1 | 108,8 | 105,7 | 118,8 |
рыба и морепродукты | 100,2 | 99,2 | 98,8 | 117,4 | 112,2 | 110,0 |
молоко и молочная продукция | 99,9 | 100,2 | 100,7 | 102,0 | 99,8 | 109,8 |
масло сливочное | 99,8 | 100,5 | 101,2 | 102,7 | 101,1 | 108,8 |
масло подсолнечное | 98,3 | 99,2 | 99,2 | 78,4 | 81,1 | 126,3 |
Яйца | 102,7 | 102,5 | 100,9 | 87,5 | 83,8 | 109,0 |
сахар-песок | 106,2 | 110,4 | 94,9 | 139,8 | 142,9 | 109,4 |
плодоовощная продукция | 89,0 | 88,5 | 93,9 | 97,2 | 94,6 | 104,8 |
Алкогольные напитки | 100,3 | 100,3 | 100,3 | 109,7 | 108,0 | 109,1 |
Приложение 3. Таблица3
индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды
услуг (%)
К предыдущему месяцу | Октябрь 2009г. к | Справочно | ||||
август | сентябрь | октябрь | октябрю 2008г. | декабрю 2008г. | октябрь 2008г. к декабрю 2007г. | |
Жилищно-коммуналь ные услуги | 100,1 | 100,1 | 100,4 | 119,8 | 119,1 | 115,7 |
жилищные услуги | 100,3 | 100,1 | 100,1 | 113,3 | 112,8 | 114,4 |
оплата жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов | 100,2 | 100,0 | 100,2 | 114,4 | 114,3 | 113,2 |
содержание и ремонт жилья для граждан собственников жилья в результате приватизации | 100,2 | 100,1 | 100,0 | 114,6 | 114,4 | 113,4 |
услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ | 100,3 | 100,1 | 100,1 | 115,0 | 114,9 | 114,5 |
вывоз мусора | 103,3 | 100,0 | 100,3 | 124,5 | 123,5 | 117,1 |
коммунальные услуги | 100,1 | 100,0 | 100,6 | 123,3 | 122,4 | 116,3 |
водоснабжение холодное и водоотведение | 100,0 | 100,0 | 100,1 | 123,1 | 123,0 | 116,0 |
Отопление | 100,1 | 100,0 | 100,4 | 121,3 | 119,0 | 114,6 |
водоснабжение горячее | 100,1 | 100,0 | 100,4 | 124,6 | 124,4 | 118,4 |
Газоснабжение | 100,4 | 100,1 | 103,5 | 124,2 | 124,2 | 122,9 |
Электроснабжение | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 125,1 | 125,1 | 113,7 |
Медицинские услуги | 100,6 | 100,7 | 100,7 | 114,5 | 112,4 | 114,1 |
Услуги пассажирского транспорта | 100,1 | 98,5 | 98,7 | 109,8 | 105,4 | 117,6 |
Услуги связи | 100,4 | 99,9 | 100,2 | 103,4 | 102,8 | 101,4 |
|
Приложение 4. Таблица 4
Динамика числа замещенных рабочих мест
в организациях
(без субъектов малого предпринимательства)
Сентябрь | В % к | Январь- | Справочно | |||||||||||||
2009г., | сентябрю | августу | Сентябрь | сентябрь 2008г. в % к | январь- | |||||||||||
млн. | 2008г. | 2009г. | 2009г. | сентябрю | августу | сентябрь | ||||||||||
37,3
95,6
100,0
96,6
100,6
100,1
101,2
в том числе: работниками списочного состава
(без внешних совместителей)
35,5
95,6
99,7
96,7
100,6
99,8
101,0
внешними совместителями
0,8
91,6
111,5
94,3
101,3
111,9
101,5
работниками,выпол нявшими работы по договорам гражданско-правового характера
1,0
99,0
101,7
96,3
101,5
102,8
106,8
Приложение 5. Таблица 5
Г.
4954
5308
4904
5055
4500
4097
4222
4273
4347
4472
4744
4521
5016
5289
5895
5400
4812
Г.
131,2
132,9
140,4
134,8
148,6
158,2
149,8
152,1
141,8
134,3
121,5
132,2
116,4
1) Предварительные данные.
[1] Юсупов К. Н. Национальная экономика: учебное пособие / К. Н. Юсупов – М.: КНОРУС, 2009. – 147 с.
[2] Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С. Г. Капканщиков. – М.: КНОРУС, 2006. – 352 с.
[3] Деньги, кредит, банки: учебник / кол. авторов под. ред. О. И. Лаврушина. – 8-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 207 с.
[4] Юсупов К. Н. Национальная экономика: учебное пособие / К. Н. Юсупов – М.: КНОРУС, 2009. – 154 с.
[5] Юсупов К. Н. Национальная экономика: учебное пособие / К. Н. Юсупов – М.: КНОРУС, 2009. – 155 с.
[6] Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С. Г. Капканщиков. – М.: КНОРУС, 2006. – 215 с.
[7] Экономический портал (Электронный ресурс). Режим доступа - http://institutiones.com
[8] Юсупов К. Н. Национальная экономика: учебное пособие / К. Н. Юсупов – М.: КНОРУС, 2009. – 155 с.
[9] Деньги, кредит, банки: учебник / кол. авторов под. ред. О. И. Лаврушина. – 8-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 208 с.
[10] Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С. Г. Капканщиков. – М.: КНОРУС, 2006. – 204 с.
[11] Экономический портал (Электронный ресурс). Режим доступа - http://institutiones.com
[12] Деньги, кредит, банки: учебник / кол. авторов под. ред. О. И. Лаврушина. – 8-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 193 с.
[13] Деньги, кредит, банки: учебник / кол. авторов под. ред. О. И. Лаврушина. – 8-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 194 с.
[14] Экономический портал (Электронный ресурс). Режим доступа - http://institutiones.com
[15] Законодательство и экономика: журнал для деловых людей / №1 – ЗАО «Законодательство и экономика», 2009. – 32 с
[16] Федеральная служба государственной статистики (Электронный ресурс). Режим доступа - http://www.gks.ru/wps/portal/
[17]Федеральная служба государственной статистики (Электронный ресурс). Режим доступа - http://www.gks.ru/wps/portal/
[18] Федеральная служба государственной статистики (Электронный ресурс). Режим доступа - http://www.gks.ru/wps/portal/
[19] Федеральная служба государственной статистики (Электронный ресурс). Режим доступа - http://www.gks.ru/wps/portal/
[20] Федеральная служба государственной статистики (Электронный ресурс). Режим доступа - http://www.gks.ru/wps/portal/
[21] РосБизнесКонсалтинг (Электронный ресурс). Режим доступа - http://top.rbc.ru/finances/04/10/2010/476464.shtml
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Совершенствование антиинфляционной политики государства в России как элемента механизма государственного управления»
Работу выполнил:
студент В. Ю. Тарасов _____________________(подпись)
ИПСУБ, гр. ЗС-061000-32(к)
Научный руководитель
к.э.н., доцент
Е. А. Коротаева _____________________(подпись)
Дата сдачи «___»___________ 200___г.
Дата защиты «___»___________ 200___г.
Оценка: _______________
Ижевск – 2010г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. теоретические аспекты АНТИИНФЛЯЦИОННой ПОЛИТИКи ГОСУДАРСТВА как элемента механизма государственного управления 5
1.1. Сущность и инструменты борьбы с инфляцией 5
1.2. Политика цен и доходов 9
1.3. «Шоковая терапия» и градуирование денежной массы 10
ГЛАВА 2. исследование АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 12
2.1. История развития и регулирования инфляции в России. 12 2.2. Обзор нормативно-правовой базы антиинфляционной политики в России.17
2.3. Эффективность проведения антиинфляционной политики в современной России в 2008 – 2009 гг. 19
2.4 Статистический анализ инфляционных процессов в 2008-2010 гг. 23
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ как элемента механизма государственного управления 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Приложение 1. 37
Приложение 2. 39
Приложение 3. 40
Приложение 4. 41
Приложение 5. 42
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что инфляция является сложным социально-экономическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Проявлением инфляции является повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.
В результате инфляционных процессов проявляется снижение реальных доходов населения, происходит обесценивание сбережений, увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров.
Инфляция и безработица – две самые острые и взаимосвязанные проблемы.
В большинстве стран мира уровень инфляции один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере совершенствования антиинфляционной политики государства в России как элемента механизма государственного управления.
Предмет данного исследования – инструменты, нормативно-правовое обеспечение, динамика и тенденции проведения государством антиинфляционной политики в России.
Цель исследования заключается в изучении теоретических аспектов антиинфляционной политики государства, исследовании антиинфляционной политики России и определении направлений повышения ее эффективности.
Данные цели и содержание проблемы определили необходимость решения следующих задач:
· раскрыть теоретические аспекты антиинфляционной политики государства как элемента механизма государственного управления;
· провести исследование антиинфляционной политики в России;
· дать предложения по совершенствованию антиинфляционной политики в России как элемента механизма государственного управления.
Методологическую основу исследования составляют метод единства логического и исторического. Он основан на том, что все общественные явления имеют свою историю и нужно проследить по этапам их историческую цепочку, или «жизнь», а затем построить четкую, логически обоснованную взаимосвязь явлений, отражающую в концентрированном виде исторический процесс возникновения и развития данного явления. При написании работы, так же использовался общенаучный метод, монографический, экономико-статистический, аналитический.
Теоретическая основа исследования состоит из трудов Пашковского В. С. «Особенности инфляционных процессов в России»; коллективной работы авторов под. ред. О. И. Лаврушина «Деньги, кредит. банки»; учебного пособия Капканщикова С. Г. «Государственное регулирование экономики»; учебного пособия Юсупова К. Н. «Национальная экономика, а так же при написании работы использовались различные электронные ресурсы.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении указано краткое содержание работы, определены цель и задачи. В основной части раскрыто содержание трех глав: 1. Теоретические аспекты антиинфляционной политики государства как элемента механизма государственного управления; 2. Исследования антиинфляционной политики в России; 3.Предложения по совершенствованию антиинфляционной политики в России как элемента механизма государственного управления. В заключении сделан общий вывод по данной теме.
ГЛАВА 1. теоретические аспекты АНТИИНФЛЯЦИОННой ПОЛИТИКи ГОСУДАРСТВА как элемента механизма государственного управления
Дата: 2019-12-22, просмотров: 238.