Особенности организации воспитательного процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

   Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.                                                                                                              

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью, здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Между тем, в последние годы резко снизилась роль школы в воспитании детей. С каждым годом растет заболеваемость учащихся. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, нарушения со стороны центральной системы.

Важную роль в сохранении здоровья имеет правильный образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. Все это побудило к созданию воспитательной программы “Расти здоровым!”.

   По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.

   Для того, чтобы данная программа помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:

* Ухудшение социального положения семей учащихся;

* Наличие неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей;

* Невысокий уровень общей культуры населения;

Критериями работы по данному направлению являются:

* Индивидуальный режим;

* Эмоциональный режим;

* Смена видов деятельности;

* Наличие физпауз на занятии;

* Учет физиологических особенностей в развитии организма;

ЦЕЛЬ: профилактика вредных привычек, оздоровление, духовное и культурное развитие личности ребенка, его социальная адаптация.

ЗАДАЧИ:

* Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей.

* Создать систему внеучебных форм занятий, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности.

* Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.

 

Используются формы работы:

* - беседа;

* - ролевая игра;

* - экскурсии;

* - выход на природу;

* - мини-выставка;

* - конкурсы;

* анкетирования.

Каждая тема включает в себя тематические беседы, помогающие формированию мотивации здорового образа жизни, и представлена в двух аспектах: теоретических и практических.

 

Тема «Физкультминутки»

В основе рационального отдыха лежит перемена деятельности. Отдыхом во время занятия является перемена деятельности. Игровые элементы и особенно физкультминутка помогают снять утомление мышц, ослабить умственное напряжение.

 

Список литературы

Галияхметов Р.Р., Мартынцова Н.В., Поплавская К.А., Улитин И.И. Соревнование классов, свободных от курения// Школьный психолог №4-2005-с.40.

Галияхметов Р.Р., Мартынцова Н.В., Поплавская К.А., Улитин И.И. Соревнование классов, свободных от курения// Школьный психолог №5-2005-с.38.

Галияхметов Р.Р., Мартынцова Н.В., Поплавская К.А., Улитин И.И. Соревнование классов, свободных от курения// Школьный психолог №6-2005-с.38.

Золотарева А.В. Дополнительное образование детей:

Теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль: Академия развития, 2005- 64с.

Макеева А.г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: методическое пособие для учителя 7-9 классов. Москва: Просвещение, 2005-304 с.

Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика №6-2005-с.37.

Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. ,Орехова И. Организация процесса здоровьетворящего образования в современной школе: Монография. Магнитогорск: МаГУ2003 – 355 с.

 

 

Приложение к программе

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

   Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.                                                                                                              

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью, здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Между тем, в последние годы резко снизилась роль школы в воспитании детей. С каждым годом растет заболеваемость учащихся. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, нарушения со стороны центральной системы.

Важную роль в сохранении здоровья имеет правильный образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. Все это побудило к созданию воспитательной программы “Расти здоровым!”.

   По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.

   Для того, чтобы данная программа помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:

* Ухудшение социального положения семей учащихся;

* Наличие неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей;

* Невысокий уровень общей культуры населения;

Критериями работы по данному направлению являются:

* Индивидуальный режим;

* Эмоциональный режим;

* Смена видов деятельности;

* Наличие физпауз на занятии;

* Учет физиологических особенностей в развитии организма;

ЦЕЛЬ: профилактика вредных привычек, оздоровление, духовное и культурное развитие личности ребенка, его социальная адаптация.

ЗАДАЧИ:

* Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей.

* Создать систему внеучебных форм занятий, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности.

* Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.

 

Используются формы работы:

* - беседа;

* - ролевая игра;

* - экскурсии;

* - выход на природу;

* - мини-выставка;

* - конкурсы;

* анкетирования.

Особенности организации воспитательного процесса

Программа рассчитана на 4 года(5,6,7,8 кл.) охватывает множество социально-значимых тем. Ребенок получает более полную, жизненно важную информацию. Программа включает в себя информацию об оздоровлении, технике безопасности на уроках, культуре поведения, вредных привычках, проблемах экологии и правилах дорожного движения.

Реализация программы создает возможность сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении учащийся должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.

Результативность воспитательного процесса отслеживается следующими способами:

* - викторины;

* - соревнования;

* - игровые программы;

* - анкетирование

 

Порядок прохождения программы может быть изменен в процессе обучения в зависимости от условий, степени усвоения материала, особенностей детского коллектива.

 

 

Основные темы  программы “Расти здоровым!”

1. Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания;

2. Рациональная организация и гигиена умственной работы учащихся;

3. Влияние физического труда на укрепление здоровья учащихся;

4. Знание и навыки личной и общественной гигиены;

5. Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка;

6. Правильное гигиеническое поведение учащихся – защита от травматизма;

7. Гигиенические аспекты полового воспитания;

8. Профилактика вредных привычек;

9. Физкультминутки.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 249.