Введение.
Важнейшим качеством бюджетной системы страны с точки зрения, как правовых установлений, так и экономического содержания является ее целостность. Ни один из уровней этой системы не может считаться важнее другого: каждому отводится своя роль и любой из них не заменим в едином механизме финансового обеспечения жизнедеятельности государства.
Одним из таких уровней является местный бюджет.
Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль над исполнением которым осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений. Изучая проблемы формирования бюджетов муниципальных образований, выделяется два направления рассмотрения данного вопроса: во-первых, с точки зрения формирования бюджетов непосредственно на местах самоуправления, а во- вторых - с точки зрения органов власти вышестоящего уровня. В первом случае задачей стоящей перед местными властями является максимальный сбор налогов с целью покрытия расходов по видам деятельности, осуществляемыми муниципалитетами в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Задача стоящая, перед вышестоящими органами власти - это формирование минимального бюджета муниципального образования, т.е. формирование минимальной расходной части местных бюджетов. Поэтому важнейшим условием стабильности межбюджетных отношении является создание целостной системы формирования финансовой базы бюджетов всех уровней и особенно муниципальных бюджетов.
Но, согласно Бюджетному кодексу, под местными бюджетами понимаются бюджеты сел, сельсоветов, поселков, городов и районов. Местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления, которое в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входит в систему государственных органов власти. Иными словами, государственные финансы безвозмездно используются негосударственными организациями! Решить эту проблему можно, определив роль местного самоуправления в Российской Федерации.
Целью курсовой работы является рассмотреть понятие местного бюджета механизм формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований.
Исходя из цели, при выполнении работы были поставлены задачи:
Определить основные принципы организации местных финансов, установить источники формирования финансовых ресурсов местного самоуправления.
Детально рассмотреть основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и с органами власти субъектов Российской Федерации;
Рассмотреть местный бюджет муниципального образования Дзержинского района.
Сегодня каждое муниципальное образование во многом самостоятельно несет ответственность за свое комплексное социально-экономическое состояние, имидж и перспективы развития. В современных условиях развития финансовых отношений перед органами местного самоуправления муниципального образования, в том числе и Дзержинского района стоит задача согласования интересов всех субъектов жизнедеятельности муниципального образования, что позволяет решить стратегия развития территории.
При подготовке данной курсовой работы была использована как методическая, так и специальная экономическая литература, нормативные и законодательные акты. Объектом исследования является местный бюджет муниципального образования Дзержинский район.
Местный бюджет.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль над исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
Консолидированный бюджет муниципального района – это бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
Консолидированный бюджет не подлежит утверждению в законодательном порядке, а представляет собой лишь информационную базу для корректировки бюджетной политики соответствующего региона. Консолидированный бюджет не может служить предметом сравнительного анализа регионов, поскольку не отражает экономического состояния этих регионов, а определяет изъятую государством часть национального дохода — ведь не за счет роста налогов увеличивается богатство территории.
Органы местного самоуправления (избираемые непосредственно населением и образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения), обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.
Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.
В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.
Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
К принципам местных бюджетов Бюджетный кодекс Российской Федерации относит такие:
• полнота отражения доходов и расходов бюджетов;
• сбалансированность бюджетов;
• эффективность и экономность использования бюджетных средств;
• общее или совокупное покрытие расходов бюджетов;
• гласность;
• достоверность бюджета;
• адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Расходы местных бюджетов.
Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Расходы бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений осуществляются в соответствии с частями 3 и 4 статьи 60 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Расходы бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных пунктами 5, 6, 12 - 14 и 16 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, осуществляются в пределах и за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 55.
Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случаях и порядке, предусмотренных указанными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществление расходов местных бюджетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, может регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Доходы местных бюджетов.
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов Федерации, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
Налоговый кодекс Российской Федерации дает следующие определения. Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых
действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В Российской Федерации к федеральным налогам и сборам относятся:
• налог на прибыль организаций,
• налог на доходы физических лиц,
• единый социальный налог,
• налог на добавленную стоимость,
• акцизы,
• налог на добычу полезных ископаемых,
• водный налог,
• сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,
• государственная пошлина,
к региональным налогам относятся:
• налог на имущество организаций,
• налог на игорный бизнес,
• транспортный налог,
местные налоги — это:
• земельный налог,
• налог на имущество физических лиц.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к собственным доходам местных бюджетов относятся:
1) средства самообложения граждан;
2) доходы от местных налогов и сборов;
3) доходы от региональных налогов;
4) доходы от федеральных налогов и сборов;
5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты;
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
9) добровольные пожертвования;
10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.
В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, включаются субсидии, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.
Размер указанных субсидий определяется представительным органом местного самоуправления муниципального района по единому для всех поселений, входящих в состав данного муниципального района, нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения.
Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения перечня вопросов местного значения или изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.
Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия.
В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации.
Учет операций по распределению доходов от налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Доходы местного бюджета.
Доходы местного бюджета и динамику их изменения за 2008-2009 гг. можно проследить по данным, приведенным в таблице 1.
Таблица 1. Доходы бюджета Дзержинского района в 2008-2009 гг.
Тыс. руб.
Код бюджетной классификации | Наименование доходов | Утверждено в бюджете на 2008 г. | Утверждено в бюджете на 2009 г. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 00 00000 00 0000 000 | ДОХОДЫ | 278801,00 | 338664,00 |
1 01 00000 00 0000 000 | НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ | 152430,00 | 193154,00 |
1 01 02000 01 0000 110 | Налог на доходы физических лиц | 152430,00 | 193154,00 |
1 05 00000 00 0000 000 | НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД | 30098,00 | 33871,00 |
1 05 02000 02 0000 110 | Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 29898,00 | 33171,00 |
1 05 03000 01 0000 110 | Единый сельскохозяйственный налог | 200,00 | 700,00 |
1 06 00000 00 0000 000 | НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО | 20538,00 | 21990,00 |
1 06 01020 04 0000 110 | Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах муниципальных образований | 3955,00 | 5407,00 |
1 06 06000 00 0000 110 | Земельный налог | 16583,00 | 16583,00 |
1 08 00000 00 0000 000 | ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, СБОРЫ | 5223,00 | 6955,00 |
1 11 00000 00 0000 000 | ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ | 28304,00 | 34892,00 |
1 12 00000 00 0000 000 | ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 1870,00 | 2336,00 |
1 14 00000 00 0000 000 | ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ | 34992,00 | 36518,00 |
1 16 00000 00 0000 000 | ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА | 4946,00 | 6559,00 |
1 17 00000 00 0000 000 | ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 400,00 | 2389,00 |
2 00 00000 00 0000 000 | БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 398309,00 | 439976,00 |
3 00 00000 00 0000 000 | ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 142132,20 | 76595,00 |
ИТОГО ДОХОДОВ | 819242,20 | 855235,00 | |
ДЕФИЦИТ | 32370,00 | 27417,00 | |
БАЛАНС | 851612,20 | 882652,00 |
В 2009 г. году ожидается увеличение доходов бюджета на 4,39% или 35 993 тыс. руб. Основными источниками доходов бюджета в 2008 г. явились:
- налоги на прибыль, доходы (налог на доходы физических лиц) 193 154 тыс. руб. или 22,6% общей суммы доходов. В 2009 году предполагается их увеличение на 26,67% по сравнению с 2008 годом или на 40 724 тыс. руб.
- налоги на совокупный доход 33 871 тыс. руб. или 3,9%. Данный пункт включает Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 33 171 тыс. руб. и Единый сельскохозяйственный налог 700 тыс. руб. В 2009 году предполагается увеличение данных доходов на 12,54% или 3 773 тыс. руб.
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 34 892 тыс. руб. или 4,08% от общей суммы доходов бюджета. В 2009 году ожидается рост доходов на 23,28% или 6588 тыс. руб.
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов 35 518 тыс. руб. или 4,15% от общей суммы доходов бюджета. В 2009 году запланирован рост данных доходов на 4,36% или 1526 тыс. руб.
- безвозмездные поступления (безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) 439 976 тыс. руб. или 51,44% от общей суммы доходов бюджета. В 2009 году ожидается рост поступлений на 10,46% или 41667 тыс. руб.
- доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 76 595 тыс. руб. или 8,96% от общей суммы доходов бюджета. Несмотря на то, что данные доходы входят в группу основных приносящих доход, в 2009 году предполагается их снижение на 53,89% или 65537 тыс. руб.
Наименьшую долю дохода в бюджет на 2009 год принесут:
- государственные пошлины, сборы 6 955 тыс. руб. или 0,81% от общей суммы доходов бюджета.
- платежи за пользование природными ресурсами 2 336 тыс. руб. или 0,27% от общей суммы доходов бюджета.
- штрафы, санкции, возмещение ущерба 6 559 тыс. руб. или 0,77% от общей суммы дохода бюджета.
- прочие неналоговые доходы 2 389 тыс. руб. или 0,28% от общей суммы доходов бюджета.
Таблица 3. Доходы бюджета Дзержинского района от местных налогов в 2008-2009 гг.
Тыс. руб.
Код бюджетной классификации | Наименование доходов | Утверждено в бюджете на 2008 г. | Утверждено в бюджете на 2009 г. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 06 00000 00 0000 000 | НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО | 20538,00 | 21990,00 |
1 06 01020 04 0000 110 | Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов | 3955,00 | 5407,00 |
1 06 06000 00 0000 110 | Земельный налог | 16583,00 | 16583,00 |
В 2008 году поступление местных налогов составили 20538 тыс.руб. В 2009 году ожидается в размере 21 990 тыс. руб. или 2,6% общей суммы доходов бюджета. Под налогами на имущество в данном случае понимаются налог на имущество физических лиц 5 407 тыс. руб., земельный налог 16 583 тыс. руб. В 2009 году предполагается рост данных поступлений на 7,07% или 1452 тыс. руб. в сравнении с показателями 2008 года, в том числе:
- увеличение поступлений налога на имущество физических лиц на 36,71% или 1 452 тыс. руб.
- увеличение поступлений земельного налога не ожидается.
Из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что роль местных налогов в формировании доходов бюджета Дзержинского района не велика.
Таблица 4. Доходы бюджета Дзержинского района от региональных налогов и сборов в 2008-2009 гг.
тыс. руб.
Код бюджетной классификации | Наименование доходов | Утверждено в бюджете на 2008 г. | Утверждено в бюджете на 2009 г. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 01 00000 00 0000 000 | НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ | 152430,00 | 193154,00 |
1 01 02000 01 0000 110 | Налог на доходы физических лиц | 152430,00 | 193154,00 |
1 05 00000 00 0000 000 | НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД | 30098,00 | 33871,00 |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 05 02000 02 0000 110 | Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 29898,00 | 33171,00 |
1 05 03000 01 0000 110 | Единый сельскохозяйственный налог | 200,00 | 700,00 |
1 12 00000 00 0000 000 | ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 1870,00 | 2336,00 |
По данным таблицы 4 видно, что наибольшую сумму доходов в бюджет Дзержинского района приносят отчисления от налога на доходы физических лиц, большую часть которых составляют отчисления «бюджетников». В 2009 году ожидается поступление данных отчислений в размере 193 154 тыс. руб. что составит 22,58% от общей суммы доходов бюджета. Данный показатель выше, чем 2008 году на 26,72% или 40 724 тыс. руб. Отчисления единого сельскохозяйственного налога в 2009 году предполагаются в размере 700 тыс. руб., что выше аналогичного показателя прошлого года на 250% или 500 тыс. руб., и составят в общей сумме доходов бюджета 0,08%.
Из проведенных расчетов можно сделать вывод, что доходы от региональных налогов и сборов в формировании доходов Дзержинского района играют большую роль, чем местные налоги.
К формам финансовой помощи из бюджета другого уровня относятся также трансферты. К ним относят:
1. Субвенции
2. Субсидии
3. Дотации
Размер поступлений межбюджетных трансфертов из краевого бюджета в бюджет Дзержинского района в 2008-2009 гг. можно увидеть из таблицы 5.
Таблица 5. Межбюджетные трансферты из краевого бюджета на 2008-2009 гг.
Тыс. руб.
КОД | НАИМЕНОВАНИЕ | Сумма 2008 год | Сумма 2009 год |
1 | 2 | 3 | 4 |
2 00 00000 00 0000 000 | БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 398309,00 | 439976,00 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 398309,00 | 439976,00 | |
2 02 01001 04 0000 151 | Дотации бюджетам муниципальных образований на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности | 19895,00 | 50942,00 |
2 02 01999 04 0000 151 | Прочие дотации бюджетам городских округов | 9,00 | |
2 02 02004 04 0000 151 | Субвенции бюджетам муниципальных образований на осуществление федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния | 6851,00 | 2039,00 |
2 02 02040 04 0000 151 | Субвенции бюджетам муниципальных образований на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг | 105435,00 | 137222,00 |
Исходя из данных таблицы 5, можно сделать вывод, что в 2009 году ожидается увеличение безвозмездных поступлений на 41 667 тыс. руб. или 10,46% чем в 2008 году. Наибольшую долю данных поступлений в 2008 году составили:
- субвенции бюджетам муниципальных образований на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации 245 657 тыс. руб. или 55,83% от общей суммы безвозмездных поступлений.
- субвенции бюджетам муниципальных образований на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 137 222 тыс. руб. или 31,19% от общей суммы безвозмездных поступлений.
На основании данных таблицы 5 и произведенных расчетов следует, что поступление межбюджетных трансфертов из краевого бюджета также играет значительную роль в формировании доходов бюджета Дзержинского района. В 2008 году данные поступления составили 398 309 тыс. руб. или 48,62% от общей суммы доходов. В 2009 году ожидается увеличение данных поступлений на 41 667 тыс. руб. или на 10,46%. Таким образом, в 2009 году поступления от межбюджетных трансфертов должно составить 439 976 тыс. руб.
Заключение.
В российской ситуации явным фаворитом выступает федеральный бюджет, к которому прикован основной политический и научный интерес, в несколько меньшей степени привлекают внимание проблемы региональных бюджетов, да и то в контексте их взаимодействия с тем же федеральным бюджетом. И совсем "на обочине" общественного интереса оказываются местные бюджеты более чем 12 тыс. муниципальных образований. Между тем значение этого финансового основания бюджетной "пирамиды" страны весьма существенно, более того, по отдельным направлениям его роль является доминирующей. Но именно из местных бюджетов финансируются почти 100% расходов на среднее образование, 85 - на здравоохранение, 60% - на содержание детских садов, жилья, на коммунальные услуги. На фоне вполне реальных успехов на федеральном и региональном уровнях бюджетной системы положение местных бюджетов можно признать бедственным.
По ныне действующей Конституции Российской Федерации "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". Поэтому проблема достаточного финансового обеспечения низовой (самой "приземленной" к населению) власти была и остается кардинальной и с точки зрения организации и развития муниципальной власти, и особенно в плане формирования главного правового документа в рамках муниципального строя - местного бюджета.
Для того чтобы муниципальное устройство устояло и утвердилось в качестве реальной власти муниципального населения, чтобы оно "приближалось к гражданскому управлению", а также заявило (первоначально, может быть, не во всей России, а на "показательных" территориях) о своей полной дееспособности и относительной автономности, следует предпринять многие усилия прежде всего по коренному совершенствованию законодательства финансово-экономического свойства.
При этом следует базироваться на целом ряде факторов муниципального строя, таких, как: - соответствие природных, экономических и финансовых ресурсов; - соответствие совокупности регулярных источников доходов обязательным расходам муниципальных бюджетов; - реальное упорядочение поступлений из вышестоящих бюджетов (федерального, регионального), иных отчислений - в муниципальные; - формирование объемов обязательных расходов на базе государственных минимальных социальных стандартов и иных законодательных нормативов; - стимулирование конкурентных инициатив муниципальной власти в поисках новых источников доходов в бюджетные поступления.
Объем налоговых поступлений сравним с обязательными бюджетными расходами. Необходимо, чтобы подоходный налог и значительная часть иных прямых налогов поступали в муниципальные бюджеты. Словом, необходима прозрачная ситуация уверенности муниципальных властей, при которой закон гарантирует: доходные источники фиксируются на долговременной основе; дополнительные источники доходов не должны изыматься у муниципалов (в том числе при выполнении муниципалами государственных полномочий).
Если предположить, что: муниципальные финансы - важнейшая часть экономической основы муниципального строя - формируются таким образом, что являются не источником развития, а барьером на пути развития муниципальной системы.
Без рационального изменения нынешней ситуации в финансовой сфере в направлении ее радикального укрепления муниципалам, скорее всего, не выжить, не состояться в качестве авторитетного, так нужного людям, правового института - "муниципального строя".
Муниципальная власть и механизм ее осуществления объективно всегда нуждались в правовом укреплении муниципальных налогов как наиболее автономного источника доходов.
Кое-что в этом направлении было сделано. Перечень налогов, размер ставок, отсутствие четких критериев отнесения того или иного налога к местным до сих пор не отвечают необходимым требованиям. Поэтому система муниципального налогообложения остается пока слабым звеном в российском законодательстве. Нормативные положения механизма налогового формирования местных бюджетов нуждаются в радикальном совершенствовании. За счет, скорее всего, введения достаточно прочной правовой базы, необходимо четко закрепить разграничение всех уровней налогов - федерального, регионального, муниципального, из которых бы финансировалась муниципальная власть.
Было бы целесообразным предоставить больше полномочий муниципальным органам. Скажем: вводить новые налоги и сборы, предоставлять (конечно же, на разумных основаниях, прописанных в законе) льготы, отсрочки и рассрочки по налогам, штрафам и т.д. в целях стимулирования инвестиционной деятельности, развития социальной инфраструктуры и местного рынка.
Одним из направлений налоговых преобразований должно стать возрастание роли муниципальных налогов в бюджетной обеспеченности территорий при сохранении единого правового пространства налоговой системы в целом по России.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что положение с муниципальными финансами крайне неудовлетворительное. Без исправления положения законодательство работать не будет. Тем более в условиях, когда примерно 2/3 субъектов Федерации финансово - экономически недееспособны.
Муниципальному образованию Дзержинского района, можно предложить следующее:
В дальнейшем, при осуществлении бюджетных полномочий администрации района руководствоваться требованиями бюджетного законодательства, в полной мере осуществлять контроль за исполнением местного бюджета и выполнением должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения.
Администрации Дзержинского района необходимо разработать план работы, с включением в него мероприятий по увеличению доходов, в пределах своих полномочий, за счет повышения качества администрирования, по повышению доходности от использования муниципальной собственности, взысканию недоимки по налоговым и неналоговым платежам, по оптимизации расходов, повышению эффективности использования бюджетных средств, внедрению метода бюджетного планирования, ориентированного на результат.
Принять меры по сокращению дебиторской и кредиторской задолженности бюджетных учреждений, погашению задолженности по кредитам, предоставленным из районного бюджета.
Провести инвентаризацию муниципального имущества в целях приведения реестра муниципальной собственности в актуальное состояние.
Разработать и внести на рассмотрение Совета депутатов Дзержинского района нормативные акты, регулирующие межбюджетные отношения в Дзержинском районе.
Список используемой литературы:
1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 19.07.2009).
2. Бюджет Дзержинского района по доходам и расходам на 2008 год // Дзержинец от 28.12.2007 г.
3. Конституция Российской Федерации // Консультант плюс.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003).
5. Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления // Экономист. – 2002. - № 4.
6. Выдрин И.В., Кокотов А.Н., Муниципальное право России: Учебник для Вузов. М.: Изд-во Юнити, 2001.
7. Калинченко Л.А. "Шесть полномочий" Финансы, N 10, 2007
8. Лазарева Н.В. Методы государственного регулирования экономики в условиях рынка // Материалы VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». Ставрополь: СевКавГТУ, 2003.
9. Мамедов О.Ю. Современная экономика М.: Изд-во Феникс, 2005
10. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований М.: Изд-во Финансы, № 11, 2003.
11. Муниципальное право России: Учебник. – 2-е изд. Испр. И доп. – М.: Юриспруденция, 2000.
12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" ИНФРА-М, 2006.
13. Хурсевич С.Н. Перспективы денежного и не денежного исполнения бюджетов в России. М.: Финансы, №№ 5, 6, 2004.
14. Четвериков В.С. Муниципальное право Учеб. Пособие. М.: Изд-во ИНФРА- М, 2004.
15. Чиркин В.Е. Основы государственной власти М.: Изд-во Юнити, 2004.
16. Ясин Е.Г. Хозяйственные системы и радикальная реформа. М.: Изд-во Экономика, 2003.
17. www.minfin.ru
18. www.krskstate.ru. // Заключение коллегии Счетной палаты края (протокол от 10.04.2009 № 8) за 2008 г.
Введение.
Важнейшим качеством бюджетной системы страны с точки зрения, как правовых установлений, так и экономического содержания является ее целостность. Ни один из уровней этой системы не может считаться важнее другого: каждому отводится своя роль и любой из них не заменим в едином механизме финансового обеспечения жизнедеятельности государства.
Одним из таких уровней является местный бюджет.
Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль над исполнением которым осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений. Изучая проблемы формирования бюджетов муниципальных образований, выделяется два направления рассмотрения данного вопроса: во-первых, с точки зрения формирования бюджетов непосредственно на местах самоуправления, а во- вторых - с точки зрения органов власти вышестоящего уровня. В первом случае задачей стоящей перед местными властями является максимальный сбор налогов с целью покрытия расходов по видам деятельности, осуществляемыми муниципалитетами в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Задача стоящая, перед вышестоящими органами власти - это формирование минимального бюджета муниципального образования, т.е. формирование минимальной расходной части местных бюджетов. Поэтому важнейшим условием стабильности межбюджетных отношении является создание целостной системы формирования финансовой базы бюджетов всех уровней и особенно муниципальных бюджетов.
Но, согласно Бюджетному кодексу, под местными бюджетами понимаются бюджеты сел, сельсоветов, поселков, городов и районов. Местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления, которое в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входит в систему государственных органов власти. Иными словами, государственные финансы безвозмездно используются негосударственными организациями! Решить эту проблему можно, определив роль местного самоуправления в Российской Федерации.
Целью курсовой работы является рассмотреть понятие местного бюджета механизм формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований.
Исходя из цели, при выполнении работы были поставлены задачи:
Определить основные принципы организации местных финансов, установить источники формирования финансовых ресурсов местного самоуправления.
Детально рассмотреть основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и с органами власти субъектов Российской Федерации;
Рассмотреть местный бюджет муниципального образования Дзержинского района.
Сегодня каждое муниципальное образование во многом самостоятельно несет ответственность за свое комплексное социально-экономическое состояние, имидж и перспективы развития. В современных условиях развития финансовых отношений перед органами местного самоуправления муниципального образования, в том числе и Дзержинского района стоит задача согласования интересов всех субъектов жизнедеятельности муниципального образования, что позволяет решить стратегия развития территории.
При подготовке данной курсовой работы была использована как методическая, так и специальная экономическая литература, нормативные и законодательные акты. Объектом исследования является местный бюджет муниципального образования Дзержинский район.
Местный бюджет.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль над исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
Консолидированный бюджет муниципального района – это бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
Консолидированный бюджет не подлежит утверждению в законодательном порядке, а представляет собой лишь информационную базу для корректировки бюджетной политики соответствующего региона. Консолидированный бюджет не может служить предметом сравнительного анализа регионов, поскольку не отражает экономического состояния этих регионов, а определяет изъятую государством часть национального дохода — ведь не за счет роста налогов увеличивается богатство территории.
Органы местного самоуправления (избираемые непосредственно населением и образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения), обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.
Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.
В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.
Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
К принципам местных бюджетов Бюджетный кодекс Российской Федерации относит такие:
• полнота отражения доходов и расходов бюджетов;
• сбалансированность бюджетов;
• эффективность и экономность использования бюджетных средств;
• общее или совокупное покрытие расходов бюджетов;
• гласность;
• достоверность бюджета;
• адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Расходы местных бюджетов.
Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Расходы бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений осуществляются в соответствии с частями 3 и 4 статьи 60 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Расходы бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных пунктами 5, 6, 12 - 14 и 16 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, осуществляются в пределах и за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 55.
Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случаях и порядке, предусмотренных указанными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществление расходов местных бюджетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, может регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Доходы местных бюджетов.
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов Федерации, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
Налоговый кодекс Российской Федерации дает следующие определения. Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых
действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В Российской Федерации к федеральным налогам и сборам относятся:
• налог на прибыль организаций,
• налог на доходы физических лиц,
• единый социальный налог,
• налог на добавленную стоимость,
• акцизы,
• налог на добычу полезных ископаемых,
• водный налог,
• сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,
• государственная пошлина,
к региональным налогам относятся:
• налог на имущество организаций,
• налог на игорный бизнес,
• транспортный налог,
местные налоги — это:
• земельный налог,
• налог на имущество физических лиц.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к собственным доходам местных бюджетов относятся:
1) средства самообложения граждан;
2) доходы от местных налогов и сборов;
3) доходы от региональных налогов;
4) доходы от федеральных налогов и сборов;
5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты;
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
9) добровольные пожертвования;
10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.
В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, включаются субсидии, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.
Размер указанных субсидий определяется представительным органом местного самоуправления муниципального района по единому для всех поселений, входящих в состав данного муниципального района, нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения.
Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения перечня вопросов местного значения или изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.
Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия.
В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации.
Учет операций по распределению доходов от налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Средства самообложения граждан.
Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.
Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 242.