Анализ прибыли от реализации продукции основных видов, факторы, влияющие на прибыль
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Показателями эффективности отдельных видов продукции является прибыль и рентабельность.

Рассмотрим результаты от реализации основных видов продукции растениеводства и животноводства в ПЗ «Заварзино» в таблице 5.

Таблица 5 – Динамика финансовых показателей от реализации основных видов продукции растениеводства и животноводства

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009г.

Темп роста, %

2009/07

2009/08

Зерно

Продано - всего, ц.

1621

10103

9426

581,49

93,30


Продолжение таблицы 5

Выручка от реализации - всего, тыс. руб.

529

7205

5186

980,34

71,98

Средняя цена реализации, тыс. руб./ ц

0,33

0,71

0,55

168,59

77,15

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

246

5862

4058

1649,59

69,23

Полная себестоимость 1 ц., руб.

151,76

580,22

430,51

283,68

74,20

Прибыль (+), убыток (-) - всего, тыс.руб.

283

1343

1128

398,59

83,99

Прибыль (+), убыток (-) , руб. на 1 ц.

174,58

132,93

119,67

68,55

90,02

Уровень рентабельности, %

115,04

22,91

27,80

24,16

121,33

Картофель

Продано - всего, ц

5037

6696

4870

96,68

72,73

Выручка от реализации - всего, тыс. руб.

2216

6892

5406

243,95

78,44

Средняя цена реализации 1 ц, тыс. руб.

0,44

1,03

1,11

252,32

107,85

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

2188

5620

6143

280,76

109,31

Полная себестоимость 1ц руб.

434,39

839,31

1261,40

290,39

150,29

Прибыль (+), убыток (-) - всего, тыс.руб.

28

1272

-737

-2632,14

-57,94

Прибыль (+), убыток (-) на 1 ц, руб.

5,56

189,96

-151,33

-2722,40

-79,66

Уровень рентабельности, %

1,28

22,63

-12,00

-937,51

-53,01

Овощи открытого грунта

Продано - всего, ц

540

951

539

99,81

56,68

Выручка от реализации - всего, тыс. руб.

388

1364

598

154,12

43,84

Средняя цена реализации 1 ц, тыс. руб.

0,72

1,43

1,11

154,41

77,35

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

109

296

134

122,94

45,27

Полная себестоимость 1ц. руб.

201,85

311,25

248,61

123,16

79,87

Прибыль (+), убыток (-) - всего, тыс.руб.

279

1068

464

166,31

43,45

Прибыль (+), убыток (-) на 1 ц, руб.

516,67

1123,03

860,85

166,62

76,65

Уровень рентабельности, %

255,96

360,81

346,27

135,28

95,97

Молоко цельное

Продано - всего, ц

61581

71553

76186

123,72

106,47

Выручка от реализации - всего, тыс. руб.

52938

71017

69125

130,58

97,34

Средняя цена реализации 1 ц,тыс. руб.

0,86

0,99

0,91

105,55

91,42

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

25998

68587

70767

272,20

103,18

Полная себестоимость 1 ц, руб.

422,18

958,55

928,87

220,02

96,90

Прибыль (+), убыток (-) - всего, тыс.руб.

26940

2430

-1642

-6,10

-67,57

Прибыль (+), убыток (-) на 1ц, руб.

437,47

33,96

-21,55

-4,93

-63,46


Продолжение таблицы 5

Уровень рентабельности, %

103,62

3,54

-2,32

-2,24

-65,49

Продукция животноводства собственного производства

Продано - всего, ц.

3581

3261

3264

91,15

100,09

Выручка от реализации - всего, тыс. руб.

8498

12252

9689

114,02

79,08

Средняя цена реализации ,тыс. руб./ ц.

2,37

3,76

2,97

125,09

79,01

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

13977

26260

18238

130,49

69,45

Полная себестоимость 1 ц, руб.

3903,10

8052,74

5587,62

143,16

69,39

Прибыль (+), убыток (-) - всего, тыс.руб.

-5479

-14008

-8549

156,03

61,03

Прибыль (+), убыток (-) , руб. на 1 ц.

-1530,02

-4295,61

-2619,18

171,19

60,97

Уровень рентабельности, %

-39,20

-53,34

-46,87

119,58

87,87

Скот и птица в живой массе

Продано - всего, ц

1002

1431

1470

146,71

102,73

Выручка от реализации - всего, тыс. руб.

3537

6484

6735

190,42

103,87

Средняя цена реализации , тыс. руб./ц

3,53

4,53

4,58

129,79

101,12

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

3911

8734

8943

228,66

102,39

Полная себестоимость 1 ц., руб.

3903,19

6103,42

6083,67

155,86

99,68

Прибыль (+), убыток (-) - всего, тыс.руб.

-374

-2250

-2208

590,37

98,13

Прибыль (+), убыток (-) , руб. на 1 ц

-373,25

-1572,33

-1502,04

402,42

95,53

Уровень рентабельности, %

-9,56

-25,76

-24,69

258,19

95,84

Объем реализации зерна в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличился, общее увеличение составило 7805 ц. (в 5,8 раз). За счет увеличения объема реализации выручки и роста цены реализации пшеницы на 0,22 тыс. руб. (на 66,67 %) выручка от реализации увеличилась на 4657 тыс. руб. (в 9,8 ра). Полная себестоимость реализованной продукции в 2009 году по отношению к 2007 году увеличилась на 3812 тыс. руб. (в 16,5 раз). Уровень рентабельности за исследуемый период сократился на 87,24 %.

Объем реализации картофеля в 2009 году по сравнению с 2007 годом сократился в 1,03 раза (на 167 ц.). Повышение цены реализации на 0,67 тыс. руб. привело к увеличению выручки от реализации в 2,44 раза (на 3190 тыс. руб.). Полная себестоимость реализованной продукции за 2007–2009 годах увеличилась на 3955 тыс.руб. (в 2,81 раза).  Стоит отметить, что производство картофеля в 2007 и в 2008 годах было рентабельным, а в 2009 году в результате роста себестоимости впервые получены убытки.

Объем реализации овощей открытого грунта за 2007-2009 годы сократился незначительно, на 1 ц. За счет сохранения объема реализации и повышения цены реализации 1 ц. овса на 0,39 тыс. руб., выручка выросла на 210 тыс. руб. Полная себестоимость 1 ц. реализованной продукции в 2009 году по отношению к 2007 году увеличилась на 25 тыс. руб. (в 1,23 раза). Итак высокий уровень рентабельности за анализируемый период вырос на 90,31%

За исследуемый период выручка от реализации молока цельного выросла на 16187 тыс.руб. (в 1,3 раза), данное изменение вызвано увеличением объема реализации молока на 14605 ц. (в 1,24 раза) и увеличением уровня среднереализационных цен на 0,05 тыс. руб. Себестоимость 1ц. молока сократилась в 2,2 раза (на 506,69 тыс. руб.)., однако по отношению к выручке больше, чем в 2007 году. В следствии того, что удельный вес себестоимости к выручке в 2009 году больше, чем в 2007 году, уровень рентабельности уменьшился на 105,94%.

Объем реализации продукции животноводства собственного производства в 2009 году сократился по сравнению с 2007 годом на 317 ц., средняя цена реализации увеличилась на 0,6 тыс. руб., что привело к росту выручки от реализации на 1191 тыс.руб. Себестоимость 1 ц. продукции увеличилась в 1,43 раза (на 1684,52 тыс. руб.), в результате уровень рентабельности снизился на 7,67 %.

Объем реализации скота и птицы в живой массе за 2007-2009 годы увеличился на 468 ц. За счет увеличения объема реализации и повышения цены реализации 1 ц. овса на 1,05 тыс. руб., выручка выросла на 3198 тыс. руб. Полная себестоимость 1 ц. реализованной продукции в 2009 году по отношению к 2007 году увеличилась на 5032 тыс. руб. (в 2,29 раза), поэтому уровень рентабельности за анализируемый период снизился на 15,13%

Прибыль от реализации продукции зависит от объема реализованной продукции, ее себестоимости и уровня среднереализационных цен, каждый из которых  может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция оказывается убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение прибыли.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает [10, c.104].

Влияние этих факторов на сумму прибыли рассмотрим в таблице 6.

В 2009 году от реализации зерна была получена прибыль. Прибыль от реализации зерна по сравнению с 2007 годом увеличилась на 845 тыс. руб.     

По картофелю произошли следующие изменения: в 2009 году значительно по сравнению с 2007 годом в 2,5 раз увеличилась цена реализации. За данный исследуемый период увеличение себестоимости привело к уменьшению прибыли на 765 тыс.руб. Увеличение себестоимости 1 ц. картофеля на 827,01 руб. привело к уменьшению прибыли на 4027,54 тыс. руб. Также влияние на снижение прибыли оказало уменьшение количества реализованной продукции на 167 ц., в результате чего прибыль уменьшилась на 0,93 тыс.руб.

Прибыль от реализации овощей открытого грунта в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 185 тыс. руб. Это произошло за счет роста цен на 907,61 руб./ц.

Прибыль от реализации молока в 2009 году по сравнению с 2007 годом сократилась за счет увеличения себестоимости в 2,2 раза на 8582 тыс. руб. 

    Таблица 6- Факторный анализ прибыли от реализации основных видов продукции

 

Показатели

Количество (ц)

Цена за 1 ц, руб

Себестоимость (ц), руб

Прибыль от реализации, тыс. руб

Отклонение

Базис

Отчет.

Базис.

Отчет.

Базис.

Отчет.

Базис.

Отчет.

усл1

усл2

всего

в том числе за счет:

Кол-ва

Цены

Себест-ти

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Зерно 2009/2007

1621

9426

326,34

550,18

151,76

430,51

283

1128

1645,62

3755,53

845,00

1362,62

2109,90

-2627,53

Картофель 2009/2007

5037

4870

439,94

1110,06

434,39

1261,40

28

-737

27,07

3290,54

-765,00

-0,93

3263,47

-4027,54

Овощи открытого грунта 2009/2007

540

539

718,52

1109,46

201,85

248,61

279

464

278,48

489,20

185,00

-0,52

210,72

-25,20

Молоко цельное 2009/2007

61581

76186

859,65

907,32

422,18

928,87

26940

-1642

33329,29

36961,12

-28582,00

6389,29

3631,84

-38603,12

Продукция животно-водства собствен-ного производства 2009/2007

3581

3264

2373,08

2968,44

3903,10

5587,62

-5479

-8549

-4993,98

-3050,72

-3070,00

485,02

1943,27

-5498,28

Скот и птица в живой массе 2009/2007

1002

1470

3529,94

4581,63

3903,19

6083,67

-374

-2208

-548,68

997,31

-1834,00

-174,68

1545,99

-3205,31

Снижение прибыли от реализации продукции животноводства собственного производства было следствием увеличения себестоимости на 5498,28 тыс. руб., а увеличение количества реализации и цены на продукцию не было столь значительным, чтоб сильно повлиять на прибыль.

Прибыль от реализации скота и птицы в живой массе сократилась на 174,68 тыс. руб. в 2009 году по сравнению с 2007 годом. Себестоимость выросла на 3205,31 тыс. руб., но за счет роста цены удалось не понести серьезных убытков.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.

Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Структура реализованной продукции может также оказывать и положительное, и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится [7, c.46].

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.



Анализ рентабельности

Как уже было выше рассмотрено, одной из основных целей любого предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, является прибыль. Но наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает эффективно, абсолютный показатель прибыли не может дать ответ на вопрос насколько эффективно предприятие реализует свою продукцию, использует вложенный капитал, управляет своими оборотными средствами и т.д., поэтому в целях финансового и экономического анализа используются система относительных экономических показателей рентабельности.

В широком смысле слова, понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Но определение рентабельности как прибыльности недостаточно точно раскрывает её экономическое содержание из-за отсутствия тождества между ними, т.к. сумма прибыли и уровень рентабельности, как правило, изменяются не в равной пропорции, а зачастую и в разном направлении.

Итак, рентабельность это коэффициент, полученный как отношение прибыли к затратам, где в качестве прибыли может быль использована величина балансовой, чистой прибыли, прибыли от реализации продукции, а также прибыли от разных видов деятельности предприятия. В знаменателе в качестве затрат могут быть использованы показатели стоимости основных и оборотных фондов, выручки от реализации, себестоимости продукции собственного и заемного капитала и т.д.

Роль и значение показателя рентабельности заключается в следующем:

Данный показатель является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

Повышение рентабельности характеризует цель предприятия в рыночной экономике. Увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике.

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [6, c.58].

    Рассмотрим динамику показателей рентабельности отдельных видов продукции и отраслей ПЗ «Заварзино» (Таблица 7).

    Таблица 7 - Динамика показателей рентабельности отдельных видов продукции и отраслей

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009г.

Зерно

Окупаемость затрат, %

215,04

122,91

127,80

Рентабельность (убыточность) продаж, %

53,50

18,64

21,75

Уровень рентабельности, %

115,04

22,91

27,80

Картофель

Окупаемость затрат, %

101,28

122,63

88,00

Рентабельность (убыточность) продаж, %

1,26

18,46

-13,63

Уровень рентабельности, %

1,28

22,63

-12,00

Овощи открытого грунта

Окупаемость затрат, %

355,96

460,81

446,27


Продолжение таблицы 7

Рентабельность (убыточность) продаж, %

71,91

78,30

77,59

Уровень рентабельности, %

255,96

360,81

346,27

Молоко цельное

Окупаемость затрат, %

203,62

103,54

97,68

Рентабельность (убыточность) продаж, %

50,89

3,42

-2,38

Уровень рентабельности, %

103,62

3,54

-2,32

Продукция животноводства собственного производства

Окупаемость затрат, %

60,80

46,66

53,13

Рентабельность (убыточность) продаж, %

-64,47

-114,33

-88,23

Уровень рентабельности, %

-39,20

-53,34

-46,87

Скот и птица в живой массе

Окупаемость затрат, %

90,44

74,24

75,31

Рентабельность (убыточность) продаж, %

-10,57

-34,70

-32,78

Уровень рентабельности, %

-9,56

-25,76

-24,69

 

По данным таблицы 7 видно, что в 2007 году уровень рентабельности всех видов продукции положителен, кроме продукции животноводства собственного производства и скота и птицы в живой массе, то есть производство этой продукции убыточно. В 2009 году рентабельным оказалось только производство зерна и овощей открытого грунта.

Уровень окупаемости затрат зерновой продукции, картофеля, овощей открытого грунта выше 100%, по остальным видам продукции данный показатель меньше 100%.

Рентабельность продаж по зерну и по овощам открытого грунта положительный на протяжении всего анализируемого периода.

В итоге можно сделать вывод, что ПЗ «Заварзино» выгоднее производить молоко цельное, так как по данному виду продукции уровень рентабельности продукции, уровень рентабельности продаж, уровень окупаемости затрат почти одинаковы и более высокие, чем по остальным видам продукции. И, наоборот, невыгодно заниматься реализацией скота и птицы в живой массе, потому что перечисленные выше показатели самые низкие и даже отрицательные. Прибыль по данному виду продукции организация не получает, а получает лишь убыток.

Овощи открытого грунта окупаемость затрат имеют высокую, однако это не основной вид продукции и он значительно не повлиял на финансовый результат предприятия. ПЗ «Заварзино» получало прибыль с 2007г. по 2009г.

Необходимо снизить полную себестоимость реализации молока и увеличить выручку от ее реализации, чтобы ее производство и реализация были наиболее прибыльны.

 В таблице 8 отражена динамика показателей рентабельности в целом по предприятию ПЗ «Заварзино»

    Таблица 8 – Динамика показателей рентабельности

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009г.

Темп роста, % 2009/2007

Всего по организации

Окупаемость затрат, % 123,90 93,70 97,40

78,61

Рентабельность (убыточность) продаж, %

21,35

18,50

18,05

84,55

Уровень рентабельности, %

24,19

17,49

16,73

69,17

Норма прибыли, %

8,32

-9,92

-10,70

-128,55

Рентабельность капитала, %

0,21

0,20

0,19

93,78

 

Рассчитав таблицу 8 можно сделать вывод, что в 2009 году ситуация в целом изменилась в худшую сторону по следующим причинам:

- уровень рентабельности продукции сократился по сравнению с 2007 годом на 7,46%,

- уровень окупаемости затрат - на 26,5%,

- рентабельность продаж - на 3,3%,

- норма прибыли - на 19,02%.

По всей продукции уровень окупаемости затрат в 2009 году составил 97,4%, значит на каждый рубль затрат (издержек производства) организация получит почти 97 коп. выручки, а это на 26,5 коп. меньше, чем в 2007 году.

Рентабельность продаж по всей продукции в 2009 году составила 18,05%, то есть на каждый рубль выручки ПЗ «Заварзино» получит более 18 копеек прибыли. А в 2008 году рентабельность продаж по всей продукции составила 18,5%, то есть на 0,45% больше, чем в 2009 году.

Исходя из формул расчета основных показателей рентабельности, можно сделать вывод, что уровень рентабельности находится под влиянием двух основных факторов: цены реализации продукции и себестоимости продукции.


Заключение

ПЗ «Заварзино» - сельскохозяйственный производственный агропромышленный комплекс, занимающейся производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции и животноводством.

      В курсовой работе была рассмотрена тема «Анализ финансовых результатов» на примере ПЗ «Заварзино».

Были решены следующие задачи:

- рассмотрены теоретические основы анализа финансовых результатов и рентабельность экономической деятельности;

- приведена экономическая характеристика конкретного сельскохозяйственного предприятия;

- проведен анализ финансовых результатов ПЗ «Заварзино»;

- проведен анализ прибыли от реализации продукции основных видов, факторов, влияющих на прибыль;

- проведен анализ рентабельности.

В ходе анализа было выявлено следующее:

ПЗ «Заварзино» активно обновлял основные средства, что является положительной динамикой для хозяйства.

В структуре общей выручки от реализации выручка от реализации продукции растениеводства составляет 10,3 %, животноводства 89,7 %.

Таким образом, специализация хозяйства – животноводство с более развитым производством молока цельного.

Полная себестоимость реализованной продукции за исследуемый период увеличилась на 46611 тыс. руб. (на 55,05 %), это связано не только с увеличением объема производства, но и с инфляцией, оказывающей существенное влияние на увеличение полной себестоимости. В результате чего прибыль от реализации сократилась на 20168 тыс.руб.

Окупаемость затрат свидетельствует, что ПЗ «Заварзино» в 2007, в 2008 и в 2009 годах получало прибыль, хотя себестоимость в 2008 и 2009 гг. превышала выручку от реализации.

Исходя из формул расчета основных показателей рентабельности ПЗ «Заварзино», можно сделать вывод, что уровень рентабельности находится под влиянием двух основных факторов: цены реализации продукции и себестоимости продукции.

Спад финансовых показателей ПЗ «Заварзино» связан не только с не совсем успешным менеджментом, но и с сокращением инвестиций в производство за счет долгосрочных и краткосрочных кредитов, размер которых на конец 2009 года составил 86079 тыс. руб., что на 11017 тыс. руб. меньше, чем в 2008 году.

ПЗ «Заварзино» располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции, и прежде всего за счет снижения производственной себестоимости реализации, коммерческих расходов, а также за счет возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельной продукции.  

Руководству ПЗ «Заварзино» необходимо следить за структурой посевных площадей, поддерживать и повышать урожайность сельскохозяйственных культур путем улучшения качества земли, агротехники возделывания, использования удобрений, а так же нужно уделять должное внимание качеству посевного материала. Так же следует уделить немного больше внимания профессиональной подготовки специалистов сельского хозяйства.

   

 

Список использованной литературы

1. Агроновости. Маркетинг "Вимм-Билль Данн" // Новое сельское хозяйство, 2007. - №3. - С.10.

2. Баздникин А.С. Цены и ценообразования: - М.: Юрат – Издат, 2005. – 187 с.

3. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 364 с.

4. Влияние ценообразования на выручку, получаемую от реализации продукции. – Налоговый вестник, 2006. - №4.- С.16.

5.  Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Эксмо, 2007. – 245 с.

6. Денисова И.П. Цены и ценообразование: Учебное пособие. - М.,2005. -64 с.

7.  Ерухимович И.Л. Ценообразование: Учебно-методическое пособие / МАУП.- К., 2006. – 102 с.

8. Николаева И.П. Экономический словарь / И.П. Николаева И.П. // Проспект. – М., 2008. – 157 с.

9. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник. – 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2007. – 656 с.

10. Пласкова Н.С. Стратегический и текущий экономический анализ. – М.: Эксмо, 2007. – 215 с.

11. Р. Бодряков. Анализ оборотных средств и товарных ресурсов // Логистик & система, март 2005. - №3 – С.25.

12. Рафикова Н.Т. Себестоимость сельскохозяйственной продукции: факторы и методология анализа. - М.:2005. - С.301.

13. Соколов Я.В., Пятов М.Л. Первичная документация и закон РФ « О бухгалтерском учете». Бухгалтерский учет №9, 2008. - С.94.

14. Тактарова Г.А. Ценообразование: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 176 с.

15. Ценообразование как часть финансовой стратегии. – Консультант, 2007. - №5. – 36 с.

16. Цены и ценообразование. Под. ред. Салимжанова И.К., М.: Проспект, 2006. – 284 с.

17. Шакиров Ф. Р. Организация сельскохозяйственного производства- М: Колос, 2006.-С. 504.

 

Приложения

Дата: 2019-12-22, просмотров: 213.