Теоретически обосновал и развил классно-урочную систему Ян Амос Коменский. Сегодня классно-урочная система принята во всём мире и её характеристики практически полностью совпадают с идеями Коменского.
Данную систему характеризуют следующие особенности:
1. постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности;
2. каждый класс работает в соответствии со своим учебным планом;
3. учебный процесс осуществляется в виде отдельных уроков;
4. каждый урок посвящается лишь одному учебному предмету;
5. наличие постоянного расписания;
6. педагогическое управление и руководящая роль учителя;
7. применение различных форм, видов организации познавательной деятельности учеников.
Преимущества данной системы:
1. строго организованная форма и структура;
2. есть возможность для коллективной деятельности;
3. усвоение материала происходит малыми дозами, чередуются различные виды деятельности, есть возможность корректировать и контролировать ЗУНы;
4. есть условия для организации процесса воспитания. Ключевым компонентом классно-урочной системы является урок
5. это законченный в смысловом, временном, организационном отношении этап учебного процесса.
Урок — единица, основная форма образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой. В уроке как дидактической конструкции представлены все компоненты учебного процесса: цель, задачи, содержание, методы и средства. В современной дидактике существуют различные подходы к классификации уроков в зависимости от того, какие признаки берутся за основу.
Структура урока:
1. подготовка к усвоению новых знаний, умений;
2. усвоение новых ЗУНов; ( ЗУН- это Знание - Умение – Навык)
3. закрепление и систематизация новых ЗУНов; (( ЗУН- это Знание - Умение – Навык)
4. применение их на практике;
Классификация уроков:
1. Уроки изучения новых знаний;
2. уроки формирования новых знаний;
3. уроки обобщения и систематизации изученного;
4. уроки контроля и коррекции ЗУНов
5. комбинированные уроки.
Рассмотрим структуру урока усвоения новых знаний:
1. проверка домашнего задания, актуализация прежних знаний;
2. сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной деятельности учеников;
3. восприятие и первичное осознание того нового материала, который дается, осмысление связей в объектах изучения;
4. обобщение и систематизация знаний;
5. подведение итогов, сообщение домашнего задания. Каждый урок играет триединую задачу: образовательную; развивающую; воспитательную.
Общие требовании к уроку:
1. Использование новейших достижений науки, педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебного процесса;
2. реализация на уроке в оптимальных соотношениях всех дидактических принципов и правил;
3. обеспечить условия для продуктивной деятельности детей;
4. устанавливать с учениками межпредметные связи;
5. опираться на достигнутый уровень развития учеников, на усвоение ЗУНов;
6. логичность и эмоциональность всех этапов урока;
7. эффективное использование педагогических средств;
8. формирование умения учиться;
9. тщательная подготовка к уроку.
В подготовке учителя к уроку выделяют 3 этапа:
1. Диагностика возможностей учеников, мотивов их деятельности и поведения, запросов, интересов, способностей;
2. прогнозирование — оценка различных вариантов проведения урока и выбор оптимального из них;
3. проектирование — создание программы управления познавательной деятельностью учеников.
8. Типы уроков, их структура.
Структура урока –совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.
Структурные элементы урока.
I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
III. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
IV. Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
V. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
VI. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
Типы.
Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов и выделил следующие типы уроков:
1.Изучение нового материала.
2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
3.Урок обобщения и систематизации знаний.
4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
5.Комбинированный или смешанный урок.
1 тип: Изучение нового материала.
Вид урока: - лекция,
- урок с элементами беседы,
- лекция с элементами презентации,
- урок конференция,
- экскурсия,
- исследовательская работа.
Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.
Структура урока:
I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
III. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
IV. Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
V. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
VI. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
2 тип:Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Вид урока: - практикум,
- экскурсия,
- лабораторная работа,
- деловая игра,
- урок дискуссия.
Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Структура урока:
I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
III. Эта часть меняется.
IV. Контроль и самопроверка знаний учащихся.
V. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
VI. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
3 тип: Урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: - семинары,
- конференция,
- обобщённый урок,
- урок собеседование,
- урок дискуссия, диспут.
Цель урока: Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся.
Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала.
Структура урока:
I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
III. Контроль и самопроверка знаний учащихся.
IV. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
V. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения. (По выбору)
4 тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
Вид урока: - зачёт,
- экзамен,
- контрольная работа,
Цель урока: Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности.
Структура урока:
I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
III. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
IV. Рефлексия.
5 тип: Комбинированный или смешанный урок.
Вид урока: - практикум,
- конференция,
- семинар,
- контрольная работа,
- лекция,
Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.
Структура урока.
I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации (в зависимости от формы обучения может и не присутствовать).
III. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
IV. Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
V. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
VI. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 810.