Методы исследования историко-педагогических проблем.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы историко-педагогического исследования. Современная история педагогики использует прежде всего общенаучные методы - исторический и логический.

Исторический метод предусматривает воспроизведение явлений в их хронологической последовательности в конкретных формах исторического проявления.

Но чтобы вскрыть историю предмета, выделить главные этапы его развития и основные исторические связи, необходимо теоретическое понятие об этом предмете его сущности. Логический метод как раз и ставит своей задачей выявление сущности явлений. При этом исходным пунктом исследования становится рассмотрение предмета в его наиболее зрелом виде, что способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития. В связи с этим уместно помнить глубокую мысль Н.Г.Чернышевского о том, что "без истории предмета нет теории предмета, но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, потому что нет понятия о предмете, его значении и границах" (Чернышевский Н.Г. "О поэзии".Сочинение Аристотеля //Избр. филос. соч. в 3-х т. Под общей ред. М.М.Григоряна.- М.:Мысль, 1950.- С. 303.).

Кроме двух указанных методов история педагогики использует специфические исторические методы исследования. Кратко проанализируем наиболее распространенные из них.

1. Хронологический метод. Суть его состоит в том, что явления, события истории строго излагаются во временном (хронологическом) порядке. В чистом виде данный метод применяется крайне редко, главным образом при составлении хроник событий, биографий выдающихся педаго­гов. Например, труды по истории педагогики имеют хронологические указатели. Имеются биографические хроники выдающихся педагогов (книги из серии ЖЗЛ). Чистое применение метода приводит к нарушению логики.

2. Хронологически-проблемный метод. Предусматривает изучение истории педагогики по периодам, а внутри периодов по проблемам. Так, в учебном пособии по истории педагогики Л.А. Медвидь (2003) имеется хронологический этап „Становлення національної освіти в Україні (ХІХ – початок ХХ ст.)”. Внутри него выделены следующие проблемы: 1) Образовательная политика российского самодержавця в Украине; 2) Состояние національного образования в западноукраинских землях; 3)Развитие педагогической місли в Украине и др.

3. Проблемно-хронологический метод. Суть его состоит в том, что изучается какая-либо узкая проблема в ее последовательном развитии, т.е. хронологически. Большинство историко-педагогических диссертаций в настоящее время написаны на основе этого метода (хотя в них применяются и другие исследовательские методы).

 4. Метод периодизации. Его использование позволяет выявить основные ступени развития школы и педагогики, отделяемые друг от друга определенными качественными рубежами.

5. Сравнительно-исторический метод. Предполагает сравнениие аналогичных исторических событий для установления в них различий и общих закономерностей. Это позволяет установить противоречия, которые являются источником развития явлений, достоверно и глубоко выявить их сущность. Сравниваются как минувшие события между собой, так и прошедшие событий с настоящими.

 История педагогики использует также синхронистический метод, ретроспективный, системно-структурный. В последнее время широко используются статистические и социологические методы.



Практическое занятие 9.  Воспитание и обучение в Древней Греции и Риме

Вопросы для обсуждения:

1. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции: спартанская и афинская модели воспитания.

2. Сократические школы и их направления.

3. Платон – основатель школы Академии.

4. Аристотель – основоположник Ликея и метода риторики.

5. Система воспитания и образования Древнего Рима.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 388.