Методы историко-педагогического исследования. Современная история педагогики использует прежде всего общенаучные методы - исторический и логический.
Исторический метод предусматривает воспроизведение явлений в их хронологической последовательности в конкретных формах исторического проявления.
Но чтобы вскрыть историю предмета, выделить главные этапы его развития и основные исторические связи, необходимо теоретическое понятие об этом предмете его сущности. Логический метод как раз и ставит своей задачей выявление сущности явлений. При этом исходным пунктом исследования становится рассмотрение предмета в его наиболее зрелом виде, что способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития. В связи с этим уместно помнить глубокую мысль Н.Г.Чернышевского о том, что "без истории предмета нет теории предмета, но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, потому что нет понятия о предмете, его значении и границах" (Чернышевский Н.Г. "О поэзии".Сочинение Аристотеля //Избр. филос. соч. в 3-х т. Под общей ред. М.М.Григоряна.- М.:Мысль, 1950.- С. 303.).
Кроме двух указанных методов история педагогики использует специфические исторические методы исследования. Кратко проанализируем наиболее распространенные из них.
1. Хронологический метод. Суть его состоит в том, что явления, события истории строго излагаются во временном (хронологическом) порядке. В чистом виде данный метод применяется крайне редко, главным образом при составлении хроник событий, биографий выдающихся педагогов. Например, труды по истории педагогики имеют хронологические указатели. Имеются биографические хроники выдающихся педагогов (книги из серии ЖЗЛ). Чистое применение метода приводит к нарушению логики.
2. Хронологически-проблемный метод. Предусматривает изучение истории педагогики по периодам, а внутри периодов по проблемам. Так, в учебном пособии по истории педагогики Л.А. Медвидь (2003) имеется хронологический этап „Становлення національної освіти в Україні (ХІХ – початок ХХ ст.)”. Внутри него выделены следующие проблемы: 1) Образовательная политика российского самодержавця в Украине; 2) Состояние національного образования в западноукраинских землях; 3)Развитие педагогической місли в Украине и др.
3. Проблемно-хронологический метод. Суть его состоит в том, что изучается какая-либо узкая проблема в ее последовательном развитии, т.е. хронологически. Большинство историко-педагогических диссертаций в настоящее время написаны на основе этого метода (хотя в них применяются и другие исследовательские методы).
4. Метод периодизации. Его использование позволяет выявить основные ступени развития школы и педагогики, отделяемые друг от друга определенными качественными рубежами.
5. Сравнительно-исторический метод. Предполагает сравнениие аналогичных исторических событий для установления в них различий и общих закономерностей. Это позволяет установить противоречия, которые являются источником развития явлений, достоверно и глубоко выявить их сущность. Сравниваются как минувшие события между собой, так и прошедшие событий с настоящими.
История педагогики использует также синхронистический метод, ретроспективный, системно-структурный. В последнее время широко используются статистические и социологические методы.
Практическое занятие 9. Воспитание и обучение в Древней Греции и Риме
Вопросы для обсуждения:
1. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции: спартанская и афинская модели воспитания.
2. Сократические школы и их направления.
3. Платон – основатель школы Академии.
4. Аристотель – основоположник Ликея и метода риторики.
5. Система воспитания и образования Древнего Рима.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 428.