Раскрытие понятия «компьютерные программы», цели и задачи их реализации
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, компьютерные программы помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. [15]
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:
- изучение лексики;
- отработку произношения;
- обучение диалогической и монологической речи;
- обучение письму;
- отработку грамматических явлений.
Возможности использования компьютерных программ огромны. В настоящей работе поставлена цель: привести методику преподавания немецкого языка в школе в соответствие с развитием современных информационных технологий. На уроках немецкого языка с помощью компьютерных программ можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению немецкого языка. Кроме того, курсовая работа направлена на изучение возможностей компьютерных программ.
В настоящее время происходит существенное переосмысление целей Российского образования. Будущий выпускник школы для успешной жизнедеятельности в современном обществе должен приобрести навыки критического мышления, освоить элементы информационной и коммуникативной культуры. В современной школе важное значение для повышения эффективности усвоения знаний учащимися имеет использование интерактивных технологий, которые предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учащихся, развитие их творческого потенциала, навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. [6]
Компьютер на уроках иностранного языка позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения, повышает активность, мотивацию учащихся, позволяет интенсифицировать процесс обучения, способствует выработке адекватной самооценки у учащихся и обеспечивает для них комфортную среду обучения.
Для использования на уроках иностранного языка в настоящее время предлагается широкий спектр компьютерных программ:
· обучающие программы - для приобретения определенных знаний, умений и навыков;
· тренирующие программы - для закрепления знаний и умений;
· контролирующие программы – для контроля качества знаний и их корректирования;
· игровые программы
Используя компьютерные программы реализуются следующие цели и задачи:
При обучении фонетике:
а. приобретение навыков адекватного произношения и различения на слух. Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков применительно к новому языковому материалу;
б. формирование аудитивных, произносительных и интонационных навыков.
При обучении грамматике:
а. расширение объема грамматических средств, овладение новыми грамматическими явлениями и употребление их в речи;
б. формирование рецептивных грамматических навыков, совершенствование навыков распознавания и употребления в речи всех структурных и коммуникативных типов немецкого предложения (для старшеклассников), продуктивное овладение определенными грамматическими явлениями – например, распознавание и употребление в речи различных типов предложений, конструкций (для учащихся средних классов);
При работе с лексикой:
а. систематизация лексических единиц, расширение потенциального словаря, развитие навыков распознавания и использования в речи лексических единиц;
б. формирование лексических навыков чтения, аудирования и продуктивных навыков письменной речи.
При обучении чтению:
а. восприятие аутентичных текстов разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные), используя основные виды чтения: ознакомительные, изучающие, просмотровые, поисковые;
б. формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей, оказание справочно-информационной поддержки путём предоставления языковой информации (электронные энциклопедии, автоматические словари). [13]
На уроках иностранных языков активно используются учебные программы, такие как: Euro Plus (оригинальная, многофункциональная программа), Media Publishing ( MPSW 33), Distance Learning , Promt ( UDDK ) при обучении фонетике (звуковая запись слов, возможность записать свой голос, соотнести с образцом ), грамматике (20 видов упражнений), лексике (слова, диалоги, ситуации), чтению и аудированию (запись жизненных ситуаций, занимательных историй).
Применение компьютерных программ позволяет сместить акцент с репродуктивной деятельности на творческую. Активная включенность в процесс создания языкового материала и высокая степень интерактивности включает механизмы, облегающие обучение: ассоциативную и эмоциальную память, аудиовизуальное восприятие. Параллельные тексты на русском и немецком языках помогают непроизвольному подсознательному установлению взаимосвязи между словами. Прослушивание материала облегчает и ускоряет его усвоение, помогает улучшению немецкого произношения, выработке корректной интонации немецкого языка.
В работе с текстом можно широко использовать текстовый редактор , Arbeitsblätter per Mausklik , обеспечивающий выполнение различных типов заданий:
· ввод нового текста
o редактирование (изменение фрагментов, удаление, вставки)
o написание плана пересказа
o редактирование (разбивка текста на смысловые абзацы, воссоздание текста из его частей, расшифровка аббревиатур)
· модификация на основе замен (изменение рода прилагательных, временных форм глагола, трансформация повествовательного предложения в вопросительное, перевод прямой речи в косвенную)
· реорганизации текстов
o заполнение пропусков в тексте
o соотнесение вопросов и соответствующих им ответов
o совмещение аргументов и иллюстративных примеров
o восстановление артиклей, предлогов, окончаний глаголов или прилагательных и т.д.
· запись текста (воссоздание текста по ключевым словам, запись текста под диктовку) [2]
Использование информационных технологий также способствует осуществлению групповой работы, позволяет осуществить планирование творческой деятельности, активную целенаправленную коммуникацию (внутри группы и с внешним миром), даёт возможности для организации коллективного творчества (технологии Web 2.0), поиска информации в открытых информационных сетях (при создании проекта и подготовки индивидуальных заданий) и подготовку отчётов о выполненной работе или проведённом мероприятии.
Большие возможности для обучения школьников иностранным языкам предоставляют средства мультимедиа. Характерным отличием мультимедиа является высокая информационная плотность и полный набор наиболее эффективных обучающих компонентов – это синтез текста, наглядности, и аудио материалов, которые позволяют воспринимать информацию полимодально, с активизацией нескольких информационных каналов, что позволяет задействовать наиболее эффективные способы восприятия для каждого учащегося.
Использование компьютерных программ возможно также для поддержки творческой потребности в самореализации школьников. Технологии совместной деятельности (Live Journal, Friendster, ...) дают школьникам возможности для свободной самопрезентации, представления и защиты собственной жизненной позиции, взаимокорреляции с сообществами людей, что, в целом, помогает развитию творческой индивидуальности.
Достоинство в использовании компьютерных технологий в изучении иностранного языка бесспорно. Они позволяют:
· создать коммуникативные ситуации в общении;
· ввести в речь приобретенные клеше;
· развивать навыки чтения;
· совершенствовать способность извлекать и обрабатывать информацию из прочитанного материала;
· создать комфортные условия для восприятия материала;
· знакомить с культуроведческими знаниями.
Кроме того у учащихся появляется большой интерес к изучению предмета, повышается мотивация в изучении иностранного языка и учащиеся получают удовлетворение от работы, где результат виден после каждого занятия.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 227.