ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

 

 

(курсовая работа по методики преподавания иностранного языка)

Студента факультета

иностранных языков дневного

отделения 402 – н группы

Шафеева Р.Т.

 

 

Научный руководитель:

кандидат филологических наук,

доцент Яркова Людмила Георгиевна

 

 

Орехово – Зуево - 2011



Содержание

 

Введение

Глава 1: Компьютерные программы развивающие знание немецкого языка

1.1 Раскрытие понятия «компьютерные программы», цели и задачи их реализации

1.2 Виды упражнений, доступных при применении компьютерных программ и обучающих дисков

Глава 2: Обучающие программы. Сравнительная характеристика

2.1 Deutschlernen mit dem Jugendmagazin "Jetzt online"

2.2 "Dubliner Arbeitsblätter online"

2.3 "Kaleidoskop"

2.4 "Lernnetz - Deutsch als Fremdsprache"

Заключение

Библиография

Приложение



Введение

Актуальность данной курсовой работы обусловлена рядом обстоятельств теоретического и практического характера.

Если рассматривать урок как социальный заказ общества системе образования, то сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере в качестве пользователя. Это потребность, продиктованная временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества. Прошло время, когда можно было сообщать знания. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Необходимо переосмыслить место и роль информации, что ведет к переосмыслению содержания образования. Каждый ребенок имеет свой любимый предмет, который должен помочь в открытии возможностей использования современных компьютерных технологий, конкретно компьютерных программ. И наоборот, компьютерные программы могут стать для ребенка еще одним инструментом для познания любимого предмета. Наверное, сегодня можно говорить уже о том, что компьютерные программы являются частью общей информационной культуры учителя и учащихся.

Информационное образовательное пространство пока только начинает наполняться. Для того чтобы избежать бессистемности и некомпетентности необходимо, чтобы учителя-предметники с многолетним опытом работы вносили свой вклад в заполнение этого информационного ресурса. Появление Интернет как еще одного мощного инструмента в образовании стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого ученика, увеличивает скорость подачи качественного материала в рамках одного урока.

Именно с этой позиции можно рассмотреть и проанализировать этапы урока. Современный урок в идеале не должен быть ограничен предметом и учителем. Хорошо, когда он является Событием в цепочке познания, или точнее, исследования детьми окружающего мира. Событие, которое должно приблизить ребенка к пониманию современности, осознанию целостности мира. Ударения в функциях современного урока можно расставить следующим образом: вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями; обучение учащихся самостоятельной деятельности по овладению знаниями; формирование прочных мотивов учения, самосовершенствования, самообучения, самовоспитания; формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности и т.д.

Объекты данной работы - новые информационные технологии, компьютерные программы, направленные на изучение немецкого языка.

Предмет работы – использование возможностей компьютерных программ на уроках немецкого языка.

Целью данной работы является показать, какую роль играют компьютерные программы в системе обучения немецкому языку на современном этапе.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- раскрыть основные дидактические функции, цели, задачи, возможности компьютерных программ для предмета немецкого языка,

- рассмотреть, какие же виды деятельности может осуществлять ученик при использовании компьютерных программ во внеурочное время с целью лучшего овладения иностранного языка,

- проанализировать ряд программ, которые используются для изучения немецкого языка.

Методы исследования – анализ учебных материалов, анализ компьютерных программ, направленных на обучение иностранному языку, знакомство с опытом работы преподавателей немецкого языка.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.



При обучении фонетике:

а. приобретение навыков адекватного произношения и различения на слух. Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков применительно к новому языковому материалу;

б. формирование аудитивных, произносительных и интонационных навыков.

При обучении грамматике:

а. расширение объема грамматических средств, овладение новыми грамматическими явлениями и употребление их в речи;

б. формирование рецептивных грамматических навыков, совершенствование навыков распознавания и употребления в речи всех структурных и коммуникативных типов немецкого предложения (для старшеклассников), продуктивное овладение определенными грамматическими явлениями ­– например, распознавание и употребление в речи различных типов предложений, конструкций (для учащихся средних классов);

При работе с лексикой:

а. систематизация лексических единиц, расширение потенциального словаря, развитие навыков распознавания и использования в речи лексических единиц;

б. формирование лексических навыков чтения, аудирования и продуктивных навыков письменной речи.

При обучении чтению:

а. восприятие аутентичных текстов разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные), используя основные виды чтения: ознакомительные, изучающие, просмотровые, поисковые;

б. формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей, оказание справочно-информационной поддержки путём предоставления языковой информации (электронные энциклопедии, автоматические словари). [13]

    На уроках иностранных языков активно используются учебные программы, такие как: Euro Plus (оригинальная, многофункциональная программа), Media Publishing ( MPSW 33), Distance Learning , Promt ( UDDK ) при обучении фонетике (звуковая запись слов, возможность записать свой голос, соотнести с образцом ), грамматике (20 видов упражнений), лексике (слова, диалоги, ситуации), чтению и аудированию (запись жизненных ситуаций, занимательных историй).

Применение компьютерных программ позволяет сместить акцент с репродуктивной деятельности на творческую. Активная включенность в процесс создания языкового материала и высокая степень интерактивности включает механизмы, облегающие обучение: ассоциативную и эмоциальную память, аудиовизуальное восприятие. Параллельные тексты на русском и немецком языках помогают непроизвольному подсознательному установлению взаимосвязи между словами. Прослушивание материала облегчает и ускоряет его усвоение, помогает улучшению немецкого произношения, выработке корректной интонации немецкого языка.

В работе с текстом можно широко использовать текстовый редактор , Arbeitsblätter per Mausklik , обеспечивающий выполнение различных типов заданий:

· ввод нового текста

o редактирование (изменение фрагментов, удаление, вставки)

o написание плана пересказа

o редактирование (разбивка текста на смысловые абзацы, воссоздание текста из его частей, расшифровка аббревиатур)

· модификация на основе замен (изменение рода прилагательных, временных форм глагола, трансформация повествовательного предложения в вопросительное, перевод прямой речи в косвенную)

· реорганизации текстов

o заполнение пропусков в тексте

o соотнесение вопросов и соответствующих им ответов

o совмещение аргументов и иллюстративных примеров

o восстановление артиклей, предлогов, окончаний глаголов или прилагательных и т.д.

· запись текста (воссоздание текста по ключевым словам, запись текста под диктовку) [2]

Использование информационных технологий также способствует осуществлению групповой работы, позволяет осуществить планирование творческой деятельности, активную целенаправленную коммуникацию (внутри группы и с внешним миром), даёт возможности для организации коллективного творчества (технологии Web 2.0), поиска информации в открытых информационных сетях (при создании проекта и подготовки индивидуальных заданий) и подготовку отчётов о выполненной работе или проведённом мероприятии.

Большие возможности для обучения школьников иностранным языкам предоставляют средства мультимедиа. Характерным отличием мультимедиа является высокая информационная плотность и полный набор наиболее эффективных обучающих компонентов – это синтез текста, наглядности, и аудио материалов, которые позволяют воспринимать информацию полимодально, с активизацией нескольких информационных каналов, что позволяет задействовать наиболее эффективные способы восприятия для каждого учащегося.

Использование компьютерных программ возможно также для поддержки творческой потребности в самореализации школьников. Технологии совместной деятельности (Live Journal, Friendster, ...) дают школьникам возможности для свободной самопрезентации, представления и защиты собственной жизненной позиции, взаимокорреляции с сообществами людей, что, в целом, помогает развитию творческой индивидуальности.

Достоинство в использовании компьютерных технологий в изучении иностранного языка бесспорно. Они позволяют:

· создать коммуникативные ситуации в общении;

· ввести в речь приобретенные клеше;

· развивать навыки чтения;

· совершенствовать способность извлекать и обрабатывать информацию из прочитанного материала;

· создать комфортные условия для восприятия материала;

· знакомить с культуроведческими знаниями.

Кроме того у учащихся появляется большой интерес к изучению предмета, повышается мотивация в изучении иностранного языка и учащиеся получают удовлетворение от работы, где результат виден после каждого занятия.

Заключение

Способы структурирования обучения иностранного языка с применением компьютерной техники полностью зависят от того, какие мотивы движут преподавателя, увлеченного использованием компьютерных технологий в образовании. На сегодняшний день такие уроки могут быть и данью моде, и баловством, и экспериментальной (не всегда безобидной для обучаемых) работой педагога по поиску новых форм обучения, и доказанной необходимостью.

Представляется, что использование компьютеров при преподавании гуманитарных дисциплин оправдано лишь в единственном случае: если компьютер является средством облегчения ученического труда - иначе зачем?

Определяя цели, задачи и возможности использования компьютерных технологий на уроке, преподаватель может, прежде всего, иметь в виду следующие принципиальные позиции:

а) сохранение психического и физического здоровья учащихся;

б) формирование у обучаемых элементарных пользовательских умений и навыков;

в) помощь обучаемым в усвоении учебного материала на основе специально и грамотно созданных для этой цели прикладных компьютерных программ по изучению иностранного языка.

Перечисленные задачи, если преподаватель собирается следовать таковым, полностью исключают такую структуру процесса обучения, как стопроцентное сидение обучаемых у компьютера. Нужны разнообразные формы учебной деятельности: это и фронтальная работа по актуализации знаний, и групповая или парная работа обучаемых по овладению конкретными учебными умениями, и дидактические игры, и работа консультационной службы, это и интересные устные и письменные задания. Все они должны быть скомпонованы таким образом, чтобы компьютер становился не самоцелью, а лишь логическим и очень эффективным дополнением к учебному процессу. Опыт работы в этом направлении еще мал по вполне объяснимой причине: получив на короткий срок в свое владение компьютерный класс, преподаватель спешит “выжать” из этого радостного события как можно больше пользы, игнорируя при этом, в частности, все медицинские требования по времени работы за компьютером.

Психическое и физическое здоровье обучаемых не может быть сохранено и при наличии у преподавателя страстного желания превратить компьютер лишь в средство контроля. Интенсификация учебного труда и стресс не являются слагаемыми успеха. К большому сожалению, многие прикладные компьютерные программы содержат одну и ту же методическую ошибку: меньше всего они ориентируют преподавателя на использование их в качестве эффективного средства обучения: в них много жесткого подсчета ошибок и мало реальной помощи обучаемому, оказавшемуся в затруднительном положении. Тем более преподавателю следует продумать формы оказания помощи таким ученикам (изготовление комментариев-подсказок к компьютерным программам, наличие в кабинете соответствующих справочников и учебников, работа учеников-консультантов, парная работа и т.п.)

Преподавателю вряд ли следует рассчитывать на то, что использование компьютерных программ существенно облегчит его собственный труд. Индивидуализация обучения, непременно сопутствующая использованию информационных технологий на уроке, требует от преподавателя дополнительных затрат времени и сил.



Библиография

1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997 – 189с.

2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе - М. : Просвещение, 1988. - 125с.

3. Богданова Д.А. Телекоммуникации - в школе. // Информатика и образование, 1997, №2. - с.25 - 30

4. Вильямс Р., Макли К. Компьютеры в школе. - M.: Просвещение, 1988. – 234с.

5. Владимирова Л.Н. Интернет на уроках иностранного языка.// Иностранные языки в школе, 2002, № 3. - с. 39-41

 6. Гез Н.И., Миролюбов А.А. Методика преподавания иностранных языков. – М.: Высшая школа, 1982. – 412с.

7. Глазов Б.И., Ловцов Д.А. Компьютеризированный учебник - основа новой информационно-педагогической технологии. // Педагогика. – 1995, №6. – с. 56 - 61

8. Гончаров М., Панков А. Интернет в вопросах и ответах. // Библиотека. - 1998, №1,3. – с.25 – 30, с.35 – 39

9. Гостин А.М., Чернышев А.С. Организация обучающей деятельности в открытой гипермедийной среде. // Современные информационные технологии в образовании. - Рязань, 1998. – с.67 – 70

10. Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети интернет.// ИЯШ. – 1998, №1. – с.32 - 36

11. Домрачев В., Багдасян А. Дистанционное обучение на базе электронной почты. – М.: Высш. образование в России, 1995 г., №2 – с.17 - 22

12. . Клейман Г.Б. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения, - M.: Радиосвязь, 1987. – с.276

13. Коптюг М.Н. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителей английского языка. // ИЯШ. – 2000, № 4 . - с. 57-59

14. Кушниренко А. Г., Леонов А. Г., Кузьменко М. А. и т.д. Что такое Интернет? Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // Информатика и образование. – 1998, №5. – 45 - 53

15.Леонов А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказвания. – М.: Просвещение, 2003. – 314с.

16. Лебедева В.А. Практическое использование Интернет на уроке немецкого языка в 7 классе. // Новые знания. – 2004, №3. – с. 20 - 26

17. Макаревич И.Г. Использование Интернета на уроке немецкого языка. // ИЯШ. - 2001, № 5. - с. 40-43

18. Мишина Г.С. Из опыта работы с международными e-mail проектами. // ИЯШ, 2000, № 4 . - с. 54-57

19. Мильруд Р.П. Сотрудничество на уроке иностранного языка, // ИЯШ.-1991. - №6. – с.37- 42

20. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. - M.: Просвещение, 1991. -305с.

21. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ , 2001, № 2 - с. 14-20

22. Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку. // ИЯШ, 2001, № 5 - с. 40-43

23. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ, 2000, №2. - с. 3-11

 24. Пономарёва В.В., Корникова Г.А. Специфика региональной системы обучения иностранным языкам. – М.:МИПКРО, 1997. – 85с.

25. Полилова Т.А., Пономарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков. // ИЯШ. – 1997, №6 – с.45 -52

26. Поляков А.А. Системы дистанционного обучения. // Новые знания, 1996 , №3. - с.52 - 65

27. . Полякова Т. Ю. Английский язык для диалога с компьютером. - М.: Высшая школа, 1997. – 345с.

28.Рудакова Д.Г. Золотая рыбка в сети Интернет – технологии. – М.: Прожект Хармони, 2007. – 393с.

 29. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах» - М.: Просвещение,2000. – 256с.

30. Хоффман Пол Е. Internet. Краткий справочник. - М.: ЛОРИ, 1995. - 313с.

31. Шейлз Д. Коммуникативность в обучении современным языкам. - М.: Совет по культурному Сотрудничеству; Совет Европы Пресс, 1995. – 231с.

32. Donath R. Deutsch als Fremdsprache. Projekte im Internet. - Stuttgard: Klett, 2001. – 187S.

33. Gruner M. Computerunterstutzter Unterricht. Computer im Unterricht. – M.:Goethe-Institut, 1991. – 269S.

34. Makarewitsch I.G. Die vergleichende Analyse von internetgestutzten Lernprogrammen. // ИЯШ. –2001, № 6/ - с. 34-38



Приложение

Интегрированный урок по информатике и немецкому языку на тему: "Города Германии"

Цели и задачи:

Обучающие:

· развивать навыки монологической и диалогической речи, аудирования, навыки письма;

· развивать навыки работы с World Wide Web, создания Web-сайтов и презентаций с помощью Power Point;

Воспитывающие:

· развивать интерес к изучению иностранного языка, использованию Интернет и информационных технологий, расширять кругозор о достопримечательностях и культуре страны изучаемого языка с помощью использования средств Интернет и ситуативного обучения;

Развивающие:

· развивать творческие способности учащихся посредством самостоятельного создания сайтов и презентаций, используя найденный в WWW страноведческий материал.

Оборудование:

· мультимедийные компьютеры, объединенные локальной сетью, имеющие выход в Интернет,

· мультимедийный проектор,

· карта Германии,

· проспекты,

· реклама городов Германии, являющая собой небольшие плакаты с видами представляемых городов и их гербы.

Программное обеспечение:

· Internet Explorer или любой другой браузер,

· Power Point,

· почтовая программа The Bat, установленная на всех компьютерах для работы в локальной сети,

· C-Mail (на головном компьютере),

· тестирующая программа для проверки знаний слов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Thema: “Deutsche Stadte”. Heute spielen wir eine Situation aus. Zu uns kоmmen Vertreter eines Reiseburos. Sie reklamieren einige Deutsche Stadte und laden uns ein, sie zu besuchen.

V. Итоги урока

Конспект урока по теме: "Die Stadt Essen" (УМК: Гальскова Н.Д. "Итак, немецкий 7–8")

Рунова Ольга Николаевна, учитель немецкого языка

Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков

Практическая цель: развитие умения монологической речи (МР) по теме “Essen”.

Задачи:

· активизировать лексические единицы (ЛЕ) по теме “Essen”;

· научить учащихся монологическому высказыванию повествовательного типа;

· активизировать грамматический материал – употребление артикля имен существительных в Dativ.

Образовательные цели:

· формирование лингвострановедческой компетенции;

· расширение кругозора;

· формирование умений анализировать и обобщать учебный материал.

Развивающие цели:

· развитие инициативы учащихся, мышления, общеучебных навыков;

· формирование навыков и умений межличностного общения.

Воспитательная цель: способствование воспитанию чувства коллективизма и взаимопомощи.

Оснащение:

· презентация по теме “Essen” (PowerPoint);

· - учебник “Итак, немецкий 7\8” (Н.Д. Гальскова);

· парные карточки с лексикой;

· компьютеры, на которых установлен веб-браузер (напр., Internet Explorer, Opera);

· интерактивное упражнение на склонение артикля имен существительных в Dativ, созданное в программной оболочке Hot potatoes.

Лексический материал : Lektion 3.A (Wir wohnen in Essen), S. 40-41

Ход урока

I. Организационный этап.

1) Приветствие.

Lehrer (L.): Guten Tag, Kinder! Wie geht’s euch?

Schüler (S.): ...

L.: Was habt ihr Neues?

S.: ...

2) Речевая зарядка.

L.: An der Tafel hängt die Karte Deutschlands. Welche deutschen Städte kennt ihr?

S.: ...

L.: Das Thema unserer Stunde ist „Die Sadt Essen“. (Первый слайд презентации )

IV. Заключительный этап.

Подведение итогов. Домашнее задание.

L.: Was haben wir heute gemacht? Hat euch die Stunde gefallen?

S.: ...

L.: Eure Hausaufgabe – Nacherzählung des Textes auf der Seite 40. Auf Wiedersehen!

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

 

 

(курсовая работа по методики преподавания иностранного языка)

Студента факультета

иностранных языков дневного

отделения 402 – н группы

Шафеева Р.Т.

 

 

Научный руководитель:

кандидат филологических наук,

доцент Яркова Людмила Георгиевна

 

 

Орехово – Зуево - 2011



Содержание

 

Введение

Дата: 2019-12-22, просмотров: 272.