А.молодежная политика советских.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организация и работа советских школ на оккупированной  территории Беларуси в годы войны была непростой.

На захваченной территории Беларуси в 1941-1944гг. развернулась острая военно-политическая и идеологическая борьба между немецкой оккупационной властью и патриотическим движениям за будущее Беларуси. Разумеется, осуществить в полном объеме учебный процесс и воспитательную работу в условиях жестокого оккупационного режима было сложно и даже невозможно. Так, с большой идейно-политической работой в тылу врага значительное внимание с бока подпольных партийных и комсомольских комитетов и организаций придавалась детям. Потому там, где было возможно, они брали на себя воспитание детей. В местах, где гитлеровцы открывали школы, подпольщики и партизаны видели свою задачу в том, чтобы сорвать замыслы врага и осуществлять занятий как в советских школах.

Одной с наиболее активных форм идеологической борьбы белорусского народа против школьной политики немецких властей было тайное обучение детей в тех населенных пунктах, которые находились под контролем оккупантов. Огромное распространение получила такая форма обучения, как тайные, или подпольные, школы и группы. Они были строго законспирированными, и до нас почти не дошли документы о их учебно-воспитательной работе. Тем не менее, некоторые собранные материалы позволяют показать историю организации тайных школ, которые работали на оккупированной территории.

Тайные школы начали стихийно возникать уже в первые дни оккупации Беларуси."Надо убедить школьную молодежь,- писала в своем дневнике 15 августа 1941г. учительница одной с подпольных школ Лиды,- что она не должно тратить время и нельзя оставаться без обучения даже в такое тяжелое время"[7,c.45]. Учителя организовывали обучение детей непосредственно в домах. В деревне Заполичи Свислочского района с первых дней оккупации была организована тайная школа. Ее начальные классы стали посещать 15 детей школьного возраста. Обучались они по советским учебникам. От окружных и уездных школьных руководителей в инспектрият белорусских школ неоднократно поступали жалобы на широкое распространение тайного обучения. Школьный инспектор Лидского округа И.Пратасевич писал, что "много детей стали навещать тайные школы"[7,c.46].

Начиная с осени 1942г. тайное обучение принимает более организованные формы. Под руководством партийных органов комсомольские организации прикладывали много усилий в деле организации и налаживания тайного обучения детей. ЦКЛКСМБ в известном постановлении отметил, что комсомол Беларуси несет большую ответственность за большевицкое воспитание детей. Далее подчеркивалась необходимость широкого использования разнообразных методов работы с детьми, которые соответствуют их положению и возраста."Дети младшего возраста, какие не имели возможности учится в школах,- говорилась в нем,- должны учится дома по советским учебникам. В работы с детьми старшего возраста использовать формы легальных и полулегальных кружков, используя методы индивидуальной или массовой работы в зависимости о обстоятельствах. Во всех случаях работу с детьми необходимо строго конспирировать, чтобы не ставить под удар врага ни комсомольцев, ни самих детей"[7,c.46]. Эти положения стали достояниям всех комсомольских организаций республики, появился неофициальный устав об тайных советских школах на оккупированной территории Беларуси.

В процессе исследования было выявлено немало случаев, которые свидетельствуют о широком распространении тайного обучения по всей территории Беларуси и в особенности в западных районах республики. Только в одном с районов Гродненской области, по неполным сведениям, работала 20 тайных школ домов. Барановичской области, северно-западных районах Минской и северных районах Пинской области, в тайных советских школах в 1941-1942гг. училось около 180-200тыс. детей, их обучали примерно 7тыс. учителей[7,c.48].

Вместе с организацией тайного обучения яркую страницу в историю народного образования Беларуси в период ее оккупации вписали школы партизанских зон. В условиях, которые способствовали зарождению школ такого типа, определялись прежде всего размахом партизанской борьбы. Уже к 1943г. партизанские зоны охватили более чем 60% от всей территории Беларуси. Работа школ являлась одной с неотъемлемых существенных признаков советского строя жизни населения партизанских зонах.

Первые партизанские школы начали открываться зимой и весной 1942г. В большинстве своем это было стихийное явление, вызванное необходимостью дальнейшего обучения детей, которые из-за войны остались вне школ. Согласна архивным документам, первая сеть организованных школ появилась в деревнях Ветринского района Витебской области, где с 1 сентября 1942г. начали работать советские школы [7,c.50]. С осени 1942г. подпольное партийное и комсомольское руководство Беларуси в связи с расширением партизанского движения активизировала свои действия, которые касались организации советских школ в партизанских зонах. Инициативу и настойчивость в этом деле проявлял ЦК ЛКСМБ и в особенности его секретари К.Т. Мазурав и М.В. Зимянин. Они посещали партизанские соединения, проводили совещания с партийными и комсомольскими работниками, беседовали с населением и учителями."Мы были очень озабоченный в это время,- вспоминал К.Т.Мазурав,-не только тем, как сберечь детей, но и как организовать их обучение"[23.c.146].

В первой половине ноября 1942г. районный комитет КП(б)Б совместно с ЛКСМБ разослал во все партизанские отряды и населенные пункты районы сообщение о том, что в Октябрьском районе созывается первая за все время немецкой оккупации конференция учителей по поводу открытия в этих районах советских школ.

Уже 14 ноября на конференцию прибыли учителя С.С. Кавалевич, С.М. Сосновский и др.(всего 21 человек)[7,c.48]. Конференцию открыл секретарь комсомола В.Г. Козырь. В своем выступлении он поставил задачу открытия во всех населенных пунктах Октябрьского района советских школ. Было принято решение проводить занятия по довоенным программам, учителям и ученики должны изучать огнестрельное оружие, санитарное дело. На конференции говорилась о политической необходимости работы советских школ в тылу врага, о создании их материальной базы, помощи с бока коммунистов, партизан и население в деле налаживания их работы. Учители на конференции сразу получили назначения на работу и разъехались по школам."Получив указание и понимая политическое значение организации школ в глубоком тылу врага, - вспоминала после конференции учительница М.С. Марцинович,- учителя сразу взялись за работу. Было проведено родительское собрание, на котором ознакомили с программами преподавания, сообщили о важности работы школы"[7,c.49]. 16 ноября были проведены первые занятия в школе поселке Октябрь. Школу посещало 40 учеников: 3 класс - 13 человек, 4 класс - 13 человек, 5 класс - 6 человек, 6 класс - 8 человек. В этот же день начали работать другие школы района: Заволенская - 30 учеников, Залеская- 28 учеников, Зацишская - 28 учеников, Карпиловская - 47 учеников, Новадубравская - 52 ученика, Рудницкая - 20 учеников, Рудобельская - 10 учеников, Старадубравская - 26 учеников ( всего 241 человек). Уже 22 ноября Т.К.Мазурав сообщил в ЦКЛКСМБ, что несмотря на трудности - отсутствие помещений учебных, бумаги, письменных приборов - школы все же открываются. Октябрьском районе было открыто 13 школ [23, с.158].

Сведении об открытии школ Октябрьском районе начали распространилась на другие районы Любанские и Старобинские партизанские зоны. Первыми подхватили призыв о создании школ в партизанских зонах и лесных лагерях для населения, потом инициатива комсомольцев распространилось по Минской, Пинской, а затем и по другим областям. В штабы партизан начали поступать сообщения из-под Глуска, Харомцав, Любани, Слободы и других населенных пунктов, что там также начали работать советские школы.

Там, где нельзя было организовать школу, учителя-партизаны обучали детишек по кружкам в крестьянских домах. Так, в Столинскам районе Пинской области партизаны не только выполняли боевые задачи, но и проводили занятия с детьми в деревнях Варони, Струя, Пуховичи, Ольшаны, Комары и др. [7,c.49].

В процессе подготовки школ приходилась преодолевать многочисленные трудности. Не хватала помещений, учебников, отсутствовали школьные пособия. Их приходилась добывать в ходе боевых операциях. Всем партизанам, которые отправлялись на боевые задания, были обязаны отыскивать учебники, тетради, все что необходимо для обучения детей. Однако в большинстве случаев сами учителя и ученики выходили с тяжелого положения и обеспечивали школу всем необходимым для обучения. 13 учителей учили детей без книг и тетрадей. Они писали на песке и на небольших кусочках бумаги. Азбуку учителя и ученики делали с дубовой коры, на березовой коре писали расписание занятий, таблицу умножения. [7,c.50].

Отдельное место в истории народного образования республики в период войны занимали лесные школы, широкое распространение они получили с осени 1943г. в это время в лесах Беларуси находилась большое количество мирного населения, которое из-за жестокого террора побросала свои дома и ушло к партизанам. Поданным, сверх миллиона жителей  Беларуси довольно долгое время прятались в лесах.

Среди лесных жителей находилась и большое количество детей школьного возраста. Только в Налибокской пущи, под охраной партизан находилась 1480 жителей, с их 240 детей. В семейном лагере партизанского отряда имени Димитрова среди 455 его жителей было 187 детишек.[7,c.50].

Сегодня известно о нескольких десятках лесных школ, которые действовали в лесах Брестской, Витебской, Минской и других областях республики. При лесных школах были организованы даже подготовительные группы детей дошкольного возраста. "С детьми дошкольного возраста,- указывалась в постановлении Барановичского обкома комсомола от 26 апреля1944г." О работе ЛКСМБ в партизанских лагерях, - необходимо проводить двигательные игры, разучивать новые танцы, советские песни, стихотворения, повествования, положивши в основу работы советскую учебную программу "[7,c.50].в этом же постановлении отмечалась:"Одобрить инициативу Воложинского РК ЛКСМБ о организации в семейном лагере бригады "За Советскую Беларусь" общеобразовательной школы для детей. Предложить всем ЛКСМБ, на территории которых есть семейные лагеря, организовать обучение детей школьного возраста. Райкомам комсомола и комсомольским организациям семейных лагерей обеспечить школы

письменными инструментами" это постановление, утвержденная Барановичским РК КП(б)Б, стала известной каждой комсомольской организации области, которые сразу взялись за ее выполнение. [7,c.50].

Архивные документы свидетельствуют о том, что подпольные партийный и комсомольские органы, придавали большое внимания воспитанию и обучению детей, в деревнях, семейных лагерях, партизанских зонах, и в других местах, где позволяли обстоятельства, открывались советские школы. Эти школы были представлены разветвленной сетью, которая охватывала значительное количество детей. Деятельность в тыле врага советских школ служила не только объединению и воспитанию детей, но и укреплению веры взрослых в неизбежное изгнание немцев.

С первых дней организации советских школ началось напряженное обучение детей. Учителя учили школьников чтению и письму, знакомили с другими дисциплинами. Занятия проходили на основе самостоятельно разработанных планов, на основе каких были положены программы, утвержденные наркоматами просвещения БССР еще в 1940г. большое внимание придавалось изучению русского, белорусского языка и литературы, арифметике, истории, географии и физическому воспитанию.

Основной формой обучения была классно-урочная система. Но что касается тайных школ, то там в основным планом была индивидуально-групповая система.

Лесные школы, как и школы партизанских зон, в своем большинстве были начальные:2- комплектная, 3- комплектная и даже 4- комплектная. В отдельных местах работали семилетки. В их записывали детей от 7 к 15 лет. Основной контингент учеников складывался из первоклассников. Так, с 58 учеников начальной школы при семейном лагере имени А.А.Жданава бригады имени Я.М.Свердлова насчитывалась 30 первоклассников. В школе №2 отряда имени Макаревича тот же бригады было 98 учеников. С их 61 человек училось в 1 классе. Такое большое количество учеников в 1 класс объяснялось увеличением количества детей, которым по возрасту надо было посещать другие классы.

На уроках письма и чтения ученики младших классов усваивали букварь, учились правильно складывать простые предложения. На таких уроках педагогами проводилась работа по развитию языка: заучивание небольших стихотворений, пересказов оглавления, рассмотрение картинок и так далее. Значительное внимание придавалась наглядности, глубокому и прочному освоению знаний учащимися. Важное место отводилась самостоятельной работе.

На уроках арифметики ученики младших классов обучались сложению и вычислению в границах 20, решали устные задачи. С большим желанием дети решали задачи, которые касались боевых действий партизанских отрядов. Подсчитывали, сколько бойцы их соединения убили, взяли в плен немецких солдат, а также количество трофея.

На уроках географии учителя учили школьников теоретическим и практическим навыкам правильно ориентироваться на местности. Эти знания были нужны не только для изучения географии. Но и имели важное военное значение. Ученики знакомились с методами маскировки и жизни в лесу.

Немаловажное значение имели уроки песен. Так, учительница одной с лесных школ Брестчины А.Н.Караткова вспоминала, что дети очень любили петь патриотические песни, в особенности про партизан. [7,c.51].

Условия военного времени наложили отпечаток на характер преподавания в советских школах. Большинство уроков, когда была возможность, всегда начинались со сводки Совинфорбюро. Дети не только усваивали информацию, но и записывали, распространяли ее среди своих родителей, родных и знакомых. Сводки нередко служили материалам для изучения географии и истории СССР. Сообщая о продвижения войск Советской Армии на запад, учителя рассказывали школьникам о городах, озерах, реках, промышленных центрах страны, о тех богатствах, что находятся в недрах земли.

Конечно, в итоге военно-идеологической борьбы учебный процесс в советских школах был пропитан глубокой идейностью, политической заостренностью. Педагоги прививали детям ненависть к врага, преданность сваей Родине и веру в победу советского народа над немецкой Германией.

  Несмотря на невзгоды, исключительно тяжелые материальные и бытовые условия, советские школы добивались значительных успехов в учебно-воспитательной работе. Ученики в большинстве окончили 1943/44 учебный год с хорошими отметками. Так, с 490 учеников, которые занимались в школах при партизанских отрядах имени М.И.Калинина и имя А.М.Василевского Брестской области, 430 успешно окончили 1943/44 учебный год и были переведенный в следующий класс. В одной со школ отряда имени М.И.Калинина, где работали учителя П.И.Ивановски и Ф.П.Карабецян, с 50 учеников 42 были переведены в следующий класс, 22 с их - с отличными отметками. [7,c.52]

Вместе с ответственными партийными и комсомольскими работниками, учителя в партизанских зонах регулярно проводили педагогические советы и совещания, на которых обсуждались вопросы школьной жизни, осуществлялся обмен опытам в деле организации учебно-воспитательной работы. Для улучшения работы лесных школ Брестский области, подпольный обком партии и обком комсомола провели собрание учителей области. На нем большое внимание уделялась первоочередным задачам - задачам воспитания детей и дальнейшей организации советских школ. Похожее заседание с учителей лесных школ было проведено в Барановичской области.

Большую работу проводили учителя с родителями учеников. Так, в отчете лесной школы при партизанском отряде имени М.И.Калинина бригады имени Ф.Э.Дзержинского отмечалась, что родителями проведено 9 собраний на которых обсуждались вопросы по улучшению работы школы, ее посещение, обучения.

Заметное место в истории советских школ Беларуси в годы оккупации занимает внешкольная деятельность. Важную роль в ней сыграло пионерское движение. Первый секретарь ЦК КП(б)Б П.М.Машеров в своей речи на VI съезде учителей Беларуси отметил "Среди миллиона тех, кто мужественно и стойко сражается с врагом, есть много пионеров и школьников, которые с гордостью выдержали вместе с взрослыми экзамен на верность своей Родине" . [7,c.53]

Тяжело себе вообразить учебно-воспитательную  работу советских школ без деятельности пионерских организаций. В одном с документов  того времени подчеркивается:"Пионеры оказывали большую помощь в налаживания дисциплины и обучения"[7,c.53].. Летом 1941 г. в Беларуси начала действовать первая подпольная пионерская организация в деревни Карповцы Гродненской области. 15 пионеров создали отряд "Пионерский тайник". Подпольные пионерские отряды и группы начали действовать также в Борисове, Жлобине, Лиде и других городах и населенных пунктах[7,c.54]. В одной со школьных отчетов говорилось :Вся работа в школе должно быть направленно на то, чтобы наше подрастающие поколение было воспитано в духа советского патриотизма, самоотверженной преданности Родине, в духа непримиримой ненависти к врагу. [7,c.54] Ведущую роль здесь должны были играть пионерские организации. Одной с наиболее распространенных форм их работы стал сбор пионерских отрядов, дружин, встречи с интересными людьми, подготовка и проведения советских праздников, участие в общественно-культурном и хозяйственно-трудовой жизни школы, лагеря, отряда. Ученики участвовали в работе хоровых, танцевальных, спортивных, военных и литературных групп, сдавали нормы по противовоздушной защите, учились оказывать первую медицинскую помощь, исполняли хозяйственные работы в семейных лагерях партизанских зон, собирали лекарственные травы, смотрели за раненными, которые при необходимости учили детей пользоваться оружием и взрывчато-опасными предметами.

При каждой школе создавались специальные пионерские звено по сбору лекарственных трав. Собирали ландыш, кору крушины. Нередко школьники-пионеры помогали партизанам искать оружие. В донесения, которое было отправлено секретарем комсомола К.Т.Мазуравым в ЦК ЛКСМБ 30 октября 1942 г., сообщалась: "Детишки - до конца преданный народ. Для них партизаны - герои, и они помогают им чем возможно. [23,c.152]

Самыми массовыми были кружки художественной самодеятельности. Пионеры были инициаторами многочисленных концертов для партизана, раненых бойцов, деревень и лесных поселений. Только пионеры лесной школы при партизанском отряде имени М.И.Калинина организовали 16 выступлений художественной самодеятельности.

Пионеры и школьники с большим желанием готовили советские праздники. 1 января 1944 г. все партизанские и лесные школы отмечали 25-хватит провозглашения БССР. В эти дни пионерам и школьникам от имени руководства партизанских отрядов и школ были вручены подарки.

Широкое распространение в лесных школах получила физкультурно-оборонная работа. Школа была военизировано, потому партизаны помогали детям строить спортивные площадки. По воспоминаниям секретаря Брестского обкома комсомола Ф.Рома, в одном с семейных лагерей под руководством летчика В.Ф.Кавалева (Героя Советского Союза) построили площадку с перекладиной, беговой дорожкой, шестом и местам для бросания гранат. [7,c.55]

Важное значение в работе пионерских отрядов, лесных школ имела организация трудовой деятельности учеников в после учебное время. В особенности высокая трудовая активность пионеров и школьников выявилась в процессе хозяйственных работ при семейных лагерях и партизанских отрядах. Так пионерам школы №2 2-га семейного лагеря при партизанском отряде имени Макаревича был посажен огород. В одном с документов отмечается, что "во всех хозяйственных работах школьники принимали самое непосредственное участие".[7,c.55]

Таким образом, советская школа, созданная на территории Беларуси во условиях оккупации, рассматривалась как один со средств борьбы с немцами. Массовая политическая и культурная работа, которая проводилась комсомольскими органами и организациями под руководством партийных органов, сыграла важную роль. Она содействовала идейному объединению и организованности партизан помогала втягивать молодежь в борьбу против немецких оккупантов. Школы становились центрами пропагандистской и агитационно-массовой работы не только с детьми, но и взрослыми. Их создание и деятельность происходили в невероятно тяжелых условиях.

Учителя несли ученикам знания, которые оберегали бы их от морального гнету и физического уничтожения, вырастить детей в духа ненависти к гитлеровцам и преданности своей Родине.

Следует упоминать также про комсомольские организации, которые находились на оккупированной территории.

Установление оккупационного режима, массовый террор, отсутствие связи с руководящими центрами вызвали известную растерянность в рядах патриотов. Оказавшись в новой обстановке, одни патриоты просто не знали с чего начинать, а другие, уходили в советский тыл. В октябре-ноябре 1941г. первый серьезный удар был нанесен патриотам Могилева. В сообщениях полиции безопасности и СД отмечалось, что было выявлено и расстреляно 30 коммунистических организаторов, которые вели агитацию и ставили перед собой цель создать широчайшую сеть большевистского подполья.

Из заблаговременно оставленных на оккупированной территории 73 руководящих комсомольских работников к началу 1942 г. погибло 15 человек, по существу не успевших организовать работу по мобилизации молодежи на борьбу с врагом. Это привело к значительному сокращению руководящих центров комсомольского подполья. Из 19 заранее созданных подпольных областных и районных комитетов ЛКСМБ к декабрю 1941 г. продолжили борьбу только 12.Не все заранее созданные и самостоятельно возникшие молодежные организации сумели развернуть активные действия. Так, ни в одном районе Витебской области даже к концу 1942г. не было достигнута количественный уровень нелегальных комсомольских организаций, которые были заблаговременно созданы к августу 1941г.Такое положение было вызвано рядом причин.

Во-первых, как уже отмечалось, некоторые организации были раскрыты и разгромлены.

Во-вторых, часть подпольщиков при угрозе расправы над ними вливалась в ряды партизан.

В-третьих, определенная часть комсомольцев и молодежи, в условиях удаления линии фронта от территории Беларуси, под воздействием широко развернутой пропагандистской кампании, умноженная на массовый террор оккупантов, растерялась. Некоторые ушли в глубокое подполье, другие начали сотрудничать с оккупантами, шли на службу в полицию, органы местного управления, добровольно выезжали на работу в Германию. Только в минской области служило в полиции, органах абвера и местной администрации более 40 бывших членов ВЛКСМ.

В-четвертых, ослабление активности молодежного движения осенью-зимой 1941-1942 гг. было связано с общими трудностями развития патриотической борьбы. Сказались недооценка роли народного сопротивления со стороны партийного и государственного руководства страны в довоенный период, а также просчеты, допущенные в ходе создания подполья.

До весны 1942 г. делами белорусской молодежи занимался в основном М.В.Зимянин и в некоторой степени А.М. Черникова и М.П. Барашков. В постановлении ЦК КП(б)Б "О мерах по улучшению связи и руководства подпольными партийными организациями и партизанскими отрядами Белоруссии" от 31января 1942 г. даже нет упоминания о необходимости развития комсомольско-молодежного движения на оккупированной территории Беларуси.

Однако, несмотря на допущенные ошибки, молодежное сопритевление оккупантам в этот период хотя и было значительно ослаблено, но не подавлено.Даже жесточайшая кампания по разгрому патриотического подполья, развернутая карательными органами осенью-зимой 1941-1942 гг.,лишь приостановила, но не прекратила сопротивление молодежи.В крупных городах,деревнях Беларуси молодые патриоты продолжали борьбу с врагом. На смену погибшим вставали сотни новых молодых борцов.

С марта-июля 1942г. начинается новый этап развития комсомольско-молодежного движения.Он характеризуется организационным оформлением областных и большей части межрайонных и районных комитетов ЛКСМБ, созданием комсомольских организаций в партизанских подразделений, расширением сети патриотических организаций в населенных пунктах, городах и поселках оккупированной территории Беларуси.

Важными событиями этого времени, повлиявшими на развитие молодежного патриотического движения, стали организационное кадровое оформление, укрепление и расширение состава Центрального Комитета ЛКСМБ. С марта 1942г. обязанности второго секретаря ЦК ЛКСМБ стал выполнять С.О.Притыцкий, имевший богатейший опыт борьбы в подполье Западной Беларуси.На Ф.А.Сурганова были возложены обязанности секретаря по пропаганде и агитации.

Весной-летом 1942г. ЦК ЛКСМБ принял ряд мер по укреплению комсомольско-молодежного подполья на оккупированной территории Беларуси.Важным шагом в определении ближайших задач по совершенствованию работы ЛКСМБ в тылу врага явилось постановление ЦК ЛКСМбБ “О ближайших мероприятиях по востонавлению и укреплению комсомольских организаций Белоруссии в тылу немецко-фашистских оккупантов”, принятое в апреле 1942 г. В нем указывалось что главной задачей комсомольских организаций “является мобилизация всех комсомольцев и молодежи Беларуси на войну против гитлеровских захватчиков.выполнения этой задачи должна быть подчинена вся работа комсомольских организаций и руководящих органов ЛКСМБ сверху донизу. Постановление определяло перспективу деятельности молодежных органов и организаций на оккупированной территории Беларуси, что было немаловажным фактором, способствовавшим совершенствованию строительства комсомольско-молодежного движения в тылу врага.

Однако это документ не был лишен пропагандистских, риторических шаблонов того времени, Так, в резолюции, в частности, отмечалось, что комсомольские организации должны руководствоваться указаниями, содержащимися в обращении ЦК КП(б) Беларуси, СНК и Президиума Верховного Совете БССР о том, что «каждый патриот Родины, каждый колхозник и рабочий, комсомолец и комсомолка должны быть организаторами отряда, группы или боевой ячейки по истреблению фашистов. Трудно представить, как можно было провести работу, чтобы в сложной обстановке оккупационного режима реализовать данные требования.

Важным направлением в строительстве комсомольско-молодежного подполья на данном этапе являлся отбор и подготовка необходимых кадров, формирование руководящих подпольных органов, которые должны были стать центрами развития сети подпольных организаций в населенных пунктах.

Практическая реализация этой задачи осуществлялось двумя путями. Часть руководящего звена подпольных областных и районных комитетов ЛКСМБ подбиралась в советском тылу и засылалась на оккупированную территорию. Почти половина руководящих комсомольских работников подбиралась на местах из числа партизан и подпольщиков.

По сравнению с марта 1942 г. количество подпольных комсомольско-молодежных организаций увеличилось почти в 4 раза. В тылу врага действовала свыше 1300 комсомольских организаций, объединявших 5800человек.

Для оказания практической помощи в налаживании работы комсомольско-молодежного подполья на захваченную территорию Беларуси регулярно посылались инструкторы, уполномоченные ЦК ЛКСМБ.

Авторитет комсомола среди молодежи был, несомненно, высоким. Свидетельством того являлось желание стать членами комсомола не только местной молодежи, но и многих молодых зарубежных антифашистов, перешедших на сторону белорусских партизан из немецкой армии. Например, комсомольская организация партизанского отряда им.С.М.Кирова Брестской области приняла в члены ВЛКСМ сербов Маливука Радонова,Душана Иовановича,Виктора Ембреуша.В бригаде «Штурмовая» Минской области в комсомол вступили словаки Юзеф Цифра,Стефан Длугаш,Юзеф Лавро.

Опыт показывает, что несмотря на беспощадный террор, развернутый оккупантами против участников народной борьбы, число комсомольско-молодежных организаций и их ряды постоянно расширялись, охватывали все большую часть белорусской молодежи. Входе борьбы шло организационное укрепление и расширение сети комсомольско-молодежного подполья в партизанских подразделениях и населенных пунктах оккупированной территории Беларуси. Вырабатывалась наиболее приемлемая организационная структура, совершенствовалась система конспиративной работы, формы внутрисоюзной деятельности.

б.Деятельность Компартией Белоруссии. Задачи идейно-политической работы на оккупированной территории решались Компартией Белоруссии, ее подпольными партийными организациями в рамках традиционных форм идеологической работы Коммунистической партии -печатной пропаганды (листовки, лекции, газеты, журналы),устной агитации и пропаганды(беседы, лекции, митинги), культурного просвещения и наглядной агитации. Широко применяя проверенные временем формы работы в массах, партийные комитеты настойчиво изыскивали и умело применяли новые, отвечающие условиям оккупированной врагом территории республики. Среди них - переписка фронтовиков, тружеников советского тыла с партизанами, посылка делегатов партизан в советский тыл, использование в агитационной работе писем из Германии от граждан республики, изгнанных на фашистскую каторгу, распространение сатирических стихов, частушек, песен, направленных против гитлеровских оккупантов, и др.

Организацией и проведением идейно-политической работы на оккупированной территории республики руководил Центральный Комитет КП(б)Б через отдела пропаганды и агитации.

Идейные семена политико-воспитательной работы Компартии Белоруссии в тылу врага ложились в хорошо подготовленную почву. У населения временно оккупированной территории республики в годы Великой Отечественной войны со всей силой сказывалась весомость морально-политического капитала, приобретенного в предвоенные годы. Лозунги и призывы Коммунистической партии, обращенные к населению оккупированных врагом районов и выражавшие его коренные интересы, давали четкий ответ на вопрос, что делать, становились дня них руководством к действию.

Создание в тылу врага широкой сети подпольных партийных органов позволило Компартии Белоруссии организовать и систематически вести среди населения целеустремленную идейно-политическую работу. Для этого она располагала соответствующими кадрами партийных работников, агитаторов и пропагандистов. В качестве организаторов и руководителей всенародной борьбы в тылу врага ЦК КП(б) Б направлял в первую очередь тех, кто в предвоенные годы своим трудом снискал полное доверие, заслужил у народа большой авторитет и признание.

На первых порах, когда зарождавшееся партийное подполье в Белоруссии еще не имело прочной связи с ЦК КП(б)Б, задачи идейно-политической работы среди населения определялись с учетом конкретной обстановки на оккупированной территории. Каждый коммунист, где бы он ни оказывался в дни тяжелых для Родины испытании, не дожидаясь указаний, занимал свое место на переднем крае борьбы с фашизмом. Руководством для коммунистов, оказавшихся в тылу врага, был завет В.И.Ленина о том, что в условиях жесточайшего террора члены партии не должны дожидаться указаний из центра, а сами создавать подпольные инициативные группы, пусть сначала небольшие.

Несмотря на героическое сопротивление части Красной Армии, к концу 1941года территория Белоруссии оказалась оккупированной фашистскими захватчиками. В условиях жестокого оккупационного режима, построенного на политике грабежа и насилия, массовых репрессий перед Компартией Белоруссии встала чрезвычайно важная и сложная задача организации трудящихся республики на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.

Практика работы Компартии Белоруссии по обеспечению политического влияния на население в тылу врага, где находились ЦК КП(б)Б, через печать, радио, а также непосредственно силами подпольных партийных комитетов и организаций, действовавших на оккупированной территории.

Следует подчеркнуть, что общие задачи идейно-политической работы Компартии Белоруссии в тылу врага вытекали из задач всей идеологической работы Коммунистической партии Советского Союза в годы Великой Отечественной войны и сводились к главному-развитию всенародной борьбы против гитлеровских захватчиков. На различных этапах войны эти задачи уточнялись, конкретизировались в зависимости от обстановки на фронте, в советском тылу и на оккупированной территории.

Используя все имеющиеся средства, надо было добиться того, чтобы каждый житель республики, оказавшийся в тылу врага, уяснил сущность преступных замыслов фашистских захватчиков, осознали необходимость выстоять в смертельной схватке с врагом, сохранить высокий моральный дух. Предстояло парализовать натиск фашистской пропаганды, противопоставив ей правдивую информацию о событиях на фронтах о причинах наших неудач в начале войны, разъяснить людям характер происходящих событий, укреплять веру неизбежный разгром фашизма. Главная задача была укрепить политическую сознательность советских людей, добиться того, чтобы каждый советский человек осознал свою личную ответственность за судьбу Родины. Задача идеологической работы Компартии Белоруссии состояла в том, чтобы выработать у трудящихся республики готовность к длительной борьбе с врагом, формировать такое политико-моральное состояние населения, в котором была бы высокая сознательность и стойкость.

Решение этой задачи для Компартии Белоруссии было сложным в период временных военных неудач Красной Армии. Вражеская оккупация территории республики, резкое ухудшение материально-бытовых условий и другие трудности, безусловно, влияли на людей. Воспитывая население в духе советского патриотизма, партийные организации широко пропагандировали героические подвиги воинов Красной Армии на фронтах, разоблачали лживые измышления фашистской пропаганды, пытавшейся путем клеветы и запугивания подавить волю людей к борьбе. Поэтому каждая весть пропагандиста об успехе на фронтах Красной Армии, героических подвигах ее воинов вселяла в трудящихся республики бодрость духа.

Воспитывая законное чувство ненависти к немецко-фашистским захватчикам, без которой нельзя было победить врага, Коммунистическая партия в тоже время со всей решительностью выступила против национализма и шовинизма, против отождествления клики Гитлера с немецким народом. Определяя отношение к немецкой нации, партия руководствовалась классовым принципом, высказанным В.И. Лениным."Ненависть к немцу, бей немца"- такое был и остался лозунг обычного, т.е. буржуазного, патриотизма,-писал Ленин в условиях развертывания иностранной интервенции весной 1918 года.-А мы скажем:"Ненависть к империалистическим хищникам, ненависть к капитализму, смерть капитализму" и вместе с тем:"...Оставайся верен братскому союзу с немецкими рабочими".[12,c.89]

Руководствуясь этим ленинским положением, в разгар ожесточенных боев на фронтах, в условиях жестокого фашистского оккупационного режима партийные пропагандисты стремились донести и разъяснить массам содержание приказа Верховного Главнокомандующего, народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина от 23 февраля 1942 года, в котором подчеркивалось, что Красная Армия не имеет своей целью истребление немецкого народа и уничтожение германского государства, что "было смешно отождествлять клику Гитлера с германским народом, с германским государством." [12,c.89]

Важным направлением идейно-политической работы Компартии Белоруссии среди населения было разоблачение идеологии и политики фашизма в социально-экономической области. Подпольные партийные организации наглядно раскрывали антинародный грабительский характер политики гитлеровцев на временно оккупированной территории СССР, в том числе и в Белоруссии, воспитывали чувство коллективизма, взаимопомощи, призывали трудящихся к сохранению народных богатств от разграбления и уничтожения гитлеровцами, оказанию помощи партизанам.

Важным участком идейно-политической деятельности Компартии Белоруссии в тылу врага являлось разложение личного состава вражеских войск. Эта работа давала свои ощутимые результаты, способствовала сплочению антифашистских сил для борьбы против главного врага человечества-гитлеровского фашизма. Правдивое большевистское слово, несмотря на трудности доведения, оказывало активное влияние на сознание многих солдат и офицеров противника, осмысливание ими подлинного значения агрессивной, варварской войны, ведущейся гитлеровским вермахтом.

Большая работа подпольными комитетами и организациями Белоруссии проводилась по срыву попыток гитлеровцев в создании националистических антисоветских вооруженных формирований, разоблачению фашистских марионеток из "Белорусской самопомощи","Белорусской рады доверия","Белорусской центральной рады", профашистского "Союза белорусской молодежи".Эти и другие провокационные затеи оккупантов оказались тщетными. Они не помогли фашистам и их прислужникам обмануть хотя бы часть населения Белоруссии.

Среди арсенала средств и форм идейно-политической работы Компартии Белоруссии в тылу врага высокой эффективностью отличалось печатная пропаганда. Она являлась одним из сильных средств партии в мобилизации масс на борьбу против немецко-фашистских захватчиков, служила важнейшим звеном, связывающим партию с народом. Уже в 1941-1942 годах на оккупированной территории Белоруссии подпольными партийными комитетами издавалось 13 газет. В числе их следует прежде всего назвать "Звязду","Вицебски рабочы" и ряд других.

Направление газет и ее задачи определили следующие темы: разъяснение населению справедливого характера Отечественной войны, разоблачение кровавых замыслов оккупантов против народа, пропаганда героических подвигов воинов Красной Армии на фронте, освещение деятельности тружеников тыла, событий за рубежом, вселение в массы уверенности в неизбежном разгроме гитлеровцев и изгнании их из пределов Советской Родины, призыв населения оккупированных районов к разжиганию партизанской войны. Популярности газет во много способствовала публикации известных белорусских поэтов и писателей, обращенные к своему народу.

Большой популярностью среди населения оккупированной Белоруссии и партизан наряду с агитплакатом "Раздавім фашысцкую гадзіну!",выпускавшимся отделом агитации ЦК КП(б)Б с июля 1941 года,, пользовался успехом у читателей также сатирический листок "Партызанская дубінка".Он публиковал стихотворения, басни, карикатуры. Сатирическими средствами листок разоблачал вероломство фашистских оккупантов, призывал советских людей к активной борьбе с ними. В издании "Партызанская дубінка" активное участие принимали П.Бровка, П.Глебка, К. Крапива, П. Панченко,К. Чорный, Е.Зайцев и другие белорусские писатели и художники.

Огромную роль в работе Компартии Белорусии по мобилизации трудящихся масс на всенародную борьбу против гитлеровских поработителей играл ее печатный орган-газета "Савецкай Беларусь", весь тираж которой доставлялся в тыл врага.

Ведущей темой "Савецкай Беларусі" было воспитание населения республики в духе социалистического патриотизма, ненависти к фашистским оккупантам. На ее страницах помещались документы Коммунистической партии и Советского правительства, сводки Совинфорбюро, сопровождавшиеся, как правило, комментариями обозревателей, и т.д.Их содержание раскрывало планы и действия гитлеровцев, развенчало миф о непобедимости фашистской армии, помогало каждому партизану, подпольщику уяснить свое место в священной борьбе за свободу и независимость социалистического Отечества.

Большое внимание уделяло газета усилению политической работы подпольных партийных комитетов и организаций среди партизан, подпольщиков и всего населения республики. Так, 12 июня 1943 года в передовой статье "За боевую политическую агитацию в партизанских отрядах" газета подчеркивала прямую связь усиления ударов вражеским тылам с повышением эффективности политической работы среди партизан, необходимостью привития каждому народному бойцу чувства священного долга перед Родиной. Вопросы политической агитации, указывала газета, должны стоять в центре внимания партийных организаций и комиссаров. Дело чести партийных организаций принять все меры к тому, чтобы систематически информировать партизан о героической борьбе Красной Армии, о жизни тыла. Газета "Савецкая Беларусь" смогла стать подлинным пропагандистом, агитатором и организатором трудящихся масс на борьбу с гитлеровскими оккупантами.

На страницах "Савецкай Беларусі" часто выступали видные партийные и советские работники республики.Так, 25 февраля 1943 года газета на двух своих полосах опубликовала статью первого секретаря ЦК КП(б)Б П.К. Пономаренко "Партызанская вайна ў Беларусі", в которой давался анализ истоков и характера партизанского движения.

Большое воспитательное значение имела публикация на страницах "Савецкай Беларусі" писем фронтовиков и тружеников тыла партизанам, родным и знакомым, оказавшимся на оккупированной территории, и ответных писем. В июле 1943 года, например. письмам родственников из советского тыла к партизанам, газета отвела целую страницу под шапкой "Мы з вамі, родныя!. Периодические издания являлись сильным средством политического воспитания партизан и населения, были незаменимым пособием для пропагандистов и агитаторов. Несмотря на не сравнительно небольшие тиражи и объем, они сыграли огромную роль в расширении партизанского движения в Белоруссии,мобилизации трудящихся республики на активную борьбу с оккупантами.Хорошо дополняя издания, поступающие из-за линии фронта, они выступали важным средством идейно-политической работы Компартии Белоруссии в тылу врага.

Особой формой злободневной политической информации в тылу врага являлись листовки. Они представляли собой наиболее распространенный вид печатной пропаганды.Как правило, писались они по конкретному поводу, кратко, образно, звали к действию.Листовки являлись важным средством агитационно-пропагандистской и политико-воспитательной работы.

Центральный Комитет КП(б)Б с первых дней фашистской оккупации территории республики организовал массовый выпуск листовок, призывавших население подниматься на борьбу с гитлеровскими захватчиками.

Отдельной листовкой многотысячным тиражом было отпечатано и широко распространено на оккупированной врагом территории республики Обращение ЦК КП(б)Б к белорусскому народу с призывом -всем, как один,встать на защиту своей социалистической Родины."Дорогие братья и сестры!-говорилось в нем.-Недалек час вашего освобождения из лап кровавого захватчика.Все силы, всю волю свою соберите в железный кулак и бейте, бейте так по врагу, чтобы искры сыпались из его глаз, чтобы горела земля под его ногами." [12,c.125]

Всего за годы фашистской оккупации территории республики ЦК КП(б)Б издал около 70 обращений и листовок, отпечатанных многомиллионными тиражами и распространенных в тылу врага. Только с начала войны до августа 1943 года в Белоруссию было переправлено около 10 миллионов листовок.Огромное количество листовок выпускали на местах партийные комитеты.Написанные от руки, размноженные на машинке или изданные типографским способом,они оперативно откликались на самые актуальные вопросы жизни и борьбы трудящихся, сообщали населению правду о положении на фронтах, разоблачали лживую фашистскую пропаганду, звали к борьбе.

Партийные комитеты большое внимание уделяли содержанию листовок, заботясь о том, чтобы доходчивее донести народу подлинную правду, помочь каждому советскому человеку лучше понять свою задачу, свой долг перед Родиной.Часто содержанием листовок являлись тексты отдельных выступлений руководителей Коммунистической партии и Советского правительства, обращений ЦК КП(б)Б и правительства БССР к трудящимся республики.

Широкое распространение получили остро сатирические письма партизан Гитлеру, оформлявшиеся в виде листовок.В них высмеивались Гитлер и его подручные, на подлинных фактах показывалась беспомощность оккупантов в борьбе против партизан. Едкий народный юмор,хотя подчас и не всегда в литературных выражениях,меткая характеристика фашистских главарей снискали таким письмам большую популярность у населения и партизан.Каждая листовка, какому бы конкретному вопросу она ни посвящалась, заканчивалась страстными призывами:" Все на борьбу с фашистскими оккупантами!", "Вступайте в партизанские отряды!".

С помощью листовок подпольные партийные комитеты и партийные организации Белоруссии укрепляли свои связи с населением, вовлекали его в активную борьбу с немецко-фашистскими оккупантами. Подсчитать общее количество всех листовок,изданных подпольными партийными комитетами и организациями Белоруссии, отдельными советскими патриотами, не представляется возможным.Многие из них,напечатанные на машинке или написанные от руки, просто не сохранились. Однако можно с полным основанием утверждать, что все подпольные партийные,комсомольские организации,печатали, распространяли листовки и воззвания, которые сыграли важную роль в росте политического сознания населения и партизан.Люди видели, что в тылу врага действуют партийные органы, коммунисты,что в тылу врага действуют партийные органы,коммунисты, что с фашистскими захватчиками самоотверженно борются советские патриоты.Это вселяло бодрость, поднимало настроение жителей оккупированных врагом территорий, звало на борьбу с фашистскими поработителями.

Распространение печати на оккупированной территории было ответственными опасным делом.За каждую обнаруженную у местного жителя листовку или газеты гитлеровцы карали смертью.Несмотря на это, тысячи патриотов, рискуя жизнью, несли в массы советские подпольные издания. Они шли на самопожертвование,глубоко веря, что делают нужное для Родины дело.

В работе Компартия Белоруссии в годы войны важное место отводилось литературе и искусству.Учитывая их значение как мощных средств идеологического воздействия на массы, Коммунистическая партия страны через газету"Правда" призвала деятелей культуры "воспитывать во всем нашем народе чувство беззаветной и самоотверженной любви к Родине, чувство священной ненависти к подлому врагу,чувство бесстрашия и презрения к смерти".[12,c.189]Главными темами литературы и искусства в годы войны стали Родина и победа, героический образ советского человека.

Своеобразие и новизна задач, вставших перед советской литературой военного времени, выдвинули на первый план наиболее мобильное писательское оружие - художественную публицистику, очерк. С яркими произведениями политической публицистики выступали Ванда Василевская, Всеволод Вишневский, Борис Горбатов, Леонид Леонов, Николай Тихонов, Михаил Шолохов и многие другие.Лучшие произведения писателей печатались на страницах центральных газет и журналов, значительная часть которых засыпалась во вражески тыл.Огромной популярностью у партизан Белоруссии пользовалась публицистика А.Тостого, его "Кровь народа"," Я призываю к ненависти".

Большое место в творчестве прозаиков занимали произведения, посвященные борьбе советских людей на временно оккупированной территории. Широко и полно эта тема раскрыта в "Радуге" В.Василевской и "Непокоренных" Б.Горбатова.

Поступки героев художественных произведений представляли вдохновляющий пример служения социалистическому Отечеству.Воспетые на их страницах героизм воинов Красной Армии, партизан,интеллигенции в тылу врага вдохновляли советских людей на оккупированной территории, звали их на подвиг.

С первых дней Великой Отечественной войны по призыву партии в ряды защитников Родины встал большой отряд деятелей литературы и искусства Советской Белоруссии.Литераторы в своих произведениях обличали зверский облик фашизма, показывали его неизбежную обреченность,звали население оккупированных районов на священную войну,поднимали его боевой дух,воспитовали патриотические чувства.С огромной силой эти мотивы выражены в произведениях народных поэтов Белоруссии Янки Купалы и Якуба Колоса.

Уже первые публицистические выступления Янки Купалы "Поднялась Беларусь", "Земля горит под ногами фашистов","Клич к белорусскому народу" стали яркими документами эпохи, своим острием направленными на разоблачение человеконенавистнистнических планов Гитлера и его подручных. В статье "Поднялась Беларусь", опубликованной В "Известиях" 11 июля 1941 года, Я. Купала убедительно показывал тщетность намерений фашистов сломить гордый дух свободолюбивого белорусского народа, парализовать его волю к борьбе, превратить в своего раба. В статье "Белорусский народ не позволит себя закабалить" Купала писал, что белорусы мужественно сражаются за свободу Советской страны в неразрывном единении со всеми братскими народами; они знают, что обрести свободу и счастье смогут только в совместной борьбе."Великий русский народ, - говорил Я.Купала,- вместе с украинским, белорусским, грузинским, вместе со всеми народами нашей страны раздавят фашистского гада! Мерзкий позорный знак свастики будет уничтожен навсегда!". [23,c.125]

Я Купала выступал в печати как борец.Его художественное слово с беспощадной силой обрушивалось на головы гитлеровских захватчиков.Поэт верил, что поднявшийся на битву с фашистами народ не склонится перед врагом, не станет его рабом.Поэзия Купалы была полна тех благородных чувств, которыми жил белорусский народ, того пафоса и подъема , которые были так необходимы в суровое время войны. Он был вместе с народом, говорил ему ясно и убедительно о сущности разбойничьих целей врага, гневно разоблачал перед всем миром Гитлера как самого лютого грабителя.

Огромной художественной силы достиг Я.Купала в стихотворении "Беларускім партызанам".Оно сразу же было переведено на русский язык, издано листовкой и широко распространено на временно оккупированной территории. Это стихотворение - вдохновенный документ исторического и поэтического значения, целая программа борьбы, сгусток той ненависти, которую несли в своих сердцах все население республики к фашистским убийцам.

Неповторимым образцом публицистической лирики военных лет является творчество народного поэта Белоруссии Якуба Коласа. Его произведения выражали твердую уверенность в неодолимой силе советского народа, правильности руководства Коммунистической партии. Мотивы ненависти к врагу у Я. Коласа тесно переплетались с патриотическими призывами отстоять независимость Родины, защитить призывами отстоять независимость Родины, защитить свободу. Основным и единым лирическим героем поэзии Коласа военного времени был обобщенный образ советского патриота, верного защитника родной земли, воина Красной Армии, партизана и труженика тыла, живших одним стремлением - одержать победу над врагом, освободить родную землю от врага.

Произведения Я. Коласа против фашистских захватчиков звучали мощным призывом к родному народу, звали его на борьбу.

Яркими художественными страницами в летопись периода Великой Отечественной войны вошли произведения Петра Глебки, Аркадия Кулешова, Михася Лынькова, Кондрата Крапивы, Кузьмы Чорнаго, Михася Машары и других белорусских писателей. В них звучала тема Родины, во всем величии раскрывались высокие идейные и моральные качества советских людей; слышалась острая боль за страдания и слезы родного народа, оказавшегося под игом фашистских захватчиков. С большой поэтической страстью, эта вера народа в правоту своего дела и неизбежную победу над врагом выражена в мужественных строках стиха П. Бровки "Маці":

Не раз мы зносілі насланую бяду,

Не раз знішчалі мы драпежнікаў шалёных;

Змяце зямля і гэтую брыду,-

І выйдзе Беларусь з палону. [12,c.119]

Пламенные слова белорусских писателей были острейшим оружием в борьбе с врагом. Они помогали Компартии Белоруссии в мобилизации духовных сил народа на борьбу против немецко-фашистских оккупантов. Важным средством идейно-политической работы в партизанских формированиях были так называемые малые формы всех видов художественного творчества: стихотворения, песни, плакаты, карикатуры, авторами которых были сами партизаны.

В издаваемых подпольными партийными комитетами на оккупированной врагом территории Белоруссии газетах, а также в рукописных журналах, боевых листках большое место отводилось самодеятельному художественному творчеству. Стихи, рассказы, песни слагали командиры, политработники, рядовые партизаны. В них показывались героические подвиги, мысли и чувства народных бойцов.

Огромное значение в идеологической работе Коммунистической партии в годы войны принадлежало музыке. Основную тематику белорусских композиторов в те годы составляла всенародная борьба трудящихся республики против немецко-фашистских захватчиков в тылу врага. Так, кантаты А.В. Богатырева "Белорусским партизанам" (на стихи Янки Купалы", написанная в 1942 году явились первыми музыкальными произведениями, в которых призыв к мужеству, ненависти к врагам, уверенность в победе вызвали к жизни качественно новый художественный образ, утверждающий духовную силу, патриотизм народа.

Самым распространенным музыкальным жанром была песня - наиболее популярный жанр музыкального творчества. Несшая заряд гражданственности, вселявшая в суровые годы войны и фашистской оккупации мужество, звавшая народ на борьбу, она стала большой политической силой. Песня объединяла партизан и население в единую боевую силу, вдохновляла на подвиги. Особенно большую роль играла революционная песня, и в первую очередь гимн коммунистов "Интернационал".

В дни войны поэт Петрусь Бровка и композитор Е.К. Тикоцкий создали оперу "Алеся" о жизни и борьбе белорусских партизан. Поэт М.Н. Климкович и композитор Н.Ф.Соколовский написали песню "Мы -белорусы", ставшая позже, в 1955 году, Гимном БССР.

В песенном репертуаре населения Белоруссии значительное место занимали юмористические и сатирические частушки. Высмеивая фашистских поработителей, их авторы показывали, как на борьбу с фашистскими оккупантами встают самые широкие массы трудящихся республики. Гитлеровские оккупанты попадают здесь в комическое положение и нередко бесславно погибают:

І за мёдам, і за гускай

Лезлі на нас гадзіны;

І за тое куляй рускай
Штабалямі складзены. [12,c.135]

Из частушек вставал сатирический облик кровожадного Гитлера, планы которого-добиться мирового господства, были обречены на провал:"Цяжка Гітлеру дыхнуць-дыхавіцу спёрла: хоча шар зямны глынуць, ды не лезе ў горла".[12,c.147].В частушках показывалась твердая уверенность народа в скорой победе над врагом, в возвращении к мирной жизни.

В условиях развития борьбы во вражеском тылу появились новые звенья идейно-политического назначения - агитотряды. Первый такой агитотряд возник в январе 1944 года. Он был создан в соответствии с решением Вилейского подпольного обкома партии при партизанской бригаде имени К.Е. Ворошилова. Агитотряд состоял из ансамбля песни и пляски - это был самый крупный коллектив партизанской художественной самодеятельности ( до 70 человек).Агитотряды часто выступал с концертами в населенных пунктах Поставского, Глубокского и других районов. Только за январь-март 1944 года он дал 67 концертов с охватом около 27 тысяч человек.

Агитотряд пользовался большой популярностью среди населения. На каждом его выступление собирались жители нескольких окрестных деревень. Вот один из многих отзывов на выступление агитотряда:"Мы, жители деревни Шляпы, остались в большом восторге, прослушав концерт и просмотрев танцевальные номера, которые нам показали артисты, за то, что все посетившие его жители деревни выносим большую благодарность, а также в будущем просим по возможности заглядывать к нам, а мы будем вас встречать с хлебом-солью." [23,c.125]

Как правило, в программу выступления агитотряда входили: политический доклад, песни. Значительную часть программы составляли номера, в которых остроумно и едко высмеивались фашистский "новый порядок",гитлеровцы и их прислужники. В репертуаре были песни на русском, белорусском, украинском,польском языке.

Распространенной формой идейно-политической работы партийных комитетов и организаций среди населения было самодеятельное изобразительное искусство. Условиям и возможностям художественной агитации в тяжелых условиях оккупации более всего соответствовала "графика малых форм": рисунок, плакат, карикатура, поскольку в тех условиях художественные полотна, скульптурные работы, графические листы больших форматов и объемов были практически трудно осуществимы.

Много графических работ на партизанскую тематику выполнил художник С.Р. Романов. Острой наблюдательностью и лаконизмом отличаются его сюжетные карандашные рисунки "Короткий привал","Бой в гарнизоне","Привели "языка" и другие. Различными по тематике и манере исполнения были рисунки художника Н.И.Обрыньбы. Имея профессиональное образование, он в сложных условиях партизанской войны создал ряд живописных полотен, отличающихся большой документальностью и исторической ценностью. В их числе картина "Выезд партизанской бригады Дубова на операцию", в композицию которой вошло более 50 персонажей. В 1942-1943 гг. художник написал 8 крупных полотен, отображавших зверства фашистских захватчиков, героизм партизан. Развитие в годы войны получила белорусская скульптура. Большую серию скульптурных портретов партизан республики создал в годы войны старейший скульптор Белоруссии З.И. Азгур. Портреты отважных белорусских партизан Героев Советского Союза М.Ф. Шмырева, Михаила Сильницкого, секретаря Минского обкома партии В.И.Козлова - лучшие его работы военного времени.

В произведениях белорусских художников и скульпторов периода войны ощущается дыхание суровых дней героической борьбы. Они играли большую роль в мобилизации населения на борьбу с фашистами, воспитывали ненависть фашистским оккупантом.

Итак, война не остановила духовного развития советского общества.Несмотря на неимоверные тяготы и лишения советских людей в тылу врага,на кровь и смерть,их духовная жизнь оставалась насыщенной и интенсивной.В ее основе лежали высочайшая идейность, нравственность и гуманизм. Именно эти качества определяли сущность дела каждого жителя республики на оккупированной территории.

Социалистическая культура являясь составной частью общества, в годы войны стала культурой воюющего народа.Поставленные партией на службу великой цели разгрома фашизма, советская литература, искусства достойно выполнили свой гражданский долг перед народом,явились мощным оружием борьбы с захватчиками. Писатели и художники, музыканты и артисты штыком и гранатой, пером и кистью, силой правдивого художественного слова били ненавистного врага.Не только ратным подвигом, но и великой духовностью победил немецко-фашистских захватчиков советский народ.

Анализ идейно-политической работы Компартии Белоруссии в тылу врага позволяет сделать ряд выводов о ее особенностях и роли в решении политических и военных задач.

Во-первых, сила и действенность этой работы, связанной с мобилизацией трудящихся республики на всенародную борьбу против немецко-фашистских оккупантов, заключалась в том, что она опиралась на марксистско-ленинскую теорию, велась с классовых, партийных позиций под непосредственным руководством ЦК ВКП(б).

Во-вторых, в ходе всенародной борьбы развивалась и совершенствовалась система партийного руководства идейно-политическим воспитанием населения на оккупированной территории.

В-третьих, опыт идейно-политической работы партии в суровое военное время показал, что агитация и пропаганда- это особое, сложное искусство политического воспитания и сплочения широких масс, активизации их действий в борьбе с врагом в интересах достижения победы советского народа в Великой Отечественной войне.Силой большевистского слова, близостью к массам, личной безупречностью в служении народу коммунисты являли собой пример для подражания. Люди верили им и шли за ними.

В-четвертых, идейно-политическая работа носила боевой, наступательный характер, выражавшийся в бескомпромиссности в защите правого дела, в наступательно-остром разоблачении идейного обмана, политической лжи, к которой широко прибегали органы фашистской пропаганды. Гитлеровцы создали в Белоруссии разветвленный пропагандистский аппарат, издавали около 50 газет и журналов, выпускали большое количество антисоветских листовок и плакатов. В Минске и Барановичах работали радиостанции, которые вели передачи на русском и белорусском языках. Министерство Геббельса и гитлеровское командование систематически давали немецко-фашистским офицерам и солдатам наставления в области ведения пропаганды среди населения.

В этих условиях с первых дней фашистской оккупации территории республики на одно из ведущих мест идейно-политической работы Компартии Белоруссии выдвинулась контрпропаганда, направленная на обличение звериного облика фашизма, нейтрализацию, обезвреживание звериного облика фашизма,обезвреживание идискредитацию лживых фашистских измышлений.Результатом этой продуманной и систематической работы было то, что партийным комитетам и организациям удалось успешно защитить социалистическое сознание трудящихся республики от фашистской идеологии, укрепить боевой дух народа.Ставка гитлеровцев на антикоммунизм и антисоветизм как средство оболванивания белорусского народа провалилась

 


Заключение.

        На оккупированной территории Белоруссии образовалась два течения коллабораниское и коммунистическое, которые явно и неявно влияло на     культурную жизнь населения. Но если с коммунистически путем все ясно, то с коллаборационистским много тайн.

На мой взгляд, коллаборационизм можно рассматривать с двух разных позиций. Если рассматривать коллаборационизм с точки зрения советских источников, то выходит, что во время войны, гитлеровцы стремились широко использовать в своих целях местное население, заставляя его сотрудничать с ним. Это явление в 1953 г. получила название коллаборационизм (от французского ccolloboration - сотрудничество). Советский военно-исторический словарь объясняет  коллаборационизм как измену своей родине и переход на путь сотрудничества с врагом. Таким образом, оккупанты весь период своего нахождения в Беларуси активно насаждали пропагандистский тезис о высокоразвитой, доминирующей немецкой культуре, ее мировой роли, цивилизаторской в отношении белорусов. Для достижения своих целей гитлеровцами была допущена культуротворческая деятельность белорусских коллаборационистов. С пропагандистской подоплекой старались использовать школьное дело, артистические местные силы. Допускалось и даже поощрялось литературное творчество.

После войны Соединенные Штаты Америки, начавшие превращаться в одно из сильнейших в мире государств, заинтересовались белорусскими предателями, которые могли им пригодиться в борьбе против СССР. Оставшись без хозяина, коллаборационисты с радостью предложили свои услуги. Поэтому в 1947 году в американской зоне оккупации «Рада БНР» была воссоздана и «президентом» стал Микола Абрамчик. Сей тип не гнушался сотрудничать со спецслужбами западных стран свидетельством чему является тот факт, что при аресте в 1951 году в БССР агента ЦРУ белоруса Ивана Филистовича у него было обнаружено удостоверение, выданное ему 11 марта 1951 г. М. Абрамчиком как члену Рады БНР. В нем М. Абрамчук предписывал сторонникам БНР на территории Белоруссии оказывать «господину Филистовичу всякую посильную помощь».

Как видно, вся история «беларускага нацыянальнага руху» - это история коллаборационизма и предательства. Белорусские националисты и белорусский народ всегда были по разные стороны баррикад. И тогда, когда националисты служили кайзеру, и тогда, когда они служили Гитлеру, и сейчас, когда они стали прислужниками американских строителей «Нового мирового порядка».

Но можно взглянуть на коллаборационизм с другой стороны. Коллаборационизм было долгое время закрыто для широкого читателя. Все время, даже и сегодня, на тех, кто сотрудничал с немецкими оккупантами смотрели и смотрят как на фашистских прислужников, которые предали своей Советской Родине. Однако какой Родине изменил житель Западной Беларуси, который родился еще во  временами Российской Империи, короткое время находился в БНР, БССР, жил два двадцать лет  на "Восходніх крэсах", а в Советском Союзе пожил только полтора года, с сентября  1939 по июню 1941 г. Неужели он успел стать полноценным гражданином самой "счастливой» в мире стране? А люди с Восточной Беларуси, которые 20 год жили под ужасом ленинско-сталинских репрессий? Те, в кого во время коллективизации отобрали кровью заработанный крестьянский хлеб, те, кто был репрессированный, чьи родственники были убиты от пуль большевицких пистолетов в Куропатах? Неужели они должны были бороться за возращения  сталинских виселиц? Наиболее метко охарактеризовал тогдашние замыслы интеллигенции известный белорусский ученый Евфимий Кипель в своей книге воспоминаний "Эпизоды": "на немцев надеялись, ведь, представлялось, что хуже, чем при Советской власти не будет никогда".

Ирония судьбы… Однако для белорусов Великая Отечественная война превратилась в гражданскую войну. Одни были по одну сторону фронта - советскую, вторые - по немецкую; были и те, кто боролся под украинскими, польскими флагами, в отделах армии генерала  Власова. Большая часть белорусов была зажата между этими огнями.

22 июня 1941 г. началась немецкая оккупация Беларуси, на захваченной территории постепенно устанавливалась новая власть. Эту власть возглавили надежные белорусские политические деятели-эмигранты. В памяти были еще времена первой оккупации (1915--1918), когда немецкое армейское руководство немало способствовала белорусскому возрождению. В этой связи возникает только один вопрос – что делать с предыдущим периодом современной белорусской историографии и идеологии – переписывать или делать вид, что ничего не происходит? Потому что, на мой взгляд, не может быть одновременно частью белорусской истории Битва под Грюнвальдом и битва под Оршей; БНР и БССР; война с фашизмом, партизанское движение, и война с Советским Союзом, которую вели под руководством немецких войск на оккупированной территории и на фронтах последователи БНР. Нельзя быть одновременно и партизаном, и полицаем. Нельзя на одной руке носить нынешний, по сути, советский флаг Беларуси, а на другой – символ БНР - бело-красно-белый.

Война опять выявила стремление белорусов к независимости. Для народа, какой столетиями терпел национальное угнетение и не имел национального государства, сотрудничество с немцами стола единственным шансам спасания и крепления своей отличительности. Это был жест отчаяния, который обусловливался предыдущим российским и польским шовинизмом. Это было сотрудничество с сомкнутыми зубами. Приходилась идти на унижения. Согласно с международным правом такое сотрудничество не считаться преступлением, ведь оно не направлялась против собственного народа. Белорусских националистов нет оснований считать коллаборационистами, то есть единомышленниками нацистов. Настоящими коллаборационистами были только друзья партии Акинчика. Согласно мнениям ряда заграничных исследователей второй мировой войны, сотрудничества советского населения с оккупантами надо рассматривать как движение против сталинизма  и за установление национальных государств (Я. Гофман, Ю. Туронак). В 1941-1944 гг. выходила около 50 белорусских газет, журналов. В периодических изданиях разоблачались сталинские преступления, печатались исторические и этнографические материалы. За годы оккупации было написано около 60 новых музыкальных произведений (Алексей Туранков, Николай  Равенски), десятки стихотворений (Наталия Арсеннева, Масей Седнев). Белорусской интеллигенции удалось воспитать целый слой национально сознательной молодежи, большинство которой была вытолкнута войной в зарубежья.

Приведения в курсовой работе материалы позволяют показать всю несостоятельности проведения немецкими властями мероприятий направленных на культурную и общественную жизнь Беларуси.Вся политика оккупантов сводилась к одному - сделать из белорусского народа рабов, а рабы в культуре не нуждаются. Оккупационные власти уничтожили государственную картинную галерею, расхитили представлявшие значительную ценность картины и скульптуры (более 500 произведений).Были разгромлены Белорусский театр и балета, 1-й Белорусский драмтеатр,Дома союзов писателей, художников и композиторов.Все, что представляло ценность, объявлялось собственностью рейха, вывозилось и растаскивалось различными конкурирующими ведомствами и службами оккупантов. Остальное бросалось бесхозным, просто уничтожалось на месте. Несколько изменилось положения вещей после провала блицкрига, но незначительно. Хоть и были открыты школы, театры все они были подстроины под нацистскую идеологию.

Если рассматривать мероприятия проводимые советскими организациями в культурной сфере оккупированной Беларуси, то здесь видны положительные факты, как например открытие школ, выпуск газет и многое другое. Но опять главная идея всех мероприятий была направлено на мобилизацию населения на борьбу с врагом, а не на духовное развитие развития.

В результате Великой Отечественной войны Беларусь понесла колоссальные людские и материальные потери. Ни одна из вовлеченных в войну стран не испытала на себе такого ужасающего геноцида и разрушений, как Беларусь. Война оставила глубокий след в истории и менталитете белорусского народа. За годы войны погиб каждый третий житель Беларуси. Разрушению подверглось более 200 из 270 городов и районных центров Беларуси и около 90 процентов строений в Минске. Уничтожено более 9 тысяч деревень. Сумма материальных потерь в довоенных ценах составила около половины национального богатства страны. И как сказал в своем выступлении Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко: «Победа в Великой Отечественной войне - самое великое достояние нашего народа. Мы, благодарные потомки, преклоняемся перед доблестными фронтовиками и тружениками тыла, которые своим бессмертным подвигом в годы Великой Отечественной войны подарили нам возможность мирно жить и трудиться на свободной земле. Ценою многих жизней белорусы завоевали право на самостоятельность». [1,c.64].

С писок литература.

1. Акупацыйны рэжым на тэрыторыі Беларусі [1941-1943 гг.] // Мяснікоў А.Ф. Вялікая Айчанная вайна савецкага народа( у кантэксце другой сусветнай вайны): курс лекцый.-Мн,2005.-с33-64

2.Бездзель В.Я. Палітыка акупацыйных улад у адносінах да дзяцей на тэрыторыі Беларусі (1941-1944). В.Я. Бездзель // Весн. БДУ- 2008 –№2-с14-24.

3. Беларусь у гады В.А.В.праблема гістарыяграфіі і крыніцазнаўство. Мн. 1999г. с.258

4.Беларусь в годы В.О.В./ отв. ред. Коваленя А.А,-Минск:Белта 2005г. с.544

5.Болсун Г.А. Фашистская пропаганда на оккупированной территории Белоруссии (1941-1943 гг.)//Веснік БДУ-1997-№3-с8-10

6.Гамах Н.А. Оккупационная политика в области образования и культуры (1941-1944 гг.) //55 гадоў Перамогі ў В.А.В.:новыя факты, між. вуз. студэнц. навук. -практ. канф.(4-5 мая 2000г.)-Брэст-2000-с17-34

7. Жылінскі М.Г. Арганізацыя і праца савецкіх школ на акупіванай тер. Беларусі у гады В.А.В. //Весці Бел. дзяр. пед. ун-та.-2004-№2-с.45-57.

8.Здановіч У.В. Акупацыйны рэжым на тэрыторыі Беларусі у гады Вялікай Айчыннай вайны: гісторыяграфія праблемы (1940-1980-я гг.) У.В. Здановіч //Весн. Віцеб. Дзярж. ун-та-2008-№2-с45-67.

9.Каваленя А.А. Дзейнасць маладзежных арганізацый на акупіраванай герман. агрэсарамі тэрыторыі Беларусіі. Палітыка трэцяга рэйха у адносінах да маладежы. // Рэспубліка.-1998 18снежня-с15-28.

10.Козак К.И. Германский оккупационный режим на тер.Беларуси 1941-1944:историография и источник. К.И. Козак-Минск:БГУ 2006-с. 268

11.Кравченко И.С. Залеский А.И. Белорусский народ в годы В.О.В. Минск 1959-с.148

Кузняцоў І.А. Драма народа і [Акупацыйны режым  у В.А.В.]// Полымя-1996-№6-с157-179

12.Лемешонок В.И. Идейно-политическая работа компартии Белорусии в годы Великой Отечественной войны. - Мн., "Беларусь".- 1988.; 

13. Лiтвін А. Акупацыя Беларусі (1941-1944): Пытаньні супраціву і калабарацыі. - Мн.:"Беларускі кнігазбор", 2000. 

14.Михайлов В.А. Нацизм и гуманизм несовместимы :[ политика нацизма в Белоруссии] В.А. Михайлов //Сов. Белоруссия.-2006-с4-20.

15. Мюллер Н. Вермахт и оккупация.-М.,1974; 

16.Новікаў С.Я. Беларусь у гады нацысцкай акупацыі у айчыннай і замежнай гістарыяграфіі //Весці НАН Беларусі, сер. гуманіт. Навук.-2005-№1-с42-54

17. Новікаў С.Я. Паўсядзеннасць на тэрыторыі генеральнай акругі. Беларусь (1941—1944 гг.) //Бел. гіст. гасоп.-2004г.-№7-с76-105.

18. Новікаў С.Я. Нямецкі архів.[Дакументы Трэцяга рэйха аб акупацыі Беларусі 1941-1944 гг.] //Бел. думка-2003-№5-с138-157

19.Пинечина Л.А. Изобразительное искусство в годы В.О.В. М.:Знамя,1990 г., с.62

20.Соловьев А.К. Белорусская Центральная Рада: создание, деятельность, крах. — Мн.,1995.;

21. Соколов Б. Коллаборационисты - "дети советских народов"// Независимая газета, 1992.-20 февраля. 

22. Туронак Ю. Беларусь пад нямецкай акупацыяй/Пер. Ждановiч В. - Мн.,1993. 

23. Юденков А.Ф. Политическая работа партии среди населения оккупированной советской территории (1941-1944 гг.).-М.,1971.  

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 238.