Общественно-культурная жизнь Беларуси во время немецкой оккупации 1941-1944 гг..
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общественно-культурная жизнь Беларуси во время немецкой оккупации 1941-1944 гг..

План

Введение…………………………………………………………………………………………3

1Глава. Политика оккупационных властей в сфере культуры...............................7

2.Глава. Работа общественных и культурных организаций в условиях оккупации………………………………………………………………………………………. 12

а. Молодежная политика германских оккупационных властей……………………12

б.Деятельность Белорусской Рады доверия и Белорусской Центральной Рады………………………………………………………………………………………………16

3.Глава. Деятельность советских организаций в период немецкой оккупации………...23

а. Деятельность советских организаций ………………………………………………..23

б. Деятельность Компартии Белоруссии……………………………………………....29

Заключение………………………………………………………………………………………37

С писок литература………………………………………………………………………………39

 

Введение.

 Представленная курсовая посвящена общественно-культурной жизни Беларуси во время немецкой оккупации 1941-1944 годах. Введение своей курсовой работы, начну с историографический обзора литературы по теме «Общественно-культурная жизнь Беларуси во время немецкой оккупации 1941-1944 гг.». Тема является сложной, потому что,  литературы, которая могла бы рассказать всю правду или просто показать, что происходила в культурной и общественной жизни во время немецкой оккупации вышло в свет сравнительно мала, а если и были публикации, то вся литература, которая вышла в советский период была субъективной. Показывала одну сторону оккупационного режима на Беларуси, негативные стороны немецкой оккупации, литература была пропитана советской идеологией. Однако тема является   актуальной, потому что слабо изучена.

Не будет преувеличением сказать, что как в советской, так и в западной литературе долгое время не существовало трудов, в которых на должном научном уровне были бы представлены внутренняя жизнь на оккупированных гитлеровцами советских территориях и деятельность оккупационной администрации. Причина этого понятна: при обращении к указанной проблематике обнаруживалось слишком много "неудобных" для советских властей фактов, которые не вписывались в рисуемую пропагандой идиллическую картину морально-политического единства, советского патриотизма и дружбы народов. Сюда относятся прежде всего значительный размах сотрудничества с оккупационными властями и оживление деятельности националистических организаций в военные годы (как с ведома оккупантов, так и независимо от них), приводившие подчас к гибели, депортации и массовому бегству десятков и сотен тысяч ни в чем не повинных людей.

Достаточно упомянуть в этой связи о терроре, который был развязан экстремистским крылом Организации украинских националистов против поляков Волыни и Восточной Галиции и об участии ряда соединений польской Отечественной армии (Армии Крайовой) в операциях против советских партизан. Из-за роста антисемитских тенденций в политике послевоенных лет официальная пропаганда зачастую умалчивала и о массовом истреблении еврейского населения на оккупированной территории (как и о грабеже имущества, который устраивали местные жители после уничтожения их недавних соседей), в лучшем случае обозначая жертв эвфемизмами "мирные жители" и "советские граждане" и никак не поясняя причин их гибели. Следует также иметь в виду, что во время оккупации немецкие власти в пропагандистских целях разоблачали преступления сталинской поры (например, расстрел польских офицеров в Катынском лесу под Смоленском), поэтому обращение к истории тех лет неизбежно было связано и с напоминаниями о приводившихся гитлеровской пропагандой реальных фактах. Поэтому неудивительно, что о жизни на оккупированных территориях из доступной советскому читателю литературы можно было узнать немного. Основное внимание исследователи уделяли советскому партизанскому движению и антифашистскому подполью. О механизме же оккупационной власти, социальном облике тех, кто с ней сотрудничал, а также о пропаганде, которая велась на занятых территориях, имелась лишь скудная информация. Общим недостатком советских документальных публикаций и мемуаров, отражающих события тех лет, является обилие неоговорённых цензурных купюр, количество которых подчас увеличивалось от одного издания к другому.

Даже материалы Нюрнбергского процесса, как известно, на русском языке не были изданы целиком (полного русского их издания нет и до сих пор). Лишь в 1960-е гг. благодаря некоторому ослаблению цензурных ограничений стали появляться написанные с большей объективностью мемуары (в том числе переводные) и научные исследования. В целом, однако, указанная проблематика была изучена совершенно недостаточно. Что же касается западных авторов, то для них были почти недоступны советские архивы, что неизбежно снижало ценность их работ.

Как ранее упоминалось литературы про немецкую оккупацию вышло в советский период очень мало, вот некоторые из них. При изучение духовной жизни людей, культуры Беларуси военного периода, то этот период был одним с центральных направлений исследовательской работы обществоведов республики. Первые публикации по проблеме начали появляться еще в ходе войны. Значительным историографическим фактам этого времени стола обнародование материалов. Ученые Беларуси, которые были эвакуированы в советский тыл, с гневом говорили в своих выступлениях на сессии о уничтожении гитлеровцами культурных ценностей республики.

В целом по вопросам всей культуры Беларуси военного времени в названный период опубликованный только небольшой артикул Ц.С.Гарбунова.В нем приведено в основном бегущие данные по воссозданию заведений, культуры, сведения о культурной жизни республики на время 1944 г. К артикула Ц.С. Гарбунова тесно присоединяется работа Г.Сафьяна "Белорусская культура и немецко-фашистские "культуртрегеры", которая вышла в первые послевоенные годы. Небольшая по объему публикация несет значительную новую информацию по проблеме. К уже известных фактов уничтожения высшей школы в Беларуси автор добавляет новые штрихи и детали.

В первые, послевоенные годы тема культуры в период Великой Отечественной войны затрагивалась в публикациях союзных журналов, которые выходили в центральных издательствах СССР. Исследователи Беларуси в второй половине 40-начала 50-х годов шаг за шагом углублялись в изучение разных аспектов культуры республики военного времени. Появляются работы, которые пробуют провести разбор всей белорусской литературы периода войны. Публикация М.М.Барсток, читателю предлагается во многом новая информация: кто с писателей с какими изданиями сотрудничал в годы войны, называются литераторы, приводятся сведения о контактах белорусских писателей и поэтов с русскими литературоведческими.

Продвигалась вперед и исследование вопросов, связанных с рождением, становлением и развитием подпольной советской печати Беларуси периода войны. Два артикулы при светила подпольной "Звяздзе" одна со создателей газеты Я.М.Савицкой. Она рассказывает про выпуск первых листовок в Минске осенью 1941 г.

Настоящий информационный "взрыв" по теме произошел в 60-80-я годы. Это в первую очередь содействовал выход в мир ряд крупных работ на союзном уровне. Материал по истории культуры Беларуси периода Великой Отечественной войны содержится в 6-томнай "История Великой Отечественной войны Советского Союза , монография «Патриотизм учителей и школьников Белоруссии» авторы П.М.Кобринца, А.И.Залески.В 1977 году вышла в свет книга И.И.Сачанки «Публицистика белорусских писателей в года Великой Отечественной войны».

В литературе этого периода скрывается тема коллаборационизма, с выявлением тех причин и условий, которые толкали людей к сотрудничеству с оккупантами. В социологическом отношении эта тема почти не рассматривалась советскими авторами, поскольку при обращении к ней обнаруживалось, что численность коллаборационистов была весьма значительной. Ранее в историографии господствовали упрощённые оценки этого явления. Советские авторы нередко "зачисляли" в партизаны чуть ли не всё гражданское население и полагали, что в органы гражданской администрации и особенно полиции по доброй воле шли исключительно "сволочи". Однако реальная картина была иной. Если под коллаборационизмом понимать стремление к выживанию на оккупированной территории, то в той или иной степени коллаборационизм проявлялся на всех социальных уровнях. Что же касается службы непосредственно в органах местной администрации, включая полицию, то, как свидетельствуют архивные материалы, в первые месяцы оккупации в добровольцах не было недостатка.

Как применительно к немецким чиновникам, так и применительно к местным уроженцам, сотрудничавшим с оккупантами, трудно нарисовать социальный портрет коллаборациониста. Наиболее полно этот вопрос рассмотрен на материале сохранившихся личных дел полицейских чинов ("полицаев"), которых в 1944 г. было зарегистрировано около 2200 человек. В основном полиция состояла из молодых людей (18-22 лет), главным образом белорусов и русских, около одной пятой составляли поляки. Более 70% полицейских было набрано из крестьян, лиц с высшим образованием в полиции было крайне мало. Около трети из них служили ранее в Красной Армии или в советской милиции. Что касается мотивов, по которым местные уроженцы шли в полицию и иные карательные органы, то далеко не всегда такая служба объяснялась принуждением со стороны оккупантов. Часть "полицаев" была в обиде на советскую власть (особенно в западнобелорусских землях, где в 1939-1941 гг. ускоренным темпом проводились социалистические преобразования). Для других служба в полиции была средством самоутверждения, предоставляла возможность повысить свой социальный статус. Для некоторых групп, в частности, поляков, полицейская служба гарантировала большую личную безопасность и одновременно давала шанс способствовать формированию подпольных структур Армии Крайовой и т.д.. Не последнюю роль, разумеется, играли стремление к обогащению и сведению личных счётов, нередко обусловленных национальными предрассудками.

После развала Советского Союза в свет много вышла литературы, которая менее субъективная.

Положение стало меняться лишь в самые последние годы. В 2001 году человечество отметило печальный юбилей - 60-летие начала второй мировой войны. В преддверии этой даты в стране и за рубежом вышел в свет ряд монографий, авторы которых пытаются заново осмыслить горький опыт военных лет и исследовать не изученные ранее вопросы. К числу таких трудов относится и книга Бернгарда Кьяри, посвящённая одной из самых трагических страниц белорусской истории - периоду гитлеровской оккупации 1941-1944 гг. В России выходят в свет новые публикации документов,3 мемуары и дневники 4 и, наконец, научные труды различного объема и качества.

Сходным образом обстоит дело и в других бывших союзных республиках, в том числе и в Белоруссии. В новых трудах белорусских учёных в той или иной мере затрагивались проблемы, связанные с гитлеровской оккупацией БССР.В последние годы ряд трудов был подготовлен совместно белорусскими и немецкими исследователями. Вот например работа под редакцией Коваленя Беларусь в годы Великой Отечественной войны или Туронак Ю. «Беларусь пад нямецкай акупацыяй». И всё же в этих работах оставался недостаточно изученным целый ряд важных вопросов - например, проблема коллаборационизма.

Книга Коваленя основана на обширном документальном материале, извлечённом из 15 различных архивов Германии, Англии, Белоруссии и России. Многие из использованных фондов до недавнего времени были недоступны для исследователей (документы КГБ Белоруссии, фонды ЦК КПСС, трофейные фонды Особого архива в Москве и др.). Впечатляет и список использованных в книге опубликованных источников и литературы, насчитывающий около 800 названий.

В своей курсовой работе я попытался показать две стороны общественно-культурной жизни с одной стороны что делали немецкие оккупационные власти в этой сфере, другая сторона какие мероприятия были проведены советскими организациями. В курсовой работе я постараюсь разобрать подробна политику как фашистских так и советских властей по отношению молодежи, как повлияла политика оккупантов на культурную жизнь Беларуси и как противостояли советские организации политике оккупантов в сфере культуры. Подробно будет разобраны такие организации как «Союз Белорусской молодежи», «Центральная Белорусская Рада», «Комсомольская организация» и компартия Беларуси. Будет проанализирована их деятельность. Прежде чем перейти к основной части курсовой, я кратко расскажу что происходила на Оккупированной территории Беларуси.

Территория Беларуси, целиком или частично, находилась под оккупацией с июня 1941 г. к июля 1944 г.Оккупационный режим в Беларуси - это система политических, экономических, военных и идеологических мер, направленных на ликвидацию советского общественно-государственного строя, грабеж национальных богатств и ресурсов, заключение и уничтожение белорусского народа. Оккупационная политика была итогам государственного курса фашистской Германии, разработанного в директивных документах и программных выступлениях нацистских руководителей.

Идеологической основой оккупационной политики были человеконенавистнистнической

теории нацистов: о "расовому перевесу" немецкой нации над всеми другими; о "исторической необходимости" расширения "жизненного пространства" для немцев и их "неотъемлемом праве" на мировое господство.

В соответствия с планом "Барбаросса" оккупанты уничтожили государственность белорусского народа и территориальную целостность республики. Территория генерального округа Беларуси, которая состояла примерно 1/3 территории БССР, была включено в рейхскомиссариат "Остланд" с резиденцией в Риге и разделена на 10 "округов. Для руководства генеральным округом, округами и районами создавался центральный административный аппарат гитлеровцев.

Во главе генерального округа Беларуси стоял генеральный комиссариат, который возглавлял один с соратников Гитлера Вильгельм Кубэ. После уничтожения Кубэ минскими подпольщиками 22 сентября 1943 г. его места занял групенфюрер войск СС Курт фон Готберг.

Фашисты утвердили бело-красно-белое знамя и герб "Погоня" - символы эмигрантского правительства БНР, которое сотрудничал с немцами. Сделал это гаулейтер Беларуси Кубэ: "Цвета бело-красно-бело должны быть в будущем признаком Белорутении".Вся полнота власти принадлежала фашистской военной и штатской оккупационной администрации. Главным средствам поддержания "нового порядка" были армии и разные службы: СС (охранные отряды); СО (штурмовые группы); СД (служба безопасности); гестапо (политическая полиция); жандармерия и др.

Стремясь духовно поработить народ, гитлеровцы разграбили все ВУЗ, НИИ, Беларуски государственный исторический музей, Государственную картинную галерею, уничтожили тысячи памятников древности, истории, культуры, архитектуры Беларуси, разорили музеи, театры, клубы, более чем 7 тыс. школьных зданий и г.д.

Посредством специально созданных школ, газет, журналов, радио, кино и других средств агитации и пропаганды гитлеровцы стремились привить населению Беларуси дух покорности, послушание, развить национальную враждебность, сломать их свободу к борьбы за независимость, против фашистской Германии.

Чтобы расколоть единство белорусского народа, найти в нем опору, гитлеровцы пробовали создавать националистические организации. Да, 22 октября 1941 г. была создано Белорусская народная самопомощь (БНС). Ее статус был утвержденный Кубэ. БНС хотела признания за собой право на самоуправление и делала попытки создать своего военизированное формирование - Белоруски корпус самоохраны (БКС).

С разрешения оккупантов в июни 1943 г. был созданный Союз белоруской молодежи (СБМ), который объединял около 8 тыс. юношей и девчат. Руководители третьего рейха стремились готовить юношей к службы в вермахте, были сформированный даже роты СС для борьбы с партизанами. Союз белоруской молодежи в многом напоминал немецкий "Гитлерюгенд".

В декабри 1943 г. была создано Белорусский центральный совет (БЦР). Совет ставила целью мобилизацию всех сил белорусского народа для уничтожения большевизма.

В марте 1944 г., когда армии Германии оказались в катастрофическом положении, оккупанты разрешили создать в Беларуси большие, чем раньше, вооруженные национальные формирования. Было организованно 55 батальонов Белоруской краевой защиты. Но широко развернуть свою деятельность БЦР, БКА уже не удалось. Красная армия начинала подготовку операции по высвобождению Беларуси.

Во время оккупации, как бы не хотелось немецким оккупантом продолжали действовать советские организации. Гитлеровцы активно стремились уничтожить все большевистские организации.

Советские организации комсомол и Компартия активно проводили агитацию населения, создавали школы по советскому образцу, выпускали газеты на оккупированной территории. Не находились и в стороне и от культурной жизни Беларуси, хоть некоторым стоила жизни, так как оккупационные власти безжалостно уничтожали всех подсобников советской власти.

В результате всего выше сказанного, возникают следующие задачи, какие мероприятия были проведены немецкими властями в сфере культуры Беларуси, как повлияли коллаборационисие и советские организации на историю культуры Белоруссии с 1941-1944 гг..

 

Заключение.

        На оккупированной территории Белоруссии образовалась два течения коллабораниское и коммунистическое, которые явно и неявно влияло на     культурную жизнь населения. Но если с коммунистически путем все ясно, то с коллаборационистским много тайн.

На мой взгляд, коллаборационизм можно рассматривать с двух разных позиций. Если рассматривать коллаборационизм с точки зрения советских источников, то выходит, что во время войны, гитлеровцы стремились широко использовать в своих целях местное население, заставляя его сотрудничать с ним. Это явление в 1953 г. получила название коллаборационизм (от французского ccolloboration - сотрудничество). Советский военно-исторический словарь объясняет  коллаборационизм как измену своей родине и переход на путь сотрудничества с врагом. Таким образом, оккупанты весь период своего нахождения в Беларуси активно насаждали пропагандистский тезис о высокоразвитой, доминирующей немецкой культуре, ее мировой роли, цивилизаторской в отношении белорусов. Для достижения своих целей гитлеровцами была допущена культуротворческая деятельность белорусских коллаборационистов. С пропагандистской подоплекой старались использовать школьное дело, артистические местные силы. Допускалось и даже поощрялось литературное творчество.

После войны Соединенные Штаты Америки, начавшие превращаться в одно из сильнейших в мире государств, заинтересовались белорусскими предателями, которые могли им пригодиться в борьбе против СССР. Оставшись без хозяина, коллаборационисты с радостью предложили свои услуги. Поэтому в 1947 году в американской зоне оккупации «Рада БНР» была воссоздана и «президентом» стал Микола Абрамчик. Сей тип не гнушался сотрудничать со спецслужбами западных стран свидетельством чему является тот факт, что при аресте в 1951 году в БССР агента ЦРУ белоруса Ивана Филистовича у него было обнаружено удостоверение, выданное ему 11 марта 1951 г. М. Абрамчиком как члену Рады БНР. В нем М. Абрамчук предписывал сторонникам БНР на территории Белоруссии оказывать «господину Филистовичу всякую посильную помощь».

Как видно, вся история «беларускага нацыянальнага руху» - это история коллаборационизма и предательства. Белорусские националисты и белорусский народ всегда были по разные стороны баррикад. И тогда, когда националисты служили кайзеру, и тогда, когда они служили Гитлеру, и сейчас, когда они стали прислужниками американских строителей «Нового мирового порядка».

Но можно взглянуть на коллаборационизм с другой стороны. Коллаборационизм было долгое время закрыто для широкого читателя. Все время, даже и сегодня, на тех, кто сотрудничал с немецкими оккупантами смотрели и смотрят как на фашистских прислужников, которые предали своей Советской Родине. Однако какой Родине изменил житель Западной Беларуси, который родился еще во  временами Российской Империи, короткое время находился в БНР, БССР, жил два двадцать лет  на "Восходніх крэсах", а в Советском Союзе пожил только полтора года, с сентября  1939 по июню 1941 г. Неужели он успел стать полноценным гражданином самой "счастливой» в мире стране? А люди с Восточной Беларуси, которые 20 год жили под ужасом ленинско-сталинских репрессий? Те, в кого во время коллективизации отобрали кровью заработанный крестьянский хлеб, те, кто был репрессированный, чьи родственники были убиты от пуль большевицких пистолетов в Куропатах? Неужели они должны были бороться за возращения  сталинских виселиц? Наиболее метко охарактеризовал тогдашние замыслы интеллигенции известный белорусский ученый Евфимий Кипель в своей книге воспоминаний "Эпизоды": "на немцев надеялись, ведь, представлялось, что хуже, чем при Советской власти не будет никогда".

Ирония судьбы… Однако для белорусов Великая Отечественная война превратилась в гражданскую войну. Одни были по одну сторону фронта - советскую, вторые - по немецкую; были и те, кто боролся под украинскими, польскими флагами, в отделах армии генерала  Власова. Большая часть белорусов была зажата между этими огнями.

22 июня 1941 г. началась немецкая оккупация Беларуси, на захваченной территории постепенно устанавливалась новая власть. Эту власть возглавили надежные белорусские политические деятели-эмигранты. В памяти были еще времена первой оккупации (1915--1918), когда немецкое армейское руководство немало способствовала белорусскому возрождению. В этой связи возникает только один вопрос – что делать с предыдущим периодом современной белорусской историографии и идеологии – переписывать или делать вид, что ничего не происходит? Потому что, на мой взгляд, не может быть одновременно частью белорусской истории Битва под Грюнвальдом и битва под Оршей; БНР и БССР; война с фашизмом, партизанское движение, и война с Советским Союзом, которую вели под руководством немецких войск на оккупированной территории и на фронтах последователи БНР. Нельзя быть одновременно и партизаном, и полицаем. Нельзя на одной руке носить нынешний, по сути, советский флаг Беларуси, а на другой – символ БНР - бело-красно-белый.

Война опять выявила стремление белорусов к независимости. Для народа, какой столетиями терпел национальное угнетение и не имел национального государства, сотрудничество с немцами стола единственным шансам спасания и крепления своей отличительности. Это был жест отчаяния, который обусловливался предыдущим российским и польским шовинизмом. Это было сотрудничество с сомкнутыми зубами. Приходилась идти на унижения. Согласно с международным правом такое сотрудничество не считаться преступлением, ведь оно не направлялась против собственного народа. Белорусских националистов нет оснований считать коллаборационистами, то есть единомышленниками нацистов. Настоящими коллаборационистами были только друзья партии Акинчика. Согласно мнениям ряда заграничных исследователей второй мировой войны, сотрудничества советского населения с оккупантами надо рассматривать как движение против сталинизма  и за установление национальных государств (Я. Гофман, Ю. Туронак). В 1941-1944 гг. выходила около 50 белорусских газет, журналов. В периодических изданиях разоблачались сталинские преступления, печатались исторические и этнографические материалы. За годы оккупации было написано около 60 новых музыкальных произведений (Алексей Туранков, Николай  Равенски), десятки стихотворений (Наталия Арсеннева, Масей Седнев). Белорусской интеллигенции удалось воспитать целый слой национально сознательной молодежи, большинство которой была вытолкнута войной в зарубежья.

Приведения в курсовой работе материалы позволяют показать всю несостоятельности проведения немецкими властями мероприятий направленных на культурную и общественную жизнь Беларуси.Вся политика оккупантов сводилась к одному - сделать из белорусского народа рабов, а рабы в культуре не нуждаются. Оккупационные власти уничтожили государственную картинную галерею, расхитили представлявшие значительную ценность картины и скульптуры (более 500 произведений).Были разгромлены Белорусский театр и балета, 1-й Белорусский драмтеатр,Дома союзов писателей, художников и композиторов.Все, что представляло ценность, объявлялось собственностью рейха, вывозилось и растаскивалось различными конкурирующими ведомствами и службами оккупантов. Остальное бросалось бесхозным, просто уничтожалось на месте. Несколько изменилось положения вещей после провала блицкрига, но незначительно. Хоть и были открыты школы, театры все они были подстроины под нацистскую идеологию.

Если рассматривать мероприятия проводимые советскими организациями в культурной сфере оккупированной Беларуси, то здесь видны положительные факты, как например открытие школ, выпуск газет и многое другое. Но опять главная идея всех мероприятий была направлено на мобилизацию населения на борьбу с врагом, а не на духовное развитие развития.

В результате Великой Отечественной войны Беларусь понесла колоссальные людские и материальные потери. Ни одна из вовлеченных в войну стран не испытала на себе такого ужасающего геноцида и разрушений, как Беларусь. Война оставила глубокий след в истории и менталитете белорусского народа. За годы войны погиб каждый третий житель Беларуси. Разрушению подверглось более 200 из 270 городов и районных центров Беларуси и около 90 процентов строений в Минске. Уничтожено более 9 тысяч деревень. Сумма материальных потерь в довоенных ценах составила около половины национального богатства страны. И как сказал в своем выступлении Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко: «Победа в Великой Отечественной войне - самое великое достояние нашего народа. Мы, благодарные потомки, преклоняемся перед доблестными фронтовиками и тружениками тыла, которые своим бессмертным подвигом в годы Великой Отечественной войны подарили нам возможность мирно жить и трудиться на свободной земле. Ценою многих жизней белорусы завоевали право на самостоятельность». [1,c.64].

С писок литература.

1. Акупацыйны рэжым на тэрыторыі Беларусі [1941-1943 гг.] // Мяснікоў А.Ф. Вялікая Айчанная вайна савецкага народа( у кантэксце другой сусветнай вайны): курс лекцый.-Мн,2005.-с33-64

2.Бездзель В.Я. Палітыка акупацыйных улад у адносінах да дзяцей на тэрыторыі Беларусі (1941-1944). В.Я. Бездзель // Весн. БДУ- 2008 –№2-с14-24.

3. Беларусь у гады В.А.В.праблема гістарыяграфіі і крыніцазнаўство. Мн. 1999г. с.258

4.Беларусь в годы В.О.В./ отв. ред. Коваленя А.А,-Минск:Белта 2005г. с.544

5.Болсун Г.А. Фашистская пропаганда на оккупированной территории Белоруссии (1941-1943 гг.)//Веснік БДУ-1997-№3-с8-10

6.Гамах Н.А. Оккупационная политика в области образования и культуры (1941-1944 гг.) //55 гадоў Перамогі ў В.А.В.:новыя факты, між. вуз. студэнц. навук. -практ. канф.(4-5 мая 2000г.)-Брэст-2000-с17-34

7. Жылінскі М.Г. Арганізацыя і праца савецкіх школ на акупіванай тер. Беларусі у гады В.А.В. //Весці Бел. дзяр. пед. ун-та.-2004-№2-с.45-57.

8.Здановіч У.В. Акупацыйны рэжым на тэрыторыі Беларусі у гады Вялікай Айчыннай вайны: гісторыяграфія праблемы (1940-1980-я гг.) У.В. Здановіч //Весн. Віцеб. Дзярж. ун-та-2008-№2-с45-67.

9.Каваленя А.А. Дзейнасць маладзежных арганізацый на акупіраванай герман. агрэсарамі тэрыторыі Беларусіі. Палітыка трэцяга рэйха у адносінах да маладежы. // Рэспубліка.-1998 18снежня-с15-28.

10.Козак К.И. Германский оккупационный режим на тер.Беларуси 1941-1944:историография и источник. К.И. Козак-Минск:БГУ 2006-с. 268

11.Кравченко И.С. Залеский А.И. Белорусский народ в годы В.О.В. Минск 1959-с.148

Кузняцоў І.А. Драма народа і [Акупацыйны режым  у В.А.В.]// Полымя-1996-№6-с157-179

12.Лемешонок В.И. Идейно-политическая работа компартии Белорусии в годы Великой Отечественной войны. - Мн., "Беларусь".- 1988.; 

13. Лiтвін А. Акупацыя Беларусі (1941-1944): Пытаньні супраціву і калабарацыі. - Мн.:"Беларускі кнігазбор", 2000. 

14.Михайлов В.А. Нацизм и гуманизм несовместимы :[ политика нацизма в Белоруссии] В.А. Михайлов //Сов. Белоруссия.-2006-с4-20.

15. Мюллер Н. Вермахт и оккупация.-М.,1974; 

16.Новікаў С.Я. Беларусь у гады нацысцкай акупацыі у айчыннай і замежнай гістарыяграфіі //Весці НАН Беларусі, сер. гуманіт. Навук.-2005-№1-с42-54

17. Новікаў С.Я. Паўсядзеннасць на тэрыторыі генеральнай акругі. Беларусь (1941—1944 гг.) //Бел. гіст. гасоп.-2004г.-№7-с76-105.

18. Новікаў С.Я. Нямецкі архів.[Дакументы Трэцяга рэйха аб акупацыі Беларусі 1941-1944 гг.] //Бел. думка-2003-№5-с138-157

19.Пинечина Л.А. Изобразительное искусство в годы В.О.В. М.:Знамя,1990 г., с.62

20.Соловьев А.К. Белорусская Центральная Рада: создание, деятельность, крах. — Мн.,1995.;

21. Соколов Б. Коллаборационисты - "дети советских народов"// Независимая газета, 1992.-20 февраля. 

22. Туронак Ю. Беларусь пад нямецкай акупацыяй/Пер. Ждановiч В. - Мн.,1993. 

23. Юденков А.Ф. Политическая работа партии среди населения оккупированной советской территории (1941-1944 гг.).-М.,1971.  

 

 

Общественно-культурная жизнь Беларуси во время немецкой оккупации 1941-1944 гг..

План

Введение…………………………………………………………………………………………3

1Глава. Политика оккупационных властей в сфере культуры...............................7

2.Глава. Работа общественных и культурных организаций в условиях оккупации………………………………………………………………………………………. 12

а. Молодежная политика германских оккупационных властей……………………12

б.Деятельность Белорусской Рады доверия и Белорусской Центральной Рады………………………………………………………………………………………………16

3.Глава. Деятельность советских организаций в период немецкой оккупации………...23

а. Деятельность советских организаций ………………………………………………..23

б. Деятельность Компартии Белоруссии……………………………………………....29

Заключение………………………………………………………………………………………37

С писок литература………………………………………………………………………………39

 

Введение.

 Представленная курсовая посвящена общественно-культурной жизни Беларуси во время немецкой оккупации 1941-1944 годах. Введение своей курсовой работы, начну с историографический обзора литературы по теме «Общественно-культурная жизнь Беларуси во время немецкой оккупации 1941-1944 гг.». Тема является сложной, потому что,  литературы, которая могла бы рассказать всю правду или просто показать, что происходила в культурной и общественной жизни во время немецкой оккупации вышло в свет сравнительно мала, а если и были публикации, то вся литература, которая вышла в советский период была субъективной. Показывала одну сторону оккупационного режима на Беларуси, негативные стороны немецкой оккупации, литература была пропитана советской идеологией. Однако тема является   актуальной, потому что слабо изучена.

Не будет преувеличением сказать, что как в советской, так и в западной литературе долгое время не существовало трудов, в которых на должном научном уровне были бы представлены внутренняя жизнь на оккупированных гитлеровцами советских территориях и деятельность оккупационной администрации. Причина этого понятна: при обращении к указанной проблематике обнаруживалось слишком много "неудобных" для советских властей фактов, которые не вписывались в рисуемую пропагандой идиллическую картину морально-политического единства, советского патриотизма и дружбы народов. Сюда относятся прежде всего значительный размах сотрудничества с оккупационными властями и оживление деятельности националистических организаций в военные годы (как с ведома оккупантов, так и независимо от них), приводившие подчас к гибели, депортации и массовому бегству десятков и сотен тысяч ни в чем не повинных людей.

Достаточно упомянуть в этой связи о терроре, который был развязан экстремистским крылом Организации украинских националистов против поляков Волыни и Восточной Галиции и об участии ряда соединений польской Отечественной армии (Армии Крайовой) в операциях против советских партизан. Из-за роста антисемитских тенденций в политике послевоенных лет официальная пропаганда зачастую умалчивала и о массовом истреблении еврейского населения на оккупированной территории (как и о грабеже имущества, который устраивали местные жители после уничтожения их недавних соседей), в лучшем случае обозначая жертв эвфемизмами "мирные жители" и "советские граждане" и никак не поясняя причин их гибели. Следует также иметь в виду, что во время оккупации немецкие власти в пропагандистских целях разоблачали преступления сталинской поры (например, расстрел польских офицеров в Катынском лесу под Смоленском), поэтому обращение к истории тех лет неизбежно было связано и с напоминаниями о приводившихся гитлеровской пропагандой реальных фактах. Поэтому неудивительно, что о жизни на оккупированных территориях из доступной советскому читателю литературы можно было узнать немного. Основное внимание исследователи уделяли советскому партизанскому движению и антифашистскому подполью. О механизме же оккупационной власти, социальном облике тех, кто с ней сотрудничал, а также о пропаганде, которая велась на занятых территориях, имелась лишь скудная информация. Общим недостатком советских документальных публикаций и мемуаров, отражающих события тех лет, является обилие неоговорённых цензурных купюр, количество которых подчас увеличивалось от одного издания к другому.

Даже материалы Нюрнбергского процесса, как известно, на русском языке не были изданы целиком (полного русского их издания нет и до сих пор). Лишь в 1960-е гг. благодаря некоторому ослаблению цензурных ограничений стали появляться написанные с большей объективностью мемуары (в том числе переводные) и научные исследования. В целом, однако, указанная проблематика была изучена совершенно недостаточно. Что же касается западных авторов, то для них были почти недоступны советские архивы, что неизбежно снижало ценность их работ.

Как ранее упоминалось литературы про немецкую оккупацию вышло в советский период очень мало, вот некоторые из них. При изучение духовной жизни людей, культуры Беларуси военного периода, то этот период был одним с центральных направлений исследовательской работы обществоведов республики. Первые публикации по проблеме начали появляться еще в ходе войны. Значительным историографическим фактам этого времени стола обнародование материалов. Ученые Беларуси, которые были эвакуированы в советский тыл, с гневом говорили в своих выступлениях на сессии о уничтожении гитлеровцами культурных ценностей республики.

В целом по вопросам всей культуры Беларуси военного времени в названный период опубликованный только небольшой артикул Ц.С.Гарбунова.В нем приведено в основном бегущие данные по воссозданию заведений, культуры, сведения о культурной жизни республики на время 1944 г. К артикула Ц.С. Гарбунова тесно присоединяется работа Г.Сафьяна "Белорусская культура и немецко-фашистские "культуртрегеры", которая вышла в первые послевоенные годы. Небольшая по объему публикация несет значительную новую информацию по проблеме. К уже известных фактов уничтожения высшей школы в Беларуси автор добавляет новые штрихи и детали.

В первые, послевоенные годы тема культуры в период Великой Отечественной войны затрагивалась в публикациях союзных журналов, которые выходили в центральных издательствах СССР. Исследователи Беларуси в второй половине 40-начала 50-х годов шаг за шагом углублялись в изучение разных аспектов культуры республики военного времени. Появляются работы, которые пробуют провести разбор всей белорусской литературы периода войны. Публикация М.М.Барсток, читателю предлагается во многом новая информация: кто с писателей с какими изданиями сотрудничал в годы войны, называются литераторы, приводятся сведения о контактах белорусских писателей и поэтов с русскими литературоведческими.

Продвигалась вперед и исследование вопросов, связанных с рождением, становлением и развитием подпольной советской печати Беларуси периода войны. Два артикулы при светила подпольной "Звяздзе" одна со создателей газеты Я.М.Савицкой. Она рассказывает про выпуск первых листовок в Минске осенью 1941 г.

Настоящий информационный "взрыв" по теме произошел в 60-80-я годы. Это в первую очередь содействовал выход в мир ряд крупных работ на союзном уровне. Материал по истории культуры Беларуси периода Великой Отечественной войны содержится в 6-томнай "История Великой Отечественной войны Советского Союза , монография «Патриотизм учителей и школьников Белоруссии» авторы П.М.Кобринца, А.И.Залески.В 1977 году вышла в свет книга И.И.Сачанки «Публицистика белорусских писателей в года Великой Отечественной войны».

В литературе этого периода скрывается тема коллаборационизма, с выявлением тех причин и условий, которые толкали людей к сотрудничеству с оккупантами. В социологическом отношении эта тема почти не рассматривалась советскими авторами, поскольку при обращении к ней обнаруживалось, что численность коллаборационистов была весьма значительной. Ранее в историографии господствовали упрощённые оценки этого явления. Советские авторы нередко "зачисляли" в партизаны чуть ли не всё гражданское население и полагали, что в органы гражданской администрации и особенно полиции по доброй воле шли исключительно "сволочи". Однако реальная картина была иной. Если под коллаборационизмом понимать стремление к выживанию на оккупированной территории, то в той или иной степени коллаборационизм проявлялся на всех социальных уровнях. Что же касается службы непосредственно в органах местной администрации, включая полицию, то, как свидетельствуют архивные материалы, в первые месяцы оккупации в добровольцах не было недостатка.

Как применительно к немецким чиновникам, так и применительно к местным уроженцам, сотрудничавшим с оккупантами, трудно нарисовать социальный портрет коллаборациониста. Наиболее полно этот вопрос рассмотрен на материале сохранившихся личных дел полицейских чинов ("полицаев"), которых в 1944 г. было зарегистрировано около 2200 человек. В основном полиция состояла из молодых людей (18-22 лет), главным образом белорусов и русских, около одной пятой составляли поляки. Более 70% полицейских было набрано из крестьян, лиц с высшим образованием в полиции было крайне мало. Около трети из них служили ранее в Красной Армии или в советской милиции. Что касается мотивов, по которым местные уроженцы шли в полицию и иные карательные органы, то далеко не всегда такая служба объяснялась принуждением со стороны оккупантов. Часть "полицаев" была в обиде на советскую власть (особенно в западнобелорусских землях, где в 1939-1941 гг. ускоренным темпом проводились социалистические преобразования). Для других служба в полиции была средством самоутверждения, предоставляла возможность повысить свой социальный статус. Для некоторых групп, в частности, поляков, полицейская служба гарантировала большую личную безопасность и одновременно давала шанс способствовать формированию подпольных структур Армии Крайовой и т.д.. Не последнюю роль, разумеется, играли стремление к обогащению и сведению личных счётов, нередко обусловленных национальными предрассудками.

После развала Советского Союза в свет много вышла литературы, которая менее субъективная.

Положение стало меняться лишь в самые последние годы. В 2001 году человечество отметило печальный юбилей - 60-летие начала второй мировой войны. В преддверии этой даты в стране и за рубежом вышел в свет ряд монографий, авторы которых пытаются заново осмыслить горький опыт военных лет и исследовать не изученные ранее вопросы. К числу таких трудов относится и книга Бернгарда Кьяри, посвящённая одной из самых трагических страниц белорусской истории - периоду гитлеровской оккупации 1941-1944 гг. В России выходят в свет новые публикации документов,3 мемуары и дневники 4 и, наконец, научные труды различного объема и качества.

Сходным образом обстоит дело и в других бывших союзных республиках, в том числе и в Белоруссии. В новых трудах белорусских учёных в той или иной мере затрагивались проблемы, связанные с гитлеровской оккупацией БССР.В последние годы ряд трудов был подготовлен совместно белорусскими и немецкими исследователями. Вот например работа под редакцией Коваленя Беларусь в годы Великой Отечественной войны или Туронак Ю. «Беларусь пад нямецкай акупацыяй». И всё же в этих работах оставался недостаточно изученным целый ряд важных вопросов - например, проблема коллаборационизма.

Книга Коваленя основана на обширном документальном материале, извлечённом из 15 различных архивов Германии, Англии, Белоруссии и России. Многие из использованных фондов до недавнего времени были недоступны для исследователей (документы КГБ Белоруссии, фонды ЦК КПСС, трофейные фонды Особого архива в Москве и др.). Впечатляет и список использованных в книге опубликованных источников и литературы, насчитывающий около 800 названий.

В своей курсовой работе я попытался показать две стороны общественно-культурной жизни с одной стороны что делали немецкие оккупационные власти в этой сфере, другая сторона какие мероприятия были проведены советскими организациями. В курсовой работе я постараюсь разобрать подробна политику как фашистских так и советских властей по отношению молодежи, как повлияла политика оккупантов на культурную жизнь Беларуси и как противостояли советские организации политике оккупантов в сфере культуры. Подробно будет разобраны такие организации как «Союз Белорусской молодежи», «Центральная Белорусская Рада», «Комсомольская организация» и компартия Беларуси. Будет проанализирована их деятельность. Прежде чем перейти к основной части курсовой, я кратко расскажу что происходила на Оккупированной территории Беларуси.

Территория Беларуси, целиком или частично, находилась под оккупацией с июня 1941 г. к июля 1944 г.Оккупационный режим в Беларуси - это система политических, экономических, военных и идеологических мер, направленных на ликвидацию советского общественно-государственного строя, грабеж национальных богатств и ресурсов, заключение и уничтожение белорусского народа. Оккупационная политика была итогам государственного курса фашистской Германии, разработанного в директивных документах и программных выступлениях нацистских руководителей.

Идеологической основой оккупационной политики были человеконенавистнистнической

теории нацистов: о "расовому перевесу" немецкой нации над всеми другими; о "исторической необходимости" расширения "жизненного пространства" для немцев и их "неотъемлемом праве" на мировое господство.

В соответствия с планом "Барбаросса" оккупанты уничтожили государственность белорусского народа и территориальную целостность республики. Территория генерального округа Беларуси, которая состояла примерно 1/3 территории БССР, была включено в рейхскомиссариат "Остланд" с резиденцией в Риге и разделена на 10 "округов. Для руководства генеральным округом, округами и районами создавался центральный административный аппарат гитлеровцев.

Во главе генерального округа Беларуси стоял генеральный комиссариат, который возглавлял один с соратников Гитлера Вильгельм Кубэ. После уничтожения Кубэ минскими подпольщиками 22 сентября 1943 г. его места занял групенфюрер войск СС Курт фон Готберг.

Фашисты утвердили бело-красно-белое знамя и герб "Погоня" - символы эмигрантского правительства БНР, которое сотрудничал с немцами. Сделал это гаулейтер Беларуси Кубэ: "Цвета бело-красно-бело должны быть в будущем признаком Белорутении".Вся полнота власти принадлежала фашистской военной и штатской оккупационной администрации. Главным средствам поддержания "нового порядка" были армии и разные службы: СС (охранные отряды); СО (штурмовые группы); СД (служба безопасности); гестапо (политическая полиция); жандармерия и др.

Стремясь духовно поработить народ, гитлеровцы разграбили все ВУЗ, НИИ, Беларуски государственный исторический музей, Государственную картинную галерею, уничтожили тысячи памятников древности, истории, культуры, архитектуры Беларуси, разорили музеи, театры, клубы, более чем 7 тыс. школьных зданий и г.д.

Посредством специально созданных школ, газет, журналов, радио, кино и других средств агитации и пропаганды гитлеровцы стремились привить населению Беларуси дух покорности, послушание, развить национальную враждебность, сломать их свободу к борьбы за независимость, против фашистской Германии.

Чтобы расколоть единство белорусского народа, найти в нем опору, гитлеровцы пробовали создавать националистические организации. Да, 22 октября 1941 г. была создано Белорусская народная самопомощь (БНС). Ее статус был утвержденный Кубэ. БНС хотела признания за собой право на самоуправление и делала попытки создать своего военизированное формирование - Белоруски корпус самоохраны (БКС).

С разрешения оккупантов в июни 1943 г. был созданный Союз белоруской молодежи (СБМ), который объединял около 8 тыс. юношей и девчат. Руководители третьего рейха стремились готовить юношей к службы в вермахте, были сформированный даже роты СС для борьбы с партизанами. Союз белоруской молодежи в многом напоминал немецкий "Гитлерюгенд".

В декабри 1943 г. была создано Белорусский центральный совет (БЦР). Совет ставила целью мобилизацию всех сил белорусского народа для уничтожения большевизма.

В марте 1944 г., когда армии Германии оказались в катастрофическом положении, оккупанты разрешили создать в Беларуси большие, чем раньше, вооруженные национальные формирования. Было организованно 55 батальонов Белоруской краевой защиты. Но широко развернуть свою деятельность БЦР, БКА уже не удалось. Красная армия начинала подготовку операции по высвобождению Беларуси.

Во время оккупации, как бы не хотелось немецким оккупантом продолжали действовать советские организации. Гитлеровцы активно стремились уничтожить все большевистские организации.

Советские организации комсомол и Компартия активно проводили агитацию населения, создавали школы по советскому образцу, выпускали газеты на оккупированной территории. Не находились и в стороне и от культурной жизни Беларуси, хоть некоторым стоила жизни, так как оккупационные власти безжалостно уничтожали всех подсобников советской власти.

В результате всего выше сказанного, возникают следующие задачи, какие мероприятия были проведены немецкими властями в сфере культуры Беларуси, как повлияли коллаборационисие и советские организации на историю культуры Белоруссии с 1941-1944 гг..

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 233.