Необходимость совершенствования оплаты труда.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Условия оплаты труда работников бюджетной сферы в настоящее время достаточно полно разработаны, и система оплаты труда работников данной сферы проходит этап совершенствования, связанный с необходимостью как повышения благосостояния работников, так и усиления зависимости размера заработной платы от результатов труда.

Какие же первоочередные преобразования в организации оплаты труда следует провести, чтобы она соответствовала современным условиям хозяйствования? Прежде всего надо окончательно отказаться от использования гарантированных тарифных ставок и должностных окладов. Именно они выступают главным ограничителем и шлагбаумом размеров заработной платы и заинтересованности персонала в развитии и реализации имеющихся способностей. Что послужило основанием для такого негативного отношения к ставкам и окладам? Выделим в этом плане несколько аспектов.

Дело в том, что превышение меры труда, за которую выпла­чивается ставка или оклад, либо не предполагает увеличения и не сопровождается ростом его оплаты, либо это увеличение не­значительно и слабо ощутимо для трудящихся. Поэтому тариф­ные ставки и должностные оклады работники традиционно свя­зывают с тем предельным уровнем количества и качества труда, превышение которого материально не выгодно для них. При этом часто срабатывает принцип: зачем работать больше и лучше, если все равно получишь не больше установленной ставки или оклада.

Действующий сегодня порядок начисления ставок и окладов, при котором мера оплаты опережает меру труда (сначала уста­навливаем гарантированный размер ставки или оклада, а уж затем «под него» ждем адекватного трудового вклада), допускает возможность их выплаты без достижения работниками соответ­ствующих результатов. Здесь несколько иная логика: стоит ли достигать требуемых результатов, определенных тарифной системой, ведь и без этого получишь, как минимум, гарантированную ставку или оклад. Такой механизм организации выплаты ста­вок и окладов, естественно, расслабляет, расхолаживает и, уж конечно, не заинтересовывает работников в высокопроизводительном труде. Более того, думается, что с учетом сказанного, он не во всем соответствует экономическому закону распределе­ния по труду в его классическом понимании и принципу соци­альной справедливости, поскольку допускает равное вознагражде­ние за неравный труд.

Именно в этом видится одна из основных причин сознательно­го недоиспользования трудящимися своих физических интеллек­туальных способностей. Достаточно большое количество работников не уверены, что если они будут работать больше и лучше, то увеличится их заработок.

Однако, чем можно заменить данный элемент организации оплаты труда? Если не по тарифу, то, как распределять заработанные средства между работниками?

Что же нужно делать, отказавшись от использования гарантированных ставок и окладов в практике организации оп­латы труда? Внедрять бестарифную систему заработной платы.

 

2.2. Новая система оплаты труда (НСОТ) федеральных образовательных учреждений.

 

Новая система оплаты труда разрабатывается для государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее - образовательные учреждения), и применяется в отношении работников, участвующих в реализации названных программ (в том числе в отношении учебно-вспомогательного и административного персонала).

 

Правовым основанием введения новой системы оплаты труда являются статьи 29, 41 Закона Российской Федерации "Об образовании", часть 2 статьи 26.14. Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации.

Новая система оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений устанавливается:

·    в государственных образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

·    в муниципальных образовательных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Что касается республики Саха (Якутия), то в Якутии переход на новую систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений будет осуществлен только с 1 января 2010 года. Как 17 ноября передает ИА SakhaNews, эту информацию на совещании озвучил председатель правительства республики Егор Борисов.

Новая система оплаты труда педагогических работников основана на расчете единицы труда - педагогической услуги ("ученико-час"). Расчет показывает, что стоимость педагогической услуги в городских школах республики варьируется от 1 рубля 69 копеек до 2 рублей 60 копеек. В сельских пилотных школах самая низкая стоимость - 2 рубля 20 копеек. Самая высокая стоимость ученико-часа - 7 рублей 60 копеек. Стоимость зависит от количества учеников в классе, от количества часов за год по учебному плану, от штатного расписания школы.

Новая система позволила максимально учесть специфику труда в каждом общеобразовательном учреждении, разработать свои подходы к оценке труда работников и структуре штатного расписания. Анализ по пилотным школам, которые перешли на НСОТ с 1 сентября 2007 года, показывает рост наполняемости классов, изменение соотношения фонда оплаты труда учителей и прочего персонала.

Одним из результатов НСОТ является дифференциация заработной платы учителей. Зарплата работника может увеличиться в зависимости от результатов и качества его труда, а может остаться на уровне гарантированной ее части. Средняя заработная плата по новой системе оплаты труда составляла на 1 января 2008 года 17 062 рубля, на 1 декабря 2008 года - 22 488 рублей с учетом стимулирующей части. Значительно выросла заработная плата у учителей начальных классов, руководителей школ, у молодых учителей, не имеющих большого стажа (в 1,5-2 раза).

Наблюдается рост доли стимулирующих выплат в структуре ФОТ образовательных учреждений до 24%. В Республике Саха (Якутия) на всех уровнях разработана система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.

В школах, где внедрена новая система оплаты труда учителей, решают сложную задачу создания эффективной системы зависимости заработной платы учителя от результативности его труда с активным участием в этом процессе потребителей образовательных услуг – семьи, родителей, представителей работодателей и общественности. Как отмечают руководители пилотных школ, введение стимулирующих выплат учителям способствует росту количества педагогических инициатив, а также повышению мотивации работы учителей. Наблюдается активность учителей в участии в различных конкурсах и заинтересованность в профессиональном росте. Вырос интерес в вовлечении большего количества учащихся во внеурочную деятельность, различные интеллектуальные мероприятия.

Первые результаты показывают, что новая система оплаты труда способствует повышению мотивации учителей, поиску новых, интересных для детей, технологий обучения; приводит к реальному повышению уровня заработной платы педагогов; поднятию интереса к работе школы всей общественности. Новая система оплаты труда также создает условия для повышения эффективности расходования бюджетных средств. Показателями эффективности является рост наполняемости классов, уменьшение коэффициента совместительства, изменение доли педагогических работников и административно-управленческого и обслуживающего персонала. От исполнения этих показателей зависят стимулирующие выплаты руководителям учреждений.

В результате активного взаимодействия сотрудничества всех участников образовательного процесса, общественности республики, профсоюзных организаций, органов исполнительной и законодательной власти внедрение новой оплаты труда педагогических работников в республике осуществляется с учетом региональных особенностей, соблюдения трудового законодательства и способствует повышению доходов учителей.

Благодаря реализации Комплексного проекта модернизации образования (КПМО) в образовательных Учреждениях республики приобретен опыт работы в новых финансово-экономических условиях сочетания нормативного финансирования и новой системы оплаты труда учителей, разработаны механизмы финансирования, ориентированного на результат. Создана нормативная основа функционирования региональной системы оценки качества образования: разработана Концепция РСОКО, утверждены Положения о РСОКО и регламентах РСОКО. Разработаны и апробированы в образовательных учреждениях республики региональные контрольно-измерительные материалы (КИМы) для оценки метапредметных способов деятельности обучающихся начальной ступени обучения. Подготовлены рекомендации по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда на основе критериев оценивания результатов труда педагогических работников, по расширению участия общественности во всех процедурах оценки; изменены подходы к оцениванию деятельности педагогов при аттестации на высшую квалификационную категорию.

Следует отметить, что часть педагогов республики морально еще не готова к дифференциации заработной платы. В целом новая система оплаты труда оценивается положительно, но сегодня наши учителя неоднозначно воспринимают дифференциацию заработной платы. Если раньше все учителя, независимо от качества и результативности труда, получали одинаковую заработную плату, то сейчас, с введением новой системы оплаты труда, наблюдается реальное повышение доходов тех учителей, которые показывают наиболее высокое качество образования, вносят наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы. А управляющим советам школ, расположенных в малочисленных населенных пунктах, чтобы распределять стимулирующую часть фонда оплаты труда адекватно действительному качеству труда педагогов, предстоит пройти обучение в школах общественных управляющих образованием.

Но тем не менее в настоящее время уже представляется возможным говорить, что достигнутые образовательные и социальные эффекты лягут в основу формирования долгосрочной политики в области общего образования.

 

 

Заключение.

 

Оплата труда в соответствии с действующим законодательством ставится в зависимость от его количества и качества. Количество труда можно определить либо количеством отработанного времени, либо объёмом произведённой продукции, выполненных работ. В зависимости от этого устанавливаются и формы оплаты труда - сдельная или повремённая.

При каждой форме оплаты труда устанавливается способ выплат дополнительного вознаграждения за достижение количественных и качественных показателей. Способ выплаты вознаграждения по результатам труда определяет систему оплаты труда.

Работникам начисляется два вида заработной платы: основная - за отработанное в соответствии с количеством и качеством труда и дополнительная - выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством о труде. Кроме того, при выполнении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, работникам производятся доплаты в соответствие с действующим законодательством.

Из начисленной работнику заработной платы производятся обязательные удержания, установленные законодательством. Налог на доходы физических лиц, являющийся одним из таких удержаний, исчисляется с налогооблагаемой базы по фиксированной ставке независимо от величины дохода.

Все работодатели обязаны перечислять взносы с суммы начисленной заработанной платы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования в размерах, установленных федеральным законодательством.

Начисленная заработанная плата и начисление единого социального налога относятся на затраты организации.

 

 

Список использованной литературы.

1. Новый план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. Утвер­ждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

2. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет». Учебное пособие - 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003 г.

3.   Краснова Л.П., Шалашова Н.Т., Ярцева Н.М. Бухгалтерский учёт: Учебник: 2-е изд. с изменениями. - М.: Юристъ, 2006.

4.   Новодворский В.Д., Пономарёва Л.В. Составление бухгалтерской отчётности. - М.: Бухгалтерский учёт, 2005.

5. Т.М. Рогуленко, В.П. Харьков «Бухгалтерский учет». Учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007.

6.   Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчётность коммерческой организации. - М.: Бухгалтерский учёт, 2007.

7.   газета "Вести образования", "Вести Республика Саха (Якутия)", N1(121) 1-15 января 2009г.

 

Статьи из Интернета:

8. www.yaguo.ru «Комплексный проект модернизации образования»

9. www.audit-it.ru «Как выплатить тринадцатую зарплату», Д. Квитко, эксперт журнала «Практическая бухгалтерия». Дата создания 14.12.2002.

10. www.buh.ru «Счет 70: расчеты с персоналом по оплате труда» Я.В. Соколов, В.В. Патров, Н.Н. Карзаева. Дата создания 09.08.2002.

11. www.audit-it.ru «Почему единый оказался антисоциальным? » И. Суворов, журнал «Бизнес-практика». Дата создания 05.02.2001.

12. www.audit-it.ru «Налог с доходов сотрудников. Как его рассчитать»

И. Яковлева, журнал «Практическая бухгалтерия». Дата создания 14.12.2002.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 197.