ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДА СОЧИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Со́чи (абх. Шəачa; адыг. Шъачэ; убых. Шьача) — город-курорт в Краснодарском крае на черноморском побережье Северного Кавказа. Самый крупный курортный город РФ и Черноморского побережья России. Постоянное население города — 397,1 тыс. жителей (2002). Во время курортного сезона население города многократно увеличивается за счет отдыхающих. Город Сочи представляет собой ядро самой крупной по площади городской агломерации России, известной как Большой Сочи, занимающей общую площадь 3 502 км² от реки Шепси до реки Псоу у границы с Республикой Абхазия с населением порядка 400 тысяч человек. Протяжённость территории Большого Сочи - 146 км (по федеральной автодороге Джубга — Сухум), которая уходит по горным долинам вплоть до Главного Кавказского хребта на расстояние от 40 до 60 км. Из общей площади города только 250 кв. км находится под застройкой. Городская агломерация Большой Сочи — самое большое городское образование России по площади, в 3,5 раза больше Москвы, но имеет гораздо меньшее население - около 400 тыс. человек. Сочи - самый длинный город Европы. Девственные колхидские леса Западного Кавказа на территории города (Кавказский государственный биосферный заповедник) внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В окрестностях Сочи находятся гора Фишт (2867 м), гора Чугуш (3238 м) и гора Пшиш (3790 м). Эти вершины хорошо видны из города. Город располагается на географической широте Ниццы и Торонто, т.е. около 45 градусов северной широты [10].

В настоящее время город избран в качестве столицы Зимней Олимпиады 2014 года, в связи с этим возникло большое количество вопросов о сохранности города, как уникального места, как города-курорта. Возникло много вопросов посвященных экологии города, об вреде оказываемом строительством олимпийских объектов вблизи границ Кавказского Государственного Биосферного Заповедника, в Иммеритинской бухте (которая, как известно, является местом остановки перелетных птиц), а также большое значение имеет активно развертывающееся на территории города жилищное строительство, в основном это частные коттеджи и высотки на берегу моря.

«За последние годы тысячи сочинцев выходили на митинги протеста и ставили свои подписи под резолюциями и обращениями с требованиями принятия срочных мер по защите конституционных прав граждан и спасению города-курорта Сочи. Сочинцы неоднократно просили Президента Российской Федерации, в связи с критической ситуацией, сложившейся на курорте, взять под личный контроль деятельность краевых и местных органов власти, отстранить от работы руководителей, наносящих непоправимый ущерб экономике и экологии города-курорта, остановить процесс уничтожения бальнеологического курорта, зеленого фонда города, исторических и культурных памятников.

Однако никаких конкретных мер, направленных на изменение ситуации не было принято и положение на курорте продолжает усугубляться:

- в отсутствие градостроительной документации (генерального плана города, схемы территориального планирования, правил застройки и землепользования) продолжается массированная застройка первой и второй санитарных зон, зон отдыха, парков, скверов, пляжей и других знаковых и природоохранных мест курорта;

- продолжается нарушение природоохранного законодательства и уничтожение особо охраняемых природных комплексов на территории Сочинского национального парка;

- после оглашения решения Международного Олимпийского Комитета о выборе Сочи в качестве места проведения Олимпийских игр 2014 года, как грибы стали появляться новые экологически опасные проекты прямо или косвенно связанные с подготовкой к проведению Олимпиады в Сочи, среди них строительство портов в Имеретинской низменности, планы строительства на территории Кавказского заповедника автодорог и водозаборов;

- вновь и вновь остро встает вопрос о дальнейшей судьбе тех жителей города, чьи домовладения попадают под снос в связи с планами строительства олимпийских объектов.

Все эти факты говорят как о потере управляемости со стороны руководства города и края многими процессами, происходящими на курорте федерального значения, так и об отсутствии грамотной социальной политики, направленной на защиту интересов сочинцев. В итоге, четырехсоттысячное население города оказывается социально незащищенным и фактически бесправным» - сообщает информационное агентство «Кубань.Инфо»[11].

Таким образом, в Сочи существуют реальные экологические проблемы (а также и социально-демографические), вызванные решением о проведении в городе Олимпиады 2014. Как показано в предыдущих частях курсовой работы, кризисы такого рода связаны всего с неправильным отношением человеческого общества к окружающему мира, социальная несправедливость и т.д. не секрет, что проведение олимпиады и строительный «бум» на этой почве это та сфера, куда вливается огромный финансовый поток, а как говорил К. Маркс: «Нет такого преступления на которое не пошел бы капитал ради прибыли». А проведение олимпиады в Сочи и вообще программа по развитию Черноморского побережья Кавказа – затрагивает не только сочинский регион, но влияет на экологию Черного моря и Кавказа.

Например, строительство портов в устьях рек Псоу и Мзымта: «Экологическая Вахта по Северному Кавказу уже сообщала что, в рамках подготовки к проведению в городе Сочи Олимпийских игр 2014 года на территории Имеретинской низменности в районе устья реки Псоу планируется строительство грузового порта с намечаемым грузооборотом 7-10 млн. тонн в год. Порт вместе с сопутствующей инфраструктурой намечается построить на наиболее сохранившемся участке водно-болотных угодий низменности. Именно там должно было быть ядро природного заказника, который власти были готовы создать в качестве компенсации за уничтожение участков природы Имеретинской низменности на месте строительства Олимпийского парка. Планы строительства этого порта фактически перечеркивают возможность создания этого заказника и сохранения уникальных экосистем низменности» [12].

Появление крупных грузовых портов на территории Сочи, да еще в месте, где пролегает путь и место остановки перелетных птиц может сильно нарушить природно-экологический баланс не только города, но и всего Черноморского региона.

Другим примером может являться программа «ЯКОНТО» направленная на разработку и строительству крупного порта вблизи города Туапсе, при этом «В состав "Комплексной программы "ЯКОНТО" входит и проект строительства новой транскавказской железной дороги через Кавказский биосферный заповедник и Сочинский национальный парк по маршруту Шедок - Псебай - Красная Поляна - Адлер. Создание этой дороги преследует цель создать железнодорожное кольцо по маршруту Кривенковская - Шепси - Адлер - Шедок, чтобы обеспечить множественность железнодорожных подъездов к порту "ЯКОНТО"» [13]. Понятно, что создание и функционирование новых автомобильных и железных дорог окажет необратимое негативное воздействие на участки дикой природы, по которых они пройдут, нанесет огромный ущерб биологическому и ландшафтному разнообразию Северного Кавказа.

Это лишь примеры глобального масштаба, но помимо этих проблем существуют и менее значимые на первый взгляд, но имеющие большое значение в будущем. Сюда можно отнести: самовольная неконтролируемая вырубка лесов, загрязнение пляжей и рекреационных зон бытовым мусором, увеличение числа автомобилей на территории города, рост площадей и количества городских свалок и многое другое. Неконтролируемая вырубка лесов, например, приводит к эрозии склонов гор, ускоряет процесс засорения русла рек, что приводит к их обмелению, а отсюда – недостаток воды в городе, изменение солености воды в прибрежной устьевой части моря, изменение вследствие этого растительного и животного состава прибрежного биоценоза.

К сожалению, эта тема еще не всесторонне изучена экологами и нет еще научного исследования на тему современного экологического состояния города Сочи, динамику развития экологического кризиса в городе.

Но уже известен путь, по которому нужно двигаться для того, что бы предотвратить развитие на территории города сочи экологическую катастрофу: во-первых, это соблюдение правил экологической безопасности, нравственное отношение к дикой природе со стороны представителей власти, бизнеса и простого населения; во-вторых, активное экологическое образование, проведение акций по уборке города и берега моря; и самое главное – изменение отношения к Природе как к объекту потребления.

 

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подводя итог всему выше сказанному, можно заключить следующее. Природа и общество – это системно связанные элементы планеты Земля. Этносы, народы, формируются в условиях окружающих их ландшафтов. Когда-то это были дикие, естественно природные ландшафты, чистые и наполненные жизнью, сейчас таких пространств, не тронутых современной цивилизацией на планете практически не осталось. А современна цивилизация западного типа основана на несправедливых товарно-денежных отношениях и такое отношение оказывается даже к самой Природе – колыбели человечества.

Как было сказано в гипотезе, возникновение разумной жизни и развитие общества на планете Земля есть закономерное следствие эволюционного процесса во Вселенной; взаимодействие общества и природы являются также продолжением эволюционного процесса, в котором действия общества по отношению к природе зависят от состояния самого общества и являются способом выживания человека как вида в сложившихся условиях, при этом действия человека являются продолжением космогонических эволюционных сил, направленных либо на созидание, либо на разрушение, но в любом случае на развитие.

Пока, состояние дел говорит о том, что действия общества по отношению к природе – негативны и направлены на разрушение биосферы планеты. Но, «природа умеет постоять за себя. Не только некоторые растения, разрушающие своими стебельками каменную кладку и с милой непосредственностью взламывающие асфальтовые дороги, но и отдельные виды животных используют антропосферу для своего процветания»[5-c.223]. И примером тут может быть огромное количество крыс обитающее в подвалах и свалках мегаполисов, а крысы как известно – один из факторов создающих эпидемии и не только чумы, но и тифа и других болезней.

А так как человек является продолжением некого творческого начала Вселенной и связан с ней своим сознанием и подсознанием, то на нем лежит большая ответственность за нарушение законов природы, которые он, по сути, должен поддерживать своей разумной деятельностью.

На территории города Сочи эта проблема остро встала после принятия решения о проведении Зимних Олимпийских Игр 2014 года в Красной поляне. Увлеченные идеей быстрого обогащения некоторые бизнесмены, представители как и крупного, так и малого бизнеса, совершенно не считаясь с мнением экологов и ученых строят проекты которые так или иначе нанесут вред Черноморскому Побережью Кавказа.

Для решения проблем, связанных с взаимодействием природы и общества, необходим системный, целостный подход к этим проблемам, понимание связанности законов эволюции общества с законами эволюции планеты, всестороннее изучение такого понятия как ноосфера, превращение его в объект научного изучения на стыке социально-психологических и географических наук.

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ

1. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М.: Знание, 1988;

2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., Наука, 1989;

3. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. – М., Республика, 1989;

4. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление.//Начало и вечность жизни. М., Наука, 1988;

5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., Ди Дик – 1994;

6. Данилов-Данильян В.И, Лосев К.С., Рейф И.Е., Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. www.lib.ru;

7. Добровольский В.В. Основы биогеохимии. М., 2001;

8. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание. Землеведение и краеведение. М., Владос, 2002;

9. Рузавин Г.И. Концепция современного естествознания. М., Юнити, 2005;

10. «Свободная энциклопедия Википедия» www.wikipediya.ru;

11. Информационное агентство «Кубань. Инфо». www.smi.kuban.info;

12. Сочинская Экологическая Вахта. www.ecology.sochiweb.ru;

13.  Крылов А.А. Психология. М., Проспет, 2005.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 270.