ВВЕДЕНИЕ
Не так давно, всего семь лет назад, человечество перешагнуло порог XXI века, и, более того, нового тысячелетия. Человечество вошло в новое время, не только не решив огромное количество глобальных проблем, но и усугубив многие из них. К таким проблемам можно отнести экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды отходами деятельности человека, социальные проблемы, такие как проблемы перенаселенности, миграций людей из неблагополучных стран в благополучные, широкое распространение различных болезней (например, птичий грипп, атипичная пневмония, СПИД), терроризм, войны и другие. Все эти проблемы носят социально-экономический характер, то есть своим происхождением они прямо или косвенно связаны с деятельностью человека. Но последствия этих проблем распространяются далеко за пределы только лишь человеческого общества, очень сильно влияя и даже изменяя те процессы которые происходили в девственной природе.
К сожалению, такое влияние, как правило, негативно по отношению к географической оболочке – оно разрушает те связи в ней, те природные процессы в ней, которые наладились и протекали задолго до появления человека. Но человек сам обитает в географической среде, поэтому негативные воздействия вредны и для самого человека. Казалось бы, что возникает замкнутый круг: человек преобразует природу, что бы улучшить условия своего обитания, но при этом нарушаются природные процессы и в итоге на человеческое общества воздействуют все новые и новые негативные факторы. Из этого тезиса может возникнуть следующий вывод: эволюция природы привела на определенном этапе к появлению Человека Разумного, действия которого, вследствие эволюции общества, на определенном этапе стали губительны для многих компонентов географической оболочки.
Но стоит ли рассматривать взаимодействие природы и общества только лишь со стороны того, как общество воздействует на природу, а природа на общество? Ведь такое положение вещей нельзя назвать взаимодействием – это будет взаимовоздействие, при котором человечество заведомо остается в проигрышном положении, так как человек не властен ни отменить, ни заменить, ни создать новые законы природы. Скорее всего этот вопрос нужно решать не с позиции обособленности общественных законов от природных, а с позиции их диалектического единства. В пользу этого тезиса говорит следующая мысль: человек, как биологический вид – продукт природной эволюции, тогда и вся деятельность человека – продолжение действия эволюционных космогонических сил. С такой идеей в свое время выступали В.И. Вернадский, Л.Н.Гумилев, Пьер Тейяр де Шардер. Например, Вернадский «рассматривает возникновение сознания как закономерный результат эволюции биосферы, но, однажды возникнув, оно затем начинает оказывать все возрастающее влияние на биосферу благодаря трудовой деятельности человека» [9–с.190]. Л.Н. Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли» определяет этнос как форму существования вида Homo Sapiens, и дает следующее определение этноса: «этнос – феномен биосферы, или системная целостность дискретного типа, работающая на геобиохимической энергии живого вещества, в согласии с принципом второго начала термодинамики, что подтверждается диахронической последовательностью исторических событий» [5–с.28].
Также в пользу не случайного возникновения человека говорит и концепция современного естествознания, утверждая следующее: «парадигма самоорганизации позволяет установить связь между неживым и живым в ходе эволюции, так что возникновение жизни представляет отнюдь не чисто случайной и крайне маловероятной комбинацией условий и предпосылок для ее появления, как заявляли некоторые авторитетные биологи. Если самоорганизация при наличии соответствующих условий может возникнуть в самом фундаменте здания материи, то вполне обосновано предположить, что на более высоких уровнях организации она может закономерно привести к возникновению жизни во Вселенной. Нельзя также не отметить, что жизнь сама готовит условия для своей эволюции» [9–с.190].
С другой стороны в современной науке человек выделяется из природы, и не является компонентом географической оболочки. Человек, с точки зрения современного землеведения и географии это «часть природы, он взаимодействует со всеми природными компонентами и одновременно, как и все они, обладает своими специфическими закономерностями развития. Однако, в отличие от других компонентов, взаимодействие с ними человек осуществляет на разумной основе. Это важнейшее обстоятельство дало основание С.В. Калеснику рассматривать человека не как компонент природы, а как внешний фактор, стоящий над природой, сознательно воздействующий на географическую оболочку» [8–с.417]. Но такое утверждение входит в противоречие с сформулированным выше утверждением об самоорганизации, а также в противоречие с принципом целесообразности, говорящем о том, что «целесообразность есть неизбежный результат естественного отбора, в ходе которого устраняются организмы, не приспособленные к условиям своего существования, и получающие право на жизнь и потомство организмы, обладающие определенными преимуществами перед ними»[9–с.224]. Ведь если возникновение человека, как разумного существа не случайно и его способность к разумной деятельности приспособление для успешного выживания, то человек является таким биологическим видом, который приспосабливается к окружающей среде тем, что активно меняет её. Но при этом осознанное изменение окружающей среды зависит от целей, потребностей, мотивов и желаний осознающего. То есть деятельность человека, его взаимоотношения с окружающей средой, зависят как и от биологических потребностей в пище, размножении и обороне, но также и от господствующего мировоззрения в обществе, ценностей общества и от мировоззрения и ценностей самого индивида. И если возникновение разумной жизни в лице человека не случайно, то может возникнуть вопрос о том, что феномен разума во Вселенной, исходя их принципа самоорганизации, возник как явление направленное на дальнейшую эволюцию самой Вселенной.
Таким образом, можно сформулировать гипотезу данной курсовой работы: возникновение разумной жизни и развитие общества на планете Земля есть закономерное следствие эволюционного процесса во Вселенной; взаимодействие общества и природы являются также продолжением эволюционного процесса, в котором действия общества по отношению к природе зависят от состояния самого общества и являются способом выживания человека как вида в сложившихся условиях, при этом действия человека являются продолжением космогонических эволюционных сил, направленных либо на созидание либо на разрушение, но в любом случае на развитие.
Также в рамках работы, в качестве практической части, будут рассмотрены проблемы природопользования на территории города-курорта Сочи и в его окрестностях, их оценка и предложения по решению с точки зрения гипотезы данной курсовой работы.
Актуальность выбранной темы определяется, во-первых, в глобальном понимании, развитием и обострением глобального экологического кризиса; во-вторых, активным развитием города Сочи, окрестности которого еще сравнительно недавно подвергались менее интенсивному антропогенному воздействию, а теперь в преддверии зимней олимпиады 2014 года такое воздействие заметно возросло.
Объект исследования: ноосфера, ее общие закономерности развития и взаимодействие с другими частями географической оболочки.
Предмет исследования: деятельность человека, влияние его деятельности на природу и обратное воздействие природы на человека.
Цели и задачи курсовой работы: изучить понятия биосферы и ноосферы, ответить на вопрос «что такое человек в биосфере, что им движет, что такое разум человека?», т.е. изучить человека и общество как природный феномен, рассмотреть различные модели деятельности человека по отношению к окружающей среде.
В рамках же практической части, посвященной вопросам природопользования города Сочи, необходимо рассмотреть изменение и развитие антропогенного воздействия на различные ландшафтные компоненты нашего города, степень возрастания эксплуатации различных ресурсов города-курорта Сочи.
КОНЦЕПЦИЯ БИОСФЕРЫ
В буквальном переводе термин биосфера (греч. bios – жизнь, sfaira – шар) обозначает сферу жизни, пространство на которое распространяется деятельность живых организмов, место где они обитают.
В таком смысле он впервые был введен в науку в 1875 году австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом (1831-1914). Однако задолго до этого под другими названиями, в частности «пространство жизни», «картина природы», «живая оболочка Земли» и т.п., его содержание рассматривалось многими другими естествоиспытателями [8–с. 182].
Но первоначально под всеми этими терминами подразумевалась только совокупность живых организмов на нашей планете, хотя иногда и указывалась их связь с географическими, геологическими и космическими процессами. Первым из биологов, который ясно указал на огромную роль живых организмов в образовании земной коры, был Ж. Б. Ламарк (1744-1829). Он подчеркивал, что «все вещества, находящиеся на поверхности земного шара и образующие его кору, сформировались благодаря деятельности живых организмов» [9–с. 183].
Постепенно идея о тесной взаимосвязи между живой и неживой природой, об обратном воздействии живых организмов и их систем на окружающие их физические, химические и геологические факторы все настойчивее проникала в сознание ученых и находила реализацию в их конкретных исследованиях. Этому способствовали и перемены, произошедшие в общем подходе естествоиспытателей к изучению природы. Они все больше убеждались в том, что обособленное исследование явлений и процессов протекающих в природе с позиций отдельных научных дисциплин оказывается неадекватным. Поэтому на рубеже XIX-XX вв. в науку все шире и шире проникают идеи холистического, или целостного, подхода к изучению природы, который в наше сформировались в системный метод ее изучения.
Результаты такого подхода незамедлительно сказались при исследовании общих проблем воздействия биотических факторов на абиотические условия. Так, оказалось, например, что «состав морской воды во многом определяется активностью морских организмов. Растения, живущие на песчаной почве, значительно изменяют ее структуру. Живые организмы контролируют даже состав нашей атмосферы» [9–с. 183].
Таким образом , биосферу нельзя рассматривать в отрыве от неживой природы, от которой она с одной стороны зависит, а с другой – сама воздействует на нее.
Основоположником целостного учения о биосфере является В.И. Вернадский (1863-1945 гг.). Он разработал представление о биосфере как «об особой наружной особой наружной оболочке Земли, охваченной геохимической деятельностью живого вещества. В.И. Вернадский, говоря о биосфере, имел ввиду неразрывное целое» «живое вещество» - планетарную совокупность всех организмов и «косную вещество» - среду, в которой они развиваются [8– с.392].
Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество – это уровни организации биосферы. Кроме растений и животных, В.И. Вернадский включает сюда и человечество, влияние которого на геохимические процессы отличается от воздействия остальных живых существ, во-первых, своей интенсивностью, увеличивающейся с ходом геологического времени; во-вторых, тем воздействием, какое деятельность людей оказывает на остальное живое вещество [9–с.184]. Это воздействие сказывается прежде всего в создании многочисленных новых видов культурных растении и домашних животных. Такие виды на существовали раньше и без помощи человека либо погибают, либо превращаются в дикие породы. Поэтому Вернадский рассматривает «геохимическую работу живого вещества в неразрывной связи животного, растительного царства и культурного человечества как работу единого целого» [3–с.156].
По мнению Вернадского, в прошлом не придавали значения двум важным факторам, которые характеризуют живые тела и продукты их жизнедеятельности:
· открытию Пастера о преобладании оптически активных соединений, связанных с дисимметричностью пространственной структуры молекул, как отличительной особенности живых тел;
· явно недооценивался вклад живых организмов в энергетику биосферы и их влияние на неживые тела.
Известно, что масса косного вещества (атмосфера, горные породы, минералы и т.д.) значительно превышает по объему и весу живое вещество, но последнее играет основную роль в геологических процессах связанных с изменением облика нашей планеты [9–с.185].
Поскольку живое вещество является определяющим компонентом биосферы, постольку можно утверждать, что оно может развиваться и существовать только в рамках целостной системы биосферы. Не случайно поэтому Вернадский считает, что «живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой ее определяющей» [3 – c.156].
Исходя из этого можно утверждать, что развитие и эволюция живых организмов ведет к изменению и развитию и среды их обитания и самой биосферы, ее расширению или сокращению, ведь биосфера – это область распространения жизни на Земле. Речь о совместной эволюции живых организмов и среды их обитания пойдет ниже.
Исходной основой существования и развития биосферы и происходящих в ней биогехимических процессов является астрономическое положение нашей планеты и в первую очередь ее расстояние от Солнца и наклон земной оси к эклиптике. Это пространственное расположение Земли определяет в основном климатическую зональность, а климат в свою очередь – жизненные циклы всех существующих на планете организмов. Солнце является основным источником энергии биосферы и регулятором всех геологических, химических и биологических процессов.
Решающее отличие живого вещества от косного заключается в следующем:
· изменения и процессы в живом веществе происходят значительно быстрее, чем в косных телах. Поэтому для характеристики изменений в живом веществе используется понятие исторического, а в косном – геологического времени;
· в ходе геологического времени возрастают мощь живого вещества и его воздействие на косное вещество биосферы. Это воздействие, указывает Вернадский, проявляется прежде всего «в непрерывном токе атомов из живого вещества в косное вещество биосферы и обратно»; [9–с.186].
· только в живом веществе происходят качественные изменения организмов ходе геологического времени, т.е. эволюция видов;
· живые организмы изменяются в зависимости от изменений окружающей среды, адаптируются к ней и, согласно теории Дарвина, именно постепенное накопление таких изменений служит источником эволюции. В.И. Вернадский высказывает предположение, что живое вещество, возможно и «свой процесс эволюции, проявляющийся в изменении с ходом геологического времени, вне зависимости от изменения среды» [2–с.185].
Развивая идеи Вернадского, В.В. Добровольский пишет: «В современном понимании биосфера не среда жизни, а глобальная система, в которой в неразрывной связи существует, с одной стороны, инертное вещество в твердой жидкой и газовой фазах, а с другой стороны – разнообразные формы жизни и их метаболиты» [7].
Таким образом, биосфера – есть особая оболочка Земли, представляющая собой всю совокупность живых организмов и продуктов их жизнедеятельности, связанных между собой и неживой природой непрерывным обменом веществом и энергией. Биосфера – есть быстро развивающаяся оболочка, развитие которой зависит как и от условий окружающей среды, так и от самих живых организмов, активно влияющих на изменение природы, т.е. можно сказать, что все компоненты биосферы и окружающая их среда находятся в тесном диалектическом, динамическом единстве.
ЭВОЛЮЦИЯ БИОСФЕРЫ
Как говорилось выше, одним из отличительных признаков биосферы является то, что живые организмы изменяются в зависимости от изменений окружающей среды, адаптируются к ней и, согласно теории Дарвина, именно постепенное накопление таких изменений служит источником эволюции.
В. И. Вернадский высказывает предположение, что живое вещество, возможно, имеет и «свой процесс эволюции, проявляющийся в изменении с ходом геологического времени, вне зависимости от изменения среды» [2– c.185].
Для подтверждения своей мысли оно ссылается на непрерывный рост центральной нервной системы животных и ее значение в биосфере, а также «на особую организованность самой биосферы» [9–с. 187]. По его мнению, в упрощенной модели эту организованность можно выразить так, что ни одна точка биосферы «не попадает в то же место, в ту же точку биосферы, в какой она была раньше» [2.–c.181]. Такими точками биосферы являются условия существования организмов, т.е. биогеоценозы. В современных терминах это явление можно описать как необратимость изменений, которые присущи любому процессу эволюции и развития.
Вообще, если обратится к общему развитию планеты и географической оболочки, то можно заметить следующую закономерность: с ходом геологического времени увеличивается скорость энергоинформационного обмена между компонентами географической оболочки и уменьшается время, необходимое на изменение того или иного компонента.
Действительно, в результате дегазации литосферы у нашей планеты появилась гидросфера и первичная атмосфера. Появился климат, ускорились процессы переноса тепла и влаги благодаря ветрам и течениям, а также появились условия, в которых могли выживать живые организмы: вода является отличной защитой от жесткого ультрафиолетового излучения. С появление живых организмов (считается, что это произошло около 2 млрд. лет назад) начинается быстрое, в геологическом понимании, изменение газового состава атмосферы, приобретением живыми организмами способности к фотосинтезу, появляются первые растения. Насыщение атмосферы кислородом позволяет появившимся к тому времени животным покинуть просторы океанов и выйти на сушу, по которой они очень быстро, распространяются. Понятно, что при этом все живые организмы приспосабливались к конкретным условиям окружающей среды. При этом смена одной геологической эры другой, происходила таким образом, что каждая последующая эра была короче предыдущей. С появлением человека, способного сознательно изменять окружающую среду, темп энергоинформационного обмена ускорился многократно. (Трудно привести цифры, так как нет подробного исследования на эту тему). И можно с уверенностью утверждать о наступлении новой эры в развитии Земли, эры связанной с разумной деятельностью человека.
Не в этом ли ответ на вопрос о непрерывном росте центральной нервной системы? Ведь каждая система стремится получить больше энергии для поддержания своего существования за более короткий промежуток времени, а наиболее сильное потребление энергии будет происходить только в случае целенаправленного её направления к системе (в случае химических реакций это различные заряды атомов, а в случае живого вещества – степень организованности). При этом каждая система стремится к равновесию, что порождает противоречие с необходимостью постоянно получать энергию извне. Встает вопрос о том, куда её тратить, и тут тоже можно сказать, что чем выше организованность животного, тем более многогранно применение полученной энергии. В этом противоречии накопления и расхода энергии, возможно, и кроется истинная причина эволюции.
Непрерывный процесс эволюции, сопровождающийся появлением новых видов организмов, оказывает воздействие на всю биосферу в целом, в том числе и на природные биокосные тела. Это подтверждается тем, например, что почвы и реки девона совсем другие, чем третичной и тем более нашей эпохи. Таким образом, эволюция видов постепенно распространяется и переходит на всю биосферу.
Таким образом, биосфера эволюционирует, и направление этой эволюции проходит по вектору направленному от простых живых организмов, к более сложным. При этом если учесть, что биосфера сама появилась в результате эволюции географической оболочки и рассмотреть все это в русле парадигмы самоорганизации, то сам собой напрашивается вывод о том, что возникновение и последующая эволюция биосферы есть закономерное следствие развития географической оболочки. Отсюда же закономерным является и возникновение вида, способного осознано воздействовать на окружающую действительность, направляя энергоинформационный поток в нужное ему «русло», т.е., иными словами, возникновение разума является закономерным следствием развития биосферы.
ПОНЯТИЕ О НООСФЕРЕ
Как сказано выше, человек направляет энергоинформационный поток в нужную ему сторону, получая энергию из окружающей среды путем её осознанного изменения, с целью получения материальных благ. При этом роль человека в изменении газового, литологического, минералогического, биологического и т.д. состава географической оболочки росла на протяжении всего времени существования человека. В.И. Вернадский писал: «Ещё большее влияние оказывает человек полным изменение лика Земли, которое производится им во все больших и больших размерах по мере развития культуры и распространения влияния культурного человечества. Земная поверхность превращается в города и культурную землю и резко меняет свои химические свойства.
Изменяя характер химических процессов и химических продуктов, человек совершает работу космического характера. Она является с каждым годом все более значительным фактором в минеральных процессах земной коры и мало-помалу меняет их направление» [1-c.133].
Из этих слов следует, что человек постепенно, с ходом истории, превращался в мощную силу, способную оказывать влияние на геологические процессы, при этом влияние человека будет сознательным, целенаправленным, так человек существо обладающее разумом.
В 1927 г., опираясь на идеи Вернадского о биогеохимической основе биосферы, французский математик и философ Эдуард Леруа (1870-1954) ввел понятие ноосферы, или сферы разума, для характеристики современной геологической стадии развития биосферы [9-с.189]. Его позицию разделял также Пьер Тейяр де Шарден, впоследствии в своем труде «Феномен человека» определивший ноосферу как одну из стадий развития мира [8-189].
«Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история» - писал Вернадский [1–c.134]. Концепция Вернадского впервые привела все известные эмпирические факты, данные факты и результаты в единую целостную систему знания, которая убедительно объясняет какие факторы способствовали переходу от биосферы к ноосфере. Она основывается на признании решающей роли человеческой деятельности, труда и мысли в эволюции биосферы, а через последнюю и в изменении происходящих на Земле геологических процессов и лика Земли в целом. Хорошо сознавая, что труд представляет собой целесообразную деятельность, основанную на мысли и воле (психических процессах!), он указывает, что ноосфера будет все больше и больше определять не только прогресс общества, но и эволюцию биосферы в целом, а через нее и процессы, совершающиеся на Земле [9-191]. «Эволюционный процесс получает особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу – научную мысль социального человечества…» [4–С.131].
Примечательно, что с возникновением цивилизации биологическая эволюция человека как вида прекратилась и началась социальная эволюция.[9–с.192].
Отсюда можно сделать вывод: развитие ноосферы зависит от социальной эволюции человека, которая в свою очередь зависит от многих факторов жизни человека, в первую очередь от мировоззренческих установок, закладываемых воспитанием в тот или иной исторический период, от социально-политического устройства, от нравственно-моральных качеств как одного человека, так и общества в целом, от отношения человека к окружающему его миру, от сознания человека.
ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА. КУЛЬТУРА
Человек – это, по сути, социобиологическое явление. Как биологический вид он принадлежит к типу хордовых, семейству млекопитающих, отряду приматов. С другой стороны есть некоторое свойство, позволившее виду Homo Sapiens выжить, и более того стать геологической силой – это человеческий разум, этого способность человека к сознательному отражению протекающих вокруг него процессов и к их осознанию. Кроме того, человек является существом социальным, т.е. как Человек, как личность, он может сложиться только при наличии человеческого общества.
Это подтверждает современная психология: «Человек (Homo Sapiens) – филогенетически сложившийся вид, «человек разумный» - понимается как некая целостность, обусловленная единством биологического и социального. Биологическая составляющая – индивид есть совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развивающихся в онтогенезе. Филоонтогенетические связи в развитии биологической составляющей реализуются в соответствии (что признается большинством психологов) с законами эволюционной теории. Социальная составляющая – личность – носитель свойств, определяющих социальную природу человека и отражающих как конкретные общественно-экономические отношения, так и историю общества» [13– С.27).
Человек создает вокруг себя то, что принято называть культурой, второй природой – это материальные и духовные ценности. При этом у разных народов, живущих в разных условиях своя культура, свои взаимоотношения с природой. Л.Н. Гумилев связывал это с понятием «стереотип поведения» [5]. Это понятие означает, что при различных ландшафтных условиях, в которых образуются этносы (понятие этноса и этносферы рассмотрим ниже), люди по разному начинают приспосабливаться к этим новым условиям, но при этом при миграциях из одних ландшафтных условий в другие стереотип поведения сохраняется. Понятию «культура», исходя из сказанного выше, можно дать следующее определение культура – это форма приспособления человека к окружающему его ландшафту. (Поэтому столь непохожи по стереотипу поведения люди различных природных ландшафтов и похожи горожане, живущие в условиях техносферы). При этом следует отметить, что «судьбой народа руководят в большей степени умершие поколения, чем живущие (Г. Лебон)» [13-29]. А Л.Н. Гумилев в своем труде «Этногенез и биосфера Земли» писал: «Связь этнической культуры с географией несомненна, но ею нельзя исчерпывать всю сложность взаимоотношений многообразных явлений природы с зигзагами истории этносов. И более того, тезис, согласно которому любой признак, положенный в основу классификации этносов, является адаптационным, отражает только одну сторону процесса этногенез.
Однако, сложившись в определенном регионе, где приспособление к ландшафту было максимальным, этнос при миграции сохраняет многие первоначальные черты, которые отличают его от этносов-аборигенов. Так испанцы, переселявшиеся в Мексику, не стали индейцами ацтеками или майя. Они создали для себя искусственный микроландшафт – города и укрепленные асьенды, сохранили свою культуру, как материальную, так и духовную, несмотря на то что влажные тропики Юкатана и полупустыни Анаука весьма отличались от Андалусии и Кастилии.
Ведь отделение Мексики от Испании в XIX в. было в значительной мере делом рук потомков индейских племен, принявших испанский язык и католичество, но поддержанных свободными племенами команчей, бродивших к северу от Рио-Гранде» - далее Гумилев дает определение понятию этносферы: «Мозаичная антропосфера постоянно меняющаяся в историческом времени и взаимодействующая с ландшафтами планеты Земля, - не что иное, как этносфера… Этносфера, как и прочие географические явления, должна иметь свои закономерности развития, отличные от биологических и социальных. Этнические законы просматриваются в пространстве (этнография) и во времени (этногенез и палеогеография антропогенных ландшафтов)» [5-c.61]. А отсюда следует, что этнос – природное явление.
Итак, человек представляет собой продукт природы окружающей его, как и в социокультурном смысле, так и в биологическом, так и в географическом (человек и ноосфера и этнос – продукты эволюции биосферы). Культура, создаваемая человеком – это способ приспособления к ландшафту, попытка осознать и принять те или иные географические условия, при этом память о предках, об их заветах, сохранение култьурно-исторического наследия, заставляет этносы и отдельных людей при смене места обитания приспосабливать новые условия к своему мировоззрению и мироощущению. Хорошо если новый ландшафт похож на прежний, но в случае серьезных различий, человек вынужден приспосабливаться к новым условиям, но при этом не редко это происходит путем конфликта между человеком и ландшафтом. Этот конфликт приводит к тому, что для приспособления к новым условиям человек начинает изобретать новые орудия труда, в чем и заложена истинная причина материально-технического прогресса, постепенно превращая окружающий его естественный географический ландшафт в техногенный. Особенно это стало заметно со второй половины XIX в. когда началась научно-техническая революция. Но человек сам является природным элементом и его конфликт с природой приведет только к катастрофичным последствиям для самого человека.
Но как существо обладающее способностью к осознанию проблемы человек способен решить эту проблему, но для этого следует признать, что сознание – это приспособление для выживания и от правильного его использования это выживание и зависит. Об этом и пойдет речь ниже.
ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подводя итог всему выше сказанному, можно заключить следующее. Природа и общество – это системно связанные элементы планеты Земля. Этносы, народы, формируются в условиях окружающих их ландшафтов. Когда-то это были дикие, естественно природные ландшафты, чистые и наполненные жизнью, сейчас таких пространств, не тронутых современной цивилизацией на планете практически не осталось. А современна цивилизация западного типа основана на несправедливых товарно-денежных отношениях и такое отношение оказывается даже к самой Природе – колыбели человечества.
Как было сказано в гипотезе, возникновение разумной жизни и развитие общества на планете Земля есть закономерное следствие эволюционного процесса во Вселенной; взаимодействие общества и природы являются также продолжением эволюционного процесса, в котором действия общества по отношению к природе зависят от состояния самого общества и являются способом выживания человека как вида в сложившихся условиях, при этом действия человека являются продолжением космогонических эволюционных сил, направленных либо на созидание, либо на разрушение, но в любом случае на развитие.
Пока, состояние дел говорит о том, что действия общества по отношению к природе – негативны и направлены на разрушение биосферы планеты. Но, «природа умеет постоять за себя. Не только некоторые растения, разрушающие своими стебельками каменную кладку и с милой непосредственностью взламывающие асфальтовые дороги, но и отдельные виды животных используют антропосферу для своего процветания»[5-c.223]. И примером тут может быть огромное количество крыс обитающее в подвалах и свалках мегаполисов, а крысы как известно – один из факторов создающих эпидемии и не только чумы, но и тифа и других болезней.
А так как человек является продолжением некого творческого начала Вселенной и связан с ней своим сознанием и подсознанием, то на нем лежит большая ответственность за нарушение законов природы, которые он, по сути, должен поддерживать своей разумной деятельностью.
На территории города Сочи эта проблема остро встала после принятия решения о проведении Зимних Олимпийских Игр 2014 года в Красной поляне. Увлеченные идеей быстрого обогащения некоторые бизнесмены, представители как и крупного, так и малого бизнеса, совершенно не считаясь с мнением экологов и ученых строят проекты которые так или иначе нанесут вред Черноморскому Побережью Кавказа.
Для решения проблем, связанных с взаимодействием природы и общества, необходим системный, целостный подход к этим проблемам, понимание связанности законов эволюции общества с законами эволюции планеты, всестороннее изучение такого понятия как ноосфера, превращение его в объект научного изучения на стыке социально-психологических и географических наук.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ
1. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М.: Знание, 1988;
2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., Наука, 1989;
3. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. – М., Республика, 1989;
4. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление.//Начало и вечность жизни. М., Наука, 1988;
5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., Ди Дик – 1994;
6. Данилов-Данильян В.И, Лосев К.С., Рейф И.Е., Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. www.lib.ru;
7. Добровольский В.В. Основы биогеохимии. М., 2001;
8. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание. Землеведение и краеведение. М., Владос, 2002;
9. Рузавин Г.И. Концепция современного естествознания. М., Юнити, 2005;
10. «Свободная энциклопедия Википедия» www.wikipediya.ru;
11. Информационное агентство «Кубань. Инфо». www.smi.kuban.info;
12. Сочинская Экологическая Вахта. www.ecology.sochiweb.ru;
13. Крылов А.А. Психология. М., Проспет, 2005.
ВВЕДЕНИЕ
Не так давно, всего семь лет назад, человечество перешагнуло порог XXI века, и, более того, нового тысячелетия. Человечество вошло в новое время, не только не решив огромное количество глобальных проблем, но и усугубив многие из них. К таким проблемам можно отнести экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды отходами деятельности человека, социальные проблемы, такие как проблемы перенаселенности, миграций людей из неблагополучных стран в благополучные, широкое распространение различных болезней (например, птичий грипп, атипичная пневмония, СПИД), терроризм, войны и другие. Все эти проблемы носят социально-экономический характер, то есть своим происхождением они прямо или косвенно связаны с деятельностью человека. Но последствия этих проблем распространяются далеко за пределы только лишь человеческого общества, очень сильно влияя и даже изменяя те процессы которые происходили в девственной природе.
К сожалению, такое влияние, как правило, негативно по отношению к географической оболочке – оно разрушает те связи в ней, те природные процессы в ней, которые наладились и протекали задолго до появления человека. Но человек сам обитает в географической среде, поэтому негативные воздействия вредны и для самого человека. Казалось бы, что возникает замкнутый круг: человек преобразует природу, что бы улучшить условия своего обитания, но при этом нарушаются природные процессы и в итоге на человеческое общества воздействуют все новые и новые негативные факторы. Из этого тезиса может возникнуть следующий вывод: эволюция природы привела на определенном этапе к появлению Человека Разумного, действия которого, вследствие эволюции общества, на определенном этапе стали губительны для многих компонентов географической оболочки.
Но стоит ли рассматривать взаимодействие природы и общества только лишь со стороны того, как общество воздействует на природу, а природа на общество? Ведь такое положение вещей нельзя назвать взаимодействием – это будет взаимовоздействие, при котором человечество заведомо остается в проигрышном положении, так как человек не властен ни отменить, ни заменить, ни создать новые законы природы. Скорее всего этот вопрос нужно решать не с позиции обособленности общественных законов от природных, а с позиции их диалектического единства. В пользу этого тезиса говорит следующая мысль: человек, как биологический вид – продукт природной эволюции, тогда и вся деятельность человека – продолжение действия эволюционных космогонических сил. С такой идеей в свое время выступали В.И. Вернадский, Л.Н.Гумилев, Пьер Тейяр де Шардер. Например, Вернадский «рассматривает возникновение сознания как закономерный результат эволюции биосферы, но, однажды возникнув, оно затем начинает оказывать все возрастающее влияние на биосферу благодаря трудовой деятельности человека» [9–с.190]. Л.Н. Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли» определяет этнос как форму существования вида Homo Sapiens, и дает следующее определение этноса: «этнос – феномен биосферы, или системная целостность дискретного типа, работающая на геобиохимической энергии живого вещества, в согласии с принципом второго начала термодинамики, что подтверждается диахронической последовательностью исторических событий» [5–с.28].
Также в пользу не случайного возникновения человека говорит и концепция современного естествознания, утверждая следующее: «парадигма самоорганизации позволяет установить связь между неживым и живым в ходе эволюции, так что возникновение жизни представляет отнюдь не чисто случайной и крайне маловероятной комбинацией условий и предпосылок для ее появления, как заявляли некоторые авторитетные биологи. Если самоорганизация при наличии соответствующих условий может возникнуть в самом фундаменте здания материи, то вполне обосновано предположить, что на более высоких уровнях организации она может закономерно привести к возникновению жизни во Вселенной. Нельзя также не отметить, что жизнь сама готовит условия для своей эволюции» [9–с.190].
С другой стороны в современной науке человек выделяется из природы, и не является компонентом географической оболочки. Человек, с точки зрения современного землеведения и географии это «часть природы, он взаимодействует со всеми природными компонентами и одновременно, как и все они, обладает своими специфическими закономерностями развития. Однако, в отличие от других компонентов, взаимодействие с ними человек осуществляет на разумной основе. Это важнейшее обстоятельство дало основание С.В. Калеснику рассматривать человека не как компонент природы, а как внешний фактор, стоящий над природой, сознательно воздействующий на географическую оболочку» [8–с.417]. Но такое утверждение входит в противоречие с сформулированным выше утверждением об самоорганизации, а также в противоречие с принципом целесообразности, говорящем о том, что «целесообразность есть неизбежный результат естественного отбора, в ходе которого устраняются организмы, не приспособленные к условиям своего существования, и получающие право на жизнь и потомство организмы, обладающие определенными преимуществами перед ними»[9–с.224]. Ведь если возникновение человека, как разумного существа не случайно и его способность к разумной деятельности приспособление для успешного выживания, то человек является таким биологическим видом, который приспосабливается к окружающей среде тем, что активно меняет её. Но при этом осознанное изменение окружающей среды зависит от целей, потребностей, мотивов и желаний осознающего. То есть деятельность человека, его взаимоотношения с окружающей средой, зависят как и от биологических потребностей в пище, размножении и обороне, но также и от господствующего мировоззрения в обществе, ценностей общества и от мировоззрения и ценностей самого индивида. И если возникновение разумной жизни в лице человека не случайно, то может возникнуть вопрос о том, что феномен разума во Вселенной, исходя их принципа самоорганизации, возник как явление направленное на дальнейшую эволюцию самой Вселенной.
Таким образом, можно сформулировать гипотезу данной курсовой работы: возникновение разумной жизни и развитие общества на планете Земля есть закономерное следствие эволюционного процесса во Вселенной; взаимодействие общества и природы являются также продолжением эволюционного процесса, в котором действия общества по отношению к природе зависят от состояния самого общества и являются способом выживания человека как вида в сложившихся условиях, при этом действия человека являются продолжением космогонических эволюционных сил, направленных либо на созидание либо на разрушение, но в любом случае на развитие.
Также в рамках работы, в качестве практической части, будут рассмотрены проблемы природопользования на территории города-курорта Сочи и в его окрестностях, их оценка и предложения по решению с точки зрения гипотезы данной курсовой работы.
Актуальность выбранной темы определяется, во-первых, в глобальном понимании, развитием и обострением глобального экологического кризиса; во-вторых, активным развитием города Сочи, окрестности которого еще сравнительно недавно подвергались менее интенсивному антропогенному воздействию, а теперь в преддверии зимней олимпиады 2014 года такое воздействие заметно возросло.
Объект исследования: ноосфера, ее общие закономерности развития и взаимодействие с другими частями географической оболочки.
Предмет исследования: деятельность человека, влияние его деятельности на природу и обратное воздействие природы на человека.
Цели и задачи курсовой работы: изучить понятия биосферы и ноосферы, ответить на вопрос «что такое человек в биосфере, что им движет, что такое разум человека?», т.е. изучить человека и общество как природный феномен, рассмотреть различные модели деятельности человека по отношению к окружающей среде.
В рамках же практической части, посвященной вопросам природопользования города Сочи, необходимо рассмотреть изменение и развитие антропогенного воздействия на различные ландшафтные компоненты нашего города, степень возрастания эксплуатации различных ресурсов города-курорта Сочи.
БИОСФЕРА КАК ЧАСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ. БИОСФЕРА И НООСФЕРА
КОНЦЕПЦИЯ БИОСФЕРЫ
В буквальном переводе термин биосфера (греч. bios – жизнь, sfaira – шар) обозначает сферу жизни, пространство на которое распространяется деятельность живых организмов, место где они обитают.
В таком смысле он впервые был введен в науку в 1875 году австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом (1831-1914). Однако задолго до этого под другими названиями, в частности «пространство жизни», «картина природы», «живая оболочка Земли» и т.п., его содержание рассматривалось многими другими естествоиспытателями [8–с. 182].
Но первоначально под всеми этими терминами подразумевалась только совокупность живых организмов на нашей планете, хотя иногда и указывалась их связь с географическими, геологическими и космическими процессами. Первым из биологов, который ясно указал на огромную роль живых организмов в образовании земной коры, был Ж. Б. Ламарк (1744-1829). Он подчеркивал, что «все вещества, находящиеся на поверхности земного шара и образующие его кору, сформировались благодаря деятельности живых организмов» [9–с. 183].
Постепенно идея о тесной взаимосвязи между живой и неживой природой, об обратном воздействии живых организмов и их систем на окружающие их физические, химические и геологические факторы все настойчивее проникала в сознание ученых и находила реализацию в их конкретных исследованиях. Этому способствовали и перемены, произошедшие в общем подходе естествоиспытателей к изучению природы. Они все больше убеждались в том, что обособленное исследование явлений и процессов протекающих в природе с позиций отдельных научных дисциплин оказывается неадекватным. Поэтому на рубеже XIX-XX вв. в науку все шире и шире проникают идеи холистического, или целостного, подхода к изучению природы, который в наше сформировались в системный метод ее изучения.
Результаты такого подхода незамедлительно сказались при исследовании общих проблем воздействия биотических факторов на абиотические условия. Так, оказалось, например, что «состав морской воды во многом определяется активностью морских организмов. Растения, живущие на песчаной почве, значительно изменяют ее структуру. Живые организмы контролируют даже состав нашей атмосферы» [9–с. 183].
Таким образом , биосферу нельзя рассматривать в отрыве от неживой природы, от которой она с одной стороны зависит, а с другой – сама воздействует на нее.
Основоположником целостного учения о биосфере является В.И. Вернадский (1863-1945 гг.). Он разработал представление о биосфере как «об особой наружной особой наружной оболочке Земли, охваченной геохимической деятельностью живого вещества. В.И. Вернадский, говоря о биосфере, имел ввиду неразрывное целое» «живое вещество» - планетарную совокупность всех организмов и «косную вещество» - среду, в которой они развиваются [8– с.392].
Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество – это уровни организации биосферы. Кроме растений и животных, В.И. Вернадский включает сюда и человечество, влияние которого на геохимические процессы отличается от воздействия остальных живых существ, во-первых, своей интенсивностью, увеличивающейся с ходом геологического времени; во-вторых, тем воздействием, какое деятельность людей оказывает на остальное живое вещество [9–с.184]. Это воздействие сказывается прежде всего в создании многочисленных новых видов культурных растении и домашних животных. Такие виды на существовали раньше и без помощи человека либо погибают, либо превращаются в дикие породы. Поэтому Вернадский рассматривает «геохимическую работу живого вещества в неразрывной связи животного, растительного царства и культурного человечества как работу единого целого» [3–с.156].
По мнению Вернадского, в прошлом не придавали значения двум важным факторам, которые характеризуют живые тела и продукты их жизнедеятельности:
· открытию Пастера о преобладании оптически активных соединений, связанных с дисимметричностью пространственной структуры молекул, как отличительной особенности живых тел;
· явно недооценивался вклад живых организмов в энергетику биосферы и их влияние на неживые тела.
Известно, что масса косного вещества (атмосфера, горные породы, минералы и т.д.) значительно превышает по объему и весу живое вещество, но последнее играет основную роль в геологических процессах связанных с изменением облика нашей планеты [9–с.185].
Поскольку живое вещество является определяющим компонентом биосферы, постольку можно утверждать, что оно может развиваться и существовать только в рамках целостной системы биосферы. Не случайно поэтому Вернадский считает, что «живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой ее определяющей» [3 – c.156].
Исходя из этого можно утверждать, что развитие и эволюция живых организмов ведет к изменению и развитию и среды их обитания и самой биосферы, ее расширению или сокращению, ведь биосфера – это область распространения жизни на Земле. Речь о совместной эволюции живых организмов и среды их обитания пойдет ниже.
Исходной основой существования и развития биосферы и происходящих в ней биогехимических процессов является астрономическое положение нашей планеты и в первую очередь ее расстояние от Солнца и наклон земной оси к эклиптике. Это пространственное расположение Земли определяет в основном климатическую зональность, а климат в свою очередь – жизненные циклы всех существующих на планете организмов. Солнце является основным источником энергии биосферы и регулятором всех геологических, химических и биологических процессов.
Решающее отличие живого вещества от косного заключается в следующем:
· изменения и процессы в живом веществе происходят значительно быстрее, чем в косных телах. Поэтому для характеристики изменений в живом веществе используется понятие исторического, а в косном – геологического времени;
· в ходе геологического времени возрастают мощь живого вещества и его воздействие на косное вещество биосферы. Это воздействие, указывает Вернадский, проявляется прежде всего «в непрерывном токе атомов из живого вещества в косное вещество биосферы и обратно»; [9–с.186].
· только в живом веществе происходят качественные изменения организмов ходе геологического времени, т.е. эволюция видов;
· живые организмы изменяются в зависимости от изменений окружающей среды, адаптируются к ней и, согласно теории Дарвина, именно постепенное накопление таких изменений служит источником эволюции. В.И. Вернадский высказывает предположение, что живое вещество, возможно и «свой процесс эволюции, проявляющийся в изменении с ходом геологического времени, вне зависимости от изменения среды» [2–с.185].
Развивая идеи Вернадского, В.В. Добровольский пишет: «В современном понимании биосфера не среда жизни, а глобальная система, в которой в неразрывной связи существует, с одной стороны, инертное вещество в твердой жидкой и газовой фазах, а с другой стороны – разнообразные формы жизни и их метаболиты» [7].
Таким образом, биосфера – есть особая оболочка Земли, представляющая собой всю совокупность живых организмов и продуктов их жизнедеятельности, связанных между собой и неживой природой непрерывным обменом веществом и энергией. Биосфера – есть быстро развивающаяся оболочка, развитие которой зависит как и от условий окружающей среды, так и от самих живых организмов, активно влияющих на изменение природы, т.е. можно сказать, что все компоненты биосферы и окружающая их среда находятся в тесном диалектическом, динамическом единстве.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 335.