СОЗНАНИЕ И РАЗУМ – ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Человек приспосабливается к окружающей среде тем, что приспосабливает её под себя или использует её в своих целях. Этим он и отличается от других животных. Используя свою способность к мышлению и осознанию, человек решает возникающие проблемы, но при этом он руководствуется какими-либо мотивами. Во-первых, это его естественные потребности, во-вторых, это уже социальные потребности, показывающее его значение в обществе.

Гумилев писал: «Всем видам позвоночных свойственны: инстинкт личного и видового самосохранения, проявляющийся в размножении и заботе о потомстве, стремление распространиться на возможно большую площадь и способность приспособления к среде (адаптация). Однако последняя не безгранична. Чаще всего животное обитает на определенном участке земной поверхности, к которому приспособились его предки. Медведь не пойдет в пустыню, выдра не полезет на высокую гору, заяц не прыгнет в реку за рыбой.

Человек в этом отношении – исключение. Принадлежа к единому виду, он распространился по всей суши планеты. Это показывает наличие чрезвычайно высоких способностей к адаптации… …в каждом большом биоценозе человек занимает твердое положение, а заселяя новый регион, меняет не анатомию или физиологию своего организма, а стереотип поведения» [5–с.219-220].

К сожалению, изменение стереотипа поведения и осмысление своего бытия в мире не всегда шло на пользу человечеству. Первой вехой этого была так называемая неолитическая революция – время перехода человеческого общества от простой охоты и собирательства к земледелию и скотоводству: «…первой вехой на пути к самоотделению человека от природы стал переход от простого присвоения ее плодов первобытным собирателем и охотником к производству сельскохозяйственной продукции, сработанной его руками (неолитическая революция). Но тем самым в этих руках оказалась в известной степени и его собственная судьба.

На фоне этой относительной независимости от природных сил теряет былую актуальность и ощущавшееся прежде родство человека с окружавшим его растительным и животным миром. Почувствовав себя особенным, выделенным посреди всех других существом, он не замедлил отправить в отставку и своих зооморфных богов, налагавших немало запретов на уничтожение живой природы. А на их место пришли божества, слепленные уже по человеческому образу и подобию, причем сама природа из объекта поклонения становится для человека прежде всего ресурсным источником» - пишут в своей статье «Перед главным вызовом цивилизации.Взгляд из России» российские ученые Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е [6].

Таким образом, современный экологический кризис, а также другие глобальные проблемы человечества во многом зависят от того, как человек осмысляет окружающий его мир. Далее авторы статьи продолжают: «Окончательно утвердившийся свободный рынок с его всепроникающими товарно-денежными отношениями диктовал свою логику, и этой логикой стал Его Величество денежный расчет. И там, где приходилось выбирать между миром нетронутой живой природы и возможностью извлечения дополнительной прибыли, человек без колебаний жертвовал первым, не заботясь о перспективе завтрашнего дня. К тому же любой природный объект низводился теперь до роли заурядного предмета купли-продажи. И если за назначенный под застройку участок векового леса можно было заплатить, как за несколько вагонов цемента, то стоило ли о чем-нибудь беспокоиться?»[6].

Отсюда следует, что человек использует свой разум для личного выживания в окружающей его среде (и не только в географической, но и социальной), но потребительское отношение к жизни приведет к неизбежным негативным последствиям, ведь человек связан с природой и зависим от нее.

Вообще, в современной психологии нет четкого определения понятию сознание, но «в современной психологии как области человекознания все более активно обсуждаются проблемы духовной основы мира без противопоставления светского и религиозного подхода к духовности. Признание духовной основы мира и системности мироздания расширяют возможности познания феномена человека. Создает предпосылки к новому понимание того, что деятельностью мозговой коры мышление не ограничивается и в ней не заканчивается (В.Ф. Войно-Ясенецкий), что коллективное бессознательное содержит психический материал, не возникающий в личном опыте (К. Юнг), что судьбой народа руководят в большей степени умершие поколения, чем живущие, что духовная сфера человека открыта не только энергии Земли и космоса, но и духовной сфере более высокого порядка (В.Д. Шадриков)…Осознание планетарных связей психики, напротив, побуждает к возвращению понятия о душе в науку» [13– с.29-31].

Таким образом, сознание и разум, это с одной стороны то, чем обладает человек, то, что является его приспособлением к выживанию, с другой стороны – это нечто, посредством чего люди связаны с Космосом и с самими собой. Это не просто приспособление для выживания в окружающем мире, но и «инструмент» его переустройства. Если учесть, что появление человека – есть закономерный результат эволюции Природы, то и человеческий разум – природное явление. Но Природа, в широком смысле, не будет создавать то, что будет ей во вред, вернее так: то что было создано Природой, но затем стало оказывать негативное влияние на неё уничтожается самой Природной в соответствии с ее законами. Поэтому можно утверждать, что сознание и разум человека должны служить на пользу всей природной среде, а не быть только приспособлением для выживания человека, ибо наличие понимания своей значимости накладывает большие обязанности.

ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО

Дата: 2019-12-22, просмотров: 238.