Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Г. Эббингауз (1850-1909) обу­чался в университетах Галле и Берлина сначала по специально­сти история и филология, за­тем — философия. Доцент, затем профессор университетов в Бер­лине, Бреслау, Галле, где он организовал неболь­шую лабораторию экспериментальной психологии, он создал первую профессиональную организацию немецких психологов "Немецкое общество экспе­риментальной психологии" и (совместно с А. Кенигом) "Журнал психологии и физиологии орга­нов чувств" (1890), поддержанный как физиолога­ми, так и психологами.

Эббингаузу принадлежит выдающаяся роль в раз­витии экспериментальной психологии. Он занялся ею, когда предметом этой науки считались процессы и акты сознания субъекта, а методом — интроспек­ция, контролируемая с помощью приборов. Эббин­гауз применил взамен субъективного метода объек­тивный, соединив его с количественным анализом данных. В то время считалось, что эксперименталь­но можно изучать лишь деятельность органов чувств — ведь только на них можно воздействовать различными приборами. Что же касается сложных психических процессов — таких как память и мыш­ление, то их изучение опытными, лабораторными ме­тодами не вел никто. Заслуга Эббингауза прежде всего в том, что он отважился подвергнуть эксперименту память.

Случайно в Париже Эббингауз нашел в букини­стической лавке книгу Т. Фехнера "Основы психофи­зики". В ней были сформулированы математические законы, касающиеся отношений между физически­ми стимулами и вызываемыми ими ощущениями. Во­одушевленный идеей открытия точных законов па­мяти, Эббингауз решил приступить к опытам. Он ста­вил их на самом себе.

Эббингауз задался целью установить за­коны памяти "в чистом виде" и для этого изобрел особый материал.

Единицей такого материала стали не слова (ведь они всегда связаны с понятиями), а отдельные бес­смысленные слоги. Каждый слог состоял из двух со­гласных и гласной между ними (например: бов, гис, лоч). По оценке американца Э. Титченера, это стало самым выдающимся изобретением психологии со вре­мен Аристотеля. Столь высокая оценка исходила из открывшейся возможности изучать процессы памя­ти независимо от смысловых содержаний, с которы­ми неотвратимо связаны нормальные речевые реак­ции человека.

Составив список бессмысленных слогов (около 2300), Эббингауз экспериментировал с ними на про­тяжении пяти лет.

Основные итоги этого исследования Эббингауз из­ложил в ставшей классической книге "О памяти". Прежде всего, он выяснил зависимость числа повто­рений, необходимых для заучивания списка бессмыс­ленных слогов, от его длины и установил, что при одном прочтении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требовалось значи­тельно большее число повторений, чем количество присоединенных к первоначальному списку слогов. Число повторений принималось за коэффициент за­поминания.

Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом "кривая забывания". Быстро падая, эта кривая становится пологой. Оказалось, что наиболь­шая часть материала забывается в первые минуты по­сле заучивания. Значительно меньше забывается в ближайшие минуты и еще меньше — в ближайшие дни. Сравнивалось также заучивание осмысленных текстов и списка бессмысленных слогов. Эббингауз выучивал текст "Дон-Жуана" Байрона и равный по объему список слогов. Осмысленный материал запо­минался в девять раз быстрее. Что же касается "кри­вой забывания", то она в обоих случаях имела об­щую форму, хотя при осмысленном материале паде­ние кривой шло медленнее.

Экспериментальный метод утверждается в пси­хологии на рубеже XX века повсеместно, во всех ее отраслях. Он прилагается к различным объек­там и для решения различных задач. Эксперимент начинает определять характер психологической на­уки в целом.

 

 

Заключение

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.

 

Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психодиагностических знаний. Все более широкое применение в психодиагностике находят современные методы математики и физики, а также средства электронной психодиагностики

 

Вывод

 

Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

 


 

 

Список используемой литературы:

1. История психологии. 2-е издание. М. Г. Ярошевский, М., издательский центр «Академия», 1997г.

2. Введение в психологию. А. В. Петровский, М., издательский центр «Академия», 1996г.

3. Психология. А. А. Крылов, М., «Проспект», 2000г.

4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Психология и педагогика. СПб.,2001

5. Введение в психологию. Л. А. Карпенко, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко, И. Б. Котова, Б. К. Середа, М., издательский центр «Академия», 1996г.

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М., 1997. – 254 с.

 

1. Бабанский Ю.К. , Сластёнин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1988.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. – М., 1998.

3. Пейсахов Н.М. Теория, методика и практика психофизиологических исследований в высшей школе. – Казань: Изд-во «Казанского университета», 1979.

4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.

5. Хрестоматия по психологии. – М., 1987.

 

1. Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов «Психология труда, проф., информационной и организаторской деятельности».

2. Л.А. Венгер, В.С. Мухина “Психология” Москва “Просвещение” 1988г.

3. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика.

 

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 287.