Главной целью частнособственнического капитала является накопление и умножение своего состояния. Накопления любым способом. Даже путем отрицания норм права, если они стоят на этом пути. Многие дипломированные политики, видимо, забыли очень меткую на этот счет характеристику, данную еще в ХIX веке английским экономистом Т.Дж.Даннингом и цитируемую К. Марксом в “Капитале”. “Капитал, - пишет он, - избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда. Капитал боится отсутствия прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы” [5.Т.23.С.770]. Эта оценка абсолютно точна для утверждающихся форм капитала в России, который, как и полтора века назад, говоря словами Маркса, источает кровь и грязь из всех своих пор, с головы до пят. Особенно верна эта оценка для событий на Северном Кавказе. Трагедия в Беслане обладает этой основой.
Однако в традициях этносов северокавказья преобладает негативное отношение к частнокапиталистическим формам отношений. Особенно к тем, которые копируют американский стиль, с его грубым индивидуализмом, алчностью и эгоизмом, отрицающим мораль сотрудничества и коллективизма. Здесь доминирует тенденция не допускать внутри своей общины, рода, клана эти варварские отношения. Правда, тенденция разрушения этого уклада жизни, как пишет О.Н.Домениа, началась еще в конце Х1Х столетия. “Но в ХХ веке этот переход замедлился в связи с установлением социалистической системы хозяйствования, которая в основном опиралась на идею коллективизма”[6.С.52.]. Хотя на практике идея коллективизма осуществлялась не адекватно ее социалистической сущности, но в принципе она поддерживалась этносами северокавказья, ибо эта идея во многом совпадала с духом и историческими традициями горской общины. Она соответствует даже духу ислама как самой распространенной формы религии в данном регионе.
Исторически в горах и предгорьях Северного Кавказа общинные формы отношений и ислам взаимодействовали и питали друг друга. Ныне эта разумная традиция, как отмечал Президент Республики Кабардино-Балкария, постепенно возрождается. “Мечеть сегодня, - пишет он, - вместе с общиной формирует социальный механизм, во многом регулирующий традиционный образ жизни” [7.С.11]. Изучая историю и современный образ жизни, скажем, кабардинцев и балкарцев, без особых усилий ума можно понять, что суть культуры этих этносов – это следование прошлому, которое, говоря словами О.Домениа, “есть эталон социального совершенства, олицетворение идеального мироустройства”[6.С.54.]. Спрашивается, как можно слепо, невежественно насаждать здесь нормы и законы частнокапиталистических отношений? Отношений, повторяем, американского образца? Насаждать те формы собственности, которые порождают массовую безработицу. Ведь сегодня самое большее число безработных, особенно из числа молодежи, находится в Южном регионе. Безработица в данном многонациональном регионе – мощнейшая детерминанта преступности, терроризма и прочей социальной мерзости, чего не хотят видеть власть имущие политики. Но эта мерзость резко суживается при господстве цивилизованных форм собственности.
К этому следует добавить, что также весьма негативно к “забугорным” новшествам относилось и относится казачество. Этому мужественному сословию всегда был присущ принцип соборности, общинности и взаимопомощи. Конечно, в эпоху проникновения на Северный Кавказ чисто капиталистических отношений стали проявляться варварские, порой, дикие формы эксплуатации наемных работников или батраков. Эти противоречия еще сильнее обострились в эпоху современной мародерской приватизации собственности, что вообще чуждо, повторяем, исторически сложившемуся образу жизни северокавзских этносов.
Еще в советское время в Дагестане колхоз, возглавляемый Д.Чартаевым, перешел от абстрактно-общего хозяйствования (безличностного, по принципу: все вокруг колхозное, все вокруг – мое) к конкретно-общему владению и ведению хозяйства, где каждый колхозник, в зависимости от проработанных лет, своего профессионального вклада, стал владеть определенной долей стоимости (капитала), содержащейся в неделимом фонде колхоза. Данное хозяйство было одной из первых “ласточек” перехода к подлинно цивилизованным формам отношений. В этом же русле сформировались и работают ряд закрытых АО. По этой модели (но уже в центре России) работало АО известного офтальмолога С. Федорова, филиалы которого открывались даже в ряде других стран мира. Следует заметить, что С. Федоров предлагал М. Горбачеву, а затем Б. Ельцину изучить этот опыт и подобные модели хозяйствования на Западе. А в ряде стран Запада и Востока накоплен богатейший опыт цивилизованного хозяйствования. Но российские лидеры с порога отвергли эту идею.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 276.