Общественно - политических партии в Казахстане с 1990 года по наше время
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сегодня постепенно активизируются процессы в сфере национального движения, которые одно время были заморожены. Динамичное, казалось бы, развитие этого перспективного и крайне важного для страны направления после периода расцвета начала 1990-х годов постепенно сошло на нет. Но именно сегодня намечаются предпосылки для того, чтобы национальное движение обрело новую жизнь. В данной статье сделана попытка рассмотреть этот процесс с точки зрения его перспектив, и в частности, в плане того, получит ли он выражение в форме партийных структур.

Процесс партийно-политического строительства в Казахстане начал обретать свои реальные черты со второй половины 1980-х годов. Отсутствие данного строительства прежде было вызвано объективными причинами, главными из которых выступали монополия Коммунистической партии Советского Союза и жесткие ограничения любых попыток самостоятельного политического выражения [24; с.25]. Возникновение первых общественно-политических движений в период с 1990 года представляет для нас интерес в плане выявления оснований для массового политического участия. Суть в том, что основные социальные тенденции и характеристики сохраняют свою устойчивость долгое время. Поэтому анализ периода наибольшей политизации и возникновения наиболее массовых политических движений позволяет сделать выводы для современной партийной системы и перспектив ее развития.

Наиболее активную политическую позицию в тот период занимали представители интеллигенции, творческая и научная элита. Основные цели, на которые ориентировалась их политическая деятельность в тот период - проблемы экологии, национального просвещения, возрождения казахского языка и национально-культурных традиций. Основная направленность - требование реформы, либерализации, национального возрождения.

Возникшие в 1990 годах движения не соответствовали современным критериям партий, не имели четкой идеологической платформы, финансовых, информационных ресурсов. Тем не менее, в их активе была весомая электоральная поддержка, а также интеллектуальные ресурсы. Также к сильным сторонам данных протопартий следует добавить достаточно высокий рейтинг их лидеров, обладавших, в основном, необходимой харизмой и пользовавшихся уважением и доверием со стороны населения.

Таким образом, характер деятельности этих объединений, направленный на привлечение внимания общества к актуальным политическим и национальным проблемам, а также их постепенная активизация и растущая популярность среди казахской части населения республики, вывел их из подполья в публичную политику. Рост популярности этих движений, а также политические аспекты в их требованиях, придание ими ряду проблем публичного статуса и консолидация этих движений на базе общих требований обусловили изменение акцентов со стороны властных структур от репрессивных методов к диалогу с ними. Оппозиционность в то время в действительно массовых движениях всегда соседствовала с национализмом. Чисто демократические, либеральные движения коренились в городах, в специфической среде городской интеллигенции. Реально массовые движения в Казахстане всегда сочетали либеральные установки с национализм. Тем более что в то время, на волне распада Союза, в Казахстане и в казахской аудитории всякая оппозиционность, так или иначе, ассоциировалась с апелляцией к национальным чувствам. Отсюда следует вывод, что только национализм мог привести к созданию широких массовых движений. Одним из первых крупных легитимных неформальных образованием, возникших в Казахстане, стало антиядерное движение "Невада-Семей". Основные лозунги этого движения содержали определенные политические требования, в частности, в них выражался протест против засилья военно-промышленного комплекса СССР. Кроме того, в них нашло отражение противостояние активной части общественности самой системе государственной власти, монополизировавшей право на оценки событий в социально-политической жизни [25; с.17]. Кроме движения "Невада-Семей" в тот период обрели достаточную известность культурно-этнографические и историко-просветительские движения, как "Кайсар булак", "Жер-Уюк" и ряд других. Они, постепенно набирая политический опыт, активизировали свою политическую деятельность в направлении структурного формирования идеи национально-государственной независимости. В этот период также возникли движения и партии "Алаш", "Желтоксан", Социал-демократическая партия Казахстана, Гражданское движение "Азат" и Межнациональное движение "Единство". Наиболее серьезной политической силой были такие объединения и партии, как Народный Конгресс Казахстана, "Азат", "Алаш". В то же время со стороны власти не имелось какой-либо четкой партийной структуры, если не считать Компартию. Именно этот период стал пиком развития данных движений и партий, так как после обретения страной независимости они потеряли цели своей деятельности, и естественным образом постепенно прекратили активную политическую деятельность. Этому способствовало также и отсутствие партийной инфраструктуры в политической системе, партийного представительства в парламенте, действия власти, направленные на недопущение усиления фактически оппозиционных сил, и в целом отсутствие политического опыта у данных партий. В описываемый период партийные объединения, по большому счету, не имели четкой, сформированной идеологии. В своей деятельности они придерживались некоего синтеза коммунистических, либеральных, социальных и национальных идей. Практически все партии в своей политической риторике обращались к таким ценностным ориентирам как социально-ориентированная, рыночная экономика, утверждение реального суверенитета республики, поддержание в Казахстане общественно-политической стабильности, усиление социальной политики, поддержку развитию предпринимательства и формирование среднего класса. Для большинства партий и движений того времени была характерна приверженность самым общим принципам демократии, и одновременно, отсутствие реальных альтернатив правительственному курсу реформ. В числе причин, повлиявших на снижение активности партий в общественно-политической жизни можно выделить следующие факторы.

Прежде всего, на начальном этапе становления партий обнаружилась очевидная неподготовленность казахстанского общества к формированию реального и организованного политического пространства. Это было обусловлено причинами системного характера, в частности низкими темпами политических реформ, что отрицательно сказывалось на активности игроков политического поля. Кроме того, сказалось отсутствие четко выраженных интересов политико-экономических элит, из-за отсутствия в свою очередь элит новой формации. Элиты на начальной стадии своего становления не нуждались в политических механизмах артикуляции своих интересов, так как их политические цели не были еще определены, а текущие задачи решались неформальными способами. К тому же большинство из них было так или иначе связано с властью, в которой пока не начались широкие процессы внутренней дифференциации. Данный факт определенным образом сказывался на развитии партийно-политического ландшафта. Нельзя также не отметить, что социальная структура и социальные интересы общества в независимом Казахстане не получили окончательного оформления, и казахстанцы испытывали затруднения в отношении четкого политического выбора. И, наконец, у большинства партий национальной направленности исчезла главная цель - достижение независимости, которая уже была реализована. В целом, в тот период имелось две линии раздела между партиями.

Первая линия: "национально-либеральные" - "либеральные". "Национально-либеральные" партии, к которым можно отнести в качестве наиболее ярких примеров "Азат" и НКК, были гораздо мощнее из-за их массовости, высокой мотивации их участников и авторитета лидеров. "Либеральные" партии, в основном придерживавшиеся социал-демократической линии, не имели массовости, существовали в качестве политического клуба и имели крайне слабую общественную поддержку. Вторая линия, различавшая партии - отношение к власти. Эта черта только зарождалась в то время, но со временем, по мере дальнейшего развития партийной системы, и появления партий, организованных сверху, стала определяющей. Необходимо отметить, что большинство партий так или иначе были критично настроены по отношению к властям. На данном этапе, как мы видим, осталась практически только одна линия раздела между партиями - вторая, то есть отношение к власти, раздел по линии оппозиция - проправительственные партии. Массовые национальные движения сошли со сцены, и осталось только одно направление - "либеральное", сформировавшее сегодняшнюю оппозицию, и только недавно начавшее выходить из состояния "политического клуба". Это было слабо поддерживаемое общественными массами направление, фактически, отросток от основной линии политического развития того периода, базирующийся на узком слое городской интеллигенции, практически никак не соединенный с основными массами. Почему он начал развиваться именно сегодня, выйдя из состояния "варения в собственном соку"? Причиной этому стал ряд факторов. Первое: в обществе постоянно присутствует необходимость в какой-либо оппозиции. Второе: они аккумулировали довольно заметный лидерский потенциал, тем более помогающий их устойчивости, что они воспринимаются не как члены той или иной группы, а под общим брендом "оппозиция".

Третье: в стране начался раскол внутри элит, которые в своей критике власти оказались солидарны с "либеральным политическим клубом". Хотя эта критика и имеет разные причины, цель у них одна.

Четвертое: в стране сформировались экономические элиты, связанные с элитами политическими и имеющие зачастую противоположные по отношению друг к другу интересы, которые могут финансировать данную политическую группы, и, в конечном счете способствовали ее дальнейшей институционализации.

Таким образом, "либеральный политический клуб" в условиях отсутствия реальной широкой социальной поддержки не имел никаких перспектив, и усилил его только внешний фактор - экономические и политические элиты.

Нами изложены позиции основных политических партий и общественно-политических движений по межнациональным отношениям. Что касается партий Народный конгресс Казахстана, Аграрная партия Казахстана, "Желтоксан" и ряда других - то их позиции в общем и целом укладываются в границы уже обозначенных подходов. Все без исключения партии выступают за межнациональное согласие, за равноправие всех народов и наций, за их дружбу и братство, за укрепление взаимопонимания, взаимного уважения, против какой-либо дискриминации по национальному или конфессиональному признаку. Вместе с тем существуют определенные акценты, которые позволяют провести различия между позициями партий по данному комплексу вопросов и дать им соответствующую оценку. В этой связи все партии можно подразделить на три группы. Первая группа - все лояльные власти партии ("Отан", ГПК, ПВК, НКК, РППТ, АПК) и, как ни странно, кардинально оппозиционные РНПК и "Орлеу". Проявляя озабоченность межнациональными отношениями, они придерживаются общедемократической позиции, провозглашающей равноправие всех народов и наций Казахстана. Их программной целью является построение либерально-правового государства и гражданского общества, где каждый казахстанец, независимо от его этнической принадлежности, будет чувствовать себя свободным и полноправным гражданином. Вместе с тем все партии, отнесенные нами к первой группе, предпочитают не акцентировать проблемы межэтнических отношений и не конкретизировать пути и способы их решения. Так, например, представители руководства РНПК в беседе с сотрудниками Центра гуманитарных исследований (ЦГИ) признали, что, по их убеждению, придание русскому языку статуса второго государственного языка является необходимой и неотложной задачей. Однако внести соответствующий пункт в партийную программу они не сочли возможным, ввиду того что это оттолкнет значительную часть электората. В дискуссии политических партий и движений, организованной партией "Отан" и посвященной разработке так называемой казахстанской национальной идеи, все участники, кроме руководителя партии "Алаш" и его заместителя, основными критериями этой идеи назвали общечеловеческие ценности, демократические права и свободу личности. Казахстанскую специфику общенациональных приоритетов участники усматривали, прежде всего, в полиэтничности общества, а не в особенностях собственно казахской культуры. Признавая первоочередное развитие казахской культуры и языка, представители партий, отнесенные нами к первой группе, не считают возможным решать этот вопрос на основе унификации культуры всех других этнических групп по модели казахской национальной культуры. Однако в представлениях о конкретных путях развития полиэтнического сообщества, о способах правового обеспечения равноправия этнических групп в Казахстане присутствует путаница и разнобой во мнениях членов партий. Эта ситуация является следствием общего невысокого уровня идейно-теоретического обеспечения партийного строительства, присущего как партиям власти, так и оппозиционным партиям и движениям [25; с.79]. Глубоко продуманной и принципиальной теоретической концепции развития межэтнических отношений в Казахстане не имеет ни одна из названных партий. Программные формулировки затрагивают лишь самые общие положения и абстрактные декларации. Поэтому в устных и печатных выступлениях руководителей и партийных активистов выражаются их личные точки зрения и позиции о состоянии и путях совершенствования межнациональных отношений, а не какая-либо единая партийная платформа. Даже когда программу партии создают видные ученые и профессионально подготовленные социологи, политологи, философы и т.д., стремление не отпугнуть потенциальный электорат, попытка привлечь различные социальные группы, в том числе и с противоположными мировоззренческими установками, приводит к тому, что в программы попадают предельно обтекаемые формулировки. Ко второй группе можно отнести Компартию Казахстана, придерживающуюся принципа пролетарского интернационализма, с точки зрения которого национальные различия не имеют особого значения и погашаются классовой дифференциацией общества. Не усматривая в межнациональных отношениях самостоятельной социально-политической проблемы, КПК защищает наднациональную ценность коммунистической идеи и ставит решение национальных проблем в зависимость от достижения подлинного народовластия. В третью группу можно включить партии "Алаш", "Азамат" и общественное движение АРСК, которые сознательно рассматривают проблемы межэтнических отношений в республике в качестве центральных. Причем "Алаш", "Азамат" и АРСК составляют радикальную оппозицию всем другим партиям и движениям, ориентированным на представительство и защиту интересов всех без исключения этнических групп Казахстана. Партии "Алаш" и "Азамат" при всех их расхождениях искренне озабочены, прежде всего, защитой законных интересов коренной нации. Казахский народ, его культуру и язык они рассматривают как "базовое основание" (М. Ауэзов), как субъект исторического восхождения Казахстана к свободному, независимому, процветающему обществу. Только с учетом этого исходного пункта, по их мнению, в принципе можно обсуждать и решать вопросы совместного проживания, развития и расцвета всех народов и наций в Казахстане. Общественное движение АРСК исходит из того, что в республике построена система казахского этнократизма, между тем русские являются такой же государствообразующей нацией, как и казахи [26; с.75]. Таким образом, постановка и предлагаемые способы решения политическими партиями и движениями национального вопроса в Казахстане не стоят в прямой связи с социально-политической ориентацией партийных программ. Хотя эта связь, несомненно, существует, но зачастую она проявляется в искаженных до неузнаваемости формах. Поэтому выявление взаимоотношений исповедуемых социально-политических идей с особенностями предлагаемых политическими партиями путей решения межэтнических проблем становится задачей специального исследования, выходящего за рамки настоящей статьи. Ни одна из партий по определению не обладает монополией на истину. Но конструктивный либо разрушительный потенциал предлагаемых мер должен быть осознан и соответствующим образом оценен. Это относится и к способам решения проблем межнациональных отношений. В этой связи представляется, что основой конструктивного диалога партий и политических движений по проблемам оптимизации межнациональных отношений в республике может и должен стать принцип безусловного приоритета основных общедемократических ценностей, прав и свобод. Уже на этой основе можно будет определить конкретные пути реализации этого принципа в полиэтничном казахстанском обществе и в условиях сложных взаимоотношений коренного населения с другими этническими группами страны. Противоположный путь, предлагаемый партиями, отнесенными нами к третьей группе, равно как и игнорирование самостоятельного статуса этнической проблемы, характерное для КПК и ряда других партий, неизбежно переводит диалог в режим конфронтации и не позволяет найти взаимоприемлемые компромиссы. Хотя сами по себе цели этноориентированных политических союзов, по большей части, справедливы и достойны всяческой поддержки. Наблюдающаяся ныне активизация политических партий, движений и объединений, возрастание их роли в общественной жизни республики является, по прогнозам экспертов, долгосрочной и устойчивой тенденцией. Правительственные структуры должны уделять больше внимания развитию многопартийности, программам и стратегическим установкам общественно-политических объединений. Это не усиление диктата, опеки, приказно-запретительных мер к оппозиционным партиям. Речь идет о создании прочной основы для конструктивного диалога со всеми партиями, включая и откровенно оппозиционные. Последние события свидетельствуют о том, что перспективы появления такого диалога вполне реальны [27; с.33]. Личное общение сотрудников Центра гуманитарных исследований с представителями партий и движений показало, что наиболее радикальные из них в национальном вопросе не хотят признавать аргументов другой стороны. Поэтому необходим постоянный диалог и обмен мнениями между крайними партиями и движениями с участием, разумеется, и партий центристского направления. Мы уверены, что рациональные аргументы помогут снять многие проблемы, порожденные излишне эмоциональным восприятием межэтнических противоречий.

 

1.3 Программа Республиканского общественного объединения "Демократическая партия "Әділет"

В 2004 году было образовано общественное объединение "Демократическая партия Казахстана". Партия стала полноценной политической организацией, с филиалами во всех областных центрах. В преддверии избирательной кампании 2004 года Демократической партией Казахстана была поставлена цель - стать парламентской партией. Был взят курс на построение развитого, демократического и правового государства, сохранение общественного согласия и стабильности, воспитание исторической, духовной преемственности поколений и патриотизма. Демократическая партия Казахстана стала узнаваемой, заняла свою нишу на партийно-политическом пространстве республики, приняла активное участие в различных электоральных кампаниях по выборам Президента Республики Казахстан, в Парламент Республики Казахстан, местные представительные органы власти - маслихаты, работе Государственной комиссии по вопросам демократизации и т.д. Осознавая необходимость усиления работы в сфере укрепления законности и правопорядка в стране, борьбы с протекционизмом и коррупцией, разрастание которой является реальной угрозой для национальной безопасности и препятствием построения справедливого общества, партия осуществила корректировку в стратегии и тактике своей деятельности. В соответствии с новыми приоритетами Демократическая партия Казахстана была переименована в Демократическую партию "Әділет". Теперь требуется уточнение концептуальных основ деятельности партии и системы приоритетов. "Әділет" означает справедливость. Наше понимание справедливости адекватно историческому менталитету народа, современному пониманию прав и свобод личности, а также морально-правовым традициям, своими корнями, уходящими в римское право. Мы считаем, что справедливым является то общество, в котором обеспечены равенство прав свобод человека, равенство всех перед законом. Справедливым является то общество, которое обеспечивает каждому гражданину достойные условия существования, соучастие в управлении производством и делами общества. Для достижения этого необходимы законность и порядок. Партия "Әділет" готова взять на себя ответственность за установления экономического и правового порядка в стране, законодательное обеспечение политико-властных решений государства. Таким образом, Демократическая партия "Әділет" - это: - партия справедливости, законности и правопорядка;

партия защиты социальных интересов граждан, прав и свобод личности, обеспечения чести и достоинства человека;

партия, выступающая за укрепление судебной власти и ее авторитета;

партия содействия укреплению политической стабильности, гражданского мира и межэтнического согласия. Мы говорим "НЕТ" всем политическим лозунгам и призывам, направленным на раскол общества;

партия сотрудничества со всеми конструктивными политическими силами в построении гражданского общества и правового государства;

партия разработки предложений по эффективной реализации политического курса государства и достижению его долговременных стратегических целей;

партия, выступающая за реализацию принципа народного суверенитета.

Целями ДП "Әділет" являются: - построение справедливого демократического общества, сочетающего традиции и современность, общества, в котором жизненный уровень людей - это главный критерий социального прогресса; - развитие гражданского общества и непосредственного участия граждан в управлении делами государства; - формирование правового государства, гарантирующего права и свободы человека и эффективно выполняющего социальные и регулятивные функции; - реализация постмодернистской модели развития как условия вхождения в число развитых стран мира; - преодоление тенденции к монополизму во всех сферах жизнедеятельности общества и развитие конкуренции элит; - борьба с протекционизмом и коррупцией, усиление борьбы с преступностью на строго правовой основе; - укрепление законности и правопорядка в стране. Главными задачами, необходимыми для достижения этих целей являются: - достижение качественно нового уровня деятельности партии с тем, чтобы стать влиятельной политической силой, способной отстаивать свои идеи и взгляды в решении стратегических задач государства, оказывать воздействия на его политический курс, быть генератором стратегических идей и решений, фактором консолидации общества; - завоевание признания и высокого авторитета среди широких слоев населения страны; - умелое и эффективное проведение электоральных кампаний и вхождение в структуры законодательной и исполнительной власти на всех уровнях государственной иерархии; - усиление организационно-партийной, идеологической и аналитической работы партии; - активизация деятельности низовых партийных организаций; - усиление законотворческой работы в соответствии с нашими программными целями и приоритетами. Партия считает необходимым активно участвовать в избирательных кампаниях: в выборах Президента, депутатов Сената, Мажилиса и маслихатов; а также сотрудничать с поддерживающими нашу политическую линию электоральными силами в вопросах определения и выдвижения своих альтернативных кандидатов. Целями партии являются: - обеспечение высокого качества жизни граждан в соответствии с мировыми стандартами; - сокращение бедности и безработицы на основе инновационного развития производства, создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, модернизации и диверсификации экономики и подъеме депрессивных районов, создания дополнительных рабочих мест, преодоления резкого имущественного расслоения общества; - формирование среднего класса - социальной опоры демократии; - создание эффективной и доступной системы здравоохранения, качественной, соответствующей мировым стандартам медицинской помощи для широких слоев населения; - эффективное регулирование демографических и миграционных процессов; - сохранение и приумножение культурных ценностей и приобщение широких масс населения к достижениям культуры, всемерное развитие образования и науки.


1.4 Положение в стране и основные приоритеты Демократической партии "Әділет"

 

Для правильного понимания нынешнего состояния казахстанского общества и актуальных проблем дальнейшего развития необходимо определиться, на каком этапе исторического развития мы находимся. Анализ показывает незавершенный и ущербный характер модернизационных процессов, происходивших в рамках советской экономической и политической системы, от которой мы ушли бесповоротно. Казахстан, как и другие страны СНГ, получил в наследство затратную, неконкурентноспособную экономику и архаичную, несоответствующую вызовам времени систему управления. В итоге, на первом этапе, стратегической задачей стала системная модернизация общества, без решения которой невозможно вхождение в число развитых стран мира. На данном этапе, продолжая оставаться на модернизационной стадии, довольно успешно решая социально-экономические проблемы, Казахстан вошел в разряд интенсивно развивающихся стран и вполне обоснованно выдвинул амбициозную задачу вхождения в число пятидесяти наиболее конкурентноспособных стран мира. Для решения этой задачи надо, с нашей точки зрения, сделать окончательный выбор в пользу постиндустриального типа экономического развития, активного внедрения его ценностей: наукоемкого производства, инновационного развития и современных информационных и нанотехнологий. Второе условие: необходимо до конца преодолеть феномен "власть - собственность", разграничить политику и экономику, политическую и экономическую власть, государственное управление и частное предпринимательство (бизнес) и законодательно закрепить принципы взаимоотношения между этими сферами. Ориентация на постмодернистский тип экономического развития предполагает модернизацию политической системы и структуры управления. Принятая в 2007 году конституционная реформа находится в русле этой важной задачи. Нынешний этап политического развития характеризуется сдвигом в центр идейно-политического спектра, где располагаются ведущие идейно-политические течения: социал-либерализм, социал-демократизм и консерватизм. Страна находится перед проблемой выбора одного из этих векторов. Какая из ориентаций возобладает, определится суммой и сложным переплетением многообразных факторов. Ясно одно: необходимо увязать требования модерна и традиций, воплотить в жизнь универсальные демократические ценности, сохранив национальную самобытность и идентичность, путем гармоничного вплетения национальной специфики в логику общественных преобразований. В эпоху глобализации такой подход является единственно верным и ему нет альтернативы. Главным ориентиром политической стратегии могут и должны быть жизненные интересы казахстанцев, а средством их реализации - максимальное вовлечение самого народа в процесс консолидации общества. А для этого необходимо существование партии, сделавшей выбор в пользу демократических преобразований - Демократической партии "Әділет", которая на основе Права и Закона объединяет политическую волю развивающегося гражданского общества и претворяет её в конкретной политике, направленной на защиту интересов подавляющего большинства казахстанцев, а также реализацию не только воли победившего в выборах большинства, но и учет интересов меньшинства. В своей деятельности мы опираемся на Конституцию и конституционные принципы, направленные на неукоснительное соблюдение демократических прав и свобод граждан, достижение достойного уровня всего народа. Партия "Әділет" есть партия правоцентристской ориентации и находится на позициях социал-либерализма - течения, которое гармонично сочетает непреходящие демократические ценности, закрепленные в либерализме и в социал-демократизме. Мы убеждены, что наша ориентация соответствует тенденциям развития общества, интересам большинства, и будем бороться легитимными средствами за ее реализацию. Правоцентриская ориентация определяет всю систему приоритетов по всем направлениям деятельности нашей партии. Партия "Әділет" отстаивает принципы свободы и равенства. При этом, с нашей точки зрения, свобода - это не вседозволенность, а свобода в рамках закона, равенство - не уравнительность, а равенство возможностей. Основой демократического правового государства является приоритет прав и свобод личности - человека и гражданина. Не человек существует ради государства, а государство - ради человека и несет ответственность за благополучие своих граждан. Вместе с тем, для нас незыблемым является принцип единства прав и обязанностей, автономии личности и ответственности каждого за свои действия перед обществом и государством. Взаимная ответственность государства и граждан - это краеугольный принцип демократического общества. Мы отстаиваем непреходящие коллективные ценности: государство и государственный интерес, нация и национальное самосознание, Родина и патриотизм. В этом ряду приоритетное место занимают национальная независимость и государственный суверенитет. Партия за разумный баланс индивидуальных и коллективных интересов и ценностей. Во внешней политике Демократическая партия "Әділет" руководствуется национальными интересами своих граждан, исходя из защиты прав и интересов казахстанцев при неукоснительном соблюдении общепринятых принципов международного права, уважения суверенитета других государств [29; с.17].

 


2. Общественно-политические партии Казахстана начиная с 2000 года рассматриваемые на примере демократическая партии "Әділет" Народно-демократическая партия "Нур-Отан"

 

На сегодняшний день, по данным Комитета регистрационной службы Министерства юстиции РК, официально зарегистрировано 9 политических партий и 87 движений, - сообщает Казинформ [28; с.55]. Как сообщил корреспонденту агентства заместитель председателя Комитета регистрационной службы Министерства юстиции РК Талгат Манаев, официально зарегистрировались: общественное объединение "Демократическая партия Казахстана "Әділет" (лидер - Булат Абилов), общественное объединение "Республиканская политическая партия "Отан" (Амангельды Ермегияев), республиканское общественное объединение "Гражданская партия Казахстана" (Азат Перуашев), республиканское общественное объединение "Республиканская партия "Асар" (Дарига Назарбаева), общественное объединение "Аграрная партия Казахстана" (Ромин Мадинов), общественное объединение "Коммунистическая партия Казахстана" (Серикболсын Абдильдин), общественное объединение "Партия патриотов Казахстана" (Гани Касымов), общественное объединение "Казахстанская социал-демократическая партия "Аул" (Гани Калиев), общественное объединение "Партия "Руханият" (Алтыншаш Джаганова). Согласно Закону РК "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств", приказа министра юстиции "О регистрации юридических лиц", Закону РК "О политических партиях" и "Правилам государственной регистрации юридических лиц", процедура регистрации политических и общественных объединений в Казахстане проходит в 3 этапа. Первый - регистрация в комитете регистрационной службы Минюста, второй - получение статистической карты и третий - регистрация в налоговых органах [28; с.64]. На сегодня данный процесс занимает 10-15 дней на первом этапе плюс время для прохождения проверки и регистрации на втором и третьем этапах. По мнению представителей Комитета регистрационной службы, данные сроки могут быть сокращены за счет более тесного взаимодействия со статистическими и налоговыми структурами путем автоматизации процедуры. С данным предложением о внесении изменений в Закон РК "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств" они обратились в Мажилис Парламента, где вопрос был принят к рассмотрению. Ожидаемый результат - сокращение процедуры регистрации до 10 дней.

 

2.1 Демократической партии "Әділет"

 

2.1.1 История создания Демократической партии "Әділет"

В начале 2002 года на политической сцене Казахстана появилось Республиканское гражданское движение "За правовой Казахстан". Главным идейным вдохновителем движения стал известный в республике правовед и бывший председатель Верхового суда РК Максут Султанович Нарикбаев. По его словам главная задача деятельности политического движения заключалась в развитии политической системы Казахстана по пути дальнейшей ее демократизации, переходу экономики на рыночные рельсы и укрепления межнационального согласия в обществе [29; с.5]. Но все-таки главным лейтмотивом появления движения стала идея построения в Казахстане правового государства. Это заметно не только по названию движения, но и по лозунгу партийной организации - "Сила закона - воля народа", которая чуть позже возникла на фундаменте "За правовой Казахстан". В 2003 году "За правовой Казахстан" наряду с Конфедерацией неправительственных организаций Казахстана и Конгресса молодежи Казахстана выступил инициатором и учредителем Общественного комитета по контролю за выборами. Таким образом, претворив идею контроля Гражданского общества за протекающим в республике электоральным процессом. В задачу общественного комитета входило обучение кандидатов в депутаты современным предвыборным технологиям, рассмотрение обращений и писем, поступающих от населения. М.С. Нарикбаев неоднократно подчеркивал, что движение "За правовой Казахстан" не рвется к власти, но при этом отмечал: "это не означает, что мы равнодушны к вопросам формирования и функционирования властных структур". За относительно короткий срок общественно-политическое движение смогло объединить вокруг себя большое количество своих сторонников, тех, кому принципы правового государства были понятны и близки. Почувствовав силу и уверенность сравнительно молодое движение "За правовой Казахстан" приняло решение преобразоваться в самостоятельную партийную структуру. Так 14 июня 2004 года на базе общественно-политического движения появилась Демократическая партия Казахстана. Новая партийная организация вобрала в себя фундаментальные идеи, которые лежали в основе общественно-политического движения "За правовой Казахстан". Как говорилось в программном документе новой организации, основная цель деятельности Демократической партии Казахстана состоит в том, чтобы "построить в Казахстане справедливое общество, основанное на демократических принципах, в котором обеспечена высокая степень правовой и социальной защиты, где все, независимо от социального статуса, равны перед законом, где созданы равные возможности для всех". Демократическая партия Казахстана основана с целью - консолидировать гражданскую волю казахстанцев путем укрепления правовой государственности, всемерно укреплять межнациональное согласие и политическую стабильность. Партия также видит своей целью воспитание у казахстанцев истинных чувств патриотизма, которые заключаются не только в поклонении Флагу, Гимну и Гербу, но и в искренней любви к своей Родине, в уважении к ее многовековой истории, сложившимся традициям и обычаям. Партия принимала активное участие в электоральном процессе республики. Так на своем учредительном съезде, делегаты выдвинули кандидатов партии на предстоящие в сентябре парламентские выборы. В результате сегодня в стенах Мажилиса Демократическая партия имеет своего представителя - Алшимбаева Зейнуллы Утежановича. Демократическая партия Казахстана с самого момента своего появления настаивала на честном и открытом электоральном процессе. Конкуренция продолжает пока оставаться самым эффективным инструментом, позволяющим вырабатывать лучшие качества не только в бизнесе, но и в политической сфере в обществе. Только честные и открытые выборы способны формировать элиту общества в подлинном значении этого слова. Подобная позиция нашла свое отражение в "Хартии о принципах честной политической конкуренции", принятой на I Съезде партии. Реализация ее принципов не только оградит общество от "черных" пиар-технологий, но и позволит добиться высокой политической состязательности. Кроме непосредственного участия в предвыборной гонке партия принимает участие в работе Центральной избирательной комиссии РК. После внесения в апреле в закон "О выборах в Республике Казахстан" ряд изменений, партия получила право делегировать своих представителей в избирательные комиссии Республики Казахстан. На президентских выборах 2005 года от Демократической партии Казахстана в состав избирательных комиссий были избраны 185 человек. Таким образом, Демократическая партия начала претворять в жизнь свое программное положение, которое включает в себя честные и открытые выборы. В том же 2004 году Демократическая партия Казахстана выступила с программным документом "Двенадцать принципов в пользу страны", в которой в концентрированной форме излагалось, что именно необходимо сделать для того, чтобы республика развивалась и процветала. Демократическая партия постоянно позиционировала себя в качестве партии "среднего класса" и бизнеса. В такой ипостаси организация выступала сторонником "активной борьбы с монополизмом, поддержании конкурентной среды". В связи с чем, Демократическая партия предлагает сосредоточить усилия на "реализации широкомасштабной государственной поддержки предпринимательства, расширении и укреплении позиций малого и среднего бизнеса". В 2005 году Демократическая партия Казахстана приняла активное участие в президентских выборах и стала одним из инициаторов создания "Народной коалиции Казахстана". Коалиция включала в себя близкие по платформе пропрезидентские политические партии, а также ряд казахстанских неправительственных организаций. Главная из задач "Народной коалиции Казахстана" заключалась в том, чтобы оказать поддержку главе государства и проводимому в настоящий момент политическому и экономическому курсу. Партия разрабатывала альтернативный проект закона "О введении суда присяжных заседателей", также были проекты законов "О статусе учителя", "О статусе студента". Каждый из предложенных документов, был направлен на поддержку тех или иных социальных групп, но самое главное законопроекты демократической партии Казахстана, позволяли в полном объеме гарантировать соблюдение профессиональных прав и качественно улучшить правовое пространство независимого Казахстана. Важной вехой в развитии Демократической партии стал IV Съезд, открывший свои двери 14 апреля 2006 года. На данном внутрипартийном мероприятии было принято решение переименовать Демократическую партию Казахстана в Демократическую партию "Әділет" (Справедливость). В программе партии по этому случаю говорится: ""Әділет" означает справедливость. Справедливость - "Әділет" должна стать основой деятельности государства, общества и всех граждан, поэтому мы считаем это название будет больше отражать новые аспекты в деятельности партии". Достижению этой и других задач способствовала деятельность лидера партии в составе Рабочей группы госкомиссии по демократизации. Кроме того, произошли серьезные структурные изменения - вместо поста председателя партии в рамках организации появился институт сопредседателей. Делегатами съезда наряду с основателем партии д. ю. н., профессором Нарикбаевым М.С. были выбраны сопредседатели: Алшимбаев Зейнулла Утежанович - депутат Мажилиса Парламента РК; Ахмеджан Бахытбек Газизұлы - Президент торгово-промышленной группы "Жеті ағайын"; Онгарбаев Еркин Ануарович - д. ю. н., профессор, Вице-президент КазГЮУ по академическим вопросам; Сыдыхов Толеген Сейдомарович - Заместитель Демократической партии Казахстана, исполнительный директор Алматинской юридической академии КазГЮУ. Партия также анонсировала собственную программу - "Семь шагов по преодолению коррупции". Главные идеи программы заключены в выполнении семи важных положений, которые позволят снизить коррупцию в органах государственной власти. Это доступность и открытость всех уровней власти, максимальная открытость и прозрачность выборов, общественный контроль за расходованием государственного бюджета, принятие Закона РК "О лоббировании", максимальное сокращение количества фискальных и контролирующих органов, сокращение лицензируемых видов деятельности и упрощение процедуры получения лицензии и, передача права наложения административного взыскания от контролирующих органов суду. Участники IV Съезда также обратились к правительству и Мажилису республики с просьбой ускорить принятие закона "О лоббировании", а также рассмотреть предложенный ранее проект закона "О статусе учителя". Несмотря на то, что партия в данный момент имеет только одного представителя в стенах Парламента, тем не менее, это обстоятельство не снимает груза ответственности перед своим электоратом. На протяжении всего времени существования Демократическая партия Казахстана, а чуть позже и партия "Әділет", постоянно реагировали на болевые точки общества. Так в разное время Партия, наряду с представителями малого и среднего бизнеса, отстаивали попранные права предпринимателей. В декабре 2006 года состоялась презентация молодежного крыла партии - "Әділ жастар" (см. Приложение Б). Поддержать будущих лидеров пришли и сопредседатели Демократической партии "Әділет". Молодежное крыло "Әділ жастар" изначально рассматривалось не только в качестве кузницы будущих политиков, но и людей, готовых взять на себя ответственность за Республику Казахстан. Как говорится в программном положении организации: "Возрождение политической активности молодого поколения, формирование зрелой политической культуры, переоценка ценностного содержания жизненных целей и планов - далеко не полный перечень личностного становления человека - настоящего патриота своего государства".2.1.2 Структура демократической партии "Әділет"Структура Партии строится по территориальному признаку и состоит из Центрального комитета, Политического Совета, Центрального аппарата и филиалов, созданных в областных центрах, городах Алматы и Астана. Высшим руководящим органом Демократической партии "Әділет" выступает Съезд, решения на котором принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих. Согласно Уставу партии Съезд проводится один раз в четыре года. На практике Съезды (гиперссылка) проводились регулярнее. Начиная с 2004 года, когда РГД "За правовой Казахстан" преобразовалось партийную организацию, было проведено четыре съезда. Причем в 2005 году было проведено сразу два Съезда. Бурная общественная и политическая жизнь в Казахстане постоянно требовала от руководства Партии созывать Съезды для принятия важных организационных решений. Согласно действующему Уставу Демократической партии "Әділет", Съезд имеет полномочия выдвигать своих членов на выбираемые должности в органы государственного управления, местного самоуправления и в представительные органы Республики Казахстан.

К исключительной компетенции Съезда Партии относится:

утверждение и внесение изменений в Устав и Программу Партии;

выдвижение членов Партии в Президенты Республики Казахстан, депутаты Мажилиса Парламента, утверждение партийного списка кандидатов в депутаты, представляемого для регистрации в Центральную избирательную комиссию Республики Казахстан;

утверждение размера и порядка уплаты членских взносов;

определение численного состава и избрание членов Центрального комитета Партии;

учреждение поста председателя Партии и количественный состав его заместителей сроком на 4 года;

определение порядка и периодичности финансовой отчетности исполнительных органов;

учреждение поста Руководителя центрального аппарата Партии;

принятие решения о реорганизации и ликвидации Партии, создание и ликвидация филиалов и представительств Партии. В период между съездами общее руководство Партией осуществляет Центральный комитет Партии, возглавляемый Политическим советом Партии. Центральный комитет. Центральный комитет Партии рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Партии. Центральный комитет Партии созывается по решению Политического совета Партии. Центральный комитет Партии избирается съездом партии. Численность членов Центрального комитета определяется съездом партии. Центральный комитет имеет право кооптации новых членов ЦК в пределах установленных съездом численности членов ЦК.

Центральный комитет Партии:

созывает очередные и внеочередные съезды Партии;

избирает и освобождает от должности Председателя Партии и его заместителей, членов Политического совета партии, секретарей ЦК;

определяет функции и полномочия членов ЦК, Политического совета, заместителей Председателя Партии, секретарей ЦК, департаментов при аппарате ЦК партии;

утверждает повестку дня Съезда;

устанавливает норму представительства делегатов на съезд;

рассматривает другие наиболее важные вопросы деятельности Партии, не отнесенные к исключительной компетенции Съезда. Решения Центрального комитета принимаются простым большинством голосов от присутствующих. Центральный комитет Партии избирает Политический Совет, который в период между заседаниями Центрального комитета осуществляет общее руководство Партией. Заседания Политического совета проводятся по мере необходимости. Политический Совет.

проводит работу по подготовке очередных и внеочередных Съездов, заседаний Центрального комитета;

осуществляет контроль за исполнением решений Съезда и Центрального комитета;

принимает решения о проведении мероприятий Партии, направленных на достижение ее целей и задач;

обсуждает вопросы о внесении изменений и дополнений в Устав и Программу Партии;

утверждает регламент и план работы Политического Совета Партии;

утверждает штаты, структуру Центрального аппарата и филиалов;

назначает ревизионную комиссию (ревизора);

заслушивает информацию Центрального аппарата Партии о работе аппарата;

рассматривает обращения и предложения членов партии и граждан Республики Казахстан;

решает другие вопросы деятельности Партии. Председатель Партии:

· руководит работой Партии;

· в соответствии с распределением полномочий и обязанностей представляет Партию в государственных органах, общественных объединениях и иных организациях в Республике Казахстан и за рубежом;

· открывает и ведет заседания Съезда;

· осуществляет руководство филиалами Партии;

· предлагает Центральному комитету кандидатуры членов Политического Совета;

· председательствует на заседаниях Центрального комитета;

· предлагает кандидатуру Председателя филиала на конференции филиала;

· заключает от имени Партии договоры;

· выдает доверенности. Первый заместитель Председателя Партии координирует всю деятельность Партии, вносит предложения по деятельности Партии Председателю Партии и в Политический совет. Определяет и руководит деятельностью аппарата и секретарей ЦК Партии, заключает от имени Партии договора. В случае необходимости (отпуск, выезд за границу и т.п. Председателя партии) замещает и выполняет функции Председателя Партии. Заместители Председателя Партии выполняют функции и полномочия, утвержденные Центральным комитетом Партии. Секретари ЦК Партии выполняют функции и полномочия, утвержденные Центральным комитетом Партии. Департаменты при аппарате ЦК партии выполняют функции и полномочия, утвержденные Политическим советом Партии. Руководитель Центрального аппарата: - по поручению председателя и первого заместителя председателя Партии представляет Партию в государственных и иных организациях;

руководит работой Центрального аппарата, действующего на основании положения;

организует учет членов Партии;

осуществляет прием и увольнение работников аппарата Партии;

организует ведение делопроизводства Центрального аппарата;

разрабатывает планы работ и мероприятий и представляет их на утверждение Политического Совета;

контролирует исполнение плана работ и мероприятий, утвержденных Политическим Советом;

отвечает за финансово-хозяйственную деятельность Партии. Руководитель Центрального аппарата подотчетен председателю Партии и его первому заместителю. Для проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности Партии, Политический Совет избирает ревизионную комиссию (ревизора) со сроком полномочий четыре года. В случае невозможности исполнения кем-либо из членов ревизионной комиссии своих обязанностей, Политический совет имеет право избрать новых членов ревизионной комиссии и освободить от обязанностей члена ревизионной комиссии до истечения его полномочий. Высшим руководящим органом филиалов Партии в областях, городах Алматы и Астана является конференция филиала Партии. К компетенции конференции филиала Партии относится:

выдвижение делегатов на съезд;

избрание Совета филиала Партии;

выдвижение кандидатов в депутаты соответствующих маслихатов;

решение иных вопросов практической деятельности филиалов. Конференции филиала Партии проводится по мере необходимости. Руководящим органом филиала Партии в период между конференциями является Политический совет (Совет) филиала. Численность членов совета филиала определяется конференцией. Политический Совет (Совет) филиала избирает председателя или сопредседателей, который (которые) осуществляет (осуществляют) общее политическое руководство деятельностью филиала [29]. Совет филиала осуществляет общее руководство деятельностью филиала. Председатель (сопредседатели) филиала Партии действует на основании Положения о филиале и доверенности, выданной Председателем Партии. Решение о ликвидации филиалов принимается на съезде партии.2.

2.1.2 Лидерская позиция партии НДП "Hyp Отан"НДП

"Hyp Отан", которую возглавляет Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев, является наиболее мощной политической силой. Как было указано выше, после прошедших 18 августа внеочередных выборов в Нижнюю палату Парламента НДП "Hyp Отан" стала единственной партией, преодолевшей семипроцентный барьер, набрав 88,4% голосов избирателей. В итоге НДП "Hyp Отан" оказалась единственной партией, представленной в Мажилисе. Второй по силе политической партией страны, как показали итоги выборов, является оппозиционная Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП). Эта партия на прошедших выборах заняла второе место, получив 4,5% голосов избирателей. Председателем партии является Ж. Туякбай, сопредседателями: Б. Абилов, О. Жандосов и Т. Жукеев. Первоначально сопредседатели ОСДП являлись лидерами другой оппозиционной партии "Нагыз АкЖол", которая 23 июня 2007 г., накануне парламентских выборов, приняла решение о присоединении к ОСДП. В октябре 2007 г. на пресс-конференции сопредседатели партии заявили о выходе из ОСДП и создании новой партии на базе ДПК "Нагыз Ак жол". В связи с этим, видимо, следует ожидать ребрендинга партии "Нагыз Ак жол". ДПК "Ак жол" на прошедших выборах в Мажилис 4-го созыва получила 3,09% голосов избирателей, не преодолев семипроцентный заградительный барьер. На выборах в маслихаты она получила 1 мандат в районный маслихат. Поражение на выборах поставило ДПК "Ак жол" на грань разделения на две независимые партии.18 сентября 2007 г. в городе Алматы состоялся Пленум Центрального комитета Демократической партии "Аднлет", где обсуждались итоги выборов в Мажилис Парламента РК и местные представительные органы власти в составе Демократической партии Казахстана "Ак жол". На этом пленуме было принято единогласное решение о созыве VI внеочередного съезда ДП "Адилет", основным вопросом повестки дня которого станет выход ДП "Адилет" из состава ДПК "Ак жол". Таким образом, партия "Адилет", скорее всего, вновь вернется на политическое поле страны. Следует отметить, что лидер ДПК "Ак жол" А. Байменов, ранее стоявший на умеренной оппозиционной позиции, после выборов несколько радикализировался, выступив в судебном и публичном порядке с опротестованием результатов выборов совместно с лидерами ОСДП и КНПК. Тем не менее говорить о том, что данная ситуация может привести к консолидации конструктивных и радикальных оппозиционных сил с перспективой воссоздания единой партии, пока еще очень рано. Судя по всему, в силу определенных трений и несовместимости амбиций их лидеров, объединение крупнейшим оппозиционным партиям пока не грозит. Но в дальнейшей перспективе нельзя исключить и такую возможность. Демократическую партию "Адилет" и нижеперечисленные партии можно отнести к партиям "второго эшелона", то есть партиям, не являющимся заметными субъектами партийно-политического пространства. Коммунистическая партия Казахстана (КПК) не участвовала в выборах в Мажилис 4-го созыва КПК, бойкотировав их. Тем не менее можно прогнозировать, что в краткосрочной перспективе КПК сохранит свои позиции на политическом поле Казахстана. Коммунистическая народная партия Казахстана на выборах в Мажилис 4-го созыва набрала 1,29% голосов избирателей, не получив тем самым ни одного мандата. На выборах в маслихаты выиграла 10 депутатских мандатов местных представительных органов власти. Казахстанская социал-демократическая партия "Ауыл" на состоявшихся выборах в Мажилис получила 1,51% голосов, на выборах в маслихаты - 31 мандат. Партия патриотов Казахстана (ППК) на выборах в Мажилис набрала 0,7% голосов избирателей. На выборах в маслихаты получила 1 мандат в городской маслихат. В конце августа 2007 г. Указом Президента РК Н. Назарбаева лидер этой партии Г. Касы-мов был назначен депутатом Сената, что, возможно, даст импульс развитию Партии патриотов Казахстана. Партия "Руханият" на выборах в Мажилис 4-го созыва получила 0,37% голосов. Таким образом, сегодня на политическом поле Казахстана доминирует одна партия - НДП "Hyp Отан", ставшая крупнейшей политической силой страны. Усиление партийной репрезентативности в представительных и исполнительных органах власти всех уровней привело к абсолютному доминированию партии "Hyp Отан" во властной вертикали. Общим итогом стали обеспечение долгосрочной прочности позиций правящей партии власти и легитимация единоличного формирования ею повестки дня будущего развития Казахстана. Естественно, что в новых условиях особое значение в политической жизни страны закрепляется за партией, сумевшей занять большинство мест в Парламенте. На сегодня - это НДП "Hyp Отан". Лидерство "Hyp Отан" обусловлено рядом причин: массовость партии, привлекательный образ лидера партии и его подавляющая поддержка со стороны электората, наличие финансовых, организационных, информационных и иных ресурсов. Более того, в современных условиях становление НДП "Hyp Отан" в качестве партии парламентского большинства выступает своего рода гарантией от социальных и иных потрясений, поскольку наиболее массовая партия, имеющая рычаги влияния на развитие общественно-политической ситуации, может обеспечить стабильность и преемственность стратегической линии развития страны.

2.2 Народно-демократическая партия "Нур-Отан"

2.2.1 История создания и деятельность партииНародно-демократическая партия "Нур-Отан"

(Каз. Нұр Отан - свет отечества) - крупнейшая пропрезидентская партия Казахстана. Основана в 1999 году по инициативе действующего президента Нурсултана Назарбаева. Партия представляет интересы госслужащих.

· 1999 1 марта открылся первый съезд Республиканской политической партии "Отан", на котором присутствовало около четырехсот делегатов от всех областей, городов и районов страны. В их числе были представители 17 национальностей, 104 предпринимателя и бизнесмена, 67 работников бюджетной сферы, 122 государственных служащих. Делегаты единогласно избрали Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева первым председателем Республиканской политической партии "Отан". С первого съезда партия "Отан" придерживается курса на повышение роли политических партий и объединений в политическом процессе. Важным достижением в этом направлении явилось предложение ряду партий, поддерживающих проводимые в стране реформы, объединиться на равноправной основе. Оно было поддержано Партией Народного единства Казахстана, Демократической партией Казахстана, Либеральным движением Казахстана, Движением "За Казахстан 2030" и завершилось объединительным съездом. В последствии в состав партии "Отан" вошли Партия справедливости, Народно-кооперативная партия Казахстана, Республиканская политическая партия труда. Сегодня партия "Отан" стала крупной влиятельной политической силой, она представляет собой реформистскую партию социал-демократической направленности, партию созидания. За время своей деятельности партия провела 9 съездов. I съезд: г. Алматы, 1 марта 1999 года. Объединительный съезд: г. Алматы, 1 марта 1999 года. II внеочередной съезд: г. Алматы, 18 августа 1999 года. III съезд: г. Алматы,20 апреля 2001 года. IV внеочередной съезд: г. Алматы, 9 ноября 2002 года. V внеочередной съезд: г. Алматы, 12 июля 2003 года. VI внеочередной съезд: г. Астана, 12 марта 2004 года. VII внеочередной съезд: г. Астана, 15 июня 2004года (первое заседание). VII внеочередной съезд: г. Астана, 18 июля 2004года (второе заседание). внеочередной VIII съезд: г. Алматы, 9 сентября 2005 года. внеочередной IX съезд: г. Астана, 4 июля 2006 годаЗа плечами партии немалый опыт политической борьбы на выборах. С момента создания она имеет депутатское большинство в Парламенте. В 1999 году 39 партийцев стали депутатами Парламента, из них 12 - депутаты Сената, 27 - Мажилиса. Убедительная победа была одержана и на выборах маслихатов. Представители партии составляли депутатское большинство в семи областных маслихатах, в 115 из 198 городских и районных маслихатов. Начиная с выборов 1999 года, конкуренция между политическими партиями резко усилилась. Это стало реальностью дня, с которой партия не может не считаться. Но, всякий раз, идя на выборы, партия готова взять на себя ответственность за выполнение возложенной на нее главной функции - выражать политическую волю граждан, достойно представлять их интересы в органах государственной власти.

· На парламентских выборах 2004 года отановская фракция стала ядром и ведущей политической силой в Парламенте, опорой для Главы государства в законодательном обеспечении экономических и социальных преобразований в стране. В 2003 году в маслихаты всех уровней избрано 2240 членов партии "Отан", что составило 70 % всего депутатского корпуса. Теперь, располагая подавляющим большинством в представительных органах власти всех уровней, имея во всех областях, в Астане и Алматы филиалы, в городах и районах республики - представительства, "Отан" имеет реальную возможность влиять на социально-экономическую политику государства.9 сентября 2005 года состоялся VIII съезд партии "Отан" с участием лидера партии и главы государства Нурсултана Абишевича Назарбаева. Впервые съезд выдвинул Нурсултана Назарбаева кандидатом в Президенты Республики Казахстан от Республиканской политической партии "Отан" и принял решение о создании предвыборного блока "Народная коалиция Казахстана в поддержку кандидата в Президенты Нурсултана Абишевича Назарбаева". Партия "Отан" намерена объединить все конструктивные силы общества на платформе поддержки Нурсултана Назарбаева и обеспечить ему новые возможности для завершения политических реформ.4 июля 2006 года на IХ внеочередном съезде РПП "Отан" в г. Астане объединились РПП "Отан" и Республиканская партия "Асар". ЛИДЕР ПАРТИИ - ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ Отан" - партия Президента Казахстана и его политическая опора. В своей деятельности партия реализует инициативы Главы государства, уделяя особое внимание задачам возрождения села, развития аграрного производства, отечественной промышленности, малого и среднего бизнеса. За период с 2006 по 2007 г. партийно-политическое пространство Казахстана претерпело серьезные изменения. Так, 4 июля 2006 г. в Астане прошел внеочередной IX съезд Республиканской политической партии "Отан", на котором его участники приняли решение об объединении с Республиканской партией "Асар". В работе съезда приняли участие около 470 делегатов со всех регионов страны, руководители политических партий, общественных и неправительственных организаций, государственных органов, национальных компаний, а также СМИ. Делегатами съезда на паритетной основе был избран новый состав политсовета и контрольно-ревизионной комиссии партии. Участники съезда также рассмотрели вопросы, связанные с основными направлениями политической модернизации страны и стратегическими приоритетами дальнейшей деятельности партии. После IX съезда в течение двух месяцев проходил объединительный процесс двух ведущих политических партий. Во всех областных филиалах прошли партийные конференции, были избраны новые составы руководящих органов партийных организаций на всех уровнях, включая областные филиалы. В силу схожести и интегрируемости идейных установок двух партий идеологическая платформа обновленной партии "Отан" осталась неизменной. Главной задачей партия провозгласила политическое обеспечение четкой реализации инициатив Главы государства, как в целом по республике, так и на местах. Основными механизмами партии в осуществлении данной задачи стали действия через своих представителей в Парламенте и маслихатах, в которых у ПП "Отан" было подавляющее число мест. По мнению ряда экспертов, функционирование мощной общенациональной партии может способствовать дальнейшей модернизации государства. Как показывает мировая практика, сильные и крупные партии способны в значительной степени стимулировать развитие страны посредством мобилизации граждан для достижения общенациональных целей. Сила крупных доминирующих партий заключается в способности обеспечить в течение длительного времени успешное реформирование страны и поддерживать внутриполитическую стабильность. В этой связи наличие и функционирование на партийно-политическом пространстве общенациональной партии, представляющей интересы подавляющей части электората и обладающей мощными ресурсами, большинством экспертов расценивается как позитивный фактор в развитии государства и реализации его стратегических задач. В целом объединение РПП "Отан" с РП "Асар" в значительной степени повлияло на развитие партийной системы республики, заложив основу для ее дальнейшей трансформации. При этом более отчетливо стала проявляться тенденция постепенного превращения РПП "Отан" в реально правящую партию, как это принято в развитых демократических государствах. Консолидация двух крупнейших пропрезидентских партий вызвала своего рода "цепную реакцию" среди пропрезидентских партий. Так, 22 декабря 2006 г. в Астане прошел внеочередной X съезд РПП "Отан", на котором его участники приняли решение о слиянии с Гражданской и Аграрной партиями. В работе съезда приняли участие более 700 делегатов и гостей из всех регионов республики. На съезде РПП "Отан" было принято решение об увеличении состава политсовета на 35 человек в связи с присоединением Гражданской и Аграрной партий. Участники съезда также рассмотрели вопросы, связанные с основными направлениями политической модернизации, и обосновали стратегические приоритеты дальнейшей деятельности партии. Подведя итоги работы, делегатами съезда было принято решение о переименовании в Народно-Демократическую партию "Hyp Отан". Объединение РПП "Отан", РП "Асар", ГПК и АПК и последующее становление НДП "Hyp Отан" в качестве субъекта, доминирующего на партийно-политическом поле страны, - это крупный структурный сдвиг в политическом пространстве Казахстана, свидетельствующий о достижении баланса интересов внутри политической элиты, которой удалось преодолеть разногласия и направить объединенные усилия на выполнение стратегических задач. В современных казахстанских реалиях становление НДП "Hyp Отан" в качестве доминирующего на партийно-политическом поле страны субъекта стало наиболее приемлемой моделью развития партийно-политического поля страны. Важным преимуществом доминирующей партии является то, что она способна обеспечить в течение относительно длительного времени успешное реформирование страны и поддерживать политическую стабильность. Вместе с тем доминирующее положение на партийно-политическом поле поставило перед НДП "Hyp Отан" ряд новых вызовов. Так, общенациональный формат партии приводит к возрастанию ответственности за проводимый в стране курс реформ, при этом любые неудачи могут негативно отразиться как на имидже партии, так и в целом на имидже лидера партии - Главы государства. Кроме того, увеличивается риск роста бюрократизации ввиду серьезного увеличения партийного аппарата и членской массы. Также появляется опасность возникновения инерционности мышления и деятельности, чреватая потерей политического креатива и позитивного общественного восприятия партии. В заключение необходимо отметить, что объединение ведущих субъектов партийно-политического поля страны вызывает риски возможных тактических разногласий по политико-идеологическим вопросам в связи с различиями в исходных программных позициях и установках. Появление на партийном поле новой крупной политической партии, нацеленной на долговременное доминирование и управление страной, обусловило общее повышение активности субъектов политического процесса и определенную трансформацию оппозиционных сил республики. Еще одним фактором трансформации партийно-политического пространства стали конституционные преобразования. Принятые 18 мая 2007 г. поправки в Основной закон дали мощный импульс всему политическому процессу в стране. Конституционная реформа стала своего рода "пусковым механизмом" модернизационных процессов. Большинство экспертов были единодушны относительно электоральных перспектив Народно-Демократической партии "Hyp Отан". Ни у кого не вызывало сомнений, что именно эта партия одержит сокрушительную победу на предстоящих выборах. Основными факторами, способствовавшими победе президентской партии, были следующие: Во-первых, доминирующее положение на политическом поле НДП "Hyp Отан" определялось ее значительным численным превосходством. Объединяя в своих рядах почти 700 тыс. членов, представляющих все слои населения, в электоральном плане партия имела наилучшие мобилизационные возможности. Во-вторых, наличие наиболее разветвленной организационной структуры, а также обладание солидной материально-финансовой базой и значительными информационными ресурсами давало партии "Hyp Отан" существенные преимущества как в плане подготовки и реализации выборных мероприятий, так и в вопросах их надлежащего обеспечения. К примеру, никакая другая партия в РК не могла сравниться с ней по рекламно-агитационному охвату электората или информационному сопровождению предвыборной деятельности. В-третьих, опыт участия в предыдущих выборных кампаниях придавал партии "Hyp Отан" политическую уверенность в своих силах. В-четвертых, на позитивный образ партии проецировались достижения и успехи республики, которые в сознании населения оказались тесно связаны с именем Президента Н. Назарбаева, являющегося лидером НДП "Hyp Отан". В итоге на прошедших выборах НДП "Hyp Отан" набрала 88,4% голосов избирателей. Но при этом сохранялась острая борьба за номинальное звание второй политической силы страны, что и стало интригой выборов. Между явным фаворитом в лице партии "Hyp Отан" и "аутсайдерами" в лице партий "второго эшелона" образовалось пространство, которое было представлено двумя политическими партиями - ОСДП и "Ак жол", потенциал и ресурсы которых были практически одинаковы. К тому же они работали на протестном оппозиционном электоральном поле. Основной накал электоральных баталий развивался за счет их предвыборной активности. И именно эти партии в равной степени претендовали на второе место на выборах в Мажилис. Определенные шансы выхода на вторую позицию в избирательной борьбе отдавались Общереспубликанской социал-демократической партии, в которую влилась радикальная оппозиционная партия "Настоящий Ак жол". Объединенная партийная структура, насчитывающая около 200 тыс. членов, по сравнению с партией "Ак жол" располагала не только численным перевесом, но и реальным превосходством в финансировании избиратель противником власти. В этом отношении партия "Ак жол" не совсем эффективно использовала свой статус конструктивной оппозиции. Это проявилось в отсутствии четкой позиции по ключевым политическим и социально-экономическим вопросам. "Ак жол" хорошо проявила себя на уровне выдвижения предложений или критики власти по отдельным вопросам, в то время как комплексные программы развития страны остались вне поля зрения партии. По итогам выборов свои голоса "Ак жолу" отдали 3,09% избирателей. Группа политических партий "второго эшелона", таких, как Казахстанская социал-демократическая партия "Ауыл", Коммунистическая Народная партия Казахстана, Политическая партия "Руханият" и Партия патриотов Казахстана, не желая объединяться между собой или с другими более крупными партиями, фактически снизили свои шансы на прохождение в Мажилис Парламента. Таким образом, выборы для вышеназванных политических партий стали "борьбой за выживание". Какой-либо серьезной конкуренции с их стороны никто не ожидал. Оценивая ход электоральной кампании, следует отметить, что по целому ряду параметров она оказалась более политически бескомпромиссной, информационно открытой и соответствующей демократическим избирательным нормам, чем предыдущие. Это произошло вследствие сокращения и укрупнения партий, что обусловило усиление политической конкуренции, расширение агитационных возможностей всех участников выборной гонки и, наконец, резкое сокращение количества обращений в Генпрокуратуру по фактам нарушения избирательного законодательства. Таким образом, по сути, наблюдателями было признано, что выборная борьба велась в честном и справедливом русле, а значит, ее результаты можно считать легитимными. Несмотря на летний период, явка избирателей была высокой. По данным Центризбиркома, на выборах депутатов Мажилиса Парламента и очередных выборах депутатов маслихатов всех уровней проголосовали 5 млн 726 тыс. 544 избирателя, или 64,56%, что в целом является очень хорошим показателем. К примеру, на прошлых парламентских выборах в 2004 г. явка составила 54%. Целесообразно отметить, что наименьшая явка избирателей наблюдалась в городах Астане и Алматы, при этом здесь отмечались наиболее высокие рейтинги оппозиции. Судя по всему, данная ситуация объясняется тем, что в этих городах сосредоточен устойчивый протестный электорат оппозиции. После прошедших выборов в Мажилис и маслихаты сложился уникальный партийно-политический расклад, характеризующийся безусловным доминированием в представительных органах власти НДП "Hyp Отан". Тем не менее политические партии, не прошедшие в Парламент, по-прежнему остаются субъектами политического поля Казахстана. На сегодняшний день на политическом пространстве РК находятся 11 политических партий, из них официально зарегистрировано 9 партий. К незарегистрированным партиям относятся "Алга" и "Атамекен". Обе партии испытывают серьезные проблемы в своем развитии, связанные с неоднозначной позицией их лидеров. Так, например, 4 июля 2007 г. лидер народной партии "Алга" А. Кожахметов сложил с себя полномочия председателя президиума политсовета. Принятию такого решения предшествовали разногласия в рядах партии по поводу ее присоединения к Общенациональной социал-демократической партии. Это предложение не нашло широкой поддержки, что и стало причиной отставки лидера партии. Тем самым в партии сложилась кризисная ситуация, грозящая привести к ее развалу. Тем не менее А. Кожахметов по-прежнему остается заметной фигурой среди казахстанской оппозиции, принимая участие в протестных акциях и организационных мероприятиях оппозиции. В партии "Атамекен", позиционирующей себя в качестве правоцентристской, сложилась схожая ситуация. Партия оказалась на грани раскола, что незамедлительно вызвало предложения других политических партий о вхождении партии "Атамекен" в их состав. На сегодняшний день партии "Алга" и "Атамекен" находятся на грани исчезновения из политической жизни Казахстана.

· 2007 Партия "Нур Отан", возглавляемая президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, набрала, по предварительным данным, более 88 %. Другие партии, участвовавшие в выборах, не смогли преодолеть необходимый для прохождения в парламент барьер в 7 %. Из программы Республиканской политической партии "ОТАН" "КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ - 2009"

· Через удвоение ВВП - к практическому удвоению социальных расходов государства на удешевление здравоохранения, обеспечения доступности жилья, рост зарплат, пенсий и социальных выплат.

· Умеренное евразийство: "Отан" выступает за действенную экономическую интеграцию в рамках ЕврАзЭС, Центрально-азиатского сотрудничества, за создание Единого экономического пространства России, Беларуси, Казахстана и Украины.





Заключение

 

Сегодня постепенно активизируются процессы в сфере национального движения, которые одно время были заморожены. Динамичное, казалось бы, развитие этого перспективного и крайне важного для страны направления после периода расцвета начала 1990-х годов постепенно сошло на нет. Но именно сегодня намечаются предпосылки для того, чтобы национальное движение обрело новую жизнь. В данной статье сделана попытка рассмотреть этот процесс с точки зрения его перспектив, и в частности, в плане того, получит ли он выражение в форме партийных структур. Процесс партийно-политического строительства в Казахстане начал обретать свои реальные черты со второй половины 1980-х годов. Отсутствие данного строительства прежде было вызвано объективными причинами, главными из которых выступали монополия Коммунистической партии Советского Союза и жесткие ограничения любых попыток самостоятельного политического выражения [30; с.66]. Возникновение первых общественно-политических движений в этот период представляет для нас интерес в плане выявления оснований для массового политического участия. Суть в том, что основные социальные тенденции и характеристики сохраняют свою устойчивость долгое время. Поэтому анализ периода наибольшей политизации и возникновения наиболее массовых политических движений позволяет сделать выводы для современной партийной системы и перспектив ее развития. Политические партии являются неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества и современному человеку очень важно знать классификацию, обязанности и возможности партий и политических объединений. В настоящее время в Казахстане появилось много различных политических партий. Они постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций. Для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей в структуры властные. По моему мнению развиваются партии различной политической направленности: Демократичной, Либеральной, Консервативной, Прокоммунистической и т.д. Рассматривать конкретную партию надо в конкретной ситуации. Но ясно одно - возрождение Казахстана требует не просто взаимодействия партий но и взаимодействия просто политических сил. Они должны сотрудничать друг с другом на разумных условиях.



Список использованной литературы

 

Нормативные акты:

1. Закон РК "О политических партиях" от 15 июля 2000 г.

2. Закон РК "Об общественных объединениях" Политические партии в Республике Казахстан. Неправительственные организации в Казахстане. - Алматы: Центр внешней политики и анализа, 2001. - с. 20

3. Закон об изменениях и дополнениях в Конституцию РК от 8 октября 1998 года.

4. Конституция РК 30 августа 1995 года.

Специальная литература 5. Новое поколение,20 августа 1999.

6. Аяганов Б. Политические партии и общественные объединения Алматы, 1994. Выпуск 1-2

7. Перуашев А.Т., Бабакумаров Е.Ж. Многопартийные выборы в контексте политической стабильности в Казахстане. Алматы, 200г.

8. Карсаков И. Государство и партии (классификация и правовое регулирование общественно-политических объединений в Казахстане). // Мысль 9, 2005г.

9. Шмачкова Т.В. Мир политических партий. // Полис 1-2 1992 г.

10. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980.

Периодические издания 11. Жусупов С. Некоторые аспекты взаимосвязи политической и правовой культур. // Евразийское сообщество.2, 2008г

12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права М., 1997.

Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М., 1997.

13. Данные Агентства социологов и политологов // Континент, 15-28 сентября 2008г (6). С.21.

14. Данные Института сравнительных социальных исследований "Цесси-Казахстан" // Казахстанская правда, 25 сентября 1999; 5 октября 1999.

15. Под ред. Сапаргалиева Г.С. Основы государства и права РК. Алматы, 1998.

16. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы, 1996.

17. Партии и движения: что есть что. // Деловая неделя 20-23 1998 г.

Сакиева С. О политических партиях. // Фемида 2, 1997 г.

18. Маслов Д. Маленький юбилей большого органа власти. Итоги первых ста дней деятельности казахстанского парламента пока не внушают оптимизма // Континент, 2000, № 5 (18). С.12.

19. Апарин С. Маски-шоу в парламенте: лик возмущенный // Новое поколение, 14 апреля 2000.

20. Коваленко О. Трудное искусство компромисса // Казахстанская правда, 11 марта 2007г.

21. Махин В. У каждой партии - свои приоритеты // Казахстанская правда, 25 марта 2005г.

22. Есиркепов Т.Ю., Алиев Р., Сыбайбаева Г. Проект закона "О земле": волк, одетый в овечью шкуру?; Асип-улы С. Писатели - против законопроекта "О земле" // Новое поколение, 21 апреля 2006г.

23. Хитрин Ю. Заявление Генеральной прокуратуры Республики Казахстан // Казахстанская правда, 18 февраля 2007г.

24. Карташев В.А. Система систем. М., 1995.

25. Под ред. Капесова Н.К. Основы политологии. Алматы, 2005г.

26. Сабикенов С.С., Аюпова З.К. Правовое государство. Алматы, 1994.

27. Алексеев С.С. Правовое государство судьба социализма. М., 1992.

28. Здесь и далее цитаты из официальных документов политических партий и движений Республики Казахстан даются без ссылки на источник, поскольку многие из этих документов не опубликованы и существуют в машинописном варианте. Точность цитирования авторы гарантируют.

29. dp-adilet. kz/kz/89.html 30. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

31. Перуашев А.Т., Бабакумаров Е.Ж. Многопартийные выборы в контексте политической стабильности в Казахстане. Алматы, 1994.

32. Под редакцией Лазарева В.М. Общая теория права и государства. М., 1997.



Приложение

 

Приложение А

 

Эмблема Демократической партии Казахстана
Эмблема Демократической партии "Әділет"

 

Презентация молодежного крыла "Әділ жастар"

Приложение Б

 

 

Республиканская народная партия Казахстана

РНПК была образована в марте 1999 года. Лидер партии Акежан Кажегельдин. Сведений о символике партии пока нет.

 

Казахстанская социал-демократическая партия "АУЫЛ"

 

"ОПИСАНИЕ ФЛАГА ПАРТИИ Основной цвет полотнища флага сине-голубой. В центре флага размещена символика Партии.

Каждый цвет символизирует определенное понятие.

В тюркской культуре синий цвет имеет глубокое символическое значение. Достаточно сказать, что понятия "синий" - "небо" на языках почти всех тюрко-язычных народов обозначаются одним словом.

Синий цвет соответствует небу, символизирует честность, целомудрие, верность, безупречность, порядок, рациональность и дисциплину. Это также цвет религии, искусства, музыки, сострадания и мира.

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЭМБЛЕМЫ ПАРТИИ И ФЛАГА Она включает в себя следующие элементы:

- В центре "АУЫЛ" - название Партии на государственном языке;

- На переднем плане - золотистый колос;

- На заднем плане - подкова;

- Замыкает концы подковы - открытая книга.

Первый элемент - обозначает основную ячейку функционирования общества Республики Казахстан на селе.

Второй элемент символизирует основную отрасль сельского хозяйства республики - земледелие, растениеводство, зернопроизводство и сопутствующие отрасли.

Третий элемент - олицетворяет традиционную ведущую подотрасль аграрного сектора животноводство, а также перерабатывающую и ресурсопроизводящую сферы АПК.

Четвертый элемент - отображает интеллектуальный потенциал республики, научно-техническую базу развития сельского хозяйства Казахстана.

Элементы эмблемы, кроме прямого понимания, несут также символический смысл:

- "АУЫЛ" - ячейка социального мироздания и человеческой цивилизации;

- подкова - надежда и успех;

- колос - труд и хлеб насущный;

- книга - мысль и творчество.

В целом это символика конкретно отображает языком графики главную цель партии, зафиксированную в ее программе защиты и выражение политических, экономических и социальных интересов всех жителей села кому не безразлична сегодняшняя и завтрашняя судьба аула, ибо это и судьба всего народа нашей страны.

По материалам сайта партии АУЫЛ

Гражданское движение "Азамат"

Движение создано в 1996 году. Сведений о символике пока нет.

ДПК "Ак жол"

На эмблеме партии - карта Казахстана и голова коня. Как говорил в интервью Арсений Дюсенов, координатор по связям с общественностью ДПК "Ак жол":

" - Кобылье молоко - наиболее близкое по составу к материнскому. Не каждый хищник способен догнать лошадь. Это благородное существо, которому чужда агрессия, но оно вполне способно постоять за себя, когда требуется".

Коммунистическая партия Казахстана

Партия образована в сентябре 1991 года после внеочередного съезда. Члены КПК считают эту дату временем "воссоздания" самораспустившейся республиканской компартии, а себя считают правопреемниками партии большевиков.

На демонстрациях коммунисты используют красные флаги СССР, КССР, а также знамёна с портретами Ленина и т.п.

Либеральное движение Казахстана

Движение создана в апреле 1997 года. Лидер - Асылбек Бисенбаев. Сведений о символике пока нет.

Партия "Народное единство Казахстана"

Партия образована на базе основанного в 1993 году Союза народного единства Казахстана. Сведений о символике пока нет.

Партия "Народный конгресс Казахстана"

Партия образована в 1991 году. Сведений о символике пока нет.

Социалистическая партия Казахстана

Создана в сентябре 1991 года в результате решения внеочередного съезда Компартии Казахстана о переименовании ее в Соцпартию. Сведений о символике пока нет.

"Руханият"

На эмблеме партии изображена передняя часть пегаса, символизирующего духовное наследие народа.

Гражданское движение "АЗАТ"

Создано в июле 1990 года. Сведений о символике пока нет.

Партия национальной свободы "Алаш"

Партия основана в 1990 году. Председатель Арон Атабек. Сведений о символике пока нет.

Партия возрождения Казахстана

Партия создана на учредительном съезде 27 января 1995 года. Лидер - писатель и публицист Алтыншаш Джаганова. Сведений о символике пока нет.

Народно-кооперативная партия

Партия создана в декабре 1994 года. Первым лидером НКПК был избран председатель правления Казпотребсоюза У. Сарсенов.

Ассоциация "Российские соотечественники в Казахстане"

Учредители Ассоциации - Русская община Казахстана, республиканское славянское движение "Лад", Союз казаков степного края, Союз семиреченских казаков. Сведений о символике пока нет.

Общественно-политическое движение - "Орлеу" ("Прогресс)

Движение основано в 1998 году. Сведений о символике пока нет.


Приложение В

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 296.